Напоминание

Роль общеукрепляющих упражнений на занятиях спортивных бальных танцев для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Ладик Марина Витальевна
Должность: Педагог дополнтьельного образования
Учебное заведение: МБОУ НШДС №1
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутской области
Наименование материала: Научная статья, публикация
Тема: Роль общеукрепляющих упражнений на занятиях спортивных бальных танцев для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль общеукрепляющих упражнений на занятиях спортивных бальных

танцев для детей старшего дошкольного возраста.

М. В. Ладик

Россия. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад».

Бальный

танец,

спортивный

бальный

танец

активно

развивающийся, популярный вид танцевального искусства. Занятие

бальными танцами являются одним из сложных координационных видов

деятельности. Интенсивные и постоянные физические нагрузки, развитие

таких качеств как выносливость, гибкость, пластика, скорость и многих

других важных компонентов физического развития, являются главным

результатом

здоровья детей. Всестороннее, полноценное развитие

детского организма - одна из основных проблем современного общества.

Это касается в первую очередь нервной системы и опорно - двигательного

аппарата ребёнка. В результате решения данной проблемы появилось

множество авторских программ, применяющихся на практике, как

правило,

без

экспериментальной

проверки

их

надежности

и

продуктивности.

Анализ

этих

программ

свидетельствует

о

неоднозначности взглядов авторов на проблему. Мы выяснили, что

физическое воспитание в образовательных учреждениях часто проходит

без обучения детей танцами. А если такие возможности имеются, то как

правило,

физическое

воспитание

и

обучение

танцам

в

рамках

образовательных учреждений осуществляется параллельно, в отрыве

друг от друга. Хотя их общей предметно-содержательной основой

является культура двигательной деятельности. Мы считаем, что занятия

танцами

вызывают

выраженные

изменения

функций

организма,

обеспечивающих

не

только

двигательную

активность,

но

и

положительный эффект на развитие физических, умственных качеств,

оказывают важное влияние на эмоциональную сферу ребёнка. Основную и

важную роль при этом выполняют общеукрепляюшие упражнения,

обладая большим дидактическим потенциалом, сбалансированностью,

эффективностью.

Такие упражнения доступны для любого уровня

развития ребёнка.

Цель исследования мы определили в

разработке и внедрении

общеукрепляющих упражнений с использованием элементов спортивных

танцев,

способствующих

оптимальному

развитию

музыкально-

ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования был процесс внедрения общеукрепляющих

упражнений на занятии танцами для развития физических способностей

(ритмических, координационных) и улучшения танцевальных результатов

у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – развитие ритмических, координационных,

скоростных,

способностей

детей

старшего

дошкольного

возраста

средствами общеразвивиющих упражнений с элементами спортивных

танцев.

Задачами

исследования

стали:

анализ

научно-методической

литературы

по

проблеме,

анализ

особенностей

общеукрепляющих

упражнений и их влияние на способности дошкольников, разработка

общеукрепляющих

упражнений

с

элементами

спортивных

танцев,

апробация

разработанных упражнений и обобщение

полученных

результатов с целью определения результативности.

Гипотеза. Предполагается, что использование общеукрепляющих

упражнений для детей старшего дошкольного возраста улучшат их

физические и эмоциональные качества, улучшат качество танцевального

уровня.

Методы исследования заключались в теоретическом анализе и

обобщении данных научно-методической литературы, педагогическом

эксперименте, тестировании физической подготовленности, тестировании

танцевальной подготовленности, методе математической статистики.

Учитывая роль, значение особенности танцевальных движений,

предыдущий опыт исследований по данному вопросу, проанализировав

особенности формирования и развития фиических способностей детей

старшего

дошкольного

возраста

в

дошкольных

образовательных

учреждениях, изучив общепедагогические подходы к проблеме мы

приступили к исследованию .

Педагогическое исследование проводились на базе НШДС №1 г.

Ангарска, и ДК Нефтехимик г. Ангарска в три этапа.

На 1 этапе (февраль – сентябрь 2022)- определена тема

исследования, проведен контент - анализ научно-методической

литературы, определены цель, задачи и методы исследования,

проведено первичное педагогическое тестирование.

На 2 этапе (сентябрь 2023 - 2024) проводился педагогический

эксперимент.

На 3 этапе (апрель- май 2024) проводилось повторное

педагогическое тестирование, осуществлялся сравнительный анализ

полученных результатов

В детском саду была сформирована 1 группа, во «Дворце Культуры«

Нефтехимик» 2 группа: контрольная (НШДС № 1) и экспериментальная

(«ДК «Нефтехимик»). В экспериментальной группе дети дополнительно

занимались танцам, в отдельные учебные часы кружковой работы, 3 раза в

неделю по 30 минут. Дети контрольной группы занимались по тем

программам, которые предусмотрены в данном дошкольном учреждении.

В подготовительной части занятий в экспериментальной группе мы

использовали авторские игровые общеукрепляющие упражнения. В них

включены

разновидности

ходьбы,

прыжков,

бега,

упражнения

на

координацию, статическое равновесие перекликающиеся с элементами

спортивных танцев и направленные на воспитание общеукрепляющи

физических

качеств.

В

результате

эксперимента

были

получены

следующие

данные

физических

показателей

развития

детей.

При

тестировании

детей

мы

пользовались

методиками

В.И.Усакова

и

Ноткиной.

Уровень физической подготовленности детей в начале года в

контрольной и экспериментальной группе был примерно одинаковый.

