Напоминание

"Иллюстрирование литературных произведений, в ИЗО- студии".


Автор: Бернацкая Светлана Станиславовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Радуга талантов"
Населённый пункт: Россия, г Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка занятия.
Тема: "Иллюстрирование литературных произведений, в ИЗО- студии".
Раздел: дополнительное образование





Назад




г. ХАБАРОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА ТАЛАНТОВ»

(МАУ ДО ЦДТ «РАДУГА ТАЛАНТОВ»)

Методическая разработка занятия

на тему:

«ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

В ИЗО- СТУДИИ»

Автор: Бернацкая Светлана Станиславовна

Педагог дополнительного образования

2024 г.

Содержание:

1.

Аннотация

2.

Пояснительная записка

3.

Введение

4.

Конспект занятия

5.

Заключение

6.

Список литературы

1.

Аннотация:

Общая характеристика обучающихся: обучающиеся системы дополнительного

образования 7-10 лет.

Методическая разработка создана на основе обобщения опыта работы в системе

дополнительного образования по учебному предмету «Композиция» в рамках

освоения дополнительной-

общеобразовательной программы в области

изобразительного искусства «Живопись». В процессе изучения данного предмета

учащиеся осваивают различные темы, в частности книжную иллюстрацию.

Количество часов по этой дисциплине составляет 30 часов, из них 12 отводится

на тему «Иллюстрация как основной элемент книги». Формами промежуточной

и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ обучающихся,

организуемые в конце каждого учебного года.

2.

Пояснительная записка:

Вид занятия

:

изучение нового материала и практическая работа;

Цель занятия: выполнить иллюстрацию к литературному произведению;

Задачи:

Образовательные:

Научить выполнять иллюстрации к литературному произведению;

Поиск выразительной композиции;

Познакомить детей с иллюстрацией;

Объяснить значение некоторых терминов и понятий;

Познакомить с историей возникновения книжной иллюстрации;

Воспитательные:

Формировать интерес к истории культуры своих предков;

Воспитывать

уважение

к

культурному

наследию

художников

иллюстраторов.

Развивающие:

Развивать интерес к выполнению книжной иллюстрации;

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы:

Объяснительно-иллюстративный

Проблемный

Поисковый

Оборудование необходимое для занятий:

Для педагога:

Книжная выставка «Наши любимые художники»

Презентация

Раздаточный материал на парты – книги с иллюстрациями известных

художников.

Плакат с эпиграфом к уроку.

Словарь к уроку

Для учащихся:

Бумага прямоугольного формата размера А3;

карандаш;

ластик;

краски гуашевые;

кисти;

В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении

всего курса обучения, учатся организовывать композиционную плоскость,

сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на

выразительность пятна, линии, образность цвета. Важно развивать фантазию

учащихся, учить их думать и воплощать свои идеи. Цель методической

разработки - изучение теории по данной теме и разработка последовательности

выполнения иллюстрации к литературному произведению. Исходя из цели

методической разработки, были определены следующие задачи: - изучить

историю

становления

книжной

иллюстрации;

-

выявить

актуальность

иллюстрирования на занятиях по композиции; - определить цели и задачи темы; -

описать

методическую

последовательность

выполнения

иллюстрации.

Применение

данной

методической

разработки

возможно

в

системе

дополнительного образовании и детских художественных школах для детей 7-10

лет на уроках композиции, а именно в разделе «Книжная графика» по теме

«Иллюстрация как основной элемент книги». В основе педагогических

принципов подачи учебного материала лежит принцип «мастер-класса», когда

преподаватель активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой

творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей

учащихся.

Целесообразно

педагогический

процесс

строить

на

создании

современной

открытой

культурно-образовательной

среды,

основанной

на

лучших

традициях

художественного

образования

и

способствующей

всестороннему развитию творческого потенциала учащихся. А также применять

различные

педагогические

технологии:

индивидуального

обучения,

коллективной творческой деятельности.

3.

