Автор: Мелихова Наталья Валерьевна
Должность: руководитель ЦСТВ, преподаватель
Учебное заведение: Бузулукский колледж промышленности и транспорта Оренбургского государственного университета
Населённый пункт: г.Бузулук Оренбургская область
Наименование материала: Статья
Тема: Повышение конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптация молодых специалистов на рынке труда
Раздел: среднее профессиональное
Повышение
конкурентоспособности
выпускников
профессиональных образовательных учреждений и адаптация молодых
специалистов на рынке труда
В российском обществе во всех сферах жизнедеятельности и в первую
очередь в образовательном пространстве происходят сложные структурные
процессы модернизации. За последние 25 лет в результате неоднозначных
глобальных социальных трансформаций произошла существенная смена
духовных
и
социокультурных
ценностей,
потрясших
основы
государственной образовательной идеологии и, прежде всего, в системе
профессионального
образования.
Модернизация
системы
образования,
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
позволяют
определить в качестве приоритетной задачи профессионального образования
подготовку
компетентного,
конкурентоспособного
специалиста,
мотивированного на профессиональную деятельность, готового определять
перспективы собственного личностного и профессионального саморазвития,
применять способы самосовершенствования, осознавать возможный спектр
внутренних и внешних причин возникающих затруднений и проблем.
В современных условиях информационной открытости и расширения
коммуникативного пространства общества огромное внимание уделено
подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям. В этой
связи повышается роль и задачи образовательного учреждения, что в первую
очередь продиктовано сложным характером социального заказа общества на
формирование всесторонне развитой личности студента, способного к
непротиворечивому вхождению в динамические общественно-экономические
процессы и к участию в них.
Сложившаяся
ситуация
на
рынке
труда
в
данных
условиях
существенно
повысила
интерес
общественности
к
проблемам
трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
Имеющиеся на рынке труда вакансии требуют от специалистов,
прежде всего: наличия широкого спектра знаний в различных сферах
деятельности и одновременно узкопрофессиональных знаний; опыта работы;
мобильности, готовности приспосабливаться к новым условиям; постоянного
профессионального совершенствования.
В настоящее время уделяется особое внимание созданию системы
содействия
трудоустройству
выпускников
профессиональных
образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда. Созданные
системы позволят повысить уровень социально полезной отдачи системы
профессионального образования, профессионального и социального развития
молодых специалистов, что, в свою очередь, снизит уровень социальной
напряженности на рынке труда.
Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в
том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от
рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы
соответствующие способности, на основе которых формируются навыки, а
также положительная профессиональная мотивация, то есть интерес к работе.
К сожалению, многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея
достаточного представления о профессиях, затрудняясь мотивировать свой
выбор, и не располагают возможностью прогноза соответствия собственных
индивидуальных особенностей требованиям выбранной профессиональной
деятельности. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен
под влиянием родителей, под действием случайно возникшего интереса или
внешних обстоятельств.
В связи с этим ОО работают со старшими школьниками над
формирование независимой личности, способной неординарно мыслить,
активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность,
анализировать и прогнозировать ситуации. Все это и определяет
необходимость введения системы профильной диагностики выпускников
школ на базе СПО, ориентированной на индивидуализацию обучения, в том
числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
На сегодняшний день остро стоит проблема трудоустройства
несовершеннолетних, т.е. подростков и молодёжи в возрасте 14-17 лет. Это
прежде всего связано с тем, что работодатели неохотно принимают к себе на
работу эту категорию работников, мотивируя тем, что они профессионально
не подготовлены, не имеют опыта трудовой деятельности.
Российское законодательство регламентирует вопросы трудоустройства
несовершеннолетних, защищает их права. Государство создаёт центры
занятости молодёжи, публикует на официальных сайтах вакансии,
востребованных профессий, видов деятельности, в которых может быть
использован труд подростков.
Из всего вышеизложенного следует, что проблема занятости подростков
в большей мере носит социальный характер. Речь идёт не просто о том,
чтобы дети могли заработать деньги на карманные расходы, а о
формировании у них положительного отношения к труду. От того, каким
будет первый опыт трудовой деятельности у несовершеннолетних, зависит
их дальнейшая мотивация к трудовой деятельности и к повышению уровня
своего образования. Всё это и обуславливает необходимость особого подхода
к организации занятости несовершеннолетних. Большую роль играет
вторичная (временная) занятость подростков (на время каникул), так как
несовершеннолетние являются учащимися общеобразовательных школ или
иных учебных заведений и постоянно работать они не могут. Этот вопрос
интересует как зарубежных граждан так и россиян.
В России организация временной занятости несовершеннолетних
граждан от 14 до 18 лет - одно из наиболее востребованных направлений
активной политики центра занятости. Труд подростков, организуемый в
свободное от учебы время, во-первых, помогает в решении материальной
проблемы семьи. Во-вторых, молодому работнику оформляется трудовая
книжка, а это начало рабочего стажа, первые отчисления в Пенсионный
фонд. В третьих, подростки получают первые уроки работы в коллективе
(соблюдение трудовой дисциплины, режима, выполнение установленных
норм) и знания о разных профессиях. В четвертых, организация занятости
подростков - это профилактика правонарушений.
