Напоминание

Опыт работы


Автор: Простакова Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 "Гуси-лебеди"
Населённый пункт: г. Стародуб
Наименование материала: Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников через дизайнерскую деятельность»
Тема: Опыт работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной

из наиболее актуальных проблем. Одна из главных задач, по требованиям

ФГОС это формирование индивидуальных и творческих способностей

дошкольников.

Актуальность введения в дошкольную жизнь дизайна обусловлена

необходимостью воспитывать творчески активную личность, отказом от

шаблонного восприятия действительности, возросшими культурными

потребностями людей в современном мире.

Новизна моего опыта состоит в том, что наряду с традиционными видами

декоративно – прикладного искусства, включенных в программуН.Е.Вераксы

«От рождения до школы», я предлагаю ознакомление детей с новыми

неклассическими формами работы ( коллаж, скрапбукинг, инсталляция,

мозаика из бросового материала),что способствует формированию

творческой личностиидает широкий простор детскому творчеству.

Цель работы- развитие художественного творчества, посредством обучения

детей элементам дизайна.

Исходя из цели я определила следующие задачи в своей работе:

1.Научить детей элементам дизайн-деятельности , сочетая различные

материалы и техники выполнения.

2. Развивать творческое воображение путём создания творческих ситуаций.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру.

В поисках интересных методов и технологий использую программы:

«Детский дизайн» Г.Н. Пантелеева, «Цветные ладошки» И.А. Лыковой,

«Детский дизайн» Г.Н. Давыдовой, «Графический дизайн» А.И.

Ярыгиной.Работу по дизайнерской деятельности я веду в двух

направлениях: «Детский дизайн» и «Дизайн для детей».

Направление «Детский дизайн» раскрывается в работе с детьми (приложение

№ 1)

«Дизайн для детей» - во взаимосвязи с педагогическим коллективом и в

сотрудничестве с родителями (приложение №2, №3).

Работу по дизайн - деятельности я вела в соответствии со структурой

детского дизайна, которая определяет три типа:

1. Дизайн плоскостной (аппликативно – графический).

2. Объёмный (предметно – декоративный).

3. Пространственный (архитектурно – художественный).

Знакомство с элементами дизайна я начала вести с младшего возраста, так

как к трем годам у ребенка складываются общие представления о предметах

и явлениях, дети способны передавать элементы художественного образа

средствами ритма и цвета. Свою работу я начинала со знакомства детей с

плоскостным дизайном. Дети выполняли различные аппликативные образы,

размещая их на плоскости (бумаге, картоне). Выполняя работу «Подарки для

игрушек» дети оформляли рамочки для любимой игрушки. Первыми шагами

в этом направлении стало использование простейших нетрадиционных

техник: мозаика из бумажных комочков, рисование пальчиками, аппликация

из ниток, трафареты и тычки.Дети охотно играют в дидактические игры

"Собери орнамент", где они учатся выкладывать орнамент, следуя

определённой схеме; "Разрезные картинки", где они находят необходимые

части и собирают их воедино, образуя орнаментальную композицию.

Использую задания с установкой на результат: «дорисуй», «докрась».

Встаршем дошкольном возрасте яввела элементы предметно-декоративного

дизайна.По направлению «Моделирование одежды»знакомила детей с

культурой одежды, предлагала детям создание рисунков-эскизов, фасонов,

декоративной отделки праздничной и повседневной одежды. Дети рисуют

эскизы костюмов для своих персонажей. Далее, следуя заданной схеме,

украшают выбранными ими орнаментами готовые заготовки. Предлагаемые

детям игры художественного содержания побуждали их к поиску гардероба

для кукол. Играя, дети пробовали себя в роли дизайнера-модельера и по

своему вкусу подбирали комплекты одежды и аксессуаров.

Чтобы конкретизировать и закрепить полученные знания я использовала

сюжетно-ролевые игры:«Мастерская дизайна» - гдечастьдетей берет на себя

роль дизайнеров, другая часть- заказчиков. Например, «заказчик» решил

сшить костюм, «дизайнеры» должны предложить ему разные варианты,

подробно объясняя особенности каждой модели. После этого«заказчик»

выбирает одну модель, а «дизайнеры» ее выполняют. Играя, дети пробовали

себя в роли дизайнера-модельера и по своему вкусу изготавливали

комплекты одежды и аксессуаров.

