Автор: Ладик Марина Витальевна
Должность: Руководитель образцового ансамбля бального танца "Сюрприз"
Учебное заведение: МАУ "ДК "Нефтехимик"
Населённый пункт: город Ангарск
Наименование материала: Научная статья, публикация
Тема: Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами спортивных танцев.
Раздел: дополнительное образование
Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего
дошкольного возраста средствами спортивных танцев.
М. В. Ладик
Россия. Муниципальное автономное учреждение ангарского
муниципального образования «Дворец Культуры «Нефтехимик».
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма -
одна из основных проблем в современном обществе. Это касается в
первую очередь нервной системы, опорно - двигательного аппарата. К
числу
достижений
проводимых
в
России,
относятся
расширение
вариативности
дошкольного
воспитания,
разработка
оригинальных
методик, новых программ обучения и воспитания детей. В результате
появилось множество авторских программ, применяющихся на практике,
как
правило,
без
экспериментальной
проверки
их
надежности
и
продуктивности.
Анализ
этих
программ
свидетельствует
о
неоднозначности взглядов авторов на проблему. Мы выяснили: как
правило,
физическое
воспитание
и
обучение
танцам
в
рамках
образовательных учреждений осуществляется параллельно, в отрыве
друг от друга, хотя их общей предметно-содержательной основой является
культура двигательной деятельности. Мы считаем, что занятия танцами
вызывают выраженные изменения функций организма, обеспечивающих
двигательную деятельность
и положительный
перенос на развитие
физических качеств. Танцевальная деятельность дошкольника, обладая
большим дидактическим потенциалом,
имеет весомое значение в
развитии
музыкально
–
ритмических
способностей
детей.
Вышеизложенное определяет актуальность исследования проведённое с
детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования мы определили в
разработке и
внедрении
музыкально- ритмических упражнений с использованием элементов
спортивных
танцев,
способствующих
оптимальному
развитию
музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного
возраста.
Объект исследования
был
процесс развития музыкально-
ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования
–
развитие
музыкально-ритмических
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста
средствами
музыкально- ритмических упражнений с элементами спортивных танцев.
Задачами
исследования
стали:
анализ
научно-методической
литературы
по
проблеме,
анализ
особенностей
формирования
музыкально-ритмических
способностей
дошкольников,
разработка
музыкально-ритмических упражнений с элементами спортивных танцев,
апробация
разработанных упражнений и обобщение
полученных
результатов с целью определения результативности.
Гипотеза.
Предполагается,
что
формирование
музыкально
–
ритмических
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста
улучшатся,
благодаря
предложенным
музыкально-
ритмическим
упражнениям.
Методы исследования заключались в теоретическом анализе и
обобщении данных научно-методической литературы, педагогическом
эксперименте, тестировании физической подготовленности, тестировании
танцевальной подготовленности, методе математической статистики.
Учитывая роль, значение, понятие музыкально - ритмических
способностей, движений, историю возникновения понятий, предыдущий
опыт исследований по данному вопросу, значение пальцев рук, влияние
логоритмики
на развитие
музыкально-ритмических способностей,
проанализировав особенности формирования и развития музыкально -
ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в
дошкольных образовательных учреждениях, изучив общепедагогические
подходы к проблеме мы приступили к исследованию .
Педагогическое исследование проводились на базе НШДС №1 г.
Ангарска, в три этапа.
На 1 этапе (февраль – сентябрь 2010)- определена тема
исследования, проведен контент - анализ научно-методической
литературы, определены цель, задачи и методы исследования,
проведено первичное педагогическое тестирование.
На 2 этапе (сентябрь 2010 - 2011) проводился педагогический
эксперимент.
На 3 этапе (апрель- май 2011) проводилось повторное
педагогическое тестирование, осуществлялся сравнительный анализ
полученных результатов
В детском саду были сформированы 2 группы: контрольная и
экспериментальная.
В экспериментальной группе дети дополнительно
занимались танцам, в отдельные учебные часы кружковой работы, 3 раза в
неделю по 30 минут. Дети контрольной группы занимались по тем
программам, которые предусмотрены в данном дошкольном учреждении.
В подготовительной части занятий в экспериментальной группе мы
использовали
авторские
игровые
упражнения.
В
них
включены
разновидности ходьбы, прыжков, бега, упражнения на статическое
равновесие, элементы спортивных танцев и другие, направленные на
воспитание музыкально-ритмических и физических качеств. В результате
эксперимента были получены следующие данные физических показателей
развития детей. При тестировании детей мы пользовались методиками
В.И.Усакова и Ноткиной.
Уровень физической подготовленности детей в начале года в
контрольной и экспериментальной группе был примерно одинаковый.
Результаты по всем тестам не имели достоверных различий (Р > 0,05).
В конце года мы сравнили результаты начального и конечного
этапов, рассчитали темпы прироста физических качеств (%) по формуле,
предложенной В.И.Усаковым. Так W=100(V2-V1)/0,5(V1+V2), где W-
улучшение показателей ,%; V1-исходный уровень; V2-конечный уровень.
