Автор: Солдатова Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №5
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Путешествие в осенний лес"
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности
«Путешествие в осенний лес»
Для детей группы комбинированной направленности
от 4 до 5 лет
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у
детей дошкольного возраста через дидактические и пальчиковые игры
Задачи.
Образовательные:
Продолжать знакомить с особенностями времени года осени , расширять
представления детей о лесе, о овощах, грибах путём применения игровой
формы. Закреплять названия цветов и геометрических фигур.
Развивающие:
- развивать творческое воображение;
- развивать ручную и мелкую моторику пальцев рук;
- развитие внимания, восприятия, мышления, память, умение подрожать
действиям воспитателя, понимать его словесные установки
Воспитательные:
- воспитывать творческую активность;
- воспитывать личные качества, умение правильно выполнять задание.
Предварительная работа:
-беседа про озимый чеснок, овощи, грибы, осень;
-заучивание пальчиковой гимнастики;
-игровое упражнение с овощами;
-рассматривание иллюстраций, картинок о грибах.
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая, работа в парах,
коллективная работа
Методы: словесные, наглядные, практические, игровые
Приемы: художественное слово, объяснение
Педагогические технологии:
«Сухой бассеин» (шишки, листья, желуди),
Пальчиковая гимнастика для этого используем различные массажеры, в том
числе и самодельные. Динамическая пауза
Виды детской деятельности: Двигательная, игровая, продуктивная,
трудовая, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Индивидуальная работа: словесные (рассказ, беседа, напоминание, вопрос,
проговаривание)
- наглядные (показ иллюстраций, макетов, предметов)
- практические (упражнения, совместное выполнение действий,
моделирование, эксперимент).
Материалы и оборудование: ИКТ презентация, огород, морковка, капуста
(вязанные), домик, деревья, елка, дорожки, шишки, желуди, грибочки,
семечки, ежик, следы, чеснок, зонт, рефлексия смайлики
Предполагаемый результат:
дети знакомы с особенностями времени года,
овощами, грибами, знают название цветов и геометрические фигуры, знают
пальчиковые гимнастики, умеют подрожать действиям воспитателя, умеют
правильно выполнять задания.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Слайд 1(На экране появляется старичок-лесовичок)
Старичок лесовичок просит о помощи, починить ему зонтик
Здравствуйте ребята, я старичок –лесовичок, вчера во время прогулки по
осеннему лесу с моего зонтика разлетелись заплатки из-за сильного ветра
Помогите пожалуйста, отыскать заплатки от моего зонтика.
Воспитатель: Ребята кто сейчас к нам обратился?
Дети: Старичок-лесовичок
Воспитатель: О чем о нас просит?
Дети: Собрать заплатки от его зонтика
Воспитатель: Ребята поможем старичку –лесовичку?
Дети: Да
Воспитатель: На чем мы можем отправиться в лес?
Дети: На машине, автобусе, поезде, самолете
Воспитатель: А, я вам предлагаю отправиться на самолете (видео самолет)
Слайд 2 на экране игра-самолет
(слайд 3 осенний лес)
Воспитатель: Вот мы и прилетели «Осеннего леса»
В- Какое сейчас время года ребята?
Д-осень
В- Какое изменение, произошло с природой?
Д-Листья поменяли цвет, стали красные, желтые, оранжевые и опадают
Воспитатель: Погода стала какая?
Дети: Холодная, мокрая
Воспитатель: А, что происходит с животными осенью?
Дети: Животные готовят запасы на зиму.
Воспитатель. Правильно. Ребята посмотрите, чьи это следы?
Дети: зайчика
Воспитатель: Правильно, зайчика, давайте попробуем пройти по его следам
и посмотрим к кому же мы попадем.
Дети: (повторяют слова)
По следам мы шли, шли, шли и к кому же мы
пришли?
Дети: к зайчику!
Зайчик: (Слайд 4) Здравствуйте ребята,
Дети -Здравствуй зайчик
Воспитатель- зайчик , а ты не находил, заплатку от зонтика Старичка-
Лесовичка?
