Напоминание

"Публицистика военных лет"


Автор: Макарова Татьяна Изосимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ НАО "СШ №5"
Населённый пункт: город Нарьян-Мар
Наименование материала: Презентация
Тема: "Публицистика военных лет"
Раздел: среднее образование





Назад




Публицистический стиль. Языковые средства

Публицистический стиль. Языковые средства

реализации авторского замысла в

реализации авторского замысла в

публицистическом стиле.

публицистическом стиле.

Цели урока:

Цели урока:

1.

1.

Развитие умений анализировать текст

Развитие умений анализировать текст

2.

2.

Формирование представлений о

Формирование представлений о

языковых средствах

языковых средствах

публицистического стиля

публицистического стиля

3.

3.

Обогащение знаний учащихся об

Обогащение знаний учащихся об

истории родной страны

истории родной страны

Песня «священная война»

Песня «священная война»

Слова: Лебедева Кумача; музыка: Александрова

Слова: Лебедева Кумача; музыка: Александрова

Текст№1

Текст№1

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо

претензий к Советскому Союзу, без объявления

претензий к Советскому Союзу, без объявления

войны, германские войска напали на нашу страну,

войны, германские войска напали на нашу страну,

атаковали наши города «…»

атаковали наши города «…»

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с

нападающим, зазнавшимся врагом. В своё время на

нападающим, зазнавшимся врагом. В своё время на

поход Наполеона в Россию наш народ ответил

поход Наполеона в Россию наш народ ответил

отечественной войной, и Наполеон потерпел

отечественной войной, и Наполеон потерпел

поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с

поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с

зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход

зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход

против нашей страны. Красная армия и весь наш

против нашей страны. Красная армия и весь наш

народ вновь поведут победоносную отечественную

народ вновь поведут победоносную отечественную

войну за Родину, за честь, за свободу «…»

войну за Родину, за честь, за свободу «…»

Наше дело правое. враг будет разбит. Победа будет за

Наше дело правое. враг будет разбит. Победа будет за

нами. (Из выступления В.М. Молотова).

нами. (Из выступления В.М. Молотова).

(Правда – 23 июня 1941г.)

(Правда – 23 июня 1941г.)

Беседа по 1-ому тексту

Беседа по 1-ому тексту

Какова тема этого текста?

Какова тема этого текста?

Как вы думаете, какое

Как вы думаете, какое

впечатление это сообщение

впечатление это сообщение

произвело на слушателей?

произвело на слушателей?

Какую коммуникативную

Какую коммуникативную

задачу решает автор текста?

задачу решает автор текста?

Как и с помощью каких средств

Как и с помощью каких средств

авторский замысел был реализован в

авторский замысел был реализован в

тексте?

тексте?

Какими средствами это достигается?

Какими средствами это достигается?

Каков стиль этого фрагмента текста?

Каков стиль этого фрагмента текста?

Какую мысль хотел донести автор

Какую мысль хотел донести автор

текста?

текста?

В какой части текста раскрывается эта

В какой части текста раскрывается эта

мысль?

мысль?

Какие средства позволяют решить эту

Какие средства позволяют решить эту

задачу?

задачу?

Какое слово несёт значительную

Какое слово несёт значительную

нагрузку, выражает мысль автора?

нагрузку, выражает мысль автора?

Сделайте вывод о стилевой

Сделайте вывод о стилевой

принадлежности 2 части текста.

принадлежности 2 части текста.

Что вы можете сказать про языковое

Что вы можете сказать про языковое

оформление текста?

оформление текста?

Общий вывод

Общий вывод

Итак, в тексте отчётливо выделяются две

Итак, в тексте отчётливо выделяются две

части: первая – сообщение о

части: первая – сообщение о

нападении, и информативное

нападении, и информативное

повествование, выполненное в

повествование, выполненное в

официально-деловом стиле.

официально-деловом стиле.

Вторая – оценка происходящего,

Вторая – оценка происходящего,

написанная В публицистическом стиле.

написанная В публицистическом стиле.

«Журавли»

«Журавли»

Слова: Р. Гамзатова; музыка: Яна Френкеля

Слова: Р. Гамзатова; музыка: Яна Френкеля

Ни шагу назад! Пусть трус и малодушный, для кого своя

Ни шагу назад! Пусть трус и малодушный, для кого своя

жизнь дороже Родины, дороже сердца Родины –

жизнь дороже Родины, дороже сердца Родины –

нашей Москвы, гибнет без славы, ему нет и не будет

нашей Москвы, гибнет без славы, ему нет и не будет

места на нашей земле.

места на нашей земле.

Чёрная тень легла на нашу землю. Над Москвой

Чёрная тень легла на нашу землю. Над Москвой

нависла угроза. Встанем стеной против смертельного

нависла угроза. Встанем стеной против смертельного

врага. «…»

врага. «…»

Красны воин должен одержать победу. Страшнее

Красны воин должен одержать победу. Страшнее

смерти позор и неволя. Зубами перегрызть хрящ

смерти позор и неволя. Зубами перегрызть хрящ

вражеского горла – только так! Ни шагу назад!

вражеского горла – только так! Ни шагу назад!

Ураганом бомб, огненным ураганом артиллерии

Ураганом бомб, огненным ураганом артиллерии

Самостоятельный анализ 2-го

Самостоятельный анализ 2-го

текста

текста

Тема текста

Тема текста

Основная мысль текста

Основная мысль текста

Замысел автора

Замысел автора

Поэтические средства

Поэтические средства

Почему текст так ярко, почти избыточно

Почему текст так ярко, почти избыточно

эмоционален?

эмоционален?

Найдите в тексте фразы, в каких звучит тема

Найдите в тексте фразы, в каких звучит тема

смерти?

смерти?

Какой смысл в них вкладывает автор?

Какой смысл в них вкладывает автор?

Подведём итог нашей работы.

Подведём итог нашей работы.

Вы познакомились с двумя

Вы познакомились с двумя

разными текстами

разными текстами

Что объединяет эти тексты?

Что объединяет эти тексты?

Чем они различаются?

Чем они различаются?

Домашнее задание. Сочинение по

Домашнее задание. Сочинение по

выбору.

выбору.

1.

1.

Суровые будни войны.

Суровые будни войны.

2.

2.

Подвиг человека на войне.

Подвиг человека на войне.

3.

3.

Героизм и патриотизм советского

Героизм и патриотизм советского

народа в ВОВ.

народа в ВОВ.

4.

4.

Не забудет народ – победитель

Не забудет народ – победитель

беззаветных героев своих

беззаветных героев своих

.

.

5.

5.

Округ в годы ВОВ.

Округ в годы ВОВ.



В раздел образования