Напоминание

"НОД по формированию произносительных навыков в старшей группе для детей с ТНР «Кукольная фантазия"


Автор: Сагайдак Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №255"
Населённый пункт: г.о.Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "НОД по формированию произносительных навыков в старшей группе для детей с ТНР «Кукольная фантазия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие по формированию произносительных навыков в старшей группе для

детей с ТНР

«Кукольная фантазия»

Цель: правильно и четко произносить звук Л в словах, словосочетаниях и в простых

предложениях.

Задачи:

обучающие:

Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции

звука Л;

Формировать навыки образования глаголов прошедшего времени;

Закреплять

навыки

употребления

им.

сущ.

в

форме

творительного

и

родительного падежа.

Закрепить навык употребление предлогов под, на, за, с.

коррекционные:

Автоматизировать звук Л в словах, словосочетаниях и простых предложениях

Дифференцировать звуки Л и Льв словах, словосочетаниях и простых

предложениях

развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;

Развивать внимание, память, мышление.

воспитательные:

Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь

логопеда.

Методические приемы:

игровая мотивация;

подражательно-исполнительские и речевые упражнения;

игры;

поощрения.

Материалы и оборудование:

Кукла Лола, дом, коробка с кинетическим песком, карточка пугала с «карточками-

заплатками», карточки для определения позиции звука Л в слове, пластмассовые

стульчики, ритмический круг,предметные картинки, фонарик.

Предварительная работа:

Формирование

артикуляционных

умений

и

навыков,

необходимых

для

правильного произнесения звука Л.

Отработка упражнений мелкой моторики.

Отработка опорных звуков.

Постановка звука Л.

Последующая работа:

Автоматизация звука Л в чистоговорках, во фразах, в связной речи.

I. Организационный момент.

Нас встречает кукла Лола и приглашает в свой дом.

II. Основная часть.

1.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед:Кукла Лола живет в доме. Посмотри, какая сегодня погода?

Ребенок: Солнечная.

Логопед: Набежали облака и пошел дождь. Посмотри, какие необычные капли. Что

внутри капель?

Ребенок: Картинки.

Логопед: Правильно, чтобы солнышко к нам вернулось, надо осушить все капельки.

Мы будем светить на капельки специальным фонариком. Будем осушать капельки и

выполнять артикуляционную гимнастику по картинкам, которые мы увидим.

Логопед: Вот и вернулось на небо солнышко.

2.

Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед: Какой первый звук мы слышим в имени Лола?

- Л

Логопед: Вспомним, когда мы произносим звук Л, что делают губки?

- Улыбаются.

Логопед: Что делает язычок?

- Поднимается за верхние зубки к бугорочкам (если отрабатывается зазубная

артикуляция).

Логопед: Дадим характеристику звука Л.

- Звук Л согласный, звонкий, твердый.

3.

Подбор

картинок

на

заданный

звук.

Согласование

имен

существительных с количественными числительными.

Логопед: У Лолы перед домом огород, в котором выросло много овощей. Поможем

Лоле собрать только те овощи, в названии которых есть звук Л.

Логопед: Овощи будем собирать и считать.

- 1 баклажан, 2 баклажана, 3 баклажана, 4 баклажана, 5 баклажанов.

- 1 луковица лука, 2 луковицы лука, 3 луковицы лука.

- 1 свекла, 2 свеклы, 3 свеклы, 4 свеклы.

Логопед: У Лолы растут фруктовые деревья? Вспомни, как они называются?

- Яблони.

Логопед: Собери и посчитай урожай яблок.

- 1 яблоко, 2 яблока, 3 яблока, 4 яблока, 5 яблок.

4.Дидактическая игра «Заплатка». Употребление имени существительного

в творительном падеже.

Логопед: Кто защищает урожай Лолы от пернатых вредителей?

- Пугало.

Логопед: Правильно. Только у нашего пугала дырка на костюме, давай подберем ему

заплатки.

Логопед: Ты картинки вставляй и заплатку называй. С чем заплатка?

- Заплатка с ложкой, с юлой, с куклой, с пилой, с луком…

5. Работа с кинетическом песком. Развитие мелкой моторики.Употребление

имени существительного в родительном падеже.

Логопед: Лола решила с нами поиграть. Несколько предметов Лола спрятала и просит

нас найти.

Логопед: Опусти свои ручки в песочек и расскажи, что спрятала Лола?

- Лола спрятала вилку, ложку, молоток, лавку…

6. Физкультминутка. Речь с движениями.

Логопед: Лола нам приготовила интересные палочки. Как они называются и для чего

они?

- Это клавесы. Им выбивают ритм.

Логопед: Мы будем произносить чистоговорку и отстукивать заданный ритм с

помощью клавесов.

АЛ-АЛ-АЛ- у нас будет бал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ –в зале надо вымыть пол.

ОЛ-ОЛ-ОЛ – в зал поставили мы стол.

УЛ-УЛ-УЛ – у стола поставим стул

АЛ-АЛ-АЛ- вот заходят гости в зал.

АЛ-АЛ-АЛ- Леонид разбил бокал.

ЛУ-ЛУ-ЛУ – лежат осколки на полу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – надо подмести полы.

АЛ-АЛ-АЛ – ах, какой веселый бал!

7. Дидактическая игра «Чудесный коврик». Употребление предлогов под,

на, за.

Логопед: Мы нашли предметы. Лола просит их разложить по своим местам. У нас есть

коврик и стульчики. Картинки-символы с предлогами будут нашими подсказками.

Нужно внимательно смотреть на картинку с расположением предлога и точно

положить предмет на коврик в соответствии с картинкой-символом.

Логопед: Ты предметы разложи и их место проговори.

- Ложка под стулом, вилка на стуле, молоток за стулом, колбаса под стулом, колобок

на стуле, яблоко за стулом…

8. Дидактическая игра «Оживи картинку». Определение положения звука Л

в слове. Употребление имени существительного в творительном падеже.

Логопед: Лола нам приготовила картинку, только посмотри какая она?

- Неяркая, бесцветная.

Логопед: Картинку нам помогут оживить и раскрасить цветные кристаллы.

Логопед: Если в слове звук Л стоит в начале, мы на картинку положим белый

кристалл. Если в слове звук Л стоит в середине, мы на картинку положим желтый

кристалл. Если в слове звук Л стоит в конце, мы на картинку положим голубой

кристалл.

- Лошадь под белым кристаллом, белка под желтым кристаллом, дятел под голубым

кристаллом, ландыш под белым кристаллом, палка под желтым кристаллом…

Логопед: Лола благодарит нас за помощь и приглашает попробывать блины и оладья с

разными начинками.

9. Дидактическая игра «Блины и оладья». Дифференциация звуков Л и ЛЬ.

Употребление предлога С.

Логопед: Блины лежат на зеленой тарелки, и начинки мы соберем со звуком Л. Оладья

лежат на синей тарелке, и начинки мы соберем со звуком ЛЬ. Какин начинки мы

положили?

- Блины с малиной, значит с малиновой начинкой; со сливой – со сливовой начинкой; с

апельсином – с апельсиновой начинкой…

- Оладья с яблоком, значит с яблочной начинкой; с клубникой – с клубничной

начинкой, с шоколадом – с шоколадной начинкой.

III. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.

Логопед:Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Ты сегодня хорошо

занимался. Какое задание тебе понравилось? Какое задание для тебя было трудное?

Почему? Лоле тоже понравилось, как ты говорила, выполняла задания. Лола нас

благодарит и приглашает нас прийти к ней в гости в следующий раз.



В раздел образования