Автор: Зубков Геннадий Федорович
Должность: Преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: ОГАПОУ "Губкинский горно-политехнический колледж"
Населённый пункт: г.Губкин Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в современном мире
Раздел: среднее профессиональное
Тема: «Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в
современном мире»
Задачи безопасности жизнедеятельности – обеспечение комфортных условий
деятельности людей на всех стадиях их жизни. Обеспечение безопасности труда
и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей, снижению уровня
травматизма и заболеваемости.
Таким образом, безопасность образовательного учреждения – это условия
сохранения жизни и здоровья обучающихся, работников, а также материальных
ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев.
Рассмотрим, какие же негативные факторы могут действовать на человека
(преподавателя, обучающегося, техперсонал) в колледже, а также как с этими
факторами можно и нужно бороться.
1. Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся
уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и
здоровья людей.
Для обеспечения пожарной безопасности учебно-образовательном учреждения
оборудуются:
пожарными сигнализациями, датчиками дыма и огня;
пожарными рукавами и кранами;
огнетушителями;.
Загорания и пожары могут быть предупреждены и значительно ослаблены
благодаря проведению профилактических мероприятий. Проводиться они
должны постоянно, быть в поле зрения не только руководителей, но и всего
состава образовательного учреждения.
К мероприятиям профилактики можно отнести также проведение объектовых
тренировок.
Главное – это соблюдение мер пожарной безопасности, тогда возможность
загорания и пожара сводится к минимуму.
2. Защита личности, общества и государства от терроризма, согласно
Концепции национальной безопасности Российской Федерации, является
важной составляющей национальных интересов России.
Террористическая акция – это непосредственное совершение преступления
террористического характера в различных формах: взрыв, поджог, применение
или угроза применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных,
химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, ядовитых
веществ; уничтожение, повреждение или захват транспортных средств или
других объектов; посягательство на жизнь захват заложников, похищение
человека; создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или
имуществу лицам путем создания условий для аварий и катастроф техногенного
характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространение
угроз в любой форме и любыми средствами; иные преднамеренные действия,
создающие опасность гибели людей, причинения значительного
имущественного ущерба.
В качестве предупредительных мер необходимо:
ужесточить режим пропуска на территорию организации,
ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью
обнаружения подозрительных предметов,
тщательно проверять поступающее имущество, оборудование по количеству
предметов, состоянию упаковки и.т.д.,
иметь план эвакуации персонала и учащихся,
подготовить средства оповещения личного состава,
организовывать подготовку сотрудников учреждения совместно с
правоохранительными органами путем практических занятий по действиям в
условиях проявления терроризма,
освободить от лишних предметов служебные помещения, лестничные клетки,
помещения, где расположены технические установки,
обеспечить регулярное удаление из здания отходов,
контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий
объекта,
довести до всего персонала учреждения номера телефонов, по которым
необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении
подозрительных предметов или признаков угрозы проведения
террористического акта.
3. Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления,
стихийного или иного действия, повлекшая за собой человеческие жертвы,
ущерб здоровью, ущерб окружающей природной среде.
Направление: предупреждение и ликвидация ЧС. С этой целью в
образовательном учреждении разрабатывается и реализуется (по введению
режима ЧС) специальные приказы на период ЧС, создаются местные КЧС, штаб
и оперативные формирования и команды, проводятся аварийно-спасательные и
другие неотложные работы.
4. Период военных действий, состояния войны.
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по
защите населения, материальных и культурных ценностей на территории
Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этого.
Защита осуществляется по двум направлениям: в мирное время, в военное
время.
Можно выделить мероприятия:
обучение работников учреждения способам защиты от опасностей,
возникающих во время или вследствие военных действий,
разработка специальных планов и мероприятий по ГО,
строительство и обслуживание укрытий различного назначения,
оповещение,
эвакуация,
предоставление средств индивидуальной защиты,
аварийно-спасательные и другие неотложные работы и т.п.
5. Иные неблагоприятные факторы, которые формируются в ходе учебного
процесса.
Направления: санитарно-гигиеническое, психологическое, инженерное.
Требования с целью обеспечения условий безопасности организации учебного
процесса:
к размещению образовательного учреждения,
к участку, где находится указанное заведение,
к зданию (например, определенное количество этажей),
к помещениям (глубина стены не более 6 метров, тона классной комнаты –
светлые, окраска столов и стульев – зеленая, светло-синяя, цвета дерева),
к оборудованию,
к воздушно-тепловому режиму (влажность 40-60%, температура +18..+20 С, в
спортзале +16..+18С, аналогично в мастерских),
к естественному и искусственному освещению (естественное левостороннее
освещение в классных кабинетах, общее освещение 500 люкс, индивидуальное –
300 люкс, светильники должны располагаться параллельно светонесущей
стене),
к водоснабжению и канализации,
к режиму (расписание, рабочий график),
к организации медобслуживания,
к организации питания,
к санитарному состоянию здания,
к зеленым насаждениям (эстетическое значение, уменьшение запыленности
территории, снижение уровня шума, обогащение воздуха кислородом) и т.п.