Напоминание

Работа над текстом "Арифметика леса"


Автор: Саляхова Зиля Савитовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Байрякинская СОШ"
Населённый пункт: с. Байряка, Ютазинский район, Республики Татарстан
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку
Тема: Работа над текстом "Арифметика леса"
Раздел: начальное образование





Назад





Тема
Работа над текстом «Арифметика леса». Повторение имен существительных.
Тема
Работа над текстом «Арифметика леса». Повторение имен существительных
Цель темы
совершенствовать навык написания слов с изученными орфограммами, закрепление
знаний уч-ся о правописании окончаний имён существительных; развивать умение определять тему и главную мысль текста.
Задачи:

1) образовательная
: - закрепление знаний уч-ся о правописании окончаний имён существительных в зависимости вопросов;
2) развивающая
: развитие речи, сосредоточенности, внимание, словесно- логического мышления;
3) воспитательная
: воспитывать культуру общения, аккуратность, интереса и любви к природе.
Планируемый результат

Распознавать
имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать
отнесение слова к имени существительному.
Объяснять
лексическое значение слов — имён существительных.
Обогащать
собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.
Межпредметные связи
Окружающий мир, математика, татарский язык, ИЗО, чтение
Ресурсы:

- основные

- дополнительные
Учебник «Русский язык», ч.2, Рабочая тетрадь № 1 Тема: « Человек и природа» Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал. слайды
Организация

пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.

Самоопределение к

деятельности

(1 мин)
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!” Повторим материал, закрепим умения, Проверяют готовность к уроку.
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.
2.

Актуализация

знаний

(5 мин)
1.
Фонетическая

зарядка
.
2.Постановка учебной

задачи.

3.Повторение
- -Ребята, все красиво и тихонечко сели, положили руки на парты и посмотрели на доску. В лесу открылся детский сад. Ведёт зайчиха своих зайчат. Волчица-маленьких волчат. А барсучиха-барсучат. - Ребята, о чём идёт речь в стихотворении? -Молодцы. Дети, о чём же сегодня на уроке мы с вами поговорим?
- Какова будет тема сегодняшнего урока?
познакомимся с произведением Николая Сладкова
«

Арифметика

леса»
и повторим материал об именах существительных. -У всех на партах лежат листочки с заданиями. Каждому ряду отдельное задание. Но рассказ не простой, с рисунками. Вместо рисунка вы называете существительное в нужной форме. - Но прежде вспомним, как пишутся имена существительные с предлогами, слитно или раздельно? - А что пишется слитно? -Предлоги пишутся до или после существительных? – -Что изменяется в именах существительных, когда мы употребляем с ними предлог . - Когда ещё изменяются окончания у существительных? - Молодцы, а сейчас попробуем прочитать рассказ. 1 ряд (Дети читают хором). (о природе) (о природе, о лесе) Дети дополняют. (Раздельно) (Приставки). (До). (Окончание) (При ответе на вопросы кого? кому? чего? с кем? с
2 ряд - Кого вы видите на рисунке? Молодцы, вы справились с заданием. - Где живут эти звери? Куда мы сейчас отправимся с вами? чем? и т.д.). (Петуха, зайца, лису, медведя)

Физминутка (2 мин)

4. Открытие нового

знания.

1.

Работа по

учебнику
2.
Работа над

текстом
. 3.
Работа над

словарными словами
. Все встали и делаем физминутку -Тихонько все сели, открыли учебники 142 страницу. Итак, ребята, мы сегодня начинаем какой раздел учебника, как называется? Девизом нашего урока будет стихотворение Ивана Шесталова. - Все вместе хором прочитаем. - о чём стихотворение? -Нашли все рассказ « Арифметика леса.» Ребята, что такое «арифметика»? -Давайте прочитаем рассказ. Обратите внимание на ударения и на произношение слов. -Есть ли в тексте непонятные слова. Кто понял содержание текста? Тетерев—кыр тавыгы Ястреб—тетеревятник Две дюжины—дюжина - это слово французского происхождения 17 века, означает—двенадцать 2 дюжины 12+12=24. Трухлявый—черек. Поганка—агулы гөмбә. Короед—кабык көңгызы. Сорокопут—сайрар чыпчык. Рябинник—от слово рябина. Кедровка—от слово кедр. Подогнано—җайланган. -О чём речь? Что говорится? Как нельзя считать в лесу? Можно ли складывать и отнимать как придётся, умножать или делить как кому вздумается? -Любить и знать природу и животных нужно? (В лесу) (В лес) «Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз-росой она умылась, Два-изящно покружилась Три- нагнулась и присела, На четыре- полетела, У реки остановилась. Над водою закружилась» («Человек и природа») (хоровое чтение) (о природе и о людях). (математика). (Дети читаю текст.) (краткий пересказ) -Повторяют за мной.