2-ой вариант. «Дизайнеры»работают коллективно, выполняя разные

варианты одежды из подручных средств, после чего они направляют модели

в магазин на продажу,где «продавцы-консультанты» должны подобрать

одежду клиентам магазина.

Игра«Путешествие по сказочной стране» - дети «путешествуют» по разным

придуманным странам с целью изучения особенностей быта. При этом они

не только «путешественники» , но и представители этих стран, которые

демонстрируют предметы и рассказывают о них. А

«путешественники» должны как можно больше привести необычных вещей

из каждой страны. Для того, чтобы организовать подобные игры, необходим

дидактический материал, который можно совместно с детьми и родителями

выполнить из подручных средств. Например, для игры «Мастерская дизайна»

элементы одежды могут выполняться из картона, обклеенного в технике

коллажа страницами журналов. Имея арсенал различных атрибутов, дети

могут в игре различным образом их комбинировать, экономя время на

изготовлении модели.

Так же я использовала и игровые ситуации с детьми: «Театр мод», «Праздник

шляп», «Бал в сказочном королевстве».

Дидактические игры: «Маленький дизайнер», « Наряд для куклы», «Узнай по

описанию» и другие ( Приложение 4 ).

Старший возраст наиболее благоприятен для знакомства и с декоративно-

пространственным дизайном. Дети приобретают дизайнерский опыт при

создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы. Они

собирают растения, камушки, минералы, бумагу, ткани и синтетические

материалы, создают из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и

образные композиции для украшения своего быта , которые мы

использовали в оформлении уголка художественного творчества, уголка по

изучению и закреплению ПДД, игрового уголка.

Использование метода «Наглядного ориентира», помогает мне успешно

организовать выполнение детьми заданий по декоративно-

пространственному дизайну.Например: я знакомлю детей с характером

будущего оформления домика куклы, оставляя недооформленные места,

предоставляя это сделать детям.В свою очередь дети доделывают элементы

убранства в единой стилистике с наглядным ориентиром; дорисовывают

элементы убранства, доклеивают силуэты, достраивают постройку.Для

успешной реализации поставленных задач, я веду свою работу в тесном

сотрудничестве с педагогами детского сада и родителями

воспитанников.Работая над данной темой могу сделать следующие

выводы:-дизайнерская деятельностьспособствует развитию творческих

способностей детей;-детский дизайн является перспективным направлением

художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного

возраста.Результативностьмоего опыта работы в том, что мои воспитанники

научились чувствовать, видеть и понимать красоту в природе, в

окружающей обстановке, в одежде, в прическахи уже сами стремятся

создавать красивые поделки, рисунки, предметы интерьера. Принимают

участие в оформлении группы, музыкального зала к праздникам.Участвуя в

различных конкурсах их работы занимают призовые места («Золотая

Осень», «Новогодняя игрушка», «Зимний переполох» и др.). На конкурс

шляпок и дизайнерских платьев (совместная деятельность с родителями ко

Дню Матери) были приглашены все мамы, а дети с удовольствием

демонстрировали наряды, выполненные детьми, родителями и педагогами.

Список используемой литературы:

1

. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст]: М., - 1988.

2. Гоман, Л.А. Занятия по ручному труду в детском саду[Текст]:

Методические рекомендации к альбому. - Днепропетровск, - 1982.

3. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]. -

М., - 1999.

4. Давидчук, А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества [Текст]. - М.,

- 1976.

5.Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Скрипторий, 2006.

6. Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги [Текст]. - Ярославль, 1999.

7. Дубровская Н. В. Коллаж; Детство-Пресс - Москва, 2013.

8. Евдокимова М. М. Рисунки и подарки к праздникам; Дрофа - Москва,

2007.

9. Закржевская Е. Д., Марсаль С. В. Веселое путешествие в страну мозаики;

Феникс - Москва, 2005.

10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Цветной

мир - Москва, 2012.

11.Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. ИД «Карапуз», 2006.

12. Петрова И. М. Кукольная комната. Ручной труд для детей 6-7 лет;

Детство-Пресс - Москва, 2008.

13. Скворцова В. О. Интеллект + креатив. Развитие творческих

способностей дошкольников; Феникс - Москва, 2009.

14.Ярыгина А.И. Графический дизайн. Дошкольное воспитание,2005.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Гуси-лебеди» города Стародуба

Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей

дошкольников через дизайнерскую деятельность»

Простакова Светлана Васильевна

воспитатель первой категории

Стародуб 2018 год



В раздел образования