Напоминание

Способы решения экологических проблем на уроках окружающего мира и внеклассной работе


Автор: Федорова Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №2"
Населённый пункт: Г. Луга Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: Способы решения экологических проблем на уроках окружающего мира и внеклассной работе
Раздел: начальное образование





Назад





«Способы решения экологических проблем на уроках

«Окружающий мир» и внеклассной работе»
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» (А.П.Чехов) Экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Показатели сформированности экологических понятий ребёнка на первой ступени начальной школы :  ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо;  с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;  эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.);  старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.;  проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям;  пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:  образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;  воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;  развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Проблема:
экологические вопросы и краеведческий материал на уроках окружающего мира позволит повысить уровень экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Объект исследования
– процесс экологического воспитания младших школьников
(2 класс)

Предмет исследования
– пути формирования экологической культуры младших
школьников.
Цель:
показать, что использование эффективных методик, комплексно воздействующих на личность ребенка, поможет улучшить ситуации в экологическом воспитании учащихся.
Гипотеза:
если на уроках окружающего мира, внеклассной работе использовать различные формы работы по экологическому образованию, то это позволит решить задачу экологического воспитания. Теоретическая значимость исследования заключается в том, чтобы показать особую роль экологического воспитания в системе образования младших школьников, показать различные пути по его формированию. Практическая значимость заключается в том, что были представить рекомендации по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира.
Ядро

содержания

экологического

образования

включает

в

себя

4

взаимосвязанных компонента:
1.Познавательный – это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии. 2.Ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности. 3.Нормативный – этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде. 4.Деятельностный – овладение видами и способами общественно – полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера. Все 4 компонента составляют ядро содержания экологического образования, используются при отборе экологических знаний и умений в начальных классах с соответствующей их интерпретацией на младший школьный возраст.
Экологическая

культура
складывается из экологических знаний и умений, экологического мышления, ценностных ориентаций, экологически оправданного п о в е д е н и я . В основу же
экологического образования
ложатся следующие проблемы:  защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;
 сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ;  охрана природы как необходимого условия сохранения здоровья человека;  преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе. Качественно новая ступень, на которую поднимается ребёнок в развитии своей экологической образованности, связывается со следующими приобретениями в личном опыте:  от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу;  собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле;  участие в созидательной деятельности взрослых. Показатели сформированности экологических понятий у младших школьников на втором этапе дополняются:  интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;  участие в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;  общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;  выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом Большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Получая определенную систему знаний на уроках, ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.
Первое важнейшее условие
- экологическое воспитание должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу
Второе непременное условие -
надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Основными
формами
организации учебной работы учащихся в начальной школе являются:
УРОК

Практическое

занятие
Внеурочная работа Экскурсии
Система уроков дает мне возможность сочетать систематическое изложение знаний с коллективной и индивидуальной работой учащихся Формирование экологически культурной личности можно разделить на такие составные части: Формы и методы экологического образования можно представить на схеме: Развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве обеспечивает
проектная деятельность
. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности.
Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Учитель учит
детей