Введение: Иллюстрация как жанр графического искусства.

1.1. История искусства книжной иллюстрации. Часто в книгах текст

сопровождается изображениями, такие рисунки, схемы, фотографии называются

иллюстрациями. Это слово происходит от латинского «illustratio», что значит -

наглядное изображение. Иллюстрации предназначены для помощи понимания

того, что сказано в тексте, сделать содержание наглядным. В соответствии с

целью, иллюстрации можно разделить на: научно- познавательные, к которым

относятся карты, планы, схемы, чертежи, и художественно-образные-толкование

литературного произведения средствами книжной графики. Иллюстрации могут

пояснять текст, дополнять его или быть почти самостоятельным изображением.

Иногда иллюстрации могут даже подчинять себе текст. Виды иллюстраций, в

зависимости от размера и расположения в книге бывают: фронтиспис, заставка,

полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух

страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на

полях. Также выделяют иллюстрации в зависимости от их связи с текстом: -

повествовательные – они точно раскрывают содержание в многолистных сериях.

К таким иллюстрациям относятся портреты, предметно- познавательные или

обстановочные иллюстрации, иллюстрации-действия, психологические, которые

определяют характеристику героев посредством их взаимоотношения,

поступков, жестов, мимики; - метафорические - такие иллюстрации обобщают

мысли автора в символической форме, они остро выражают смысл части

произведения или всего произведения. Они не всегда связанны с близлежащим

текстом и идут по ассоциативной линии, а не по сюжетной. Среди них выделяют

виды иллюстраций: а) состояния или настроения - подобные иллюстрации

выполняют к стихотворениям. Их воздействие эмоциональное; б)

аллегорические – их выполняют к сказкам, басням, эпосу. Они передают

аллегорические мысли автора конкретно или иносказательно; в) синтетические –

это иллюстрации, которые представляют собой соединение в одной композиции

разновременных и разнопространственных моментов. Виды иллюстраций могут

совмещаться. Это способствует наиболее полному раскрытию содержания

литературного произведения. История иллюстрации уходит далеко в древность.

Еще в Древнем Египте они сопровождали заклинания и гимны, написанные на

папирусах. В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные

от руки миниатюры. Подобные памятники называют лицевыми книгами, то есть

иллюстрированными, с изображением «в лицах». Самые древние из них

относятся к 11 веку: Остромирово Евангелие, Изборник Святослава, 6

Молитвенник Гертруды. В 12 веке были созданы Мстиславово Евангелие,

Юрьевское Евангелие, Галицкое Евангелие. Среди рукописных книг

монгольского и послемонгольского периода известны Оршанское Евангелие,

Фёдоровское Евангелие, Сийское Евангелие, Галичское Евангелие, Киевская

Псалтирь, Евангелие Хитрово, Андрониково Евангелие, Аникиевское Евангелие,

Буслаевская псалтирь, Геннадиевская Библия.

Аникиевское Евангелие.

Такие книги были цветными, исполнялись тонко и украшались золотом. Их

делали в одном экземпляре, поэтому ценились они высоко и стоили очень

дорого. Потребность в книгах становилась все более насущной, но они небыли

доступны простым людям. Тогда и возникла мысль о книгопечатании.

Изобретение печатной книги относится к концу 14-началу 15 века в Европе. И

иллюстрации, и текст были черными. В середине 15 века Иоганн Гутенберг

разработал в Германии новый способ книгопечатания. Он создал наборные

литеры-буквы из металла и из них набирались слова, строки. До конца 18 века

книгопечатание не подвергалось существенному изменению, однако,

воспроизведение иллюстраций стало более совершенным. Изображения начали

печатать с гравированной металлической доски. Штрихи рисунка изображали

путем прорезания углублений резцом.

В углубления затиралась краска. При печати она переходила на лист бумаги.

