Автор: Бородина Марина Андреевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 22 "Яблонька" Населённый пункт: город Лесной, Свердловская область Наименование материала: статья Тема: Зачем логопед задаёт домашние задания Раздел: дошкольное образование
- Что за наказание?
Часто
родители
считают
,
что
если
ребенок
попал
в
группу
для
детей
с
ТНР
,
то
все
проблемы
решены
.
Логопед
и
воспитатели
научат
его
правильно
говорить
,
подготовят
к
школе
.
Что
еще
нужно
?
Родителей
все
чаще
удивляет
тот
факт
,
что
логопед
просит
завести
тетрадь
для
выполнения
домашних
заданий
,
пишет
в
нее
задания
и
просит
еженедельно
брать
эту
тетрадь
домой
,
выполнять
все
рекомендации
с
ребенком
.
Зачем
,
если
логопед
и
так
занимается
с
детьми
практически
ежедневно
,
а
воспитатели
отрабатывают
речевые
умения
?
Давайте
разберемся
…
Успех
коррекционного
обучения
детей
с
нарушениями
речи
во
многом
определяется
участием
родителей
в
комплексе
психолого
-
педагогических
мероприятий
.
Занятия
с
ребёнком
дома
организовать
ух
как
не
просто
.
Необходимо
выкроить
вечернее
время
, (
которое
обычно
отводится
под
домашние
хлопоты
),
чтобы
сесть
с
ребенком
за
стол
,
выполнить
упражнения
для
для
языка
(
и
обязательно
перед
зеркалом
),
проговорить
устные
задания
по
лексике
и
грамматике
,
по
коррекции
звукопроизношения
.
Нередко
логопед
просит
нарисовать
или
наклеить
в
тетрадь
соответствующие
теме
картинки
,
а
если
родители
не
сильны
в
рисовании
,
то
эти
картинки
еще
нужно
где
-
то
найти
,
вырезать
и
наклеить
.
Можно
попробовать
все
это
поручить
самому
ребенку
,
но
это
ведь
тоже
чревато
проблемами
.
Помощь
взрослого
необходима
!!!
Домашнее
задание
ребёнок
выполняет
в
индивидуальной
рабочей
тетради
под
обязательным
присмотром
взрослого
.
Желательно
,
чтобы
занимался
постоянно
один
из
родителей
–
это
помогает
обоим
настроиться
,
и
придерживаться
знакомых
единых
требований
.
Выполнение
дома
определённых
видов
работы
по
заданию
логопеда
дисциплинирует
и
подготавливает
к
ответственному
выполнению
будущих
школьных
домашних
заданий
.
Многие
родители
приходят
к
мнению
,
что
педагог
просто
ленится
:
не
хочет
заниматься
с
ребёнком
,
свою
работу
перекладывает
на
чужие
плечи
,
а
на
занятиях
–
наверняка
! -
занимается
только
проверкой
домашнего
задания
.
Это
конечно
же
не
так
!
Только
при
регулярном
выполнении
домашнего
задания
можно
добиться
положительной
динамики
и
закрепить
материал
,
изученный
на
занятиях
.
Только
при
систематической
работе
логопеда
и
родителей
ребенок
научится
пользоваться
поставленным
звуком
в
самостоятельной
речи
и
перестанет
делать
грамматические
ошибки
.
Семья
и
детский
сад
должны
работать
ВМЕСТЕ
,
потому
что
в
одиночку
даже
самый
хороший
логопед
не
справится
с
нарушением
речи
:
мы
не
боги
,
а
педагоги
.
У
домашних
занятий
есть
еще
один
положительный
момент
:
они
становятся
частью
режима
дня
,
ребенок
привыкает
к
систематическим
занятиям
,
а
,
значит
,
в
школе
родителям
не
придется
усаживать
его
за
уроки
силой
.
Какие
же
задания
даёт
логопед
на
дом
?
Все
задания
основываются
на
материале
лексической
темы
,
изучаемой
в
группе
на
групповых
,
подгрупповых
и
индивидуальных
занятиях
логопеда
.
Этот
материал
закрепляют
и
воспитатели
–
в
образовательной
деятельности
по
развитию
речи
,
конструированию
,
лепке
,
изобразительному
искусству
,
на
прогулках
,
в
играх
,
в
свободной
деятельности
детей
.