Зайчик- сегодня был такой сильный ветер, что заплатка залетела в мой
огород. Я ее вам верну если вы поможете мне собрать урожай с грядки
Д/и: «Соберём урожай»
Воспитатель: Ребята, поможем зайчику собрать урожай?
Дети: Да!
Воспитатель: Что это?
Дети: грядки с капустой и морковкой
Воспитатель: молодцы, давайте соберем зайчику урожай в корзинку,
мальчику соберут капусту, а девочки морковку
Воспитатель: Как одним словом можно сказать, что это?
Дети: Овощи
Воспитатель: Молодцы ребята!
Зайка: (аудиозапись) Спасибо вам большое за помощь, за это возьмите
заплатку с забора.
(Дети ищут и достают заплатку)
Воспитатель: Ребята, куда нам убрать заплатку, чтобы не потерять ее?
Посмотрите у меня есть сумочка, давайте мы их будем в нее складывать?
Дети: Давайте!
Воспитатель: Маша, вот тебе сумочка, положи туда заплатку и не теряй
Маша: хорошо
Воспитатель: Ребята, куда нам нужно отправиться дальше, посмотрите какая
интересная дорожка давайте пройдем по ней и посмотрим к кому же мы
придем?
Дорожка для пальчиков (из семян, камней, коры, мха, травы, желудей,
шишек…)
Пальчиковая Игра «Дорожка в лес».
Дети: (повторяют слова)
По дорожке мы идем
Дружно пальчики ведем
Через веточки шагаем,
Дружно пальцы разминаем
(Дети идут пальчиками по дорожке)
Воспитатель. Ребята, а куда мы пришли?
Дети: К белочке
Воспитатель: правильно
Воспитатель: Здравствуй белочка
Белка: Слайд 5 Здравствуйте ребята
Воспитатель: Белочка, не видела ли ты заплатку от зонтика Старичка-
Лесовичка
Белочка: Верну вам заплатку, если поможете в шишках и желудях отыскать
грибочки, и развесить грибочки на веревочку, чтобы высушить грибы на
зиму
Воспитатель: Поможем ребята?
Дети: Да
(Дуб и береза)
Д/и «Найди грибочки» игра с прищепками (развесь грибочки для белочки)
Воспитатель: Ребята, давайте отыщем грибочки, в желудях и шишках?
Дети: Да
Воспитатель: Какие нашли грибочки?
Дети: белый гриб и лисички
Воспитатель: А, сейчас ребята развесят гриб лисичку на верхнюю
веревочку, а белый гриб (боровик) на нижнюю веревочку, с помощью
прищепок.
Белочка:слайд
Ребята спасибо большое, что помогли мне, возьмите
заплатку с моего дерева
Воспитатель: Молодцы ребята, куда нам отправиться дальше? Смотрите
ребята, а вот еще одна дорожка, давайте пройдем по ней посмотрим к кому
же мы придём
Дети: -К Маше
Воспитатель: Ребята, а давайте немного отдохнём!
Слайд 6 Физминутка
Маша:слайд 7
-
Здравствуйте ребята
Воспитатель: Здравствуй Маша?
Воспитатель: Маша, а ты не видела заплатку от зонтика Старичка-
Лесовичка?
Маша: Видела, в моем домике, верну вам заплатку если поможете мне
посадить чеснок на зиму, помогите пожалуйста!
Воспитатель: Ребята, а сейчас разве можно сажать? Посмотрите, уже осень,
люди наоборот убирают с огорода весь урожай.
Дети: - Чеснок не боится мороза
Воспитатель: - Да, ребята, чеснок очень сильный овощ, оказывается, его
луковицы не боятся зимних морозов, поэтому его можно сажать даже
осенью. Такой чеснок называется озимый.
Воспитатель:- Для чего нужен чеснок? Можно ли его употреблять в пищу?
Дети: - Это овощ, он помогает от простуды, в нём есть витамины.
Воспитатель: - Чеснок - полезный овощ, поэтому сейчас мы с вами его
посадим.
Воспитатель: - Что нам для этого понадобиться?
