Автор: Каменец Людмила Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Лакомобудская ООШ Климовского района Брянской области
Населённый пункт: с. Лакомая Буда
Наименование материала: Методическая разработка урока математики в 5 классе
Тема: "Решение уравнений"
Раздел: среднее образование
Тема урока
:
Решение уравнений
(в теме «Деление натуральных чисел»)
Цели урока:
образовательные: - повторить и обобщить изученный теоретический материал по
теме «Уравнения» ; на конкретных примерах продолжать формирование навыка
решения сложных уравнений на все действия;
развивающие: - развивать у учащихся умение определять учебные задачи,
анализировать, делать выводы, умение работать с письменными и устными
источниками информации; способствовать развитию математической речи
обучающихся, навыка самоконтроля и самооценки;
воспитательные: - воспитание интереса к математике через использование
нестандартных форм обучения; создание условий для формирования таких качеств
личности, как самостоятельность, ответственность.
Тип урока: комбинированный (урок систематизации и закрепления знаний)
Основные источники и средства обучения:
1. Учебник. Математика. 5. Н.Я. Виленкин.
2. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по
математике для 5 класса. М.: Илекса,
3. Попова Л. П. Поурочные разработки по математике:5 класс.- М. ВАКО, 2008
4. Самодельный демонстрационный материал: « Свойства действий», «Кроссворд».
5. Раздаточный печатный материал (тесты, карточки с уравнением, листы самооценки,
домашняя контрольная работа) для осуществления практической деятельности
обучающихся.
Используемые технологии: игровые, разноуровневое обучение, педагогика
сотрудничества, элементы проектной деятельности.
1
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель проверяет готовность класса к уроку: учебники, тетради, дневники, памятки,
черновики.
2. Определение темы и цели урока
Мы начинаем урок с решения кроссворда. Эта работа поможет нам определить тему
урока.
1.
2
3
4
5
6
1. это то, что образуют все деления линейки;
2. действие, при котором число увеличивается на несколько единиц;
3. результат действия вычитания;
4. действие, при котором число уменьшается в несколько раз;
5. действие, которое заменяет сумму одинаковых слагаемых;
6. название компонента при умножении.
- Найдите по вертикали ключевое слово.
- С каким математическим понятием мы его используем?
- Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока? Новая тема?
- Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами на уроке?
Учитель обобщает ответы: будем продолжать учиться решать уравнения с действиями
умножения и деления и оценивать свои знания. (детям выдаются «Листки
самоконтроля»)
3. Актуализация опорных знаний
А) фронтальная беседа
2
Дайте характеристику выражений, записанных на доске:
1) 3х+5=68, 2) 252 : у = 21, 3) (х+155) - 63 =137,
4) 17 – с =23, 5) 639 - (239-х)=439
- Что такое уравнение?
-Что называется корнем уравнения?
-Какие виды уравнений вы здесь видите?
- Какое уравнение мы называем сложным?
- Какими способами решаются сложные уравнения?
Б) разноуровневая работа
Сильные ребята находят и решают Остальные : назовите правило, которое
сложное уравнение, которое применим при решении уравнения 5),
решается 2-мя способами. – определи последнее действие в 3),
(ур-е №3 х+ 92=137, х=45) - назови уменьшаемое, чем оно выражено?
* решить ур-е №4 - какой компонент будет неизвестным ?
(нет корней) - в каких уравнениях можно упростить
левую часть?
В) коллективная проверка самостоятельной работы
- Как можно проверить является ли данное число корнем уравнения? дети проверяют
- (сильным ) Как вы можете меня убедить, что решили верно уравнение?
- Какие свойства помогают упрощать выражения? (прочитать по таблицам)
- Существуют другие свойства умножения и деления для упрощения выражений?
- Каким же способом их будем решать?
Вывод: сложные уравнения с действиями : и * решаем пока по последнему
действию.
Г) тестирование по определению последнего действия в выражении
Тест
1. Какое действие «скрывается» в выражении 17у ?
1) : , 2) - , 3)
, 4) +.
2. Сколько действий в выражении 37х – 12с ?
1) 1 , 2) 3, 3) 2, 4) 5
3. Какое последнее действие в выражении 37х – 12с ?
1) : , 2) - , 3)
, 4) +.
3
4. Укажи последнее действие в выражении 3х - 24 +39?
1) : , 2) - , 3)
, 4) +.
