Автор: Романова Валерия Валерьевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: п. Восточный
Наименование материала: статья
Тема: Ученический коллектив и особенности его формирования в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллектуального развития.
Раздел: среднее образование
Ученический коллектив и особенности его формирования в
специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением
интеллектуального развития.
С переходом к юношеству у воспитанников происходят значительные возрастные и
индивидуальные изменения. Эти изменения могут проходить по-разному. В одних
случаях школьники становятся более любознательными, самостоятельными, решитель-
ными, в других - апатичными и безразличными. Каждое из этих проявлений возникает в
различных ситуациях, может носить более или менее осознанный характер, протекать
продолжительно или, наоборот, кратковременно, учащийся может замкнуться на себе или
же, наоборот, проявляет готовность прийти на помощь другому.
Семья и школа были, есть и будут основным звеном воспитания. Школьное
воспитание отличается от всех остальных своей направленностью, продолжительностью,
разнообразностью, целенаправленностью, учетом ближних и дальних перспектив и от-
носительной завершенностью. Родители, школа должны заложить основы морального
образа
человека,
сформировать
нравственные
потребности,
умение
правильно
организовать свою деятельность, помочь самоопределиться.
Детский, в том числе и школьный, коллектив — это не какая-то пассивная
социальная среда, специально созданная для влияния на учеников, «это богатство
индивидуальностей» (В.А.Сухомлинский). Сила коллектива определяется теми знаниями,
умениями, которые вносятся каждым индивидом в общую коллективную деятельность.
Жизнь и развитие ребенка, в том числе и с нарушениями интеллекта, происходит в
условиях коллектива. Именно в коллективе закладывается первый опыт общественной
социализации, сосуществования с окружающими на основе морали.
Формирование
детского
коллектива,
организация
его
деятельности
осуществляются системно и планомерно, при сотрудничестве воспитателя, воспитанников
и их родителей.
Умственное развитие школьника с нарушением интеллекта происходит по тем же
законам, что и нормально развивающегося, однако особенности психики и свойств
личности учащихся с нарушением интеллекта сужают круг их связей с внешним миром,
они с трудом ориентируются даже в самых обычных ситуациях, у них снижена
критичность, они не способны отстаивать свои убеждения. Вот почему необходимо так
организовывать коллективную деятельность воспитанников, чтобы развивалась их
эмоционально-волевая сфера, тогда можно будет понять их мыслительную деятельность.
Необходимо помнить, что любое воспитательное мероприятие в школе должно иметь
коррекционную направленность и оказывать корригирующее воздействие на личность.
В
специальной
(коррекционной)
школе
организация
коллектива
требует
реализации следующих условий:
изучения личностных возможностей каждого ученика;
определения места конкретной личности в структуре детского коллектива;
определения доступной коллективной деятельности;
создания каждому воспитаннику условий успешности, положительного
эмоционального настроения;
включения
воспитанника
во
взаимоотношения
со
сверстниками,
воспитателем, а для этого:
1. изучения структуры личных взаимоотношений; нормализации отношения
воспитанника к требованиям воспитателя;
2. разъяснения содержания требований коллектива; создания условий для
формирования коммуникативных связей;
-вовлечения воспитанников в практическую деятельность, а для этого:
1. выбора адекватных видов деятельности; определения значимости конкретного
вида деятельности в жизни группы (класса);
2. развития интереса к деятельности, организации посильного участия в
деятельности каждого члена коллектива; предъявления поручений с учетом уровня
развития учащихся.
Детский коллектив, в какой бы структуре он ни существовал, характеризуется:
постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в одном и том же
составе;
наличием целей и задач в деятельности коллектива;
выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной);
определенной структурой организации самоуправления;
обязательной для всех дисциплиной, наличием дружеских отношений.
Состав
учащихся
коррекционных
учреждений
разнороден
по
клиническим
проявлениям
и
интеллектуальному
уровню.
Нормативными
документами
по
коррекционному образованию класс определяется как воспитательная группа. Количество
воспитанников должно быть не более 12 человек.
