Автор: Ладик Марина Витальевна
Должность: Педагог дополнтьельного образования
Учебное заведение: МБОУ НШДС №1
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутской области
Наименование материала: Научная статья, публикация
Тема: Роль общеукрепляющих упражнений на занятиях спортивных бальных танцев для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Роль общеукрепляющих упражнений на занятиях спортивных бальных
танцев для детей старшего дошкольного возраста.
М. В. Ладик
Россия. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Начальная школа-детский сад».
Бальный
танец,
спортивный
бальный
танец
–
активно
развивающийся, популярный вид танцевального искусства. Занятие
бальными танцами являются одним из сложных координационных видов
деятельности. Интенсивные и постоянные физические нагрузки, развитие
таких качеств как выносливость, гибкость, пластика, скорость и многих
других важных компонентов физического развития, являются главным
результатом
здоровья детей. Всестороннее, полноценное развитие
детского организма - одна из основных проблем современного общества.
Это касается в первую очередь нервной системы и опорно - двигательного
аппарата ребёнка. В результате решения данной проблемы появилось
множество авторских программ, применяющихся на практике, как
правило,
без
экспериментальной
проверки
их
надежности
и
продуктивности.
Анализ
этих
программ
свидетельствует
о
неоднозначности взглядов авторов на проблему. Мы выяснили, что
физическое воспитание в образовательных учреждениях часто проходит
без обучения детей танцами. А если такие возможности имеются, то как
правило,
физическое
воспитание
и
обучение
танцам
в
рамках
образовательных учреждений осуществляется параллельно, в отрыве
друг от друга. Хотя их общей предметно-содержательной основой
является культура двигательной деятельности. Мы считаем, что занятия
танцами
вызывают
выраженные
изменения
функций
организма,
обеспечивающих
не
только
двигательную
активность,
но
и
положительный эффект на развитие физических, умственных качеств,
оказывают важное влияние на эмоциональную сферу ребёнка. Основную и
важную роль при этом выполняют общеукрепляюшие упражнения,
обладая большим дидактическим потенциалом, сбалансированностью,
эффективностью.
Такие упражнения доступны для любого уровня
развития ребёнка.
Цель исследования мы определили в
разработке и внедрении
общеукрепляющих упражнений с использованием элементов спортивных
танцев,
способствующих
оптимальному
развитию
музыкально-
ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования был процесс внедрения общеукрепляющих
упражнений на занятии танцами для развития физических способностей
(ритмических, координационных) и улучшения танцевальных результатов
у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие ритмических, координационных,
скоростных,
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста
средствами общеразвивиющих упражнений с элементами спортивных
танцев.
Задачами
исследования
стали:
анализ
научно-методической
литературы
по
проблеме,
анализ
особенностей
общеукрепляющих
упражнений и их влияние на способности дошкольников, разработка
общеукрепляющих
упражнений
с
элементами
спортивных
танцев,
апробация
разработанных упражнений и обобщение
полученных
результатов с целью определения результативности.
Гипотеза. Предполагается, что использование общеукрепляющих
упражнений для детей старшего дошкольного возраста улучшат их
физические и эмоциональные качества, улучшат качество танцевального
уровня.
Методы исследования заключались в теоретическом анализе и
обобщении данных научно-методической литературы, педагогическом
эксперименте, тестировании физической подготовленности, тестировании
танцевальной подготовленности, методе математической статистики.
Учитывая роль, значение особенности танцевальных движений,
предыдущий опыт исследований по данному вопросу, проанализировав
особенности формирования и развития фиических способностей детей
старшего
дошкольного
возраста
в
дошкольных
образовательных
учреждениях, изучив общепедагогические подходы к проблеме мы
приступили к исследованию .
Педагогическое исследование проводились на базе НШДС №1 г.
Ангарска, и ДК Нефтехимик г. Ангарска в три этапа.
На 1 этапе (февраль – сентябрь 2022)- определена тема
исследования, проведен контент - анализ научно-методической
литературы, определены цель, задачи и методы исследования,
проведено первичное педагогическое тестирование.
На 2 этапе (сентябрь 2023 - 2024) проводился педагогический
эксперимент.
На 3 этапе (апрель- май 2024) проводилось повторное
педагогическое тестирование, осуществлялся сравнительный анализ
полученных результатов
В детском саду была сформирована 1 группа, во «Дворце Культуры«
Нефтехимик» 2 группа: контрольная (НШДС № 1) и экспериментальная
(«ДК «Нефтехимик»). В экспериментальной группе дети дополнительно
занимались танцам, в отдельные учебные часы кружковой работы, 3 раза в
неделю по 30 минут. Дети контрольной группы занимались по тем
программам, которые предусмотрены в данном дошкольном учреждении.
В подготовительной части занятий в экспериментальной группе мы
использовали авторские игровые общеукрепляющие упражнения. В них
включены
разновидности
ходьбы,
прыжков,
бега,
упражнения
на
координацию, статическое равновесие перекликающиеся с элементами
спортивных танцев и направленные на воспитание общеукрепляющи
физических
качеств.
В
результате
эксперимента
были
получены
следующие
данные
физических
показателей
развития
детей.
При
тестировании
детей
мы
пользовались
методиками
В.И.Усакова
и
Ноткиной.
Уровень физической подготовленности детей в начале года в
контрольной и экспериментальной группе был примерно одинаковый.
