Напоминание

"Васильсурск в годы войны"


Автор: Алексеева Ирина Алексеевна
Должность: Учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Васильсурская СШ
Населённый пункт: п. Васильсурск, Нижегородская область
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: "Васильсурск в годы войны"
Раздел: полное образование





Назад




Номинация: Исследовательская работа

Название работы: Васильсурск в годы войны

Автор: Руководитель кружка

«Моя малая Родина»

учитель истории МБОУ

Васильсурская СШ

Алексеева Ирина Алексеевна

Васильсурск 2024год

План:

Введение

Глава 1 Экспедиция в музей

Глава 2 Вклад колхозников

Глава 3 Участие в плане эвакуации

3.1 Эвакуированные предприятия

3.2 Эвакуированные граждане

3.3 Эвакогоспиталь

Глава 4 Школа в годы войны

4.1 Помощь фронту

4.2 Рубежи обороны

Глава 5 Всё для Победы

5.1 Трудовые бригады

5.2 Новое производство

5.3 Разнарядки. Сбор средств на нужды фронта

5.4 Работа предприятий в годы войны

Заключение

Для моей исследовательской работы я выбрала тему: «Васильсурск в годы

войны». Актуальность этой темы я вижу в том, что за все прошедшие годы с

окончания войны не было сделано обобщения по тому, какой вклад в Победу

внесли мои земляки, что было в Васильсурске в годы войны, как жили люди,

как трудились. Воспоминания участников войны школьники собирали и

записывали, а вот воспоминаний тружеников тыла практически нет. За 75 лет

со дня Победы людей трудившихся в годы войны почти не осталось в живых,

но есть ещё люди, чьё детство выпало на военные годы, есть и те, кто сохранил

в памяти рассказы своих близких о военных годах. Васильсурск не был

оккупирован, здесь не было боевых действий. Моя цель узнать, как жили

васильчане в войну, как пережили в тяжёлые годы, какой вклад внесли в

Победу?

В работе я определила задачи: изучить материалы краеведческого музея по

моей теме, проанализировать воспоминания старожилов и родственников

васильчан переживших годы войны, собрать дополнительный материал из

литературных произведений, посвященных труженикам тыла. Обобщить

полученные сведения в единый материал о Васильсурске в годы войны.

Определить дальнейший план сбора сведений по данной теме.

Глава 1.Сбор материала я начала в краеведческом музее. Хрулёва Зоя Петровна

познакомила меня со стендами об участниках войны, герое Советского Союза

Морозове, поселковом совете, балетной студии, колхозе «Колхозная искра». Я

просмотрела материалы газет, которые уже затрагивали эту тему. Собранные

сведения я включила в разделы моей работы.

После начала войны в стране была объявлена мобилизация. Не обошла она

стороной и наш посёлок. На фронт ушло около 1 тыс. человек, многие шли

добровольцами. Среди них были учителя школы, члены партии, комсомольцы,

совсем

молодые

ребята,

заканчивающие

школу.

Точных

данных

о

добровольцах нет, есть только воспоминания родственников, они единичны или

краткие записи в альбоме о ветеранах. Очень жаль, что сейчас собрать этот

материал практически невозможно. В школьном музее до его переноса был

собран богатый материал об участниках войны, но многое, как и красивые

стенды, были утрачены за годы его бездействия и разорения, а также пожара в

школе. Погибшим васильчанам в 1965 году в честь 20 годовщины Победы был

установлен

обелиск.

Он

был

создан

по

проекту

учителя

черчения

васильсурской школы Власова А.С.. Имена многих солдат дополняли потом,

так как часть из них числилась пропавшими безвести. Их имена обрели

достойную память в результате поисковых работ на местах боёв. Сейчас

значится 495 имён погибших войнов.

На фронт ушли самые сильные и

здоровые мужчины, кто остался в посёлке? Остались женщины, старики, дети,

инвалиды. На их плечи легли все тяготы войны. Это было по всей стране.

Многие поэты посветили им строки своих стихов и рассказов. В книге «Венок

славы» в томе о тружениках тыла мы нашли стихи, которые можно адресовать

и нашим землякам.