В
домашнем
задании
можно
выделить
следующие
разделы
:
Артикуляционная
гимнастика
:
сначала
–
общая
,
призванная
активизировать
речевой
аппарат
,
укрепить
его
мышцы
,
затем
–
специальная
, «
постановочная
»
для
отсутствующих
звуков
.
Эти
упражнения
выполняются
перед
зеркалом
(
чтобы
ребенок
мог
видеть
себя
и
следить
за
собой
).
Впоследствии
к
гимнастике
добавляются
упражнения
на
закрепление
звука
в
слогах
,
словах
,
фразах
и
связной
речи
.
Задания
на
развитие
фонематического
слуха
и
навыков
звукового
анализа
и
синтеза
.
Задания
на
формирование
слоговой
структуры
слова
.
Лексико
-
грамматические
задания
,
призванные
уточнить
и
расширить
словарь
детей
и
научить
их
использовать
в
самостоятельной
речи
полученные
знания
,
умения
и
навыки
.
Это
упражнения
на
словообразование
(«
Назови
ласково
», «
Какой
сок
любишь
?»),
словоизменение
(«
Один
-
несколько
», «
Что
есть
–
чего
нет
?»),
согласование
разных
частей
речи
(«
Мой
,
моя
,
моё
,
мои
»,
«
Посчитай
до
5
и
обратно
”)
и
т
.
п
.
Задания
на
развитие
связной
речи
:
это
составление
простых
и
сложных
предложений
,
с
предлогами
и
без
,
по
схеме
или
опорным
словам
,
описательные
рассказы
по
плану
и
схеме
,
задавание
вопросов
о
предметах
,
рассказы
по
серии
сюжетных
картин
и
одной
картине
и
т
.
д
.
Задания
на
подготовку
руки
к
письму
и
закрепление
навыков
чтения
(
в
подготовительной
группе
) –
обведение
по
контуру
,
дорисовывание
элементов
,
штриховка
,
печатание
букв
,
слогов
и
слов
под
диктовку
взрослого
и
т
.
д
.
При
выполнении
домашних
заданий
необходимо
знать
и
помнить
следующее
:
1.
Домашнее
задание
в
логопедическую
тетрадь
записывает
логопед
.
Выдается
тетрадь
воспитателями
логопедической
группы
в
пятницу
.
2.
Выполнять
домашние
задания
нужно
по
частям
(15-20
минут
),
прерываясь
на
физкультминутки
,
разминки
,
чтобы
избежать
утомления
ребенка
.
3.
Ежедневно
в
начале
каждого
занятия
(5-7
минут
)
делать
артикуляционную
гимнастику
(
перед
зеркалом
).
4.
Не
рекомендуем
выполнять
домашнее
задание
в
воскресенье
вечером
.
Ребенок
лучше
запомнит
материал
,
если
разбить
его
на
небольшие
порции
:
пятница
вечером
,
суббота
и
воскресенье
днем
.
5.
Взрослый
читает
задания
ребенку
вслух
.
6.
Ребенок
выполняет
их
устно
,
а
взрослый
вписывает
в
тетрадь
ответ
ребенка
,
не
корректируя
его
,
именно
так
,
как
он
сказал
.
7.
Если
нет
нового
задания
–
повторять
старое
.
8.
Обращаться
с
логопедической
тетрадью
бережно
,
и
учить
бережному
обращению
ребенка
.
Графические
задания
(
раскрасить
,
обвести
,
нарисовать
),
ребенок
выполняет
сам
,
но
под
руководством
взрослого
.
Это
позволит
сохранить
тетрадь
аккуратной
,
красивой
на
протяжении
всего
учебного
года
.
Хорошо
оформленная
тетрадь
–
это
один
из
важных
моментов
коррекционного
и
педагогического
воздействия
.
Хвалите
детей
за
каждое
,
пусть
даже
незначительное
достижение
!
Помогайте
ребёнку
–
но
не
делайте
работу
за
него
.
Выполняйте
рекомендации
специалистов
и
не
бойтесь
спросить
у
них
совета
,
когда
Вам
что
-
то
непонятно
.
Помните
,
что
ребенок
не
эстафетная
палочка
,
которую
семья
передает
в
руки
педагогов
.
Только
когда
мы
объединяем
усилия
,
можно
добиться
поставленной
цели
–
научить
малыша
красивой
,
правильной
речи
.
Уважаемые