Напоминание

«Песочная терапия, как средство эмоциональноличностной сферы ребенка»


Автор: Белова Зиля Жавитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДС №2 «Белочка»
Населённый пункт: г. Лангепас, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Песочная терапия, как средство эмоциональноличностной сферы ребенка»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛАНГЕПАС

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ЛАНГЕПАСКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №2«Белочка»

«Песочная терапия, как средство оптимизации

эмоциональноличностной сферы ребенка»

Подготовила:

воспитатель

Белова З.Ж.

Лангепас, 2024.

«Песочная терапия, как средство оптимизации

эмоциональноличностной сферы ребенка»

Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на теории Юнга о том, что

каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как

магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и

ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком

вносят в душу ребёнка веселье и радость, и вместе с тем способствуют его развитию.

Цель

такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то

специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Основная цель игр с песком - развитие эмоционально – волевой и познавательной сферы

ребенка, коммуникативных навыков.

Для детей лучшая игрушка - это кучка песка.

К. Д. Ушинский.

Песок

это

удивительный

и

таинственный

материал.

Он обладает способностью притягивать человека – своей податливостью, способностью принимать

любые формы. Это незаменимый материал для детских игр. Ведь именно игра помогает ребенку строить

отношения с внешним миром, познавать его и выражать свои чувства.

Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочную терапию дает больший

воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и

работать самостоятельно.

• Во-вторых,

в

песочнице

мощно развивается тактильная

чувствительность

как

основа «ручного

интеллекта».

• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции

(восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика).

• В-четвертых,

совершенствуется

предметно-игровая

деятельность,

что

в

дальнейшем

способ

ствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

1. Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой

моторики

рук.

А

главное

ребенок

начинает

говорить

о

своих

ощущениях,

тем

самым

спонтанно развивается

его

речь,

словарный

запас, развивается восприятие

различного

темпа речи, развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух.

2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на

фронтальных занятиях.

Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут

изменить по своему желанию….. лучшая игрушка для ребенка та, которую он может изменить самым

разнообразным образом………….

Вот, например игры, которые можно проводить с детьми младшего возраста: «Чьи это следы?»

На песке какие-то странные следы!?

Кто или что смог их здесь оставить?

Кому или чему они принадлежат?

« Секретик»

Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка -

откапать «секретик», а потом сделать похожий.

«Отпечатки наших рук» .

Ребятам очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных. А

еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя

настоящими Волшебниками.

Влияние песочной терапии на развитие ребенка.

Способствуют развитию речи (фонетика, лексика, грамматика).

Стабилизируют эмоциональное состояние.

Развивают творческий потенциал.

Активизируют пространственное воображение, образно - логическое мышление.

Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность.

Развивают мелкую моторику, глазомер.

Способствуют развитию рефлексии (самоанализа) ребёнка. Формируют позитивную коммуникацию.

Способствуют развитию гуманных чувств.

Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!).

Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Способствуют развитию речи (фонетика, лексика, грамматика).

Стабилизируют эмоциональное состояние.

Развивают творческий потенциал.

Активизируют пространственное воображение, образно - логическое мышление.

Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность.

Развивают мелкую моторику, глазомер.

Способствуют развитию рефлексии (самоанализа) ребёнка. Формируют позитивную коммуникацию.

Способствуют развитию гуманных чувств.

Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!).

Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Таким образом мой опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт

положительные

результаты:

у

детей

значительно

возрастает

интерес

к

занятиям;

они чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочная терапия– это просто кладезь новых возможностей для педагогов, работающих с детьми:

возможность лучше узнать и понять своих воспитанников, занять их интересной и познавательной

игрой.

Каковы особенности пескотерапии?

Прежде всего это возможность для самовыражения ребенка. Создаваемые композиции в процессе

песочной терапии, позволяют выразить, то что иногда не передать словами. Если есть трудности и

ребенок не может что -то рассказать открыто, то песочная картина поможет ему раскрыться.

При создании песочной композиций не нужны специальные навыки. Поэтому ребенок не

будет бояться совершить ошибку или неточность, и будет более раскованно и смело действовать.

Благодаря

играм

с

песком

можно

решить

общие

и

специфические

задачи:

-развитие

общей

и

тонкой

моторики,

-формирование

у

ребёнка

представлений

об

окружающем

мире,

-гармонизация

детско-родительских

отношений,

-снижение

агрессивных,

тревожных

состояний,

-снижение

упрямства,

сопротивления

ребёнка,

его

робости

и

застенчивости,

-снижение

гиперактивности,

-снятие

эмоционального

и

мышечного

напряжения,

-снятие

речевого

негативизма,

-развитие творческих способностей, воображения, речи в процессе обращения к своим чувствам,

ощущениям

«Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на

секунду не сомневаясь, сказала: «Песок!»



В раздел образования