Дети: - Земля, вода, свет, тепло.
(Дети выстраиваются вокруг приготовленной заранее грядки.)
Воспитатель: - У нас все готово к посадке, правда, ребята?
Но прежде, чем мы будем сажать, я расскажу и покажу, как нужно это
делать:
Воспитатель: - Если чеснок посадить очень глубоко, то их нежным листикам
трудно будет пробиться сквозь землю к солнышку, а если наоборот чуть-чуть
присыпать землей, то осенние дожди вымоют его из почвы и он погибнет.
Воспитатель: - Как будет садить чеснок Маша?
Дети: - Хвостиком вверх.
Сначала я делаю лунку в нее помещаю зубчик чеснока донцем вниз и
присыпаю сверху землей палочкой
В: - А теперь попробуйте вы посадить.
(Дети берут ведерки, в которых находятся зубчики чеснока)
Воспитатель:- Ребята, а как вы думаете, надо присыпать чеснок землей?
Дети: - Да, нужно, чтоб чеснок не замерз
После посадки чеснока все лунки аккуратно засыпает кто-нибудь из детей с
помощью воспитателя.
Воспитатель: - Вот какая красивая получилась грядка, давайте все ею
полюбуемся
Воспитатель: - Скоро наступит зима и спрячет их под пушистым снегом,
пускай спит чеснок. А весной природа просыпается, проснется и чеснок.
Маша: Спасибо вам большое ребята, за то, что помогли посадить чеснок,
теперь за свое здоровье можно не переживать, возьмите заплатку в моем
домике
Дети: Спасибо Маша
Маша: До свидания ребята!
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим к кому сейчас пойдем посмотрите
шишки, соберём по одой шишки?
По дорожке мы идем
Дружно шишки соберем
И к кому же мы придем
Слайд 8: Ежик на экране
Ежик: Здравствуйте ребята
Воспитатель: Здравствуй ежик
Дети: Ежик, а ты не видел заплатки от зонтика Старичка-Лесовичка?
Ежик: Видел, от сильного ветра она зацепилась за мои колючки, я вам ее
верну если поможете мне доделать поделку на выставку, а то я не успеваю
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит у нас на столе? как вы думаете,
из чего будем делать ежику колючки?
Дети: Ежик. Из семечек?
Воспитатель: Давайте сначала разомнем свои пальчики, возьмите по одной
шишки и покатаем ее в ладошке
Пальчиковая гимнастика
Шишки, словно ежики,
Колются чуть-чуть.
Покатать в ладошках.
Шишку не забудь.
Поделка: «Колючки для ежика» (семечками)
Воспитатель: А, теперь ребята поможем Ежику сделать колючки
Пикладываем по одной семечки на пластилиновую основу у ежика и
придавливаем пальчиками, чтобы семечки закрепились и не осыпались
Воспитатель: Вот какие замечательные колючки получились у ежика
Молодцы
Ежик: (аудиозапись) спасибо большое ребята, возьмите заплатку под
грибочком
Воспитатель: Ребята посмотрите на карту мы почти добрались до места
По дорожке мы ползем
В гости к домику придем
Дети: А, вот и зонтик
Воспитатель: А, где же Старичок-Лесовичок ребята?
Слайд 9 Лесовичок: (на экране) Ребята, наконец- то вы пришли я вас
очень ждал
Воспитатель: Лесовичок, мы нашли все заплатки
Лесовичок: Возьмите пожалуйста зонтик и почините его
Воспитатель: Возьмите пожалуйста заплатки и почините зонтик
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста какой формы и цвета были ваши
заплатки?
Лесовичок: Спасибо большое ребята
Воспитатель: Ребята нам нужно отправляться в сад на самолете. Занимаем
свои места. Вот мы и в своей группе
Рефлексия:
В: - Кому мы сегодня помогали? Куда мы с вами летали? Какой чеснок мы
сегодня посадили? Наше занятие подошло к концу возьмите по одному
смайлику и оцените занятие, если вам было выполнять задания легко, берем
веселый смайлик, а если нет, то грустный.