Автор: Щербак Татьяна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 2" (корпус 1-22)
Населённый пункт: г. Истра, Московская область
Наименование материала: учебно-методическая разработка
Тема: ООД "Путешествие в страну денег" в подготовительной к школе группе.
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД. Тема «Путешествие в страну денег»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей.
Задачи:
- Дать детям представление о денежной единице.
- Познакомить с достоинством (номиналом) монет.
- Научить понимать назначение денег, развивать воображение и мышление.
- Познакомить с историей денег.
Материалы и оборудование: посылка (копилка, открытка), картинки, мяч, бумажные банкноты и
монеты России, картинки-слайды денег, мультимедиа-проектор, видео ролик об истории появления
денег.
Ход занятия:
Воспитатель:
Доброе утро, дети! Поприветствуем друг друга в это прекрасное утро!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
После приветствия, воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.
Стук в дверь.
Основная часть.
Воспитатель:
Почтальон Печкин принес посылку и открытку от Матроскина. Воспитатель читает открытку:
«Здравствуйте, дети! Пишет вам кот Матроскин из Простоквашино. Я вам дарю подарок, который
вам подскажет, как бережно относиться к денежным средствам».
Далее достает копилку-кота.
Воспитатель: Дети как вы думаете, что это такое? (копилка) Для чего же нужна эта копилка?
(предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: А вам интересно узнать, может быть что-то лежит в копилке, есть ли в ней деньги?
Давайте посмотрим! Воспитатель достает монеты. Что это такое? Правильно. Давайте рассмотрим
монеты, сначала посмотрят девочки, подходите к столику, потрогайте и рассмотрите монеты
поближе, а теперь девочки присаживайтесь сейчас посмотрят монеты мальчики, проходите
мальчики. Дети рассматривают монеты. (Дети подходят к столику, становятся вокруг него),
затем воспитатель приглашает присесть на стульчики).
Воспитатель: Дети расскажите какие бывают монеты? (холодная, блестящая, тяжелая, прочная,
плоская). Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
Воспитатель (обобщает): Круглая, металлическая, звенящая (можно взять в руки несколько монет и
позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Монеты имеют разное достоинство
(номинал) 1, 2, 5, 10 рублей (воспитатель показывает на слайде).
Дети, а сейчас будем денежки считать.
Дети проходите ко мне.
Физминутка:
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).
Дети присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Дети, может быть у нас в копилке ещё, что-то осталось. Давайте посмотрим, что же
это. Воспитатель достаёт банкноты.
Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Дети: это банкноты. А какие они?
Давайте рассмотрим банкноты, сначала посмотрят девочки, а потом мальчики, итак девочки
подходите к столику, потрогайте и рассмотрите банкноты поближе. Дети рассматривают деньги.
(Дети подходят к столику, становятся вокруг него), затем воспитатель приглашает присесть на
стульчики.
Воспитатель: дети какие банкноты? (легкие, бумажные, не прочные, прямоугольные, гибкие, они
шуршат).
Воспитатель: Банкноты - это бумажные деньги, они шуршат. (Можно продемонстрировать
шуршание банкнотой). На них изображены различные достопримечательности наших городов
России. Они так же, как монеты имеют разное достоинство (10, 50, 100 рублей).
Воспитатель: Молодцы! Деньги нашей страны называются рублями. В мире существует много
стран, и в каждой стране свои деньги так, например в Японии – юани, Америке – доллары, Германии
– евро.
А теперь мы с вами будем монетками.
Физминутка «Монетки»
«Мы не детки, мы не детки, (Наклоны в стороны)
А веселые монетки. (Наклоны в стороны)
Звонко катимся по кругу, (Идут по кругу)
Радуемся мы друг к другу. (Повороты к соседу)
Дружно скачем: скок, скок, скок (Прыгают на месте)
И обратно в кошелек.
(Монетки-дети должны успеть
запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг).
Воспитатель: Дети деньги используют для того, чтобы оплатить труд человека. Деньги люди
получают за выполненную работу.
Воспитатель: А как же появились первые деньги? На этот вопрос мы получим ответ после
просмотра мультфильма.
Мультфильм об истории появления денег. А теперь поиграем с глазками.
«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой
стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель: Вот так начиналась история денег. Но давным-давно денег совсем не существовало.
Древний человек даже и не знал что это такое. Все свое время тратил на добывание пищи. И деньги
этому человеку совершенно не были нужны. Но прошло много лет и люди научились выделывать
пушнину, ловить рыбу, выращивать зерно. Для получения нужных товаров древние люди стали
обмениваться. Например, у одного человека было зерно, у другого рыба. Они менялись этим товаром
друг с другом. И стало много товаров, и их было трудно менять друг на друга, люди стали
задумываться как облегчить это. Стали обмениваться такими деньгами как ракушки, соль, зерно, чай.
Путешественники нашли драгоценный металл золото и серебро и стали делать из них слитки,
которые делили и это были деньги, но они тоже были не удобные очень тяжелые, стали
изготавливать монеты, и они были тяжелые и придумали бумажные деньги.
А вы знаете, что деньги нужны для удовлетворения потребностей, то есть то, без чего человек не
может жить и всё то, что он хочет иметь.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и
называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны: (предполагаемые
ответы детей: - для покупки продуктов питания; - для оплаты бытовых услуг; - для оплаты
развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
- для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
- для оплаты проезда на транспорте;
- для покупки подарков.
Дети мы выяснили для чего нужны деньги.
Воспитатель: Молодцы! Скажите за деньги все можно купить или нет? (предполагаемые ответы
детей)
Игра «Что можно и нельзя купить за деньги»
На столе лежат разные картинки, дети (поочередно, воспитатель просит выйти) ее выбирают, крепят
магнитом к доске, показывают и объясняют, почему выбрали именно ее. Сначала, например, что
можно купить (дети крепят справа картинки на доске), потом что нельзя (слева крепят) купить за
деньги. Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку
бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги и т.д.
Дети занятие подходит к завершению, расскажите, что интересного вы узнали сегодня на занятии
(что запомнилось вам)?