Автор: Клевко Елена Вениаминовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова
Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: Авторская общеобразовательная программа "Танцевальная азбука"
Тема: Хореография на начальном этапе обучения для воспитанников от 6 лет
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени Ф.К. Салманова
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО
Приказ №_____ Зам. директора по УВР
от «___»____2019г. ______________ А.С.Кучина
(подпись, ФИО)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Танцевальная азбука»
(платная образовательная услуга)
Возраст обучающихся: 7-8 лет (1-2 классы)
Срок реализации программы: 1 год
Тип программы: авторская
Количество детей в группе: 2 группы № 1 и № 2 (в каждой от 10 человек)
Количество учебных часов в год: 56 часов
Педагог, реализующий программу: Клевко Елена Вениаминовна
г. Сургут
1
Пояснительная записка
Программа является дополнением к основной образовательной программе
Образцового ансамбля танца «Настроение» при работе с детьми первых, вторых
классов. Постановочная работа (практические занятия) неразрывно связана с
теоретическими занятиями и является необходимой частью для выполнения
главной цели дополнительного образования детей в общеобразовательной
гимназии - приобщение учащихся к миру хореографического искусства,
ознакомление
с
некоторыми
жанрами,
видами
и
стилями
хореографии,
расширение их культурного кругозора.
Актуальность программы:
Актуальным на сегодняшний день является воспитание гражданина и
патриота, знающего и любящего свою Родину. В программе разработан
практический курс, благодаря которому учащиеся первых классов могут проявить
себя на сценической площадке в танцевальных образах, тем самым начать
раскрывать в себе творческие, актерские и сценические способности.
В современном мире дети много времени проводят с компьютером,
телевизором и другими информационными источниками, вследствие чего, ведут
малоподвижный образ жизни. Благодаря занятиям хореографией можно не только
почувствовать эстетическую сторону танцевального искусства, но и развить в
себе физические качества организма, а, следовательно, укрепить свое здоровье с
помощью различных упражнений, предлагаемых в календарно-тематическом
плане данной программы.
Цели программы:
Образовательная:
приобщение
учащихся
к
миру
хореографического
искусства, ознакомление с некоторыми жанрами, видами и стилями хореографии,
расширение их культурного кругозора.
Развивающая: развитие физических способностей, учащихся (пластика,
координация
движений,
ритмика
и
двигательная
активность),
развитие
музыкального
слуха;
развитие
коммуникативных
умений
в
совместной
коллективной деятельности.
Воспитательная:
воспитание
нравственных
качеств
личности
через
овладение знаниями о духовном и культурном наследии; развитие у детей
художественного
и
эстетического
вкуса,
выявление
талантливых
детей;
воспитание уважения к национальной танцевальной культуре, воспитание
эстетического вкуса и интереса к миру танцевального искусства; формирование
исполнительской культуры.
Задачи программы:
1. Организовать двигательный режим гимназистов, который обеспечивает
физическое развитие, активный отдых и удовлетворяет естественную потребность
детей в движении.
2. Проводить оздоровление организма учащихся посредством активизации их
движения в ритме и темпе, заданной музыкой, способствующей ритмичной работе
всех внутренних органов и систем, обеспечение регулярности занятий.
2
3. Развивать у учащихся умения осознанно владеть координацией движения,
понимать отдельные элементы танца и сложные танцевальные комбинации,
различать музыкальный ритм и согласовать свои движения с музыкой.
4. Обучить основам хореографического мастерства; выявить потенциальные
возможности и развивать хореографические способности детей;
Особенностями данной программы является следующее:
Некоторые разделы программы включают в себя ряд танцевальных
элементов, предназначенных для изучения только мальчиками (все виды
народной присядки), что развивает силу, выносливость и отличает движения от
женских, способствует привлечению в ансамбль именно мальчиков. Это в
общеобразовательных учреждениях встречается очень редко. Акробатические
элементы
придают
танцевальным
постановкам
новизну
и
зрелищность,
одновременно привлекая к себе и мальчиков и девочек, способствуют желанию
научиться выполнению сложных трюков.
Программа основана на следующих авторских программах:
«Учебно-воспитательная программа по хореографии» Г. Л. Ивановой, г.
Кемерово;
«Программа обучения искусству хореографии» Е. В. Кель, г. Югра;
«Программа по хореографии, развивающая эстетическую и танцевальную
культуру» И. Г. Богдан, г. Киселева.
«Программа хореографического ансамбля «Эксклюзив» Л.В. Зеленкова, В.И.
Волянская г.Степногорск.
