Напоминание

Зачем логопед задаёт домашние задания


Автор: Бородина Марина Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 22 "Яблонька"
Населённый пункт: город Лесной, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Зачем логопед задаёт домашние задания
Раздел: дошкольное образование





Назад





Зачем логопед задаёт

домашние задания?

Написали мне в тетради

Трудное задание.

Папа с мамою сказали:

- Что за наказание?
Часто родители считают , что если ребенок попал в группу для детей с ТНР , то все проблемы решены . Логопед и воспитатели научат его правильно говорить , подготовят к школе . Что еще нужно ? Родителей все чаще удивляет тот факт , что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий , пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой , выполнять все рекомендации с ребенком . Зачем , если логопед и так занимается с детьми практически ежедневно , а воспитатели отрабатывают речевые умения ?
Давайте

разберемся


Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого - педагогических мероприятий . Занятия с ребёнком дома организовать ух как не просто . Необходимо выкроить вечернее время , ( которое обычно отводится под домашние хлопоты ), чтобы сесть с ребенком за стол , выполнить упражнения для для языка ( и обязательно перед зеркалом ), проговорить устные задания по лексике и грамматике , по коррекции звукопроизношения . Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки , а если родители не сильны в рисовании , то эти картинки еще нужно где - то найти , вырезать и наклеить . Можно попробовать все это поручить самому ребенку , но это ведь тоже чревато проблемами .

Помощь

взрослого



необходима

!!!
Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого . Желательно , чтобы занимался постоянно один из родителей – это помогает обоим настроиться , и придерживаться знакомых единых требований . Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий . Многие родители приходят к мнению , что педагог просто ленится : не хочет заниматься с ребёнком , свою работу перекладывает на чужие плечи , а на занятиях – наверняка ! - занимается только проверкой домашнего задания .
Это

конечно

же

не

так

!
Только при регулярном выполнении домашнего задания можно добиться положительной динамики и закрепить материал , изученный на занятиях . Только при систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки .
Семья

и

детский

сад

должны

работать

ВМЕСТЕ

,

потому

что

в

одиночку

даже

самый

хороший

логопед

не

справится

с

нарушением

речи

:

мы

не

боги

,

а

педагоги

.
У домашних занятий есть еще один положительный момент : они становятся частью режима дня , ребенок привыкает к систематическим занятиям , а , значит , в школе родителям не придется усаживать его за уроки силой .
Какие

же

задания

даёт

логопед

на

дом

?
Все задания основываются на материале лексической темы , изучаемой в группе на групповых , подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда . Этот материал закрепляют и воспитатели – в образовательной деятельности по развитию речи , конструированию , лепке ,
изобразительному искусству , на прогулках , в играх , в свободной деятельности детей .
В

домашнем

задании

можно

выделить

следующие

разделы

:

Артикуляционная

гимнастика

:
сначала – общая , призванная активизировать речевой аппарат , укрепить его мышцы , затем – специальная , « постановочная » для отсутствующих звуков . Эти упражнения выполняются перед зеркалом ( чтобы ребенок мог видеть себя и следить за собой ). Впоследствии к гимнастике добавляются упражнения на закрепление звука в слогах , словах , фразах и связной речи .
Задания

на

развитие

фонематического

слуха

и

навыков

звукового

анализа

и

синтеза

.

Задания

на

формирование

слоговой

структуры

слова

.

Лексико

-

грамматические

задания

,
призванные уточнить и расширить словарь детей и научить их использовать в самостоятельной речи полученные знания , умения и навыки . Это упражнения на словообразование (« Назови ласково », « Какой сок любишь ?»), словоизменение (« Один - несколько », « Что есть – чего нет ?»), согласование разных частей речи (« Мой , моя , моё , мои », « Посчитай до 5 и обратно ”) и т . п .
Задания

на

развитие

связной

речи

:
это составление простых и сложных предложений , с предлогами и без , по схеме или опорным словам , описательные рассказы по плану и схеме , задавание вопросов о предметах , рассказы по серии сюжетных картин и одной картине и т . д .
Задания

на

подготовку

руки

к

письму

и

закрепление

навыков

чтения
( в подготовительной группе ) – обведение по контуру , дорисовывание элементов , штриховка , печатание букв , слогов и слов под диктовку взрослого и т . д .

При

выполнении

домашних

заданий

необходимо

знать

и

помнить

следующее

:
1. Домашнее задание в логопедическую тетрадь записывает логопед . Выдается тетрадь воспитателями логопедической группы в пятницу . 2. Выполнять домашние задания нужно по частям (15-20 минут ), прерываясь на физкультминутки , разминки , чтобы избежать утомления ребенка . 3. Ежедневно в начале каждого занятия (5-7 минут ) делать артикуляционную гимнастику ( перед зеркалом ). 4. Не рекомендуем выполнять домашнее задание в воскресенье вечером . Ребенок лучше запомнит материал , если разбить его на небольшие порции : пятница вечером , суббота и воскресенье днем . 5. Взрослый читает задания ребенку вслух . 6. Ребенок выполняет их устно , а взрослый вписывает в тетрадь ответ ребенка ,
не

корректируя

его

,

именно

так

,

как

он

сказал

.
7. Если нет нового задания – повторять старое . 8. Обращаться с логопедической тетрадью бережно , и учить бережному обращению ребенка . Графические задания ( раскрасить , обвести , нарисовать ), ребенок выполняет сам , но под руководством взрослого . Это позволит сохранить тетрадь аккуратной , красивой на протяжении всего учебного года . Хорошо оформленная тетрадь – это один из важных моментов коррекционного и педагогического воздействия .
Хвалите

детей

за

каждое

,

пусть

даже

незначительное

достижение

!
Помогайте ребёнку – но не делайте работу за него . Выполняйте рекомендации специалистов и не бойтесь спросить у них совета , когда Вам что - то непонятно . Помните , что ребенок не эстафетная палочка , которую семья передает в руки педагогов . Только когда мы объединяем усилия ,
можно добиться поставленной цели – научить малыша красивой , правильной речи .
Уважаемые

родители

!

Желаю

вам

в

работе

с

детьми

терпения

,

искренней

заинтересованности

и

успехов

!
Учитель-логопед: Марина Андреевна Бородина


В раздел образования