работать в группе
. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего). Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли: 
организатор
— отвечает за работу группы в целом; 
докладчик
— выступает перед классом с готовым решением группы; 
секретарь
— записывает высказанные идеи и решения; 
контролер
— проверяет, все ли поняли принятое решение. Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию? 1. Понаблюдать 2. Прочитать в книге 3. Найти в Интернете 4. Провести исследование 5. Спросить у взрослых Отчет групп о проделанной работе. 1. Расскажите, какое задание выполняла группа. 2. Что вы предприняли для выполнения задания. 3. Представьте результат своей работы. 4. Оцените работу своей группы. На каждый проект составляется карточка - отчет.  Фамилия, имя  Тема проекта  Почему я начал работу над проектом?  Какой продукт я хочу получить?  Какой продукт я получил в результате работы над проектом?  Что нового я узнал, чему научился? Мои впечатления от работы над проектом. При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в
процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта). Продуктами нашей проектной деятельности являются: рукописные книги («Красная книга Лужской области», поделки, выставки творческих работ, публикация детских работ в книгах, газетах) Сутки и неделя Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю Экологический календарь Проектное задание: составить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе Охрана природы зимой Проектное задание: (выполняется с участием взрослых): составить фоторассказ о зимней прогулке Так, при работе над проектом
«Разведка осенних примет»
(2 класс, тема: «Как разные животные готовятся к зиме»), задачей которого было: расширить представления детей о признаках осени и изменениях в живой и неживой природе, дети получили письмо от Зайцев. «Здравствуйте дорогие ребята! На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считает, что пора, а другие зайцы говорят, что рано. Одни кричат, что осень уже наступила, а другие думают, что осень только собирается в наши края. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста! Зайцы» В связи с возникшей проблемой работа делится на 2 этапа: I этап работы –
«Копилка народной мудрости»
(сбор информации о приметах осени, пословиц, поговорок и стихов). II этап работы –
«Разведка местности»
(изменения в живой и неживой природе). При изучении темы
«Весеннее пробуждение растений»
(2 класс) дети с большим энтузиазмом выполняли исследовательскую работу «Цветы для мамы», цель которой – вырастить самостоятельно в подарок цветы к Международному женскому дню, предварительно выявив условия, необходимые для цветения. На подготовительном этапе необходимо было сформировать интерес к данной теме. Посетив цветочный магазин, и опираясь на свой небогатый жизненный опыт, ребята приходят к заключению, что можно создать условия для выгонки луковичных в комнатных условиях, то есть, выделяют гипотезу будущего исследования. Затем они определяют для себя план действий (ставят задачи), где, кроме приобретения луковиц, цветочных горшков и земляных смесей, выделяется время для изучения литературных источников.
Засев за книги, школьники детально изучают объект исследования, выбирают луковицы таких растений, для которых они смогут создать необходимые температурные условия и условия освещения, решают, каким образом будут определять потребность растений в поливе, как часто обмерять листья и делать записи в дневниках наблюдений. Вся эта методика исследования описывается в детских работах. Дети собирали материал и изучали его по подтемам, их предлагали учащиеся в ходе работы над проектом. Подтемы: 1. Из истории тюльпанов. (Выяснить историю тюльпанов) 2. Желтый, черный, голубой – выбирай тюльпан любой (узнать строение, виды, классификацию. Выбор сортов для посадки). 3. Выгонка тюльпанов. (Опыт выращивания к определённому сроку, особенности выращивания в зимних условиях.) 4. По станицам Красной книги. (Узнать, занесен ли тюльпан в Красную книгу? Проблема охраны природы.) 5. Литературная страница. (Найти легенды, стихи, сказки, пословицы и поговорки, самим сочинить сказку, стихотворение.) 6. Цветочный этикет. (Выяснить, как правильно дарить цветы). При изучении темы
«Старинные весенние праздники»
детям была предложена работа проект «Что такое Масленица». Основополагающий вопрос которой звучал так: «Зачем изучать прошлое?»
1 группе
найти ответы на следующие вопросы:  Что такое Масленица?  Как понимаете значение пословицы «Не всё коту Масленица…»?  Какие ещё пословицы, поговорки и приметы о Масленице вы знаете? Выполнить следующие творческие задания:  *Собрать коллекцию песен и частушек о Масленице,
2 группе
: провести исследования по данным вопросам:  Правда ли, что Масленица в старину была встречей весны?  Какие старинные традиции и обряды были на Масленицу?  Что означал обряд сжигания Чучела? Результаты, которых оформите в виде презентации. А также, выполните творческое задание: изготовьте Чучело Масленицы
3 группе:
собрать информацию по следующим вопросам:  Что символизирует блин?  Какие секреты старинных рецептов блинов были у хозяек? Создать информационный буклет. Выполнить творческое задание: провести конкурс на лучший рецепт блинов.
4 группе:
провести поисковую работу по следующим вопросам:  Какие развлечения были на Масленице?  Почему Масленицу любят праздновать и в наши дни?  Кроме того вам предстоит выполнить ряд творческих заданий:  Организовать выставку рисунков;  * уличные игры и состязания на Масленицу  *сделать фоторепортаж с праздника Масленицы.
Приведу несколько методик, диагностирующих и развивающих экологическую культуру детей младшего школьного возраста. «Экологический светофор» С помощью этой методики можно развивать:  представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности; умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);  расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности. Оборудование:  набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика;  набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека в природе. Методика в форме игры, которую можно провести в классе, актовом зале и т. д. В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора. - Красный – красный свет – природе вред! - Жёлтый – осторожно! - Зелёный – свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе спасибо! Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора. «Письмо зелёному другу» Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию: - «Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…» Далее учитель предлагает детям: - «Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами». Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п. Активизации учебного процесса способствуют экологические игры, они развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Играя, ребенок всегда стремится вперед. Его подсознание, разум и фантазия работают синхронно, постоянно участвуя в осмыслении и отражении окружающего мира. Различные головоломки, шарады, ребусы, игры — это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих идеалов.
В процессе игры школьники учатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи; уточняют, закрепляют и обобщают полученные ранее знания; расширяют кругозор. Природная любознательность, повышенная эмоциональная чуткость и отзывчивость, доверчивость, интерес к игровой деятельности младших школьников способствуют успешному выполнению задач экологического воспитания и образования. Но какие бы формы и методы обучения ни использовал учитель в своей работе, важно понять, что экология сегодня не должна рассматриваться как чисто биологическая наука. Междисциплинарность состава знаний предполагает включение экологического содержания в целостный педагогический процесс установления связей между разными знаниями программ и разными видами деятельности. Этот принцип предполагает согласованное единство элементов экологического содержания в структуре отдельных программ (русский язык, литература, ИЗО, музыка и др.), направленное на развитие познавательного, ценностного, нормативного и деятельностного аспектов формирующегося отношения детей к природе. Для оценки
уровня сформированности экологического самосознания
у учащихся, использую следующую анкету: Вопросы Ответы 1. Нравится ли тебе бывать в природе? 2. Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу? 3. Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям? 4. В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие? 5. Какие книги о природе ты читал? 1. Нравится (26 человек) . 1. Слушать птиц, любоваться природой, гулять (8 человек) . 2. Загорать, купаться (4 чел.) . 3. Играть в подвижные игры (6 человек) . 4. Собирать ягоды, грибы (4 человек) . 5. Рвать цветы (4 человек) . 1. Нет, не приходилось (11 человек) . 2. Подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними (1 человек) . 3. Лечил собаке глаз (1 человек) . 4. Отогревал зимой птиц (3 человека) . 5. Лечил раненую птицу (1 человек) . 6. Подкармливаю зимой птиц (9 человек) . 1. Не принимал участие (1 человек) . 2. Делал с папой скворечник (19 человека) . 3. Принимал участие в озеленении класса, школьного двора (6 человек) . 1. Не люблю книги о природе (2 человека) . 2. Читаю книги В. Бианки, Е. Чарушина и др. (24 человека) .
Уровень сформированности экологического самосознания отслеживается и через участие обучающихся в различных образовательных экологических событиях на школьном и муниципальном уровнях.
цель