Кроме гравюры, открыли способ получения в металлической доске углубленных

штрихов посредством травления кислотой - офорт. В отличие от деревянной

доски, гравюры и офорты позволили делать иллюстрации более тонкими и

сложными по рисунку. Печатание книг стало дешевле с изобретением

литографского камня в 1798 году, а также данное изобретение способствовало

возможности передавать живой рисунок. В это же время была создана торцовая

тоновая репродукционная гравюра, которая применялась в печати до начала 20

века. С изобретением фотографии в 1837 году начали воспроизводить

иллюстраций с помощью фотомеханических процессов. Также были найдены

цинкография-получение на цинковой доске штрихового рисунка, автотипия-

воспроизведение рисунков полутонами, трехцветная печать, воспроизведение

цветных иллюстраций.

1.2. Знаменитые художники-иллюстраторы. Литературные произведения всегда

вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В искусстве

прошлого огромную роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия, а

также других античных авторов. Жанры, в которых художники выражали

содержание Библии, Евангелия, произведений Шекспира, Сервантеса, были

самыми разнообразными.

Публий Овидий Назон (иллюстрация)

Это могли быть фрески, станковая живопись, гобелены, роспись, графика в

отдельных листах, эстампах и тому подобное. Но особенное место принадлежит

книге. Книжная иллюстрация: это жанр графического искусства. Книга не может

не влиять на особенности иллюстрации. Размерами страниц, устройством,

структурой она ограничивает размеры иллюстраций, а их соседство со шрифтом

обязывает художника находить гармоническое решение книжного разворота.

Техника печати также обязывает художника согласовывать средства

изображения.

Букварь Кариона Истомина

Иллюстрированной детской книгой в России был знаменитый «Лицевой

букварь», выполненный Карионом Истоминым.

Букварь вместе с текстом был гравирован на меди Леонтием Буниным, вышел в

Москве в 1692 и 1694 годах. В нем были изображены прекрасные рисунки,

сопровождающие текст. Каждой букве была отведена отдельная страница.

Сверху страницы помещалось изображение буквы в виде людей, которые

располагались в разных позах. Также страницы букваря украшались

изображениями людей, животных, растений, построек, предметов быта. Среди

них можно было увидеть историка, держащего в руках раскрытую книгу и

чернильницу, звездочета со зрительной трубой и многое другое.

Высокохудожественные и занимательные рисунки предназначались для того,

чтобы заинтересовать учащихся и привлечь их к изучению азбуки. Рисунки и

текст были органично слиты, а иллюстрации несли познавательную нагрузку.

Евгений Иванович Чарушин - советский график, скульптор, писатель. Он

«Волчишко и другие», «Никитка и его друзья», «Про Томку», а также

произведения других авторов.

Евгений Иванович Чарушин- иллюстрация к произведению «Про Томку».

Владимир Михайлович Конашевич - русский и советский художник, график.

Является автором классических иллюстраций к произведениям Самуила

Маршака, Корнея Чуковского. В.М. Конашевич. Азбука в картинках.

Леонид Владимирский

Именно он придумал и нарисовал любимых героев, которые путешествовали

в Изумрудный город, сражались с деревянной армией Урфина Джюса.

Владимирский стал первым художником, который иллюстрировал всю серию

книг, тесно общаясь и обсуждая наброски с автором Александром Волковым.

А самым любимым героем художника был Страшила Мудрый.

Борис Дехтерёв

Иллюстрации художника к сказкам Пушкина — настоящая классика. Так же, как

и к сказкам Шарля Перро, Андерсена, Жуковского: они не просто красивые,

эмоциональные, настоящие, но еще и очень точные в деталях. Сам художник

очень любил работу над «Синей птицей» Метерлинка, даже создал своей

пересказ истории для детей.

Виктор Чижиков

Любовь к рисункам Виктору привили родители. Отец часто рисовал сыну героев

книг, а потом, когда ушел на фронт, присылал ему письма с картинками.

затем были рисунки к книгам Корнея Чуковского, Лии Гераскиной, Сергея

Михалкова, Софьи Прокофьевой, Ирины Токмаковой, Бориса Заходера, Эдуарда

Успенского, Андрея Усачева и многим-многим другим любимых детских

авторов.