Глава 2. Еще до войны в Васильсурске был создан колхоз «Колхозная искра»,

председателем был Кузнецов Парфирий Михайлович. Ученики школы брали

интервью у его сына Кузнецова Леонида Парфирьевича, он хорошо помнил

военные годы, т.к. был уже подростком и сам трудился в колхозе. В 1946 году

был призван в армию, служил в Германии, его отца в 1941 году по мобилизации

забрали на фронт, погиб он при обороне Севастополя. Председателем в годы

войны был Никитин Алексей Николаевич, на плечи колхозников легла вся

забота о хозяйстве, из которого мужчины ушли на фронт, подростки сели за

трактора и машины, женщинам пришлось трудиться за мужчин, а у всех были

малолетние дети, которым нужна была забота и внимание.

Интересные

сведения

нам

рассказала

Попкова

Елена

Сергеевна

по

воспоминаниям ее родственницы, работавшей в колхозе, колхоз получил

специальное

задание

выращивать

траву

наперстянку

необходимую

для

приготовления лекарств. Ее выращивали, собирали, сушили и отправляли в

район для нужд фронта при этом не сокращали площади и других посевных

культур, 500 человек из трудившихся в годы войны получили звания труженик

тыла в их числе были и колхозники. Многие умерли до введения этого звания,

около 50 человек еще живы на 2020год.

Глава 3.

3.1 С первых дней войны вступил в действия план эвакуации. Предприятия

западных регионов и крупных городов были эвакуированы на восток страны.

Васильсурск тоже принял участие в плане эвакуации, во время войны в поселок

было эвакуировано оборудование Московской кондитерской фабрики «Красная

звезда» и ее руководство развернуло здесь производство. Попкова Е.С.

сообщила нам, что на этой фабрике работала ее мать и это подтверждают

записи в трудовой книжке. Подробно ее мать не рассказывала о работе

фабрики, но достоверно известно, что выпускали конфеты и отправляли их на

фронт. Моя бабушка работала на этой фабрике. По ее воспоминанием известно,

что была введена трудовая обязанность и женщины-домохозяйки, должны

были, в годы войны трудиться. В их числе была и Михайлычева Мария

Степановна (моя бабушка) работавшая кондитером на фабрике. Конфеты,

которые выпускали на фабрике, назывались «Мясинка ро-ко-ко», по вкусу

напоминающие помадку. В семье Михайлычевых хранится фотография

военных лет работников этой фабрики, никого в живых уже нет. Я сожалею,

что не поинтересовалась этим, пока жива была бабушка, последней скончалась

(с этой фотографии) Кузьмичёва А.И.

3.2 В Васильсурск прибывали и эвакуированные граждане из Москвы и

Ленинграда. Кто-то прожил в Василе первые два года войны, кто-то всю войну

и дольше. По этому вопросу нам помогли воспоминания Хрулевой З.П.,

Власовой Л.С., материалы музея. Зоя Петровна, будучи сама маленькой

девочкой запомнила детей, вывезенных из блокадного Ленинграда. «Их везли

на телегах, худых, бледных. Мы по сравнению с ними были упитанными. Их

сопровождали воспитатели. К телегам подходили люди, приносили еду, а

воспитатели, просили ничего не давать детям в руки, чтобы им не было плохо

от еды, как это может быть, я тогда не понимала. Помню расквартированных

людей, их размещали по домам у моей бабушки жила семья из Ленинграда. У

нас жила одна семья, это были татары, их привезли для рытья оборонительных

рубежей. Наша мама варила им еду из конины, они занимали все спальные

места. Наверное, это был 1941 год. Что с ними было потом, я не помню,

наверное, после наступления под Москвой их отправили домой.»

1

Власова Л.С. поделилась своими воспоминаниями, встречаясь с учащимися

школы. «Мама рассказала, что в годы войны работала воспитателем в

эвакуированном детском доме, размещенном в здании около школы. Там до

войны была территория дома отдыха. Многие васильчане приносили детям

вещи, подарки. Я хорошо помню, как ходила встречать маму с работы,

знакомилась с детьми. А в доме у бабушки А.С. Власова жили эвакуированные

родственники Лиепы. Он и другие артисты балетной студии Большого театра

направлялись в эвакуацию в Куйбышев, а остались у нас, т.к. закончилась

навигация. Артистов разместили в клубе речников. Бабушка помогала шить

костюмы к спектаклям, которые давали артисты для жителей посёлка,

сценические костюмы с собой в эвакуацию не брали, а спектакли хотелось

поставить хорошие. Использовали все подручные средства для декораций,

очень хотелось, чтобы зрителям их выступление понравилось, на какое - то

время люди отвлеклись от тяжёлых мыслей военного времени. Для васильчан

эти спектакли были чудом, сказочным волшебством, до войны практически и в

областном центре редко кто бывал и то по делам, а не в театрах. Многие из

артистов трупы приходили в гости, рассказывали о городской жизни, о

новшествах,

изменениях,

удобствах,

о

своей

жизни.»