Возраст воспитанников: 7-8 лет.
В соответствии с возрастом ребенка и требованиями СанПиН распределяется
физическая нагрузка по принципу «не навреди» для того, чтобы после занятий
исполнитель чувствовал себя комфортно. Это все вызвано тем, что обучение
танцу протекает в непосредственном контакте педагога и ученика и тем, что
хореографическое проявление каждого ребенка индивидуально. Преобладает
строго индивидуальный подход к учащимся.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Принцип построения программы
от простого к сложному.
Режим занятий
группа 1-х классов № 1 и № 2 (1 год обучения) – 2 раза в неделю по 1 часу
(каждый час по 40 минут).
Структура занятий
Каждое практическое занятие включает:
1.
Разминку
2.
Изучение нового материала
3.
Повторение пройденного материала.
Ожидаемые результаты:
1.
Формирование системы хореографической подготовки детей.
2.
Развитие творческой самореализации личности учащихся.
3.
Обеспечение преемственности на каждом этапе деятельности.
3
4.
Создание детского творческого коллектива.
Формы и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации:
Контроль за изученным программным материалом осуществляется на
открытом зачетном занятии для педагогов и родителей в конце учебного года,
также осуществляется текущий контроль на каждом занятии;
В мероприятиях гимназии, предусмотренных годовым планом, учащиеся
ансамбля могут проявить себя в танцевальных постановках, что воспитывает
танцевальность, актерское мастерство, умение держать себя на сценической
площадке, организованность и собранность в большом хореографическом
коллективе.
Кроме того, воспитанники Образцового ансамбля танца «Настроение» в
обязательном порядке принимают участие на ежегодном отчетном концерте
ансамбля на городских сценических площадках города Сургута;
Формы и методы контроля:
На занятиях по хореографии используются разные виды контроля освоения
воспитанниками содержания программы.
- Текущий контроль (на каждом занятии);
- Диагностика результатов в форме опросника, анкеты, тестов и т.д. (в конце
учебного года), практические задания;
- открытое занятие;
- отчетный концерт в конце учебного года.
Условия реализации программы:
1.
Помещение: хореографический класс с соответствующим оборудованием.
2.
Оборудование: зеркала на стенах, хореографические станки, музыкальный
центр, телевизор.
3.
Использование
мультимедийного
оборудование
образовательного
учреждения.
4.
Видео и аудио - материалы.
5.
Подборка музыкальных фонограмм в соответствии с данной программой.
6.
Костюмерная комната с набором танцевальных костюмов и обуви в
соответствии с данной программой
7.
Вентиляция помещения.
4
Содержание программы:
Постановочная работа включает в себя следующие пункты:
1.
Вводное занятие (2 часа). Знакомство с понятиями: танцевальная практика
(ансамбль), танцевальный номер (танец).
2.
Изучение движений танцевальной постановки (22 часа). На занятиях
воспитанники знакомятся с каждым движением из танца пошагово, что дает
возможность познакомиться и проработать движения сначала отдельно,
потом в танцевальных комбинациях, а затем в танцевальных связках.
3.
Постановка рисунков танца (18 часов).
На занятиях воспитанники
знакомятся с рисунками танца и всеми переходами с одного пространства
площадки в другое, что придает танцу выразительность и зрелищность.
4.
Отработка целостного танца (12 часов). После того, как все танцевальные
комбинации,
связки
и
рисунки
танца
знакомы
и
отработаны
воспитанниками
ансамбля,
дети
знакомятся
с
системой
отработки
целостного танцевального номера:
Синхронность исполнения номера всеми учащимися,
Работа над мимикой лица при создании танцевального образа,
Работа с танцевальным костюмом,
Сочетание всего исполнения с танцевальной фонограммой,
Внешний
вид
воспитанников
при
исполнении
данного
номера
(прически, сценический грим),
Исполнение поклона по окончании танцевального номера,
Репетиционные занятия на сценической площадке,
Проработка выхода и ухода исполнителей танцевального номера.
5.
Итоговое занятие (2 часа).
Учебно-тематический план
5
Предмет: постановочная работа группа № 1 и № 2.
№ Наименование темы
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Эстрадный танец «Мы из джаза».
4
52
56
Итого:
56
Предполагаемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
- терминологию основных движений танцевального номера,
- понятие: танцевальные движения,
- понятие: танцевальная комбинация,
- понятие: танцевальная связка,
- понятие: рисунок танца,
- понятие: танцевальный образ, сценический костюм.