5. В выражении 46 : s + 13 последним выполняется действие:
1) : , 2) - , 3)
, 4) +.
Д) Проверка по ключу : 1.- 3), 2. – 2), 3.- 2) , 4. - 4), 5.- 4).
САМООЦЕНКА РАБОТЫ .
4. Решение уравнений. (фрагмент урока «Улей») как только задание выполнено –
выйти и записать ответ напротив своего примера.
С) 5а + 14 = 129 5а =115, а = 23
М) 1332 : х : 37 = 9 1332 : х=333, х = 4
В) 32(s + 3) = 1920 s + 3= 60, s = 57
И) 44 : z + 9 = 20 44 : z =11, z = 4
М) 124 : (y-5) = 4 y - 5= 31 у= 36
И) 24(п+ 7)= 264 п+ 7 = 11, п = 4
На доске записаны уравнения, их нумерация соответствует именам обучающихся .
Сильные работают самостоятельно, слабые у доски под наблюдением учителя (А и В).
5. Самопроверка ответов по коду и замена корней уравнений соответствующей
буквой.
Получилось слово «задача».
- как это математическое понятие связано с темой урока? (решение задач
алгебраическим способом)
САМООЦЕНКА РАБОТЫ
6. Физкультурная пауза. (Учитель дает задание и показывает карточку с примером)
- выполнить круговые вращения кистями рук столько раз, сколько 0 в произведении
32 *50,
- встряхнуть кистями рук столько раз, сколько цифр в частном 7585 : 37,
- подпрыгнуть вверх столько раз, чему равно произведение 37 и 0
7. Работа над задачами.
1) № 489. А) стр. 77 учебника. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Прочитать задачу. Кто желает работать у доски?(ученик решает на закрытой доске,
сильные – самостоятельно, слабые – в парах)
Х : 4 – 2 = 7 , х : 4 = 9, х = 9*4, х = 36.
Итак: задумано число 36.
САМООЦЕНКА РАБОТЫ
4
2) № 492. А) , стр. 77 коллективная работа,
Прочитайте задачу.
О чем говорится в задаче? Что вы представили по условию задачи?(рисунок устный)
Краткая запись : (учитель делает записи на доске, ученики в тетрадях).
Л. – m слив,
Н. - ? на 6 слив больше, чем ? : 3 = 14
С. - ?, на 9 слив меньше, чем
Итак, суть задачи в том, что сложили все сливы и разделили на 3.
Можно по условию задачи записать сразу выражение? (нет, не знаем всех слив)
- как найти общее количество слив?
- Можем его найти ?
- как найти количество слив Нади? (Над знаком ? записываем выражения)
- как найти количество слив Степана?
_ как найти общее количество слив?
Итак: по условию задачи получили уравнение
(m + m + 6 + m + 6 – 9) : 3 = 14
8. Подведение итогов работы
1) Беседа о выполнении поставленных задач.
У. Урок подходит к концу.
- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
- как решаются сложные уравнения с действиями деления и умножения?
2) Оценка работы учащимися (заслушать детей)
9. Домашнее задание.
Индивидуальные карточки разных уровней сложности.
Домашняя контрольная работа Вариант 1
0
.
1. Решите уравнения: а) х : 48= 352,
б) 4у – 29 = 31, в) 48 : (65 - z) = 12.
2. Решите задачу. На складе было 783 т цемента. Ежедневно с него вывозили по 27 т,
после чего осталось 351 т цемента. Сколько дней со склада вывозили цемент?
Вариант 2*
1. Решите уравнения: а) х : 480 = 9600,
5
б) 1836 : (26 – 4у)=102, в) (7 z - 93) : 48 : 8 = 24 : 12.
2. Решите задачу. Для библиотеки требуется переплести 3240 книг. Одна мастерская
сможет выполнить заказ за 12 дней, другая – за 15 дней, а третья – за 20 дней. За
сколько дней выполнят этот заказ все три мастерские, работая одновременно?
3.* Делитель увеличили в 6 раз. Как надо изменить делимое, чтобы частное
увеличилось в 2 раза?
10. Дополнительное задание (если останется время)
Творческая работа.
№ 526 (устно)
!!! Предложить сильным ученикам, работая в паре, решить полученное уравнение:
(3 m + 3) : 3 = 14, 3 m + 3 = 42, 3 m = 39, m = 13.
6