4. Анализ

и выводы
-Какие вы ещё знаете книжки о природе? Есть, ребята, о природе, о зверях книги, Мамина- Сибиряка, Пришвина, Николая Сладкова, Радия Погодина и многих других авторов. Выставка книг названных авторов. -Чтение текста детьми. Ответы детей
5.Первичное

закрепление.

(7 мин)
-А сейчас, открыли тетради и запишите сегодняшнее число. На минутке чистописания мы напишем букву, которая обозначает предлог. Внвя внвя—букву с другими буквами можно соединить и сверху и снизу. Пишем аккуратно, красиво и без ошибок. На второй строчке пишем:
воробей, ворона, ворота,

овраг
; дальше предложение:
В лесу живёт волк, лиса,

медведь, заяц.
В предложении находим и подчёркиваем орфограммы. -С новой строчки напишите последнее существительное предложения и подберите к нему однокоренные слова Я тетрадь свою открою И как надо положу. Я друзья от вас не скрою: Ручку я вот так держу Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь (Объясняем правописание). (Заяц, зайчик, зайчиха, зайчишка, зайка, заинька, заячий, по-заячьи, зайчонок).
ФИЗМИНУТКА.

(2 мин)
Уселась кошка на окошко И стала лапкой ушки мыть. Понаблюдать за ней немножко, Её движенья можно повторить 1,2,3 – ну-ка повтори,(2 раза) 3,4,5 – повтори опять,(2 раза)
Просто молодцы!
6. Самостоятельная

работа с

самопроверкой
(
7 мин)
-С новой строчки напишите последнее существительное предложения и подберите к нему однокоренные слова Дети пишут самостоятельно. (Заяц, зайчик, зайчиха, зайчишка, зайка, заинька, заячий, по-заячьи, зайчонок).
7.Включение нового

знания в систему

знаний повторения.

(10 мин)

Словарный диктант

Работа в парах
-Вернёмся к тем листочкам с заданиями и перевернули другую сторону. Найдите текст «
Летучий одуванчик»

ПРОВЕРКА
Дети читают задание. Каждый читает одно предложение. Те слова которые даются значками пишем в тетрадях с комментированием. ( Птицы, солнце, одуванчик, мальчик, облако, дома, дети, машины, трактор, поезд, змея, самолёт, ракета, птичка, жук, парашют, корабль.)
Прочитайте текст. Сейчас мы с вами напишем словарный диктант. Объясняю этимологическое значение слова «парашют». Это слово произошло от французского воздухоплавателя 19в. Бланшара на базе греческого «пара»-против и французского «шюте»-падение т. е. «против падения». - Дети, поменяйтесь тетрадями, возьмите карандаши и проверяйте записи своих соседей. -У кого сколько ошибок сосчитайте и сравните их с рисунками на доске. -Который рисунок подходит по счёту ошибок нарисуйте на полях тетради. Дети меняются тетрадями и проверяют записи своих соседей по слайду .(Дети считают ошибки и рисуют смайлики на полях)
8. Итог урока.

(2 мин)

Домашнее задание.


- Какую задачу ставили? -Итак, что мы сегодня делали? -Да, ребята, мы многое узнали сегодня. А самое главное мы узнали, что природу надо беречь и любить. И то, что в природе всё между собой взаимосвязано. -Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Всем большое спасибо! - Удалось решить поставленную задачу?

-Дома вы ещё раз прочитаете этот текст и подготовитесь к пересказу. (Познакомились с природой, с произведением Н.Сладкова, проверяли знания об именах существительных, узнали много новых слов.)

Рефлексия.

Стр.137
- Оцените свою работу на этом уроке. Встаньте и подойдите к доске, кто усвоил тему, может рассказать товарищу, маме. Встаньте около своего стола, кто понял, но не может пока рассказать. Останьтесь сидя на месте, у кого остались вопросы .и.сомнения. Дети оценивают свою работу.


В раздел образования