Нам
известно, что если данные расчёта указывают до 8% прироста
физической подготовленности, то это происходит за счёт естественного
прироста, 8-10% отмечают естественную двигательную активность; 10-
15% - говорят о целенаправленной системе физического воспитания; выше
15% за счёт эффективного использования физических упражнений или
других способов стимуляции.
Были
получены
следующие
данные:
изменение
показателей
физической подготовленности детей в процессе эксперимента (%) в
контрольной группе в наклонах туловища произошло на 35%, в метание
правой рукой на 19%, левой 16%, на 11% - в прыжках длину с места.
Остальные показатели прироста физических качеств незначительны.
В экспериментальной группе незначительный прирост стал лишь в
беге на 30 м и 150. Остальные показатели говорят о целенаправленной
системе
физического
воспитания.
Особенно
изменились
показатели
гибкости. Различий не выявлено в экспериментальной контрольной группе
в таких тестах как метание левой рукой, в прыжках в длину. Это говорит о
том, что в обеих группах достаточно эффективно были применены методы
воспитания данных качеств.
В
конце
педагогического
эксперимента
выяснилось,
что
по
показателям уровня развития физических качеств положительные сдвиги
имеются (более или менее значительные) как в контрольной, так и в
экспериментальной группах. Но в экспериментальной группе мы видим,
более высокий уровень развития физических качеств по всем показателям
по сравнению с контрольной группой.
Существенные сдвиги в экспериментальной группе мы наблюдали в
развитии таких физических качеств как гибкость, скоростно – силовые
качества (метание правой рукой), выносливость. Так, определились
достоверные различия по физическим показателям ( Р < 0,05) в тестах: на
гимнастической скамейке, метания мешочка с песком весом 200г., беге на
150 м.
Особенно существенные сдвиги в экспериментальной группе мы
наблюдали в развитии таких физических качеств как ловкость, быстрота.
По тестам, определяющим развитие этих качеств (бег на 30 м., челночный
бег 3 х 10 м.) мы выявили
достоверные различия ( Р < 0,01).
Достоверность различий показателей физической подготовленности детей
нами определялась по t –критерию Студента. Таким образом, результаты,
полученные в ходе педагогического исследования, экспериментально
подтверждают эффективность развития различных физических качеств
благодаря
дополнительным
занятиям
с
детьми,
проводимых
в
экспериментальной группе.
Развитие
музыкально-
ритмических
способностей
в
экспериментальной группе, также имела положительную динамику.
Полученные данные отражают
развитие
музыкально – ритмических
способностей
(музыкальность,
чувство
ритма,
точность
исполнения
танцевальных
движений).
Различия
в
показателях
музыкальности
достоверны на 1% уровне значимости ( Р < 0,01). Значительно изменился и
показатель чувства ритма в положительную сторону. И здесь выявлены
достоверные различия на 1% уровне ( Р < 0,01). По результатам проб
«Следы» в ЭГ мы видим интенсивное развитие ловкости.
Таким образом, сравнительный анализ позволил получить данные об
эффективности дополнительных занятий, мы увидели
улучшения
физических качеств ребёнка, а также развитие музыкально- ритмических
способностей средствами спортивного танца.
Выводы: Установлено, что существует достаточно литературы,
посвящённой
проблемам
развития
музыкально-ритмических
способностей. Однако мы выяснили, что наоборот, научно-методической
литературы для решения задач подготовки детей дошкольного возраста
средствами спортивных танцев недостаточно. При этом потребность детей
и их родителей свидетельствуют о повышенном интересе к данному виду
спорта. Кроме того,
доказано, что в дошкольном
возрасте имеется
достаточно оснований для начала занятий спортивными бальными
танцами.
В процессе исследования, на основании научно-методической
литературы,
мы
раскрыли
особенности
формирования
музыкально-
ритмических способностей дошкольников.
Нами разработаны музыкально - ритмические упражнения, танцы,
которые оказывают положительное влияние не только на физическое
развитие ребёнка, музыкально – ритмическое воспитание, но и на
эмоциональную и психическую сторону развития дошкольника.
Мы апробировали новые музыкально - ритмические упражнения,
танцы в процессе исследования и выяснили их эффективность.
Мы
обобщили
полученные
результаты
и
определили
эффективность развития музыкально-ритмических способностей
детей
старшего дошкольного возраста. Особенно существенные сдвиги мы
наблюдали в развитии таких физических качеств как ловкость, быстрота
( Р < 0,01). Выявили достоверные различия в развитии танцевальных
способностей - музыкальных, ритмических ( Р < 0,01).
Рекомендации:
целесообразно
использовать
разработанные
и
предложенные нами музыкально – ритмические упражнения, танцы так
как они способствуют эффективному развитию музыкально – ритмических
способностей.
Для повышения эффективности занятий следует вводить эти
упражнения, танцы в подготовительной части занятий.
При
использовании
предлагаемых
музыкально-ритмических
упражнений
следует
учитывать
возрастные
особенности
детей.
Оптимальный возраст должен соответствовать 4-6 годам.
Рекомендуем использование упражнений в качестве физкультурной
минутки на занятиях с другим содержанием учебной деятельности, на
музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях.
С
целью
получения
эффективного
результата
необходимо
использовать предложенные
музыкально - ритмические упражнения
систематически, постоянно в течение 1 года.