Эрик Булатов и Олег Васильев

Эрик Булатов всегда знал, что станет художником. Об этом мечтал его отец,

который погиб на фронте. Сначала был кружок рисования и художественная

школа, в которой Эрик и подружился с Олегом Васильевым. Вместе художники

работали над иллюстрациями к детским книгам более 30 лет, уделяя внимание

не только рисункам, но оформлению в целом. Придумывали необычную

нумерацию страниц, орнаменты, шрифты. Эрик Булатов занимался рисованием,

а Васильев отвечал за цветовую гамму.

4. Конспект занятия:

Психологический настрой учащихся к уроку:

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться поближе с одним из важнейших

элементов книги. Давайте, прочтем эпиграф к уроку. Как вы считаете, о чем

пойдет речь? Попробуйте сформулировать тему урока.

Вот перед вами 2 книжки. Какую из них вам хочется взять в руки, полистать и

прочесть.

Конечно, с картинками. А как правильно называют этот элемент книги?

«Иллюстрации в книге».

Объяснение материала сопровождается просмотром книг с иллюстрациями

знаменитых художников.

Объяснение нового материала:

Рисование иллюстраций к литературным произведениям

Иллюстративное рисование является важным разделом работы на занятиях

изобразительным искусством. Работа с иллюстрацией позволяет решать такие

важные задачи как развитие познавательной активности детей, активизация

творческой деятельности, развитие воображения, развитие мотивации к чтению

литературных произведений, развитие творческого потенциала у учащихся.

Иллюстрация сейчас имеет много стилей, видов и техник. Для выполнения

иллюстраций

с

детьми

можно

использовать

живописные,

графические,

коллажные техники и такие материалы как гуашь, акварель, цветные карандаши,

простой карандаш и многое другое.

В современных источниках предлагаются разнообразные версии обучения. Но

для начала работы нужны базовые знания.

Первым этапом работы с иллюстрацией будет знакомство детей с разными

тенденциями в иллюстрации, с широким спектром подходов, с разнообразием

техник рисованной иллюстрации. Сначала мы знакомим детей с такими

известными мастерами иллюстрации как В.В. Лебедев, Ю.А. Васнецов, Л.В.

Владимирский, В.А. Чижиков, И.Я. Билибин, а также с современными

художниками-иллюстраторами детской литературы: Э. Лисицкий, В. Лебедев, В.

Фаворский, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич, Е. Стерлигова и т.д.

Целенаправленный

показ

иллюстраций

произведений

обогащает

содержательную сторону образа в детском рисунке, расширяет тематику,

происходит

конкретизация

замысла,

проявляется

ярко

выраженное

эмоциональное

отношение

к

герою,

сюжету,

иллюстративный

материал

содействует, нахождению ребенком различных способов воплощения замысла в

создании

выразительных

образов,

при

использовании

колорита,

формы,

композиции.

Вторым

этапом

работы

является

выбор

произведения

для

иллюстрирования,

который

в

первую

очередь

обусловлен

возрастными

особенностями детского восприятия. Для каждой возрастной группы нужно

подобрать соответствующие произведения.

Для среднего школьного возраста мы используем такие добрые и поучительные

рассказы как «Маленький принц», «Витя Малеев в школе и дома», «Веселые

рассказы», «Старик Хоттабыч», «Невиданная птица» и др. Знакомим детей с

творчеством забайкальских писателей

и поэтов таких как М.Е. Вишняков, Г.Р. Граубин, Н.Д. Кузаков, Д.Х. Цынгуева и

др.

Практическая работа:

Этапы подготовки и выполнения иллюстрации

к произведению учащимися:

1. выбор сюжета;

2. композиция;

3. выполнение эскиза (в карандаше и в цвете);

6. выполнение окончательного рисунка в карандаше;

7. передача характерных особенностей героев.

