Автор: Корнеева Екатерина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ"Детский сад№12"
Населённый пункт: Туркменский (р-н), с.Кучерла
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль семьи в воспитании ребенка - дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
«Роль семьи в воспитании ребенка – дошкольника»
Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего
детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении
всей его жизни. Воспитание начинается в семье. Именно в окружении
близких,
родных
людей
происходит
развитие ребенка
как
личности,
закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя все
больше
места
в
нашей
жизни
отводится
техническим
новинкам,
а
образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь
семейное,
по-прежнему
занимает
главную роль в
формировании
личности ребенка. Какие же функции выполняет семья, принимая на себя
обязательство, подготовить адекватных, сознательных членов общества? В
чем заключается сущность внутрисемейного формирования личности и как
должны вести себя родители, чтобы их педагогическое влияние имело успех?
Семья –
это
организованная
структура.
Действуя
скоординировано,
в воспитании
детей
она
выполняет
определенные
функции:
обеспечивает ребенку все условия для физического развития; участвует в
формировании его личности; закладывает основы одобряемого обществом
нравственного поведения; прививает любовь к искусству, тем самым
формируя творческие интересы; обучает ребенка. Остановимся на каждой из
этих функций более подробно. Физическое развитие. Под физическим
развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней
гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в
день.
Такие
проявления воспитания сказываются
на
детском
здоровье
положительно,
однако
к
физическому
развитию ребенка относятся
и
формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков –
сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу
жизни. Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего
детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в
совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью
дошкольника.
Для
более
старшего ребенка показательным
будет
собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и
спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.
Становление личности. В семейной среде ребенок проводит большую часть
своего
времени.
Именно
поэтому
его
личность
формируется
под
влиянием семьи,
в
процессе
взаимоотношений
с
родственниками.
Происходит этот процесс по двум основным направлениям: Родители и
другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его,
прививают
определенный
образ
мыслей,
формируют
привычки.
Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими
родными людьми и старается вести себя так же, как и они. Такое семейное
взаимодействие формирует, однако, не только личность ребенка. Даже
взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И
влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль. Коррекция
культуры
поведения
и
нравственность
Культура
поведения
–
это
совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя
в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего
возраста. При этом взрослые делают следующее: обучают ребенка правильно
себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе
и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми
людьми с улицы; учат ребенка правилам этикета и доброжелательному
общению; рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его
новым словам и прививают любовь к книге; обучают правилам личной
гигиены. Фактически так у ребенка формируются культура деятельности,
общения
и
речи,
а
также
навыки
личной
гигиены.
Кроме
того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет
каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это
благодаря родителям и другим близким родственникам. Формирование
любознательности и творческих интересов. Каждый ребенок любознателен.
У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде
бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители
стимулируют познавательный интерес своего ребенка. У детей младшего
школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность
следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и
обсуждение
произведений
школьной
программы
не
только
помогут
развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями.
Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не
может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в
музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких
зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и
искусству, а также развивает творческие интересы ребенка. Развитие
познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают
некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним;
ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг;
просмотр
развивающих
телепередач;
даже
обычное
общение
обучают ребенка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни
в семье и большом мире за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда
приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие
личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются
травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым
человеком как некий печальный опыт. Многое при этом зависит от стиля
семейного воспитания.
Психологи
и
педагоги
выделяют
три
стиля воспитания
детей
в
семье:
•
демократический,
•
диктаторский,
•
попустительский.
Демократический
стиль
считается
наиболее
благоприятным:
родители,
которые
его
придерживаются,
внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают
его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и
ответственность
за
свои
поступки.
Родители
обычно
активно
выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих
проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей
знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не
покидает
их
даже
после
того,
как
они
вырастают.
Кроме
того,
такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного
пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно
наблюдают гармоничный семейный союз. Диктаторский. Для данного стиля
характерно: родители-диктаторы строги с ребенком. Любые их требования
должны
неукоснительно
исполняться,
а
свое
мнение ребенку иметь
разрешается очень редко. Такие родители добиваются своего приказами,
принуждением и угрозами, но на личности ребенка их влияние сказывается
разрушительно. Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему
протесту, либо к полному подавлению личности ребенка. В первом случае
поведение ребенка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия,
грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведет к полной
апатии
и
пассивности ребенка.
Попустительский
Третий
стиль
часто
называют также либеральным или либерально-попустительским. Возникает
он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и
капризам. Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут
не
дисциплинированными
и
безответственными.
Родители
в
своей
чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоистом.
Заключение.
Семейное воспитание играет
очень
большую роль в
формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без
сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения,
однако
и
детские
сады,
и
школы,
гимназии
также
выполняют
важные воспитательные
функции.
В
каждом
учреждении
образования
работает социально-психологическая служба, миссия которой – содействие
всестороннему
развитию ребенка,
обеспечение
ему
психологического
комфорта, а также помощь родителям. С этой целью проводятся различные
мероприятия, и будь то индивидуальная консультация или родительское
собрание,
эффект
будет
достигнут,
если семья
и
детский
сад
в
воспитании будут действовать сообща.