Результаты по всем тестам не имели достоверных различий (Р > 0,05).
В конце года мы сравнили результаты начального и конечного
этапов, рассчитали темпы прироста физических качеств (%) по формуле,
предложенной В.И.Усаковым. Так W=100(V2-V1)/0,5(V1+V2), где W-
улучшение показателей ,%; V1-исходный уровень; V2-конечный уровень.
Нам
известно, что если данные расчёта указывают до 8% прироста
физической подготовленности, то это происходит за счёт естественного
прироста, 8-10% отмечают естественную двигательную активность; 10-
15% - говорят о целенаправленной системе физического воспитания; выше
15% за счёт эффективного использования физических упражнений или
других способов стимуляции.
Были
получены
следующие
данные:
изменение
показателей
физической подготовленности детей в процессе эксперимента (%) в
контрольной группе в наклонах туловища произошло на 33%, в метание
правой рукой на 20%, левой 17%, на 12% - в прыжках длину с места.
Остальные показатели прироста физических качеств незначительны.
В экспериментальной группе незначительный прирост стал лишь в
беге на 30 м и 150. Остальные показатели говорят о целенаправленной
системе
физического
воспитания.
Особенно
изменились
показатели
гибкости. Различий не выявлено в экспериментальной контрольной группе
в таких тестах как метание левой рукой, в прыжках в длину. Это говорит о
том, что в обеих группах достаточно эффективно были применены методы
воспитания данных качеств.
В
конце
педагогического
эксперимента
выяснилось,
что
по
показателям уровня развития физических качеств положительные сдвиги
имеются (более или менее значительные) как в контрольной, так и в
экспериментальной группах. Но в экспериментальной группе мы видим,
более высокий уровень развития физических качеств по всем показателям
по сравнению с контрольной группой.
Существенные сдвиги в экспериментальной группе мы наблюдали в
развитии таких физических качеств как гибкость, скоростно – силовые
качества (метание правой рукой), выносливость. Так, определились
достоверные различия по физическим показателям ( Р < 0,05) в тестах: на
гимнастической скамейке, метания мешочка с песком весом 200г., беге на
150 м.
Особенно существенные сдвиги в экспериментальной группе мы
наблюдали в развитии таких физических качеств как ловкость, быстрота.
По тестам, определяющим развитие этих качеств (бег на 30 м., челночный
бег 3 х 10 м.) мы выявили
достоверные различия ( Р < 0,01).
Достоверность различий показателей физической подготовленности детей
нами определялась по t –критерию Студента. Таким образом, результаты,
полученные в ходе педагогического исследования, экспериментально
подтверждают эффективность развития различных физических качеств
благодаря
дополнительным
занятиям
с
детьми,
проводимых
в
экспериментальной группе.
Выполнение
танцевальных
движений
и
элементов
в
экспериментальной группе, также имела положительную динамику.
Полученные
данные
отражают
развитие
физических
способностей(скорость,
гибкость,
формирование
и
статика
линий,
точность исполнения танцевальных движений и др.). По результатам проб
«Следы» в ЭГ мы видим интенсивное развитие ловкости.
Таким образом, сравнительный анализ позволил получить данные об
эффективности дополнительных занятий, мы увидели
улучшения
физических качеств ребёнка, а также результат на фестивалях бальных
танцев.
Выводы: Установлено, что существует достаточно источников,
посвящённой
проблемам
развития
физических
способностей
общеукрепляющими упражнениями. Однако мы выяснили, что наоборот,
научно-методической литературы для решения задач подготовки детей
дошкольного возраста средствами спортивных танцев недостаточно. При
этом потребность детей и их родителей свидетельствуют о повышенном
интересе к данному виду танцевальной культуры. Кроме того, доказано,
что в дошкольном возрасте имеется достаточно оснований для начала
занятий бальными танцами.
В процессе исследования, на основании научно-методической
литературы, мы раскрыли особенности формирования общеукрепляющими
движениями способностей дошкольников.
Нами разработаны общеукрепляющие упражнения, которые мы
используем в танцах. Несомненно они оказывают положительное влияние
не только на физическое развитие ребёнка, но и на эмоциональную и
психическую сторону развития дошкольника.
Мы апробировали новые общеразвивающие упражнения, танцы в
процессе исследования и выяснили их эффективность.
Мы
обобщили
полученные
результаты
и
определили
эффективность общеукрепляющих упражнений на развитие физических
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Особенно
существенные сдвиги мы наблюдали в развитии таких физических качеств
как ловкость, быстрота
( Р < 0,01). Выявили достоверные различия в развитии танцевальных
способностей - музыкальных, ритмических ( Р < 0,01).
Рекомендации:
целесообразно
использовать
разработанные
и
предложенные нами общеукрепляющие упражнения, танцы так как они
способствуют
эффективному
развитию
музыкально
–
ритмических
способностей.
Для повышения эффективности занятий следует вводить эти
упражнения, танцы в подготовительной части занятий.
При использовании предлагаемых общеразвивающих упражнений
следует учитывать возрастные особенности детей. Оптимальный возраст
должен соответствовать 5-7 годам.
Рекомендуем использование упражнений в качестве физкультурной
минутки на занятиях с другим содержанием учебной деятельности, на
музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях.
С
целью
получения
эффективного
результата
необходимо
использовать
предложенные
общеразвивающие
упражнения
систематически, постоянно в течение 1 года.