Напоминание

«Методы работы с детьми, имеющими ярко выраженные интересы и склонности»


Автор: Бутузова Ирина Львовна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец детского творчества"
Населённый пункт: Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: дополнительное
Тема: «Методы работы с детьми, имеющими ярко выраженные интересы и склонности»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Департамент образования администрации г.Дзержинска

Нижегородской области

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Дворец детского творчества»

Методические рекомендации

«Методы работы с детьми,

имеющими ярко выраженные интересы и склонности»

Автор

И.Л.Бутузова

педагог – организатор,

высшей квалификационной категории

г.Дзержинск

2024 год

Методы работы с детьми,

имеющими ярко выраженные интересы и склонности

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество

психики, которое определяет возможность достижения человеком более

высоких,

незаурядных

результатов

в

одном

или

нескольких

видах

деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок

— это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

Виды одаренности:

в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в

ремеслах, спортивную и организационную.

в

познавательной

деятельности

интеллектуальную

одаренность

различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности

(одаренность

в

области

естественных

и

гуманитарных

наук,

интеллектуальных игр и др.).

в

художественно-эстетической

деятельности

хореографическую,

сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную

одаренность.

в

коммуникативной

деятельности

лидерскую

(социальную)

одаренность.

в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в

создании новых духовных ценностей и служении людям.

В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое,

сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить

ценностное

содержание

своего

жизненного

опыта

в

выразительных

художественных образах. Кроме того, специальные способности к музыке,

живописи и другим видам искусства формируются под влиянием ярко

выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных

переживаний и т.д.

Еще одним примером специальных способностей является социальная

одаренность

одаренность

в

сфере

лидерства

и

социального

взаимодействия

(семья,

политика,

деловые

отношения

в

рабочем

коллективе).

Проблема одаренности в настоящее время становится все более

актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в

неординарной

творческой

личности.

Неопределенность

современной

окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его

умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых

детей составляет одну их главных задач совершенствования системы

образования.

Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов

для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и

мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей

их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка

рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты,

проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько

сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к

одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.

В силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к

оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к

сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный

ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к

окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми,

должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности.

Талантливые

дети

часто

воспринимают

невербальные

сигналы

как

проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок

может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно

на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все

как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие

нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными.

Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является

аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и

зачем.

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед

собой

не

осуществимые

в

данный

момент

цели,

что

приводит

к

эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети

нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в

плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют

на

их

социальный

статус,

когда

они

оказываются

в

положении

“неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой

позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для

работы с одаренными детьми.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь

нормативно-ролевых

предписаний

(субъектно-объектные

отношения):

“Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для

одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два

неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе

открываем, исследуем этот мир”.

Работа

с

одаренными

детьми

требует

от

педагога

изменения

педагогического сознания. А именно ломка сложившихся ранее у данного

педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого

себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов

обучения и воспитания. Работая с одаренными детьми, педагог должен

уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из

основных психологических принципов работы с детьми является принцип

«принятия

другого»,

согласно

которому

учитель

должен

изначально

принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися

особенностями. Педагог, направленный на развитие творческого потенциала

детей, смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий

стиль деятельности

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех

детей школьного возраста, относятся:

принцип развивающего и воспитывающего обучения (означает, что цели,

содержание и методы обучения должны способствовать не только

усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также

воспитанию личностных качеств обучающихся);

принцип

индивидуализации

и

дифференциации

обучения

(цели,

содержание и процесс обучения должны как можно более полно

учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся.

Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных

детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и

уникальной форме);

Принцип учета возрастных возможностей (предполагает соответствие

содержания

образования

и

методов

обучения

специфическим

особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах,

поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать

завышение

уровней

трудности

обучения,

что

может

привести

к

отрицательным последствиям).

Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом

качественной

специфики

определенного

вида

одаренности,

а

также

психологических

закономерностей

ее

развития.

Так,

в

качестве

приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть

выделены следующие:

развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка,

высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то,

какое применение оно будет иметь);

создание условий для развития творческой личности;

развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие

самобытности

и

индивидуального

своеобразия

его

возможностей).