2

Эвакуированной

балетной студии посвящен стенд в музее, можно прочитать письма с

благодарностью

васильчанам

от

артистов

присланные

после

войны.

Васильчанин Климов Павел Степанович, дружил с эвакуированными артистами

и даже навещал их после войны (Раису Стручкову и Александра Лапаури). В

войну он был учеником старших классов, в 1945 году был призван в армию,

стал участником войны с Японией. В домах многих васильчан жили

эвакуированные люди. Взрослые работали, дети учились. Детский дом был

расформирован после войны. Воспитанники учились в средней школе. Спустя

много лет многие приезжали поклониться праху учителей и воспитателей,

которые заменили им семью. Артистам приходилось самим заготавливать

дрова за рекой Волгой и возить их на санках. Потом нужно было их расколоть,

просушить, топить печи. Было много и других бытовых проблем и неудобств.

3.3 Из материалов музея мне удалось узнать, что на территории больницы в

1941-1945 был размещен эвакогоспиталь №1218. В госпитале трудились

работники нашей больницы и мобилизованные врачи из других регионов.

Большое количество раненых поступало в 1941-1942 г.г. Раненых доставляли

самолетами. Самолеты садились зимой на лед в затоне, а летом на дорогу у

колхозной конторы. Раненых от самолетов перевозили на телегах или машинах

в госпиталь. Самолеты в поселке были диковинкой. Многие ребята с завистью

смотрели на улетающий самолет, мечтая полетать. Были раненые, которых

доставляли на баржах по Волге в период навигации. Многих солдат Советской

армии поставили на ноги врачи госпиталя №1218, были и умершие от ран. На

поселковом кладбище братская могила солдат. Администрация поселка и

школа облагородили могилу, содержат ее в надлежащем виде. В могиле

захоронены: Катальников Сергей Фадеевич 1904-1942, Жилин Николай

Никитович 1900-1942, Челышев Яков Елисеевич 1908-1942.

Из медперсонала работавших в этом госпитале в поселковой больнице долгие

годы работала Барышева Вера Васильевна. В годы войны она работала в

больнице. Вот ее воспоминания «Родилась я в Воротынце 1923 году, в 1939

поступила в фельшерско - акушерскую школу г.Горького. Окончила ее в 1942

году, была направлена в Васильсурск. Шла война. Я была молоденькая, хрупкая

девочка, как и другие работницы. Нас мобилизовали на рытье окопов,

приходилась выполнять тяжелую мужскую работу по разгрузке раненых солдат

с приходящих к пристаням барж. Это были солдаты Сталинградского фронта,

были баржи и из Горького. Уход за ранеными требовал много сил, здание

госпиталя не имело водопровода, отопление печное, медперсонал помогал

санитаркам обеспечить хорошие условия для раненых. Было очень тяжело, но

выручала молодость»

3

. Вера Васильевна не смогла вспомнить фамилии врачей

госпиталя, ей было 90 лет, но мне было приятно осознавать, что я общалась с

человеком той эпохи, пережившей тяготы войны, сумевшей внести посильный

вклад в победу.

Глава 4.

4.1 Школа не осталась в стороне в тяжелые военные годы. Учителя мужчины

годные к службе и подходящие по возрасту пошли на фронт. В школе остался

женский коллектив и мужчины не призывного возраста. В годы войны в школе

работали пожилые учителя: Берендеев К.И., Кажетский А.Ф., Карельский В.А.,

Пригоршнев М.И., Деньгин Д.П., Зернов В.Ф. и 18 учителей – женщин. Их

имена и фамилии размещены на стенде о ВОВ в средней школе. Из ушедших на

фронт многие погибли. Это: Ширяев А.Н., Шаталин А.А., Ёлкин А.И., Нелюбов

С.И., Рушецкий С.И., Лебебев Б.С., Бурасов В.А., Обухов Ф.Ф., Сиволапов

И.Е.. С фронта вернулись Кобелёв В.В. – учитель черчения, вернулись молодые

ребята васильчане, ставшие учителями: Берендеев И.К., Атласкин А.А..