В настоящее время на базе СПО создаются федеральные центры
профессионального обучения для школьников старших классов, где будут
обучать ученики 8-11 классов первой профессии рабочего и по окончании
курсов слушатели получат свидетельство о профессии рабочего
установленного образца.
Главная задача
центра – закрытие дефицита
кадров в регионе,
реализация
программы
эффективной
профориентации
школьников,
имиджевая привлекательность ОО, закрытие потребностей детей и родителей
(выдача документа о первой профессии одновременно с аттестатом).
На учреждения профессионального образования ложится важная роль в
работе по подготовке конкурентоспособного специалиста, способного к
самостоятельному решению вопросов на современном рынке труда.
Решение данной проблемы начинается уже с момента прохождения
практик. За время учебы студенты проходят различные виды учебной и
производственной практики
Колледж в настоящее время пользуется постоянным и устойчивым
спросом среди работодателей – организаций и предприятий г. Бузулука и
близлежащих
районов.
Тесное
долгосрочное
сотрудничество
с
предприятиями города и области даёт возможность организовывать практику
и стажировки, получать «горячие», порой эксклюзивные вакансии.
Мы работаем с предприятиями:
-ОО НК Новый поток
-ООО «Катойл Дриллинг»
-Оренбургкоммунэлектросеть» Бузулукские КЭС
-ООО «Оса-Холдинг»
-ПО
«Западные
электрические
сети»
филиала
ОАО
«МРСК
Волги»
«Оренбургэнерго»
-ООО ЦБПО ПРЭПУ
-ООО «Барьер»
-ООО ТД "СИТИЛАЙН"
-Филиал ООО «РН-СЕРВИС»
-ООО «ТМК Нефтегазсервис»
-АО «Нефтьинвест»
-ПАО «Ростелеком»
- ООО «Оренбургнефть»
-ООО «Сервис ЭПУ»
-Филиал «Бузулукмежрайгаз»
- ООО «Самотлорнефтепромхим»
С
целью
повышения
качества
профессионального
образования,
эффективного обеспечения трудоустройства выпускников была разработана
система социального партнерства,
основанная на анализе требований
работодателей и последующем их учете при разработке образовательных
программ, ориентированных на результат.
Особенностью
нового
этапа
развития
социального
партнерства
является:
-
выделение
стратегически-значимых
партнеров,
способных
оказать
существенное влияние на инновационное развитие колледжа;
- привлечение обучающихся к исследованию рынка труда, выяснению
требований работодателей;
- выстраивание отношений с социальными партнерами на принципе
равноправия, взаимовыгодности, общих точек развития.
Взаимодействие с социальными партнерами выстраивается на основе
заключения
договоров
по
прохождению
практики;
согласование
с
работодателями тем дипломных работ. Ежегодно председателями ГАК
являются
потенциальные
работодатели
–
руководители
предприятий,
которые имеют возможность оценить, а выпускники показать свои знания и
умения. На сегодняшний день наш колледж заключил 14 долгосрочных
договоров о сотрудничестве с работодателями. Таким образом, тесные
партнерские отношения позволяют перспективным выпускникам получить
гарантию трудоустройства.
74% студентов проходят практику на местах, предоставленных
колледжем, 26% находят сами, с помощью родителей, которые также
являются социальными партнерами колледжа.
Совершенствование этого механизма является одной из важных задач
развития колледжа.
На протяжении многих лет стратегическими партнерами колледжа
являются:
-Оренбургкоммунэлектросеть» Бузулукские КЭС
-ООО «Оса-Холдинг»
-ПО
«Западные
электрические
сети»
филиала
ОАО
«МРСК
Волги»
«Оренбургэнерго»
-ООО ЦБПО ПРЭПУ
-ООО «Барьер»
-Филиал ООО «РН-СЕРВИС»
-ООО «ТМК Нефтегазсервис»
-АО «Нефтьинвест»
-ПАО «Ростелеком»
- ООО «Оренбургнефть»
-ГКУ «Центр занятости населения города Бузулука»…
Повышение
социально-профессиональной
адаптации
выпускников
выражается в:
-планомерной и систематической профориентационной работе, как в
образовательных
учреждениях
общего,
так
и
профессионального
образования;
-расширении
возможностей
для
получения
студентами
дополнительного
профессионального
образования
и
высшего
профессионального образования;
-предоставлении студентам объективной информации о состоянии
рынка труда и происходящих на нем изменениях, имеющихся вакансиях для
молодых специалистов;
-обучении студентов навыкам правильного поведения на рынке труда,
реализации различных программ психологической адаптации студентов и
выпускников к рынку труда;
-Создание
условий
для
профессионального
самоопределения
выпускников и осознанного выбора ими профессиональной деятельности,
трудоустройства выпускников и повышения качества профориентационных
услуг.