Результаты по всем тестам не имели достоверных различий (Р > 0,05).

В конце года мы сравнили результаты начального и конечного

этапов, рассчитали темпы прироста физических качеств (%) по формуле,

предложенной В.И.Усаковым. Так W=100(V2-V1)/0,5(V1+V2), где W-

улучшение показателей ,%; V1-исходный уровень; V2-конечный уровень.

Нам

известно, что если данные расчёта указывают до 8% прироста

физической подготовленности, то это происходит за счёт естественного

прироста, 8-10% отмечают естественную двигательную активность; 10-

15% - говорят о целенаправленной системе физического воспитания; выше

15% за счёт эффективного использования физических упражнений или

других способов стимуляции.

Были

получены

следующие

данные:

изменение

показателей

физической подготовленности детей в процессе эксперимента (%) в

контрольной группе в наклонах туловища произошло на 33%, в метание

правой рукой на 20%, левой 17%, на 12% - в прыжках длину с места.

Остальные показатели прироста физических качеств незначительны.

В экспериментальной группе незначительный прирост стал лишь в

беге на 30 м и 150. Остальные показатели говорят о целенаправленной

системе

физического

воспитания.

Особенно

изменились

показатели

гибкости. Различий не выявлено в экспериментальной контрольной группе

в таких тестах как метание левой рукой, в прыжках в длину. Это говорит о

том, что в обеих группах достаточно эффективно были применены методы

воспитания данных качеств.

В

конце

педагогического

эксперимента

выяснилось,

что

по

показателям уровня развития физических качеств положительные сдвиги

имеются (более или менее значительные) как в контрольной, так и в

экспериментальной группах. Но в экспериментальной группе мы видим,

более высокий уровень развития физических качеств по всем показателям

по сравнению с контрольной группой.

Существенные сдвиги в экспериментальной группе мы наблюдали в

развитии таких физических качеств как гибкость, скоростно – силовые

качества (метание правой рукой), выносливость. Так, определились

достоверные различия по физическим показателям ( Р < 0,05) в тестах: на

гимнастической скамейке, метания мешочка с песком весом 200г., беге на

150 м.

Особенно существенные сдвиги в экспериментальной группе мы

наблюдали в развитии таких физических качеств как ловкость, быстрота.

По тестам, определяющим развитие этих качеств (бег на 30 м., челночный

бег 3 х 10 м.) мы выявили

достоверные различия ( Р < 0,01).

Достоверность различий показателей физической подготовленности детей

нами определялась по t –критерию Студента. Таким образом, результаты,

полученные в ходе педагогического исследования, экспериментально

подтверждают эффективность развития различных физических качеств

благодаря

дополнительным

занятиям

с

детьми,

проводимых

в

экспериментальной группе.

Выполнение

танцевальных

движений

и

элементов

в

экспериментальной группе, также имела положительную динамику.

Полученные

данные

отражают

развитие

физических

способностей(скорость,

гибкость,

формирование

и

статика

линий,

точность исполнения танцевальных движений и др.). По результатам проб

«Следы» в ЭГ мы видим интенсивное развитие ловкости.

Таким образом, сравнительный анализ позволил получить данные об

эффективности дополнительных занятий, мы увидели

улучшения

физических качеств ребёнка, а также результат на фестивалях бальных

танцев.

Выводы: Установлено, что существует достаточно источников,

посвящённой

проблемам

развития

физических

способностей

общеукрепляющими упражнениями. Однако мы выяснили, что наоборот,

научно-методической литературы для решения задач подготовки детей

дошкольного возраста средствами спортивных танцев недостаточно. При

этом потребность детей и их родителей свидетельствуют о повышенном

интересе к данному виду танцевальной культуры. Кроме того, доказано,

что в дошкольном возрасте имеется достаточно оснований для начала

занятий бальными танцами.

В процессе исследования, на основании научно-методической

литературы, мы раскрыли особенности формирования общеукрепляющими

движениями способностей дошкольников.

Нами разработаны общеукрепляющие упражнения, которые мы

используем в танцах. Несомненно они оказывают положительное влияние

не только на физическое развитие ребёнка, но и на эмоциональную и

психическую сторону развития дошкольника.

Мы апробировали новые общеразвивающие упражнения, танцы в

процессе исследования и выяснили их эффективность.

Мы

обобщили

полученные

результаты

и

определили

эффективность общеукрепляющих упражнений на развитие физических

способностей

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Особенно

существенные сдвиги мы наблюдали в развитии таких физических качеств

как ловкость, быстрота

( Р < 0,01). Выявили достоверные различия в развитии танцевальных

способностей - музыкальных, ритмических ( Р < 0,01).

Рекомендации:

целесообразно

использовать

разработанные

и

предложенные нами общеукрепляющие упражнения, танцы так как они

способствуют

эффективному

развитию

музыкально

ритмических

способностей.

Для повышения эффективности занятий следует вводить эти

упражнения, танцы в подготовительной части занятий.

При использовании предлагаемых общеразвивающих упражнений

следует учитывать возрастные особенности детей. Оптимальный возраст

должен соответствовать 5-7 годам.

Рекомендуем использование упражнений в качестве физкультурной

минутки на занятиях с другим содержанием учебной деятельности, на

музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях.

С

целью

получения

эффективного

результата

необходимо

использовать

предложенные

общеразвивающие

упражнения

систематически, постоянно в течение 1 года.



В раздел образования