После войны в школу пришли молодые учителя- мужчины- фронтовики. Они

внесли достойный вклад в воспитание молодёжи на своих героических

примерах. Атласкин А.А. был призван на фронт в 1942 году, ему ещё не

исполнилось 18 лет, но он считал это счастьем – скорей попасть на фронт и

бить врага. Я обратилась к его сыну Атласкину А.А.- учителю труда с

просьбой, рассказать, не осталось ли в памяти воспоминаний о годах войны

рассказанных отцом. Вот его рассказ: « 21 июня 1941 года отец закончил 9

класс и с одноклассниками поехал в поход на Луковое озеро. Вернулись днем

22, от матери узнал, что началась война. Он хорошо запомнил, как отправляли

мужчин на войну, на пристани толпились люди, войны грузились на теплоход

«Рылеев», много было мужчин из ближайших сёл и деревень. Пароход давал

долгий гудок, заглушая его, плакали женщины и дети. Так было до самого

ледостава. В сентябре появились первые эвакуированные, в классах новые

ученики. Запомнил он эвакуированных артистов балетной студии и дочь

лётчицы Марины Михайловны Расковой. К ней, на несколько часов прилетала

мать в гости на самолёте УТ- 1. Учеников отправляли на строительство

автомобильной дороги Горький – Казань. Работали вручную, делали насыпь,

руководил ими военрук – фронтовик без руки, учил бросать гранаты, проводил

занятия. Приходилось потом навёрстывать школьную программу. Зима была

ранняя. На фарватере у посёлка вмёрзли в лёд 5 барж. Две с картошкой, которая

замёрзла, одна с посудой, которую выгрузили в магазины, а две с

заключёнными. Их разместили в поселковом нагорном клубе. Кормили

замёршей

картошкой,

заставляли

работать

на

строительстве

рубежей.

Заключённым разрешали просить еду у жителей, да только дать было нечего.

Многие из этих людей умерли, их сваливали до весны в овраге на кладбище.

Оставшихся в живых как окреп лёд отправили по этапу в неизвестном

направлении. Многих застрелили конвоиры во время работы. Отец помнит, что

было плохо с продовольствием, продукты выдавали по карточкам, но люди

были полны уверенности, что разобьют врага»

4

. Учеников старших классов, как

только им исполнялось 18 лет, забирали на фронт. Кто-то прошёл войну и

вернулся, кто-то погиб, не успев, повоевать. Так трагически сложилась судьба

Миши Царькова и Жени Лапина, одноклассников матери учительницы

литературы Деньгиной Т.В. Эшелон, в котором ехали ребята на фронт

разбомбили, домой они прислали единственную открытку, отправленную в

пути. Хрулёва З.П., вспоминая годы войны, с уважением говорила об учителях.

Особенно Малышевой И.А. их учителя начальных классов. Учителя проводили

беседы, собрания патриотического характера, организовали посильную помощь

фронту по сбору посылок. Ребята и их родители шили и вязали теплые вещи,

сеяли и сушили табак для солдат, закладывали его в кисеты, изготавливаемые

ими же, писали письма солдатам с поддержкой. Ираида Александровна

старалась оказать моральную поддержку взрослому населению. В новогодние

праздники в Васильсурске проводили костюмированные карнавалы. Ираида

Александровна на новый 1945 год подготовила костюм «Победа». На голове

была кремлёвская башня, платье красного цвета, украшенное цветами, в руках

букет цветов (искусственных), её родственница подготовила костюм «Смерть

фашизму».Он походил на костюм смерти с длинными когтями, с костями

скелета, платье чёрного цвета. Победу в конкурсе костюмов присудили

«Победе», все её ждали с нетерпением и надеялись, что идёт последний год

войны. Зоя Петровна хорошо помнит свое детство «опаленное войной». У нее

погиб отец, матери было очень тяжело, детям не хватало еды и одежды, но они

готовы были отдать последнее для нужд фронта.

