Напоминание

"Роль семьи в воспитании ребенка - дошкольника"


Автор: Корнеева Екатерина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ"Детский сад№12"
Населённый пункт: Туркменский (р-н), с.Кучерла
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль семьи в воспитании ребенка - дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль семьи в воспитании ребенка – дошкольника»

Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего

детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении

всей его жизни. Воспитание начинается в семье. Именно в окружении

близких,

родных

людей

происходит

развитие ребенка

как

личности,

закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя все

больше

места

в

нашей

жизни

отводится

техническим

новинкам,

а

образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь

семейное,

по-прежнему

занимает

главную роль в

формировании

личности ребенка. Какие же функции выполняет семья, принимая на себя

обязательство, подготовить адекватных, сознательных членов общества? В

чем заключается сущность внутрисемейного формирования личности и как

должны вести себя родители, чтобы их педагогическое влияние имело успех?

Семья –

это

организованная

структура.

Действуя

скоординировано,

в воспитании

детей

она

выполняет

определенные

функции:

обеспечивает ребенку все условия для физического развития; участвует в

формировании его личности; закладывает основы одобряемого обществом

нравственного поведения; прививает любовь к искусству, тем самым

формируя творческие интересы; обучает ребенка. Остановимся на каждой из

этих функций более подробно. Физическое развитие. Под физическим

развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней

гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в

день.

Такие

проявления воспитания сказываются

на

детском

здоровье

положительно,

однако

к

физическому

развитию ребенка относятся

и

формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков –

сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу

жизни. Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего

детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в

совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью

дошкольника.

Для

более

старшего ребенка показательным

будет

собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и

спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.

Становление личности. В семейной среде ребенок проводит большую часть

своего

времени.

Именно

поэтому

его

личность

формируется

под

влиянием семьи,

в

процессе

взаимоотношений

с

родственниками.

Происходит этот процесс по двум основным направлениям: Родители и

другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его,

прививают

определенный

образ

мыслей,

формируют

привычки.

Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими

родными людьми и старается вести себя так же, как и они. Такое семейное

взаимодействие формирует, однако, не только личность ребенка. Даже

взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И

влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль. Коррекция

культуры

поведения

и

нравственность

Культура

поведения

это

совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя

в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего

возраста. При этом взрослые делают следующее: обучают ребенка правильно

себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе

и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми

людьми с улицы; учат ребенка правилам этикета и доброжелательному

общению; рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его

новым словам и прививают любовь к книге; обучают правилам личной

гигиены. Фактически так у ребенка формируются культура деятельности,

общения

и

речи,

а

также

навыки

личной

гигиены.

Кроме

того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет

каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это

благодаря родителям и другим близким родственникам. Формирование

любознательности и творческих интересов. Каждый ребенок любознателен.

У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде

бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители

стимулируют познавательный интерес своего ребенка. У детей младшего

школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность

следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и

обсуждение

произведений

школьной

программы

не

только

помогут

развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями.

Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не

может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в

музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких

зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и

искусству, а также развивает творческие интересы ребенка. Развитие

познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают

некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним;

ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг;

просмотр

развивающих

телепередач;

даже

обычное

общение

обучают ребенка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни

в семье и большом мире за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда

приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие

личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются

травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым

человеком как некий печальный опыт. Многое при этом зависит от стиля

семейного воспитания.

Психологи

и

педагоги

выделяют

три

стиля воспитания

детей

в

семье:

демократический,

диктаторский,

попустительский.

Демократический

стиль

считается

наиболее

благоприятным:

родители,

которые

его

придерживаются,

внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают

его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и

ответственность

за

свои

поступки.

Родители

обычно

активно

выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих

проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей

знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не

покидает

их

даже

после

того,

как

они

вырастают.

Кроме

того,

такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного

пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно

наблюдают гармоничный семейный союз. Диктаторский. Для данного стиля

характерно: родители-диктаторы строги с ребенком. Любые их требования

должны

неукоснительно

исполняться,

а

свое

мнение ребенку иметь

разрешается очень редко. Такие родители добиваются своего приказами,

принуждением и угрозами, но на личности ребенка их влияние сказывается

разрушительно. Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему

протесту, либо к полному подавлению личности ребенка. В первом случае

поведение ребенка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия,

грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведет к полной

апатии

и

пассивности ребенка.

Попустительский

Третий

стиль

часто

называют также либеральным или либерально-попустительским. Возникает

он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и

капризам. Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут

не

дисциплинированными

и

безответственными.

Родители

в

своей

чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоистом.

Заключение.

Семейное воспитание играет

очень

большую роль в

формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без

сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения,

однако

и

детские

сады,

и

школы,

гимназии

также

выполняют

важные воспитательные

функции.

В

каждом

учреждении

образования

работает социально-психологическая служба, миссия которой – содействие

всестороннему

развитию ребенка,

обеспечение

ему

психологического

комфорта, а также помощь родителям. С этой целью проводятся различные

мероприятия, и будь то индивидуальная консультация или родительское

собрание,

эффект

будет

достигнут,

если семья

и

детский

сад

в

воспитании будут действовать сообща.  



В раздел образования