Напоминание

Принцип наглядности в обучении


Автор: Брагина Алена Владимировна
Должность: студентка
Учебное заведение: БГПУ им. М. Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Принцип наглядности в обучении
Раздел: высшее образование





Назад





ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
А.В.Брагина Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Научный руководитель: Нефедова В.Н., преподаватель Структура и содержание образования должны способствовать повышению уровня профессиональной компетентности будущего специалиста. В условиях постоянного повышения требований к качеству знаний студентов проблема повышения эффективности обучения может быть решена посредством совершенствования процесса управления учебно-познавательной деятельностью. В обучении студентов существенную роль играет наглядность и моделирование, поскольку это способствует реализации основного принципа доступности, а также успешности формирования понятий, методов, приёмов, поддержанию у студентов интереса к предмету, приводит к более высокому уровню понимания предмета. Решение проблемы наглядности классики педагоги сводили к решению вопроса: происходит ли усвоение знаний в процессе наблюдения (восприятия). Для Я.А. Коменского способом накопления знаний об окружающем мире было наблюдение, наглядность. У И.Г. Песталоцци наглядность выступает как средство развития способностей и духовных сил, он считал необходимым вести обучение наблюдению через выделение исходных элементов (число, форма, слово), организующих это наблюдение [3, с. 63]. Ушинский К.Д. считал, что наглядность является средством воспитания мышления, а обучение должно быть построено на конкретных образах, наглядность должна быть важнейшим дидактическим принципом, на котором основывается обучение и присутствовать в методах и приемах обучения. По словам П.Ф. Каптерева, наглядное обучение есть единственно правильный и естественный метод обучения, вполне отвечающий ходу развития отдельных личностей [2, с 222]. Согласно Л.М. Фридману, наглядность – это особое свойство психических образов, создаваемых в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения при познании объектов окружающего мира. Внешним условием наглядности является познавательная деятельность, направленная на создание наглядного образа предмета. Наглядность – это понимание и активность [3, с. 58]. Существует ряд условий, которые целесообразно учитывать при работе с наглядными пособиями:
- организовывать восприятие наглядного пособия надо таким образом, чтобы учащийся максимально воспринимал заложенную в нем информацию; - создавать условия к переходу мысли ученика от наглядного пособия к оригиналу, умело управлять мыслительной деятельностью учащихся; - связывать формируемые чувственные образы с выполнением учебной задачи. К наглядным средствам, используемым в процессе обучения, предъявляются определенные требования: 1) точное соответствие реальному объекту или явлению; 2) ясное осознание преподавателем цели, времени и места введения наглядности; 3) эстетическое оформление наглядного средства; 4) адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче; 5) учет уровня развития и обученности студентов; 6) мера в использовании наглядного средства на одном занятии; при использовании нескольких наглядных средств на одном занятии они должны предъявляться по мере необходимости, будучи закрытыми для восприятия до момента использования; 7) наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций у студентов; 8) при использовании нескольких наглядных средств на одном занятии, они должны предъявляться по мере необходимости, будучи закрытыми для восприятия до момента использования; 9) учет уровня развития, возраста и обученности студентов; 10) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; 11) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; 12) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; 13) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. Переход от наглядного и символического языка к деятельностному составляет основной компонент понимающего усвоения. Понимающим называем усвоение, которое обеспечивает: - постижение адекватных значений, роли, функций учебных элементов (объектов, явлений, процессов и методов); - выявление содержательных, структурных и логических связей между элементами, как элементы собственного знания; - перевод содержания предмета на разные языки представления (вербальный, символический, визуальный и деятельностный);
- прочность усвоенного содержания предмета, включающая знаково- символическое представление, методы и приемы его преобразования; - целостность, структурность и системность предмет а, направленность усвоения на приобретение личностного опыта его применения в конкретных ситуациях, как в учебной, так и в практической деятельности [1, с. 346]. Когда человеку даётся вербальное описание объекта, процесса, метода информация преобразуется в образное за счет внутренней работы мозга, на что затрачивается изрядное количество умственной энергии и времени. Когда же информация дается в готовом виде, наглядно мозг активизирует процесс обработки информации, поскольку это происходит не только за счет внутренних ресурсов. В этом состоит естественная деятельность мозга в двухполушарном режиме [1, с. 346]. Наглядность модели объясняется тем, что она чувственно воспринимаема (её можно видеть, наблюдать в движении, изменении). Наглядность в обучении студентов является самым простым и естественным средством организации понимающего усвоения материала. Создаваемые наглядные средства обучения условно можно классифицировать с учетом их дидактических свойств. Чаще всего специалисты классифицируют наглядные средства обучения по содержанию, характеру изображаемого и форме представления. При этом выделяются следующие группы наглядности: 1. Изобразительная наглядность; 2. Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели); 3. Мультимедийная наглядность (на основе как изобразительных, так и условно- графических иллюстраций); 4. Существуют и другие классификации, такие как, например, классификация наглядных средств по признаку восприятия учебного материала. Кроме наличия иллюстративного материала, для активизации процесса осмысления учебного текста важно, чтобы он был доступным, интересным, логически взаимосвязанным, актуализированным. В этих целях лучше использовать яркие и точные формулировки, таблицы, схемы, репродукции картин, рисунки, анимацию, аудио-видеофрагменты [4, с. 424]. Таким образом, принцип наглядности – это такая организация учебного процесса, при которой обучающиеся усваивают знания и формируют навыки и умения на основе чувственного восприятия изучаемого материала. Использование наглядности в учебном процессе помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным; дает возможность организации самоконтроля индивидуальной успеваемости учащихся; позволяет увеличить
эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала; использование наглядных пособий значительно экономит время подачи нового и закрепления пройденного материала.
Литература
1. Кушнир, А.М. Принцип природосообразности как методологическое основание проектирования технологий содержания обучения [Текст] / А.М. Кушнир. - М.: Народное образование, 2009. – 346с. 2. Лунгу, К.Н. Понимающее усвоение математики как основа формирования профессиональной компетентности [Текст] / К.Н. Лунгу // Материалы III-й Международной научно-практической конференции 12-13 ноября 2012 года. – М.: 2013. – 222-227 с. 3. Лунгу, К.Н. Творческая самостоятельная деятельность студентов при обучении математике [Текст] / Лунгу, К.Н. Борисова Н.Л., Измайлова Н.В. // Наука и современность. – 2014. - №34. – 58-63с. 4. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учебник / Харламов И.Ф.–М.: Градарики, 2005. – 424 с.


В раздел образования