4.2 Из рассказа Хрулевой З.П. мы уже знаем о присланных на рытьё

оборонительных рубежей татарах. Атласкин А.А. рассказал, что были

привлечены заключенные, но и не только они. В интернет журнале «Лики

провинции» в №2 он писал статью об отце, там мы нашли материал о рубежах

обороны. «Было принято решение о строительстве Горьковского рубежа

обороны для защиты Горького с юга и от наступления вверх по Волге. В нашем

районе основными узлами обороны стали Васильсурск и Фокино. В пойме

Суры, в Аннинских лугах было решено выкопать два противотанковых рва, по

кромке лугов и леса строились блиндажи и ДЗОТы. Один был выкопан на

вершине Шишкиного мыса, а по склону несколько рядов окопов. На Фокинской

горе рыли отвесные уступы против танков. Трудились на строительстве

школьники старших классов, работники всех организаций поселка по графику.

Нормы выработки – 5 кубометров мерзлого грунта в смену. Страдала обувь, а в

то время это большая ценность. Поэтому школьники предпочитали лапти, их

хватало на неделю. После наступления под Москвой работа на рубежах не

прекращалась. За работу платили мороженой картошкой с баржи, но от нее

получали только отравления»

5

. В материалах Воротынской газеты мне

встретилась фотография учеников 10 класса перед отправлением на рытьё

рубежей обороны. Среди ребят мать учительницы Деньгиной Т.В. – Ольга

Дмитриевна и ее 16 одноклассников. К учебе приступили с января 1942 года, за

5 месяцев успели изучить программу 10 класса. У Татьяны Викторовны

храниться фотография 1941 года. На ней еще живые, не погибшие учителя и

ученики. Страшная беда затронула все уголки страны. Пусть не везде шли

сражения, но каждый уголок вложил в победу свою лепту: посылал солдат на

фронт, растил детей, работал, работал…. Поэтому мы и победили!

Глава 5.

5.1 В работе мне помогли воспоминания директора школы Толобова Д.Г. Он

хорошо помнит рассказы своей бабушки Толобовой Елизаветы: «Из жителей

Васильсурска формировали трудовые бригады по заготовке дров. Женщинам

пришлось заменить мужчин. Мужа забрали на фронт, а у меня трое детей.

Хорошо, что я могла оставить их под присмотром родственников. Дрова нужны

были для работы Чугуновского спирт завода. Спирт во время войны –

стратегическое сырье. Нас завезли в леса на марийской территории, спали мы в

холодных бараках, пилили вручную, грузили тяжёлые брёвна, были нормы

выработки. Было очень тяжело, все трудились добросовестно, зная, что это

нужно для разгрома врага»

6

.

5.2 Власова Л.С. рассказала нам, о воспоминаниях своей тети Васильевой О.И.

по ее рассказу мы узнали, что в годы войны в здании магазина ВИНЭК

(пересыльная тюрьма) была организованна работа швейной фабрики по пошиву

нижнего белья для нужд фронта. Женщины получали большую дневную

норму, ее выполнить было очень трудно. В этом же здании оборудовали

спичечную фабрику. Работницы сами готовили дрова для отопления здания.

Одиноких женщин отправляли на заготовку торфа в заволжские леса. В 1941

году немцы бомбили район нефтебазы. Бомбы попадали на остров, баржи,

Покровский собор. Разлившийся керосин из баржи жители черпали ведрами и

отстаивали,

потом

меняли

на

продукты.

Васильчане

соблюдали

светомаскировку, особенно в 1941 году. Об этой бомбардировке ученикам

школы рассказала Соколова А.И., которую направили в колхоз работать

счетоводом.

Она ехала в кузове грузовой автомашины из Воротынца к

переправе, в это время немецкий самолет летя на малой высоте начал обстрел.

Водитель остановился, а люди залегли в обочины. Все остались живы.

Нефтебаза была замаскирована, попасть в баки он не смог, а вот груз сбросил

на собор и баржи в Васильсурском затоне. В поселке проводилась работа по

выявлению диверсантов, они нарушали светомаскировку.

5.3 Женщины в Васильсурске и Хмелевке получали задания по вязанию носков

и варежек для солдат. Готовые вещи собирали и оправляли в район. Из своего

материала или розданного мы выяснить не смогли. Васильчане организовали

сбор средств для нужд фронта. В годы войны заведующая садиком

Преображенская А.Г. с сотрудниками собирала средства для фронта на танки и

самолеты. В знак благодарности им было прислано несколько телеграмм от

Сталина, они хранятся в музее. Из женщин в осенний период и подростков

формировали группы по заготовке грибов. Давали по одному мужику с лодкой,

он их вез в район поселка Сапино. Собранные грибы сушили в сушильном

цеху кондитерской фабрики и отправляли в район.

