"Деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд."
Автор: Лопатина Татьяна Владимировна Должность: учитель Учебное заведение: Кировское областное ГОБУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 13 г. Кирова" Населённый пункт: г. Киров Наименование материала: конспект Тема: "Деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд." Раздел: среднее профессиональное
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное
учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья № 13 г. Кирова»
Открытый урок по теме:
«Деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через
разряд»
Урок провела
учитель математики
КОГОБУ ШОВЗ № 13 г. Кирова
Татьяна Владимировна Лопатина,
первая квалификационная категория
г. Киров – 2016 г.
Оглавление
1.
Цели урока 3
2.
Ход урока
4 - 9
2
Тема:
Деление трехзначного числа на однозначное число с переходом
через разряд.
Цель:
1.
Познакомить
учащихся
с
алгоритмом
действия
деления
трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд.
2. Учить учащихся правильно и осмысленно выполнять деление
трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд,
через
отработку
алгоритма
деления
трехзначного
числа
на
однозначное число.
3. Коррекция и развитие речи через составление монологического
рассказа
по
предложенному
алгоритму;
развитие
и
коррекция
произвольного внимания через различные приемы изучения нового
материала.
4. Воспитывать мотивацию к учению через обеспечение
понимания цели, содержания и способов выполнения заданий.
Оборудование:
таблица
с
алгоритмом;
раздаточный
материал;
индивидуальные карточки.
3
Ход урока
I.
Вводная часть
1.
Организационный момент
- Здравствуйте, садитесь.
2.
Проверка домашнего задания
- Выберите только те карточки, на которых числа соответствуют ответам
домашнего задания (д/з: с. 172, № 826).
963 704 208
718 856 134
816 940 562
- Как называются эти числа? (трехзначные)
- Почему? (состоят из трех разрядных единиц: сотен, десятков и единиц).
3. Актуализация опорных знаний
а) запишите в тетрадь только ответ. Примеры записаны на доске.
226 : 2 280 : 7 (для учащихся, обучающихся по 1 и 2 вариантам)
636 : 5 840 : 8
248 : 2 810 : 9
64 : 2 36 : 3 (для учащихся, обучающихся по 3 варианту, на карточках)
69 : 3 84 : 4
40 : 4 70 : 7
- назовите ответы первого столбика.
- назовите ответы второго столбика.
- сравните (в первом столбике ответы записаны в виде трехзначных чисел.
Во втором столбике – двузначных.)
- почему получились двузначные числа? (т. к. количество сотых меньше
делителя.)
4
б ) задача С одного участка собрали 242кг моркови, а с другого вдвое
меньше. Сколько килограммов моркови собрали со второго участка?(для
учащихся, обучающихся по третьему варианту предложены карточки с
ответами на выбор: 121кг, 484кг, 212кг)
в) В какой из строк при делении получатся только двузначные числа?
(устно)
963 : 3 242 : 2 488 : 4
140 : 7 250 : 5 270 : 9
462 : 2 264 : 2 936 : 3 - таблица на плакате
- Докажите (количество сотен меньше делителя)
4. Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока
-
задания
с
каким
действием
выполняли
в
примерах
в
устном
счете?
(деление)
-
какой
вид
деления
выполняли?(деление
трехзначного
числа
на
однозначное число без перехода через разряд)
- прочитайте тему сегодняшнего урока.
- исходя из темы урока, поставьте перед собой цель урока. (будем учиться
делить трехзначное число на однозначное число с переходом через разряд)
- а это вам пригодится?(да)
- запишите тему урока в тетрадь.
II. Основная часть
1.
Усвоение новых знаний
- посмотрите на пример 632 : 4
- может ли кто-то из вас объяснить решение данного примера? (ученик дает
свое видение алгоритма действия деления)
- послушайте мое объяснение, а потом ответьте на вопрос «Что нужно
знать для правильного выполнения действия деления трехзначного числа
на однозначное число с переходом через разряд.
- пишу пример столбиком
5
-632 | 4__
4 |158
-23
20
-32
32
0
Определяю количество цифр в частном. Количество сотен больше
делителя, значит в частном будет три числа.
Разделю сотни: 6сот. на 4. 6 делится на 4 получится 1сот.
В частное пишем 1.
Умножу 1 на 4.
Вычту . Остаток меньше делителя цифра частного подобрана верно.
