Напоминание

Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами спортивных танцев.


Автор: Ладик Марина Витальевна
Должность: Руководитель образцового ансамбля бального танца "Сюрприз"
Учебное заведение: МАУ "ДК "Нефтехимик"
Населённый пункт: город Ангарск
Наименование материала: Научная статья, публикация
Тема: Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами спортивных танцев.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего

дошкольного возраста средствами спортивных танцев.

М. В. Ладик

Россия. Муниципальное автономное учреждение ангарского

муниципального образования «Дворец Культуры «Нефтехимик».

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма -

одна из основных проблем в современном обществе. Это касается в

первую очередь нервной системы, опорно - двигательного аппарата. К

числу

достижений

проводимых

в

России,

относятся

расширение

вариативности

дошкольного

воспитания,

разработка

оригинальных

методик, новых программ обучения и воспитания детей. В результате

появилось множество авторских программ, применяющихся на практике,

как

правило,

без

экспериментальной

проверки

их

надежности

и

продуктивности.

Анализ

этих

программ

свидетельствует

о

неоднозначности взглядов авторов на проблему. Мы выяснили: как

правило,

физическое

воспитание

и

обучение

танцам

в

рамках

образовательных учреждений осуществляется параллельно, в отрыве

друг от друга, хотя их общей предметно-содержательной основой является

культура двигательной деятельности. Мы считаем, что занятия танцами

вызывают выраженные изменения функций организма, обеспечивающих

двигательную деятельность

и положительный

перенос на развитие

физических качеств. Танцевальная деятельность дошкольника, обладая

большим дидактическим потенциалом,

имеет весомое значение в

развитии

музыкально

ритмических

способностей

детей.

Вышеизложенное определяет актуальность исследования проведённое с

детьми старшего дошкольного возраста.

Цель исследования мы определили в

разработке и

внедрении

музыкально- ритмических упражнений с использованием элементов

спортивных

танцев,

способствующих

оптимальному

развитию

музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного

возраста.

Объект исследования

был

процесс развития музыкально-

ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет

исследования

развитие

музыкально-ритмических

способностей

детей

старшего

дошкольного

возраста

средствами

музыкально- ритмических упражнений с элементами спортивных танцев.

Задачами

исследования

стали:

анализ

научно-методической

литературы

по

проблеме,

анализ

особенностей

формирования

музыкально-ритмических

способностей

дошкольников,

разработка

музыкально-ритмических упражнений с элементами спортивных танцев,

апробация

разработанных упражнений и обобщение

полученных

результатов с целью определения результативности.

Гипотеза.

Предполагается,

что

формирование

музыкально

ритмических

способностей

детей

старшего

дошкольного

возраста

улучшатся,

благодаря

предложенным

музыкально-

ритмическим

упражнениям.

Методы исследования заключались в теоретическом анализе и

обобщении данных научно-методической литературы, педагогическом

эксперименте, тестировании физической подготовленности, тестировании

танцевальной подготовленности, методе математической статистики.

Учитывая роль, значение, понятие музыкально - ритмических

способностей, движений, историю возникновения понятий, предыдущий

опыт исследований по данному вопросу, значение пальцев рук, влияние

логоритмики

на развитие

музыкально-ритмических способностей,

проанализировав особенности формирования и развития музыкально -

ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в

дошкольных образовательных учреждениях, изучив общепедагогические

подходы к проблеме мы приступили к исследованию .

Педагогическое исследование проводились на базе НШДС №1 г.

Ангарска, в три этапа.

На 1 этапе (февраль – сентябрь 2010)- определена тема

исследования, проведен контент - анализ научно-методической

литературы, определены цель, задачи и методы исследования,

проведено первичное педагогическое тестирование.

На 2 этапе (сентябрь 2010 - 2011) проводился педагогический

эксперимент.

На 3 этапе (апрель- май 2011) проводилось повторное

педагогическое тестирование, осуществлялся сравнительный анализ

полученных результатов

В детском саду были сформированы 2 группы: контрольная и

экспериментальная.

В экспериментальной группе дети дополнительно

занимались танцам, в отдельные учебные часы кружковой работы, 3 раза в

неделю по 30 минут. Дети контрольной группы занимались по тем

программам, которые предусмотрены в данном дошкольном учреждении.

В подготовительной части занятий в экспериментальной группе мы

использовали

авторские

игровые

упражнения.

В

них

включены

разновидности ходьбы, прыжков, бега, упражнения на статическое

равновесие, элементы спортивных танцев и другие, направленные на

воспитание музыкально-ритмических и физических качеств. В результате

эксперимента были получены следующие данные физических показателей

развития детей. При тестировании детей мы пользовались методиками

В.И.Усакова и Ноткиной.

Уровень физической подготовленности детей в начале года в

контрольной и экспериментальной группе был примерно одинаковый.

Результаты по всем тестам не имели достоверных различий (Р > 0,05).

В конце года мы сравнили результаты начального и конечного

этапов, рассчитали темпы прироста физических качеств (%) по формуле,

предложенной В.И.Усаковым. Так W=100(V2-V1)/0,5(V1+V2), где W-

улучшение показателей ,%; V1-исходный уровень; V2-конечный уровень.

