Напоминание

«Роль сказки в экологическом образовании детей дошкольного возраста»


Автор: Гаврилова Елена Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Д/сад 99 Домовенок"
Населённый пункт: Оренбургская обл,г.Орск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Роль сказки в экологическом образовании детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Роль сказки в экологическом образовании детей дошкольного возраста»

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна.

Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в

Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно

наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать

экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства.

Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно

использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый

для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, -

экологические сказки.

В настоящее время стала актуальной проблема экологического воспитания

дошкольников.

Наш век скоростей и технологий катастрофически не хватает времени остановиться,

времени оглянуться вокруг, времени понаблюдать за родной природой.

Детская черствость, безнравственность и неуважительное отношение ко всему живому -

вот результат нехватки общения детей с природой, вот чем это оборачивается

впоследствии.

А экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них

воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в

путешествие, сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное

царство.

С помощью сказки ребенок познает окружающий мир не только умом , но и сердцем, он

не только познает , но и выражает свои мысли по отношению к добру или злу,

откликается на явления, события , которые происходят при нем. Знакомство с

необыкновенными героями помогают детям погрузится в смысловую суть сказки.

Этими волшебными героями являются Капелька, Колобок, Еловое семечко, Родничок,

кузнечик, улитка, дорога, поросенок, эти герои открывают для ребенка таинственный мир,

который полон неожиданностей, тайн, чудес.

Ребенок , попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, таинственные

превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с

сезонными изменениями в природе, узнает о временах года,

Детская сказка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый спектакль,

где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или

лису, но и попытается изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие,

доброту, ласку.

У детей нет такой возможности наблюдать за тем, как животные готовятся к зиме. Далеко

не все моменты их жизни можно увидеть в природе. Известно, что птицы совершают

перелеты в теплые края в основном по ночам. Не всегда есть возможность понаблюдать с

дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть

своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую

возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.

Дети, живущие в городе наблюдают за поведением и повадками белок, уток в парках и

скверах, за поведением и повадками животных в зоопарках, зоосадах, и это хорошо, если

они там есть. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире

природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты

светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое.

Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились

тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный,

многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.

Читая ребенку сказку, вы формируете у ребенка после прослушивания сказки желание

увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, перенести свои

впечатления на бумагу, и сделать что- то самим, чтобы помочь природе.

После прослушивания сказок, дети с большим интересом наблюдали за листопадом,

искали под опавшими листьями листовичков, копались в песке, ища дождевых червей,

которые помогают листовичкам спрятаться на зиму.

В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания.

Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда –

вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения

экологических сказок.

Чему же учат экологические сказки?

- познавать окружающий мир;

- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об

ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.

В сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных

явлений, описываются национальные культурные традиции.

С помощью сказки дети хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк

– злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто такое представление остается на всю

жизнь.

В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать

различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей

сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.

Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале

ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки,

могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе;

интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в

разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Подготовила : Воспитатель Вкк

МДОАУ «Д/сад 99 Домовенок»

Гаврилова Е.Ю.



В раздел образования