Делю десятки . Сносим 3дес.; 23дес.: 4=5дес.
Умножу . 5 на 4=20
Вычитаем . 23дес. – 20дес.=3дес. Остаток меньше делителя.
Делю единицы. Сносим 2ед.; 32ед.: 4=8ед.
Умножу 8 на 4=32
Вычитаем. Деление закончено.
Частное равно 158.
- так что же нужно знать для правильного выполнения действия деления
трехзначного
числа
на
однозначное
число
с
переходом
через
разряд?
(алгоритм действия деления)
-
Обобщение.
Только
запомнив
всю
последовательность
выполнения
деления, вы сможете делить легко и быстро.
2. Первичная проверка понимания учащимися нового материала (открываю
следующий пример 725 : 5)
- Сможет ли кто-нибудь из вас выполнить деление следующего примера,
используя данный алгоритм?
3. Динамическая пауза
- Вдох и выдох!
6
Раз – присели! Два – привстали!
Чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись и достали до ноги одной рукой!
Встали. Вдох – выдох. Сели.
4. Первичное закрепление знаний
- откройте учебники с. 175, № 841 (1, 2 ст.)
- прочитайте задание. Примеры будем выполнять с проверкой. Вспомните,
каким действием выполняется проверка деления? (умножением)
5. Контроль и самопроверка знаний
- с. 175, №844. Посмотрите.
- что дано? (задача)
- прочитайте про себя.
- прочитайте вслух.
- о чем говорится в задаче? (о грузе, который привезли на барже)
- какой груз перевозили? (арбузы и дыни)
- что известно в задаче? (известно, что привезли 411т арбузов, а дынь - в 3
раза меньше, известно, что разгрузили четвертую часть)
-
назовите
главный
вопрос
задачи.
(сколько
тонн
арбузов
и
дынь
разгрузили?)
- каких данных не хватает? (неизвестно, сколько тонн дынь привезли и
сколько всего тонн арбузов и дынь разгрузили)
- что можно узнать сначала? (узнаем сколько тонн дынь привезли )
- каким действием? (делением)
- почему? (сказано «в 4 раза меньше», выполняем действие деления на 4)
- что узнаем потом? (сколько привезли арбузов и дынь)
- каким действием? (сложением)
7
- что узнаем потом? (ответим на вопрос задачи – сколько тонн арбузов и
дынь разгрузили)
- каким действием? (делением)
- почему? (часть от числа находится действием деления)
- составьте план решения задачи, наметьте действия.
- выполните решение самостоятельно.
1) -411т |3___
3 | 137 т – дынь привезли на барже.
-11
9
-21
21
0
2) -411т
137т
548т – весь груз.
3) -548т | 4__
4 |137т
-14
12
-28
28
0
Ответ: 137 тонн арбузов и дынь разгрузили.
Обобщение.
- какой ответ получили в задаче? (137 тонн)
-
сравните
свое
решение
и
решение
на
доске.
(задача
записана
на
оборотной стороне доски)
Повторение (на карточках по вариантам, с учетом возможностей обучения)
I вариант
II вариант
III вариант
1.Найди 3 от 808
8
2.Найди 5 от 459
9
309 : 3 + 819
246 : 3 + 278
208 : 4 + 129
696 : 3 + 148
1.Уменьши 287 в 7 раз.
2.Уменьши 568 в 8 раз.
3.Уменьши 189 в 3 раза.
4.Уменьши 546 в 6 раз.
8
3.Найди 4 от 497
7
4.Найди 3 от 255
5
III. Заключительная часть
1.Подведение итогов урока
- вспомните, какую цель урока вы для себя поставили?
- как вы думаете, вы ее достигли?
- при помощи чего?
2. Оценки и их комментирование
- на уроке вы поработали достаточно хорошо. Особо хотелось бы отметить
… им я ставлю «5», … надо чуть подтянуться и у них тоже будет «5», а
пока только «4»… и т. д.
3.Информация по домашнему заданию, инструктаж
- д/з с. 174, № 840(2; 1,2 ст.) – с проговариванием алгоритма.
Индивидуально, для более сильных учащихся, примеры с окошками.
Урок закончен, всем спасибо.
Если останется время, занимательная минутка.
- задумайте число от 1 до 9.
- увеличьте его в 4 раза.
- из полученного числа вычтите задуманное число.
- полученное число разделите на задуманное число.
- какой ответ получили? (3)
9