Учащиеся должны уметь:
- исполнять движения, танцевальные комбинации, танцевальные рисунки и
целостный номер самостоятельный и в присутствии посторонних,
- самостоятельно контролировать мимику лица и танцевальный образ при
исполнении номера,
- исполнять танцевальный номер в сценическом костюме без особых усилий
легко и свободно,
- исполнять поклон по окончанию танцевального номера в соответствии с
задумкой танца.
Список литературы для педагога:
6
1.
Барышникова Т. Азбука хореографии. – Спб, 1996
2.
Бочкарева М.И. Уроки хореографии в образовательных учреждениях.
3.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка).
– Изд-во «Владос», 2003.
4.
Гусев Г.П.
Методика преподавания народного танца (танцевальные
движения и комбинация на середине зала). – Изд-во «Владос», 2004.
Список литературы для учащихся:
1.
Богаткова Л. «Танцы для детей»; 1995г.
2.
Коркин В.П. «Акробатика», Москва. 1983г.
2018-2019 учебный год. Календарно-тематический план
7
группа №1.
Предмет: Постановочная работа.
№ план
факт
Название темы.
Кол-
во
часов
1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1
2
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
3
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
4
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
5
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
6
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
7
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
8
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
9
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
10
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
11
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
12
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
13
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
14
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
15
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
16
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
17
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
18
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
19
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
20
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
21
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
22
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
23
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
24
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
25
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
8
26
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
27
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
28
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
29
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
30
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
31
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
32
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
33
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
34
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
35
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
36
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
37
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
38
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
39
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
40
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
41
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
42
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
43
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
44
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
45
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
46
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
47
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
48
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
49
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
50
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
51
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
52
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
9
53
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
54
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
55
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
56
Итоговое занятие
1
Итого
56
Календарно-тематический план
группа №2.
Предмет: Постановочная работа.
10
№ план
факт
Название темы.
Кол-
во
часов
1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1
2
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
3
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
4
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
5
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
6
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
7
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
8
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
9
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
10
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
11
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
12
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
13
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
14
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
15
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
16
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
17
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
18
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
19
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
20
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
21
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
22
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
23
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
24
Изучение движений эстрадного танца «Мы из джаза»
1
25
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
26
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
11
27
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
28
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
29
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
30
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
31
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
32
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
33
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
34
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
35
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
36
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
37
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
38
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
39
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
40
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
41
Постановка рисунков эстрадного танца «Мы из джаза»
1
42
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
43
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
44
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
45
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
46
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
47
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
48
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
49
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
50
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
51
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
52
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
53
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
12
54
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
55
Отработка эстрадного танца «Мы из джаза»
1
56
Итоговое занятие
1
Итого
56
Методическое обеспечение программы
Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к
каждой группе детей: психология и физиология 6-7-летнего ребенка отличается от
возможностей всех детей начальной, средней и старшей школы. Различаются
также физические способности учащихся, танцевавших ранее и не имевших
13
хореографической подготовки. Поэтому программой предусмотрены следующие
формы занятий:
групповые,
подгрупповые,
индивидуальные,
репетиционные.
Специфика обучения хореографии связана с систематической физической и
психологической нагрузкой. Детям необходимо осмысливать указания педагога,
слушать музыку, запоминать предложенный текст, отрабатывать различные
движения. Преодолеть трудности помогает осуществление индивидуального
подхода при одинаковых заданиях для всех. При этом учитывается тип личности,
уровень подготовки ребенка, его умение сосредоточиться на разных аспектах
задания.
Для обучения танцам детей младшего школьного возраста необходимо
использовать игровой принцип. «Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о
применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать
занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.
Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели,
требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра
будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже
рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.
Следующий важный принцип работы на первых этапах обучения – принцип
многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве
всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого
количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит
фундаментом дальнейшего образовательного процесса.
Ведущими
методами
обучения
детей
хореографическому
искусству
являются:
наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
объяснение методики исполнения движения;
демонстрация иллюстраций (наглядные пособия, видеоматериал).
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:
качественный показ;
словесное (образное) объяснение;
сравнение;
контраст;
повторение.
Ребенок должен знать хореографическую терминологию, пользоваться ею на
занятии. Использование точной, грамотной терминологии позволит постепенно
отойти от практического показа, разовьет внимательность воспитанников и их
способность воспринимать словесную информацию.
14
С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое движение
имеет начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно исполняться в такт
музыке.
Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является
невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание
детей на активность мышц лица, играть с ними в «маски» (грустная, веселая,
сердитая).
Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно
должно быть разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой
части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.
15