8. выполнение окончательного рисунка в цвете.

Выбор сюжета

На основе прочитанного произведения ребенок выбирает сюжет для своей

композиции с участием интересных для него героев. Далее нужно продумать

содержание рисунка, конкретизируя детали.

Поиск композиционного решения.

Композиция в иллюстрации. Важнейшим и более сложным этапом в работе над

иллюстрированием

литературного

произведения

является

компоновка

изображаемых объектов. В композицию, которая их объединяет, необходимо

Выполнение эскиза (в карандаше и в цвете). Вне зависимости от того, придумал

ли ребенок рисунок или находится в поиске, мы всегда начинаем с наброска, где

можно свободно передать поток идей и не беспокоится об ошибках. Колорит

иллюстрации очень важен, чтобы подобрать правильные цвета создаем этюд в

цвете, так как цветовое решение иллюстрации может быть одним из средств

выражения содержания.

Выполнение окончательного рисунка в карандаше. После того как эскиз готов

переносим выбранную композицию на лист бумаги.

Каждый ребенок должен подумать, что в его рисунке должно быть главным,

определить точку зрения, с которой он будет рисовать все объекты. Когда

ученики начнут прорисовку, строить и уточнять перспективу и пропорции,

необходимо постоянно вести индивидуальную и фронтальную работу с

учащимися. Передача характерных особенностей героев. Для того, чтобы дети

могли точнее передавать образы тех или иных персонажей, необходимо

раскрывать

их

характерные

особенности,

тогда

рисунки

будут

более

выразительными. Нужно выделить ключевые черты характера изображаемого

героя и самые яркие внешние признаки, найти самое главное и узнаваемое в

персонаже. Для того чтобы помочь герою раскрыться, мы акцентируем внимание

в рисунках на действиях героя, так как одна из популярных проблем юных

иллюстраторов - статичность героя. Для живой иллюстрации нужен сюжет и

Последовательность выполнения композиции.

взаимодействие персонажей, поэтому мы стараемся рисовать героя способного

действовать и проявлять эмоции. Выполнение окончательного рисунка в цвете.

Заключительным,

но

трудоемким

этапом

является

цветовое

решение

композиции. Выполнение всех деталей в цвете и общий колорит композиции

определяет работу в целом. Необходимо постоянно вести индивидуальную и

фронтальную работу с учащимися, консультируя их на каждом этапе работы.

Выполнение иллюстраций к произведениям на занятиях

изобразительным искусством стимулирует детей к самостоятельному прочтению

и творческой активности. В процессе рисования иллюстраций дети лучше

понимают

содержание

произведений,

взаимоотношения

между

героями

раскрывают его в своих работах, осмыслено передают движения, форму, цвет,

пропорции, правильнее выстраивают композицию.

5.

Заключение:

Подведение итогов и оценка занятия:

Итогом

занятия

является

выполнение

иллюстраций

к

литературному

произведению.

В завершение проводится просмотр творческих работ учащихся и выставляются

оценки.

Критерии оценки: -индивидуальность и самостоятельность в выполнении

заданий;

-общая художественная выразительность;

-раскрытие заданной темы;

-успешность решения поставленной задачи на занятиях;

-чувство материала и владение художественными техниками; -добросовестность,

аккуратность при выполнении заданий.

5 (отлично) – учащийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком

уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением,

творческим подходом.

4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но

прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные

ошибки.

3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки.

Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

Иллюстрации:

Пробуждают интерес к книге, чтобы ее захотелось взять в руки и прочесть.

Помогает еще до чтения основного текста понять, о чем книга

Развивают фантазию и творчество.

Оживляют воспоминания

6. Список использованной литературы:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском

возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АСТ / Астрель, 2008.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.

Выготский. – М: Просвещение, 2010.

3.

Неменский

Б.

М.

Изобразительное

искусство.

Рабочие

программы.

Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы: учеб.

пособие для общеобразоват. организаций / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, - 5-

е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2016.



В раздел образования