Автор: Горошко Татьяна Викторовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад 54 г.Борзи"
Населённый пункт: Город Борзя
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Виртуальная экскурсия, как средство речевого развития дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Горошко.Т.В
МДОУ «Детский сад № 54 г. Борзи»
«Виртуальная экскурсия, как средство речевого развития дошкольников»
Консультация для педагогов
Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного
возраста в детском саду является развитие речи, речевое общение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем,
который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно
обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и
т. д.
На сегодняшний день образная богатая, синонимами, дополнениями и
описаниями, речь – явление очень редкое. Неясная речь ребенка весьма
затрудняет его взаимоотношения с людьми. А ребенок с хорошо развитой
речью легко вступает в общение с окружающими: он задает вопросы,
понятно выражает свои мысли и желания, договаривается со сверстниками о
совместной игре.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию в
ДОУ - является использование виртуальных экскурсий.
Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится
более наглядным, доступным, разнообразным и эффективным. Кроме этого
появляется возможность повторного просмотра. Преимуществом является
то, что в работе с дошкольниками, виртуальная экскурсия позволяет
получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального
посещения.
Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными
экскурсиями. У них нет границ, и им не мешают погодные условия, не
покидая детского сада ребенок может посетить большое количество музеев
мира, погулять по улицам городов, побывать на международной космической
станции или в сказочных владениях Деда Мороза и т.д.
Во время виртуальной экскурсии можно более подробно рассмотреть
объекты, рассказать, что находится на той или иной улице, поговорить о
значении каждого объекта.
Для детей экскурсия - это путешествие. Оно создает своеобразный мир
ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся
веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание
без всякого принуждения усваивать знания.
Виртуальная
экскурсия
может
проводиться
педагогом,
как
самостоятельное образовательное мероприятие, так и являться его частью,
или быть проектом.
Цель виртуальных экскурсий:
Уточнение и обогащение активного и пассивного словарного
запаса детей
Развитие связной речи детей
Расширение представлений об окружающем мире
Развитие любознательности и наблюдательности
По
форме
и
содержанию
виртуальные
экскурсии
могут
быть
нескольких видов:
фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы
вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных
презентаций и слайд-шоу;
видеоэкскурсия, комментариями к которой, служат рассказы
детей или экскурсовода-воспитателя.
видеозаписи
семейного
путешествия
или
видеоролики,
размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети
интернет.
Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной
подготовки. Работу надо начинать с выбора темы: беседы, о том, что дети
хотели бы посмотреть, где побывать. Определив цель и задачи экскурсии,
подбирается литература и материал. Можно привлечь родителей и
попросить согласно теме подобрать фото- v видеоматериал по заданной теме
Кстати, ничто не мешает детям с родителями совершить потом экскурсию в
то место, которое их заинтересовало.
Следующим этапом становится создание презентации. В презентацию
включается
отобранный материал, учитывая возраст детей. Одним из
обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии является
представление объектов в логической последовательности. Затем выбирается
экскурсовод - могут быть, воспитатель и дети. Экскурсоводы - дети под
руководством воспитателя знакомятся с экскурсионными объектами, все
вместе составляют маршрут. Прежде чем начать виртуальную экскурсию, с
детьми проводиться вступительная беседа. Огромную роль в активизации
речи детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки
проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Например,
для виртуальной экскурсии «Как Дед Мороз на новогодний праздник
спешил» будет актуален проблемный вопрос «Как Дед Mopoз доберется к
нам на елку?»
Заканчивается экскурсия традиционно - итоговой беседой, в ходе
которой вместе с детьми обобщается систематизируется увиденное и
услышанное, дети делятся впечатлениями.
Составленная в соответствии с этими требованиями
виртуальная
экскурсия,
представляет собой готовый для «использования» рассказ.
Использование мультимедийных технологий позволяют сделать занятия
эмоционально
окрашенными,
такие
экскурсии
являются
прекрасным
наглядным пособием и демонстрационным материалом.
Использование в работе виртуальных экскурсий позволит:
усовершенствовать речь детей;
повысить речевую активность, содержательность и связность
монологической речи, ее лексической стороны, при составлении
высказываний;
укрепить
взаимосвязь
между
педагогом,
детьми
и
их
родителями. Родители станут частью общеобразовательного
процесса;
у детей малоактивных снизится стеснительность, зажатость, они
могут выступать в роли ведущего (экскурсовода);
создать в группе обстановку, в которой дети выражают свои
эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого
или товарищей.
Рефлексия "Все у меня в руках!
Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура
свои ответы на эти вопросы.
Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать",
указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания", средний – "Мне
здесь совсем не понравилось", безымянный – "Психологическая атмосфера",
мизинец – "Мне здесь не хватало…".
Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура
свои ответы на эти вопросы.
А закончить нашу консультацию мне бы хотелось притчей.
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец
знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая
бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет
живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав,
ответил: "Все в твоих руках”. Эту притчу Я ВЗЯЛА не случайно. Ведь все
действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое,
познавать неизвестное. Спасибо за участие! Всего доброго!