В педагогической практике главным признаком коллектива считается сплоченность
(Я.Л. Коломенский, В. П. Сергеева). Сплачивая коллектив, необходимо:
выявить, кто оказывает влияние на учащихся;
демократизировать
сами
отношения
внутри
группы,
что
будет
способствовать созданию доверительных отношений.
Шаги по формированию коллектива многие исследователи рассматривают как
стадии (А. С. Макаренко, В. П. Сергеева, М. И. Скаткин, З.М.Шилина; в системе
коррекционного
воспитания
-
И.Г.Еременко)
или
как
этапы
(Л.Я.Коломинский,
В.А.Караковский, Е.Н.Степанова; в олигофренопедагогике - А.С.Белкин, Г. М.Дулънев, Т.
И. Пороцкая). Их четыре.
Необходимо знать, что стадии (этапы) развития коллектива в специальной
(коррекционной) школе более длительны, а сам переход от одной стадии к другой
намного сложнее, чем в массовой школе. Нередко приходится наблюдать, что по
определенным показателям коллектив коррекционной школы может находиться на первой
стадии, по другим — на третьей, а в некоторых случаях - и на четвертой. Вот как может
быть представлена характеристика этапов развития коллектива в общеобразовательной и
специальной системах воспитания.
Коррекционно-воспитательные возможности коллектива учащихся велики, они
обусловлены личностными качествами членов данного коллектива, что, естественно, надо
учитывать при работе с воспитанниками.
Наиболее действенно на личность ребенка влияет трудовая и игровая деятельность.
Именно в процессе трудовой и игровой деятельности создаются условия, способствующие
формированию у детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомощи,
умения выполнять требования коллектива, у них развиваются коммуникативные
возможности. Но нет готовых рецептов работы воспитателя с детским коллективом, тем
более в условиях коррекционного воспитания.
Ученический коллектив специального (коррекционного) обучения вида имеет
довольно сложную структуру. Это определено двумя причинами:
разновозрастным составом учащихся в классном коллективе;
неодинаковой тяжестью и структурой дефекта.
Основной формой ученического коллектива специального (коррекционного)
обучения является учебная или воспитательная группа- класс с небольшим количеством
детей.
Микрогруппы среди детей с умственной недостаточностью возникают редко, в
основном в старшей школе на основе бытовых, социальных объединений (живут в одном
доме, занимаются в одном кружке, родители работают на одном предприятии, а иногда
закончили ту же школу, где учатся в данный момент дети). Возникновение микрогрупп в
условиях коррекционной школы не имеет никакого ценностного значения, обусловлено
чисто эмоциональными факторами. Действия микрогруппы не всегда совпадают с
действиями классно-группового коллектива. Задача воспитателя — как можно раньше
выявить эти микрогруппы, особенно возникающие в старшей школе, выяснить причины
объединения и включить юношей и девушек в коллективные действия класса, группы,
параллельно выяснив у родителей мотивы организации конкретной микрогруппы,
причины объединения.
В условиях специального обучения встречаются дети, которые по объективным
причинам не могут находиться в детском коллективе, дети-одиночки (И. Г. Еременко). В
основном это дети со сложной структурой дефекта, резкими нарушениями поведения,
расстройствами эмоционально-волевой сферы. Но это не значит, что эти дети не имеют
права быть членами детского коллектива. Именно воспитатель должен создать такую
обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, мог общаться со сверст-
никами, радоваться своим успехам и успехам товарищей.
В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта так же,
как и в общеобразовательной школе, хорошим средством сплочения ученического
коллектива является школьное самоуправление, где вся деятельность осуществляется
детьми, а учитель (воспитатель) берет на себя педагогическое руководство. Структура
самоуправления в коррекционной школе включает две подсистемы: внутриклассную и
общешкольную. Внутри классное управление осуществляют избранные ученическим
коллективом или назначенные учителем учащиеся под руководством старосты класса
(группы). Каждому избранному на соответствующий пост определены обязанности,
которые согласовываются со всеми учащимися, учителем, воспитателем и вывешиваются
в классном групповом уголке.