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся,

безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера

проблемные,

диалогового

общения,

поисковые,

эвристические,

исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной,

индивидуальной

и

групповой

работы.

Эти

методы

имеют

высокий

познавательно-мотивирующий

потенциал

и

соответствуют

уровню

познавательной

активности

и

интересов

одаренных

учащихся.

Они

исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих

важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости,

самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и

способности к сотрудничеству и др.).

Формы и приемы развития интеллекта учащихся: опорные таблицы,

заполнения

классификационных

таблиц

своими

примерами

или

распределения готовых примеров в таблицу, сравнительного анализа двух

фрагментов текста (танца, произведения искусства), защита своего мнения,

рецензирование,

ролевая

игра,

дискуссия,

дебаты,

мозговой

штурм,

межпредметные сравнения, проблемные ситуации, вопросы, эксперимент,

презентации.

В

системе

дополнительного

образования

могут

быть

выделены

следующие формы обучения одаренных детей:

1. Индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам

творческого развития в определенной области.

2. Работа

по

исследовательским

и

творческим

проектам

в

режиме

наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый,

деятель науки или культуры, специалист высокого класса).

3. Очно-заочные школы.

4. Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.

5. Система творческих конкурсов, фестивалей.

6. Детские научно-практические конференции и семинары.

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных

программ

обучения

предполагают

использование

современных

информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в

рамках

которых

одаренный

ребенок

может

получать

адресную

информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может

сыграть

наставник

(тьютор).

Тьютором

может

быть

высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист

и т.п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным

одаренным ребенком. Основная задача наставника — на основе диалога и

совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее

эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его

способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы

наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного

специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия

одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов

содержания образования.

Другой

действенной

формой

работы

с

одаренными

детьми

на

сегодняшний день является проектно-исследовательская деятельность. Она

обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его

формализм. Перефразируя Монтеня, можно утверждать, что при этом именно

те, «кто знает больше», становятся теми, «кто знает лучше». Цель работы

педагога - развить интеллектуально-творческие возможности детей, обучить

их механизму научного исследования и проектной деятельности в выбранной

области.

Разрабатывается

индивидуальный

образовательный

маршрут,

определяется специфика – исследование или творческий проект.

Если это научное исследование, то деятельность ребенка начинается с

постановки проблемы, затем – изучение теории, посвященной данной теме,

подбор

методик

исследования

и

практическое

овладение

ими,

сбор

собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий,

собственные выводы, защита работы.

Выбирая проект, ребенок знакомится с основными этапами проектной

деятельности: обосновывается выбор будущего продукта (изделия, прибора,

модели), далее идет разработка проекта и его документальное оформление,

экономическая оценка проекта и его презентация. Проекты могут быть как

индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально

значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для

воспитания детей

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие

феномена одаренности, организация работы по обучению и развитию

одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде

спортивной, художественной или иной);

в

какой

форме

может

проявиться

одаренность:

явной,

скрытой,

потенциальной;

какие задачи работы с одаренными детьми являются приоритетными:

развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь;

проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку

и мониторинг образовательных технологий.

Обучение интеллектуально одаренных детей должно:

1. Включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет

учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их

повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и

интерес к будущему.

2. Использовать междисциплинарный подход на основе интеграции тем и

проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит

стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению

своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению

разнородных явлений и поиску решений на “стыке” разных типов знаний.

3. Предполагать

изучение

проблем

“открытого

типа”,

позволяющих

учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, а

также формировать навыки и методы исследовательской работы.

4. В максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять

углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком.

5. Поддерживать и развивать самостоятельность в обучении.

6. Обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения

содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их

корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся

потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности.

7. Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных

источников и способов получения информации (в том числе через

компьютерные сети).

8. Формировать навык

у детей оценивать результаты своей работы с

помощью содержательных критериев, навыки публичного обсуждения и

отстаивания своих идей и результатов художественного творчества.

9. Способствовать

развитию

самопознания,

а

также

пониманию

индивидуальных особенностей других людей.



В раздел образования