Напоминание

"Практика применения технологии проектного обучения на уроках физической культуры"


Автор: Орехова Елена Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №8"
Населённый пункт: Россия, ХМАО-Югра, Когалым
Наименование материала: Статья
Тема: "Практика применения технологии проектного обучения на уроках физической культуры"
Раздел: среднее образование





Назад




Орехова Елена Владимировна,

учитель физической культуры

высшая квалификационная категория

МАОУ «Средняя школа №8»

Практика применения технологии проектного обучения на уроках

физической культуры.

Двигательная активность людей должна быть озарена мыслью.

П.Ф.Лесгафт

Сегодня

общество

и

государство

ставят

перед

школой

задачи

подготовки

учеников,

способных

творчески

мыслить,

находить

нестандартные решения в жизненных ситуациях, умеющих учиться в течение

всей жизни, овладевать высокотехническими технологиями в конкурентном

мире.

Данное обстоятельство диктует необходимость поиска новых форм и

методов обучения, способствующих накоплению обучающимися творческого

опыта и развития интереса к познавательной деятельности.

Одним из инструментов достижения вышеперечисленных результатов

является использование проектной технологии.

Основу проектной деятельности составляет метод проектов, который

можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через

детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне

определённым практическим результатом, оформленным тем или иным

образом»

[1]

.

Несмотря на то, что основа обучения физической культуре –

двигательная

деятельность,

компонент

знания

не

отменяется

ни

в

информационной части, ни в освоении средств осуществления двигательной

активности, ни на этапе физического совершенствования. Поэтому в любой

физкультурной

деятельности

важно

развивать

учащихся

не

только

физически, но и интеллектуально.

___________________________________________________________

1.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования. Учебное пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации

педагогических кадров – М: Издательский Центр «Академия», 2001. – с. 66.)

Возникают вопросы: как совместить теорию с практикой не в ущерб

двигательной активности, как поддерживать интерес к теоретическим

знаниям и развивать познавательные способности всех обучающихся,

независимо от состояния здоровья и физической подготовленности.

Внедрение проектной технологии на уроках физической культуры -

идеальное решение вышеперечисленных проблем.

Применение

технологии

проектного

обучения

способствует

формированию устойчивого интереса к предмету, экономит время на уроке

(может быть использован в ходе одного урока), развивает исследовательские

навыки, позволяет самостоятельно получать новые знания и умения,

раскрывает творческий потенциал учащегося.

В качестве подтверждения всего вышесказанного хочу привести

пример из собственной практики по использованию краткосрочных проектов

на уроках.

Рассмотрим применение проектной технологии на примере урока-

проекта по теме «Гимнастика» учебника М. Я. Виленского, В. И. Ляха.

«Физическая культура 5-7 классы».

Цель

урока

-

научить

обучающихся

приобретать

знания

самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и

практических задач. По отношению к предметному содержанию - это

предваряющий урок по теме «Гимнастика, гимнастическая терминология».

По форме организации работы - групповая (по 4-6 человек).

Структура урока содержит следующие этапы:

1 этап — Организационный момент:

происходит

мотивирование

учащихся

к

учебной деятельности посредством создания

эмоциональной

обстановки.

А

также

организация

внимания

учеников

и

психологический настрой на проведение урока.

2

этап

Самоопределение

деятельности:

ставится

учебная

проблема,

формулируется познавательная цель урока. С

помощью

подводящего

диалога

создается

ситуация коммуникативного взаимодействия.

Обучающиеся ищут ответы на вопросы: для чего им нужно изучать

данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить,

какова основная задача предстоящей работы и совместно с учителем

формулируют основные задачи урока: 1. Изучить спортивные виды

гимнастики 2. Изучить технику безопасности на занятиях гимнастики.

3. Изучить гимнастическую терминологию.

На 3 этапе осуществляется постановка

учебной

задачи,

формирование

состава

проектных групп (независимо от пола, состояния здоровья и физической

подготовленности);распределение обязанностей в группах (выбор капитана,

который направляет работу группы и распределяет обязанности между

участниками, оформителя проекта); выполнение практической части проекта.

Каждая группа получает карточку-задание (технологическую карту).

Группа 1. Выполняет проект по теме: «Виды гимнастики. Техника

безопасности на уроках гимнастики».

Группа 2. Выполняет проект по теме: «Спортивная гимнастика».

Группа 3. Выполняет проект по теме: «Художественная гимнастика».

Группа 4. Выполняет проект по теме: «Спортивная акробатика».

Группа 5. Выполняет проект по теме: «Гимнастическая терминология

основных положений. Графическое изображение».

На 4 этапе урока при работе в группах

происходит поиск и обсуждение информации,

оформление коллажа, подготовка к защите

проекта.

Для выполнения задания, обучающиеся

могут пользоваться любыми предложенными

источниками

информации:

дополнительная

литература, учебник «Физическая культура 5-7

классы», интернет (информационный центр),

фотографии

видов

гимнастики,

фотографии

гимнастических

снарядов

и

инвентаря.

Полученную информацию каждая группа оформляет в виде коллажа. Так как

видов гимнастики много, важно, изучив источники информации, выбрать

только те фото и рисунки, которые необходимы для выполнения задания.

5

этап

предполагает

представление

продуктов

проектной

деятельности:

демонстрация и защита проектной модели,

взаимооценка

результатов.

Оценивается

работа всей группы в целом, но также

учитывается участие каждого ученика в

работе над проектом.

Все учащиеся могут задавать вопросы по

проекту, экспертная группа оценивает работу

одноклассников

по

пятибалльной

системе,

выставляя оценки в оценочный лист. Критерии

оценки:

качество

представления

проекта

(логичность, простота, культура общения) и качество представленного

продукта (содержание, дизайн).

6 этап – это рефлексия: самооценка и

самоанализ. Учащиеся продолжают фразы по

предложенному началу: «теперь я могу…», «у меня получилось…». Таким

образом, создается ситуация, связанная с приятными эмоциями, чувством

удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности.

В качестве домашнего задания обучающимся предложено составить

вольное упражнение из 6 основных положений. Каждое положение

необходимо зарисовать (графическое изображение) и правильно назвать,

согласно правилам гимнастической терминологии.

Применение проектной технологии на уроках физической культуры

позволяет

мотивировать

обучающихся

к

изучению

теоретического

материала,

формировать

навыки

самостоятельной

поисковой

работы,

развивать познавательные и творческие способности. На проектных уроках

задействованы все обучающиеся, в том числе и с ослабленным здоровьем,

тем самым осуществляется дифференцированный подход в обучении. Таким

образом, проектная деятельность позволяет реализовать требования к

результатам освоения основной образовательной программы ФГОС второго

поколения,

которые предусматривают развитие личностных, метапредметных

и предметных умений.



В раздел образования