Напоминание

«Использование приемов нетрадиционных техник рисования для развития художественно–творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Коношанова Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №2 д/с "Колобок"
Населённый пункт: рп. Жигалово, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование приемов нетрадиционных техник рисования для развития художественно–творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование

приемов

нетрадиционных

техник

рисования

для

развития

художественно–творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проблема развития творческих способностей рассматривалась в работах многих

отечественных исследователей - Л.С. Выготского, Я.А.Пономарева, В.Д. Шадрикова, В.П.

Пархоменко и др. Дошкольный возраст рассматривается учеными как благоприятный период

для развития творческих способностей в целом и одного из видов способностей –

художественных.

Современному обществу нужен человек, уверенный в себе, способный ориентироваться в

постоянно изменяющемся мире, обладающий гибкостью и независимостью мышления, верой в

свои силы и идею, мужеством пробовать и ошибаться, пока решение не найдено. Именно эти

качества являются определяющими показателями творческих способностей и необходимым

условием адаптации к окружающему миру и комфортному существованию в нем.

Художественная деятельность, в частности изобразительная деятельность, выступает как

содержательная основа и важнейшее условие творческого развития детей на всех ступенях

дошкольного

детства.

Изобразительная

деятельность

имеет

большое

значение

для

всестороннего воспитания и образования детей. Т.С. Комарова отмечает, что изобразительная

деятельность очень интересна для ребенка дошкольника, так как удовлетворяет его потребность

в деятельности вообще и продуктивной деятельности в частности. Умелое использование

потенциальных возможностей изобразительной деятельности может обеспечить развитие

художественно-творческих способностей ребенка.

Н.П. Саккулина выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности:

способность к изображению и способность к художественному выражению.

Способности к художественному выражению включают в себя:

- эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие,

необходимое

для

изображения,

но

эстетическая

оценка

воспринимаемого

явления,

эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета.

Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно

поразило, удивило, обрадовало и т.п.

- интеллектуальную активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе

того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового,

оригинального художественно-выразительного образа.

Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий.

1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение

известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов.

2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.

3. Нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и

инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих

заданий.

4. Быстрота реакций, находчивость в действиях. Большинство из названных показателей

проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного

наблюдения

за

детьми,

анализа

их

поведения,

понимания

внутреннего

состояния,

сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Использование в детском саду приемов нетрадиционных техник рисования для развития

художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

К художественно-творческим способностям детей дошкольного возраста в изобразительной

деятельности относятся умения отбирать средства выразительности и изобразительные

материалы, умения создавать собственный «оригинальный» образ, умение рисовать по

замыслу.

Развитие

художественно-творческих

способностей

предполагает

создание

определенной

атмосферы,

стимулирующей

процесс

творчества.

Мы

полагаем,

что

в

изобразительной деятельности такие условия могут быть созданы с помощью нетрадиционных

техник рисования. Р.Г. Казакова указывает, что нетрадиционные техники рисования

представляют собой техники рисования, основанные на использовании разнообразных

художественных материалов и приемов изобразительной деятельности. Они помогают ребенку

выходить

заграницы уже сформированных и ставших привычными представлений об

изображении тех или иных объектов и явлений окружающего мира, способах их изображения.

Нетрадиционные техники рисования стимулируют у детей интерес к процессу творческой

деятельности, любознательность, создают условия для экспериментирования в процессе

творчества. Нетрадиционные техники рисования создают положительный настрой на процесс

изобразительной деятельности, что в свою очередь также оказывает положительное влияние на

раскрытие творческого потенциала детей. К. Роджерс в своих работах, анализируя истоки

творчества, указывал на то, что именно психоэмоциональное состояние имеет важное значение

для активизации творческого процесса. Овладевая нетрадиционными техниками рисования,

дети старшего дошкольного возраста учатся создавать образы, которые могут быть не похожи

на те предметы, явления и объекты, которые окружают их. Кроме этого, дети учатся передавать

знакомые объекты и предметы, их свойства на основе непривычных приемов, что развивает в

детях умение по-разному смотреть на одни и те же явления, находить иные пути и способы

изображения. Нетрадиционные техники рисования помогают детям в овладении средствами

выразительности, дети учатся использовать разнообразные изобразительные материалы для

передачи основной идеи и создания целостного образа. Кроме того, основа для творчества,

которая создается с помощью нетрадиционных техник рисования, состоит в развитии у детей

чувства свободы в творческом процессе, дети понимают, что они могут экспериментировать,

могут комбинировать разные известные им приемы, разные материалы, разные средства

выразительности в одном и том же образе и видеть, что получается интересный неожиданный

результат.

Именно

поддержка

таких

качеств

как

любознательность,

стремление

экспериментировать, свобода самовыражения, положительное отношение к изобразительной

деятельности стимулирует у детей творческий процесс и способствует развитию имеющихся у

детей творческих задатков. Таким образом, использование приемов нетрадиционных техник

рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует овладению детьми

способами творческих действий в художественной деятельности, проявлению активности и

инициативы детей, развитию способности мыслить гибко, находить новые решения.

Литература.

1. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники,

планирование, конспекты занятий [Текст] / Р.Г.Казакова. – М.: ТЦ Сфера. – 2009. – 129 с.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей

и педагогов [Текст] / Т.С. Комарова.– 2-е издание, испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. –

160 с.

3. Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве [Текст] / Н.П.Саккулина.– М.:

Просвещение, 1991. – 140 с..

Коношанова Надежда Анатольевна,

воспитатель МКДОУ д/с №2 «Колобок»

п. Жигалово



В раздел образования