Нам

известно, что если данные расчёта указывают до 8% прироста

физической подготовленности, то это происходит за счёт естественного

прироста, 8-10% отмечают естественную двигательную активность; 10-

15% - говорят о целенаправленной системе физического воспитания; выше

15% за счёт эффективного использования физических упражнений или

других способов стимуляции.

Были

получены

следующие

данные:

изменение

показателей

физической подготовленности детей в процессе эксперимента (%) в

контрольной группе в наклонах туловища произошло на 35%, в метание

правой рукой на 19%, левой 16%, на 11% - в прыжках длину с места.

Остальные показатели прироста физических качеств незначительны.

В экспериментальной группе незначительный прирост стал лишь в

беге на 30 м и 150. Остальные показатели говорят о целенаправленной

системе

физического

воспитания.

Особенно

изменились

показатели

гибкости. Различий не выявлено в экспериментальной контрольной группе

в таких тестах как метание левой рукой, в прыжках в длину. Это говорит о

том, что в обеих группах достаточно эффективно были применены методы

воспитания данных качеств.

В

конце

педагогического

эксперимента

выяснилось,

что

по

показателям уровня развития физических качеств положительные сдвиги

имеются (более или менее значительные) как в контрольной, так и в

экспериментальной группах. Но в экспериментальной группе мы видим,

более высокий уровень развития физических качеств по всем показателям

по сравнению с контрольной группой.

Существенные сдвиги в экспериментальной группе мы наблюдали в

развитии таких физических качеств как гибкость, скоростно – силовые

качества (метание правой рукой), выносливость. Так, определились

достоверные различия по физическим показателям ( Р < 0,05) в тестах: на

гимнастической скамейке, метания мешочка с песком весом 200г., беге на

150 м.

Особенно существенные сдвиги в экспериментальной группе мы

наблюдали в развитии таких физических качеств как ловкость, быстрота.

По тестам, определяющим развитие этих качеств (бег на 30 м., челночный

бег 3 х 10 м.) мы выявили

достоверные различия ( Р < 0,01).

Достоверность различий показателей физической подготовленности детей

нами определялась по t –критерию Студента. Таким образом, результаты,

полученные в ходе педагогического исследования, экспериментально

подтверждают эффективность развития различных физических качеств

благодаря

дополнительным

занятиям

с

детьми,

проводимых

в

экспериментальной группе.

Развитие

музыкально-

ритмических

способностей

в

экспериментальной группе, также имела положительную динамику.

Полученные данные отражают

развитие

музыкально – ритмических

способностей

(музыкальность,

чувство

ритма,

точность

исполнения

танцевальных

движений).

Различия

в

показателях

музыкальности

достоверны на 1% уровне значимости ( Р < 0,01). Значительно изменился и

показатель чувства ритма в положительную сторону. И здесь выявлены

достоверные различия на 1% уровне ( Р < 0,01). По результатам проб

«Следы» в ЭГ мы видим интенсивное развитие ловкости.

Таким образом, сравнительный анализ позволил получить данные об

эффективности дополнительных занятий, мы увидели

улучшения

физических качеств ребёнка, а также развитие музыкально- ритмических

способностей средствами спортивного танца.

Выводы: Установлено, что существует достаточно литературы,

посвящённой

проблемам

развития

музыкально-ритмических

способностей. Однако мы выяснили, что наоборот, научно-методической

литературы для решения задач подготовки детей дошкольного возраста

средствами спортивных танцев недостаточно. При этом потребность детей

и их родителей свидетельствуют о повышенном интересе к данному виду

спорта. Кроме того,

доказано, что в дошкольном

возрасте имеется

достаточно оснований для начала занятий спортивными бальными

танцами.

В процессе исследования, на основании научно-методической

литературы,

мы

раскрыли

особенности

формирования

музыкально-

ритмических способностей дошкольников.

Нами разработаны музыкально - ритмические упражнения, танцы,

которые оказывают положительное влияние не только на физическое

развитие ребёнка, музыкально – ритмическое воспитание, но и на

эмоциональную и психическую сторону развития дошкольника.

Мы апробировали новые музыкально - ритмические упражнения,

танцы в процессе исследования и выяснили их эффективность.

Мы

обобщили

полученные

результаты

и

определили

эффективность развития музыкально-ритмических способностей

детей

старшего дошкольного возраста. Особенно существенные сдвиги мы

наблюдали в развитии таких физических качеств как ловкость, быстрота

( Р < 0,01). Выявили достоверные различия в развитии танцевальных

способностей - музыкальных, ритмических ( Р < 0,01).

Рекомендации:

целесообразно

использовать

разработанные

и

предложенные нами музыкально – ритмические упражнения, танцы так

как они способствуют эффективному развитию музыкально – ритмических

способностей.

Для повышения эффективности занятий следует вводить эти

упражнения, танцы в подготовительной части занятий.

При

использовании

предлагаемых

музыкально-ритмических

упражнений

следует

учитывать

возрастные

особенности

детей.

Оптимальный возраст должен соответствовать 4-6 годам.

Рекомендуем использование упражнений в качестве физкультурной

минутки на занятиях с другим содержанием учебной деятельности, на

музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях.

С

целью

получения

эффективного

результата

необходимо

использовать предложенные

музыкально - ритмические упражнения

систематически, постоянно в течение 1 года.



В раздел образования