Автор: Кычанова Нина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: детский сад №№7 "Звездочка" филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: Республика Саха "Якутия" Мирнинский район город Удачный
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .
Тема: "Обучение рассказывание по картине "Вот это снеговик!"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Обучение
рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»
Цель: Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков
существенной информации.
Задачи:
1.Образовательные: Уточнение и активизация словаря по теме «Зима»;
формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её
содержанием (с помощью вопросов воспитателя); обучать умению
придумывать название картине.
2.Воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать рассказы
своих товарищей, дополнять ответы.
3.Развивающие: Развивать связную речь. Упражнять в отгадывании
загадок.
Материалы: Картинка «Вот это снеговик!», мольберт, мяч-«снежок».
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети сидят полукругом перед мольбертом, на котором расположена картина
(картина повёрнута обратной стороной к детям). Воспитатель предлагает
отгадать загадку.
Только к нам она придет,
Снег, морозы приведет,
И холодная сама,
Отгадайте, что?...(зима)
Основная часть.
Воспитатель спрашивает: «Какое сейчас время года?» (Дети: зима). «Почему
вы думаете, что сейчас зима?» (Дети: потому что на улице лежит снег,
холодно). Воспитатель: Зима предлагает нам немного поиграть со снежком.
Игра «Доскажи словечко» (с мячом-снежком).
Воспитатель предлагает поиграть и спрашивает: «Наступила (что) —… зима.
Падает, блестит (что) —… снег. Свищет, воет (что) —… ветер. Замерзают
(что) —… реки. Дети лепят (что) —… снежную бабу. Зима какая?» (Ответы
детей).
Воспитатель: Сегодня я принесла вам картину. А чтобы угадать, кто на ней
изображен, отгадайте загадку:
Красный нос, в руках метелка,
Проживает рядом с ёлкой,
К холодам давно привык,
Наш весёлый… (снеговик).
Беседа по картине.
Воспитатель поворачивает картину лицевой стороной к детям и организует
беседу. Даёт возможность рассмотреть её, обменяться впечатлениями. Затем
просит придумать название картине. Воспитатель называет самые удачные
названия, объясняет, что они самые точные и краткие.
Воспитатель: А художник назвал свою картину «Вот это снеговик!» Правда,
хорош снеговик? (ответы детей) Воспитатель задаёт вопросы по
картине: какое время года изображено на картине? Почему вы так решили?
Расскажите, что слепили дети? Из чего слепили снеговика? Какой был снег?
(ответы детей)
Воспитатель: Рассмотрите снеговика и расскажите, какой
снеговик. Ответы детей: Снеговик большой, веселый, на голове у него
ведро, глазки-угольки, нос-морковка… Воспитатель: Расскажите о том, что
происходит вокруг снеговика? Понравился ли вам снеговик? (ответы детей).
Физкультминутка «Снеговик»
Раз – снежок, два – снежок (показывают, как лепят руками),
Вот такой снеговичок (разводят руки в стороны),
Палка, палка – руки (поочерёдно руки в стороны),
Пуговички-штуки (указательными пальцами показывают пуговички),
Ротик, глазки, брови (показывают),
Носик из моркови (один кулак к носу, потом второй),
Ах, какой пригожий (головой качают в стороны и руки к щекам)
Снеговик хороший! (поклон)
Воспитатель: А теперь послушайте мой рассказ по картине. Я буду его
составлять, используя вот такую схему. (Показываю её детям, вывешиваю
под картиной).
«Наступила зима. Выпал пушистый, но мокрый снег. Дети надели теплую
одежду и вышли на прогулку. Маша, Катя и Дима слепили снеговика
большого, толстого, весёлого и красивого. Глаза у него из угольков, нос -
длинная морковка, на голове красное ведёрко. Воспитатель в нарядной
оранжевой дублёнке принесла снеговику метлу, да не простую метлу, а с
большим красным бантом. Снеговик глаз от метлы отвести не может. Дети
смотрят на снеговика, радуются и каждый говорит: "Вот это снеговик!"
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам придумать свой рассказ (спросить
3-4 детей). Чтобы ничего не забыть, смотрите на схему. Рассказы
детей. Молодцы, у вас получились хорошие рассказы!
Заключительная часть.
Воспитатель спрашивает: «Что же мы делали на занятии? Про какое время
года говорили? Какую картину рассматривали? Вам понравилось?».
Воспитатель обобщает: «Мы сегодня с вами учились составлять рассказы по
картине, используя схему. Мне ваши рассказы очень понравились, а ещё мы
придумали название картине».