5.4 Победа ковалась на фронте и в тылу. Труженики тыла работали под

лозунгом «Все для фронта, все для победы»! Они не жалели не сил не здоровья.

Председателями поселкового совета в годы войны были: Засорин А.П., с 1943

года – Хрусталев А.М.. Секретарем все годы войны была Горшкова Клавдия

Ивановна. На их плечи в первую очередь ложилась ответственность за работу

предприятий и выполнение разнарядок, организацию бригад. В поселке работал

лесозавод, его работа изменилась с учетом войны. В затоне в режиме военного

времени работали судоремонтные мастерские. Они относились к Волжскому

речному пароходству. И ремонтировали суда Волжской военной флотилии.

Участник боев на Волге, речник Масленников Николай Александрович был

награжден орденом Ленина. По Волге шли грузы для фронта, везли

эвакуированных, доставляли топливо с Каспия. Старожилы вспоминают о

большом

потоке

судов

по

реке.

Подробную

информацию

по

этому

направлению мы не имеем, постараемся собрать дополнительный материал.

Хрулева З.П. начала поиск по теме «Речной флот в Васильсурске», возможно

всплывут новые данные по периоду войны. В годы войны самоотверженно

трудился фельдшер Погодин А.И., участник войны демобилизованный из-за

ранения. В гражданскую он был лекарем в Чапаевской дивизии. Ему одному

приходилось работать и оказывать помощь жителям Васильсурска, Отар,

Хмелевки, Шереметьево, «Кабеля», «Монастыря». За свой труд он был

награжден орденом Ленина, грамотами и медалями. Лучше всех тяжелые

военные годы описала Хрулева З.П. в очерке «Детство опаленное войной»

напечатанном в Воротынской газете. Мои одноклассники

расспрашивали

своих близких о годах войны, их воспоминания совпадают с описаниями Зои

Петровны.

Заключение

Анализируя собранный материал можно сделать вывод. Васильчане смогли

внести достойный вклад в победу над врагом. Около 1000 пошли на фронт бить

врага. Оставшиеся в тылу добросовестно работали в колхозе, выполняя все

задания правительства. 500 человек получили звания «Труженик тыла», сумели

организовать работу эвакуированной фабрики, разместили эвакуированных в

своих домах и учреждениях, оказывали им посильную помощь, принимали

участие в строительстве дороги на Казань и оборонительных рубежей,

разместили на территории дома отдыха эвакогоспиталь и трудились в нём,

организовали и новое производство: спичечную фабрику, швейную фабрику,

собирали средства на военную технику, заготавливали дрова спиртзаводу,

грибы для нужд солдат, шили и вязали, собирали посылки, ремонтировали суда,

работали сверх норм. В этой работе принимали участие взрослые и дети. Я

сумела обобщить имеющийся материал по данной теме в единое целое.

Получился интересный рассказ о моих земляках в суровые годы войны, он

подтверждён воспоминаниями очевидцев и родственников. Даже если ими

допущены ошибки и неточности, их сведения интересны, этого никто не знал.

Моё мнение таково: эта работа будет полезна для уроков краеведения, истории,

классных часов, для краеведческого музея. С ней я хочу познакомить учащихся

школы перед 9 мая. Свою работу я хочу продолжить, даже привлечь учащихся

для сбора материала по военному периоду. Мы хотим взять интервью у

пожилых васильчан, расспросить их о годах их детства и юности. Я думаю, что

будущий материал поможет нам в работе и над другими темами исследований.

Сноски:

1.

Воспоминания Хрулевой З.П.

2.

Воспоминания Власовой Л.С.

3.

Рассказ Барышевой В.В.

4.

Воспоминания Атласкина А.А.

5.

Материала интернет журнала «Лики провинции», «Тревожная осень»

6.

Рассказ Толобова Д.Г.

Источники и литература:

1.

Воспоминания Хрулевой З.П.

2.

Воспоминания Власовой Л.С.

3.

Рассказ Толобова Д.Г.

4.

Рассказ Барышевой В.В.

5.

Рассказ Попковой Е.С.

6.

Воспоминания Атласкина А.А.

7.

Книга «Венок славы»

8.

Материалы музея по периоду войны

9.

Фото из архива музея и жителей поселка

10.Материалы интернет журнала «Лики провинции» №2



В раздел образования