Автор: Гаврилова Елена Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Д/сад 99 Домовенок"
Населённый пункт: Оренбургская обл,г.Орск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Роль сказки в экологическом образовании детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Роль сказки в экологическом образовании детей дошкольного возраста»
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна.
Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в
Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно
наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать
экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства.
Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно
использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый
для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, -
экологические сказки.
В настоящее время стала актуальной проблема экологического воспитания
дошкольников.
Наш век скоростей и технологий катастрофически не хватает времени остановиться,
времени оглянуться вокруг, времени понаблюдать за родной природой.
Детская черствость, безнравственность и неуважительное отношение ко всему живому -
вот результат нехватки общения детей с природой, вот чем это оборачивается
впоследствии.
А экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них
воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в
путешествие, сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное
царство.
С помощью сказки ребенок познает окружающий мир не только умом , но и сердцем, он
не только познает , но и выражает свои мысли по отношению к добру или злу,
откликается на явления, события , которые происходят при нем. Знакомство с
необыкновенными героями помогают детям погрузится в смысловую суть сказки.
Этими волшебными героями являются Капелька, Колобок, Еловое семечко, Родничок,
кузнечик, улитка, дорога, поросенок, эти герои открывают для ребенка таинственный мир,
который полон неожиданностей, тайн, чудес.
Ребенок , попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, таинственные
превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с
сезонными изменениями в природе, узнает о временах года,
Детская сказка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый спектакль,
где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или
лису, но и попытается изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие,
доброту, ласку.
У детей нет такой возможности наблюдать за тем, как животные готовятся к зиме. Далеко
не все моменты их жизни можно увидеть в природе. Известно, что птицы совершают
перелеты в теплые края в основном по ночам. Не всегда есть возможность понаблюдать с
дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть
своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую
возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.
Дети, живущие в городе наблюдают за поведением и повадками белок, уток в парках и
скверах, за поведением и повадками животных в зоопарках, зоосадах, и это хорошо, если
они там есть. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире
природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты
светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое.
Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились
тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный,
многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.
Читая ребенку сказку, вы формируете у ребенка после прослушивания сказки желание
увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, перенести свои
впечатления на бумагу, и сделать что- то самим, чтобы помочь природе.
После прослушивания сказок, дети с большим интересом наблюдали за листопадом,
искали под опавшими листьями листовичков, копались в песке, ища дождевых червей,
которые помогают листовичкам спрятаться на зиму.
В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания.
Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда –
вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения
экологических сказок.
Чему же учат экологические сказки?
- познавать окружающий мир;
- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об
ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.
В сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных
явлений, описываются национальные культурные традиции.
С помощью сказки дети хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк
– злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто такое представление остается на всю
жизнь.
В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать
различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей
сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.
Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале
ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки,
могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе;
интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в
разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Подготовила : Воспитатель Вкк
МДОАУ «Д/сад 99 Домовенок»
Гаврилова Е.Ю.