повысить

экологическую

грамотность

учащихся.

1. Акции:

«Чистая вода»,

«Сохраним природу»,

«Я выбираю – жизнь!»

2.Подготовить Памятки

3. Экологический календарь

4.Конкурсы рисунков на

темы:

- «Осень золотая»
II.  «Дикие и домашние животных».  «Животные в моем доме».
Экологический календарь Приложение

Сентябрь - декабрь 2013г

«Охраняя природу, мы сохраняем здоровье»


29 ноября День образования Всемирного общества

охраны природы

1. Акции:

«Сохраним природу»

2.Подготовить Памятки

3. Экологический календарь

4.Конкурсы рисунков на

темы:

«Весна пришла»
II.  «Растения в моем доме»
Экологический календарь Приложение

1 марта – Всемирный день кошек

22 марта - Всемирный день воды

Сороки. День весеннего равноденствия

30 марта – День защиты Земли

1 апреля - Международный день птиц.

3 июня - Всемирный день окружающей среды

23 июня 1999г. – День основания Российского музея леса
2 класс Сутки и неделя Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю
Январь – май 2014г.

«Охраняя природу, мы охраняем здоровье»

Экологический календарь Проектное задание: составить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе Охрана природы зимой Проектное задание: (выполняется с участием взрослых): организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов своего края; составить фоторассказ о зимней прогулке








В раздел образования