Напоминание

Ученический коллектив и особенности его формирования в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллектуального развития.


Автор: Романова Валерия Валерьевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: п. Восточный
Наименование материала: статья
Тема: Ученический коллектив и особенности его формирования в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллектуального развития.
Раздел: среднее образование





Назад




Ученический коллектив и особенности его формирования в

специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением

интеллектуального развития.

С переходом к юношеству у воспитанников происходят значительные возрастные и

индивидуальные изменения. Эти изменения могут проходить по-разному. В одних

случаях школьники становятся более любознательными, самостоятельными, решитель-

ными, в других - апатичными и безразличными. Каждое из этих проявлений возникает в

различных ситуациях, может носить более или менее осознанный характер, протекать

продолжительно или, наоборот, кратковременно, учащийся может замкнуться на себе или

же, наоборот, проявляет готовность прийти на помощь другому.

Семья и школа были, есть и будут основным звеном воспитания. Школьное

воспитание отличается от всех остальных своей направленностью, продолжительностью,

разнообразностью, целенаправленностью, учетом ближних и дальних перспектив и от-

носительной завершенностью. Родители, школа должны заложить основы морального

образа

человека,

сформировать

нравственные

потребности,

умение

правильно

организовать свою деятельность, помочь самоопределиться.

Детский, в том числе и школьный, коллектив — это не какая-то пассивная

социальная среда, специально созданная для влияния на учеников, «это богатство

индивидуальностей» (В.А.Сухомлинский). Сила коллектива определяется теми знаниями,

умениями, которые вносятся каждым индивидом в общую коллективную деятельность.

Жизнь и развитие ребенка, в том числе и с нарушениями интеллекта, происходит в

условиях коллектива. Именно в коллективе закладывается первый опыт общественной

социализации, сосуществования с окружающими на основе морали.

Формирование

детского

коллектива,

организация

его

деятельности

осуществляются системно и планомерно, при сотрудничестве воспитателя, воспитанников

и их родителей.

Умственное развитие школьника с нарушением интеллекта происходит по тем же

законам, что и нормально развивающегося, однако особенности психики и свойств

личности учащихся с нарушением интеллекта сужают круг их связей с внешним миром,

они с трудом ориентируются даже в самых обычных ситуациях, у них снижена

критичность, они не способны отстаивать свои убеждения. Вот почему необходимо так

организовывать коллективную деятельность воспитанников, чтобы развивалась их

эмоционально-волевая сфера, тогда можно будет понять их мыслительную деятельность.

Необходимо помнить, что любое воспитательное мероприятие в школе должно иметь

коррекционную направленность и оказывать корригирующее воздействие на личность.

В

специальной

(коррекционной)

школе

организация

коллектива

требует

реализации следующих условий:

изучения личностных возможностей каждого ученика;

определения места конкретной личности в структуре детского коллектива;

определения доступной коллективной деятельности;

создания каждому воспитаннику условий успешности, положительного

эмоционального настроения;

включения

воспитанника

во

взаимоотношения

со

сверстниками,

воспитателем, а для этого:

1. изучения структуры личных взаимоотношений; нормализации отношения

воспитанника к требованиям воспитателя;

2. разъяснения содержания требований коллектива; создания условий для

формирования коммуникативных связей;

-вовлечения воспитанников в практическую деятельность, а для этого:

1. выбора адекватных видов деятельности; определения значимости конкретного

вида деятельности в жизни группы (класса);

2. развития интереса к деятельности, организации посильного участия в

деятельности каждого члена коллектива; предъявления поручений с учетом уровня

развития учащихся.

Детский коллектив, в какой бы структуре он ни существовал, характеризуется:

постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в одном и том же

составе;

наличием целей и задач в деятельности коллектива;

выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной);

определенной структурой организации самоуправления;

обязательной для всех дисциплиной, наличием дружеских отношений.

Состав

учащихся

коррекционных

учреждений

разнороден

по

клиническим

проявлениям

и

интеллектуальному

уровню.

Нормативными

документами

по

коррекционному образованию класс определяется как воспитательная группа. Количество

воспитанников должно быть не более 12 человек.

В педагогической практике главным признаком коллектива считается сплоченность

(Я.Л. Коломенский, В. П. Сергеева). Сплачивая коллектив, необходимо:

выявить, кто оказывает влияние на учащихся;

демократизировать

сами

отношения

внутри

группы,

что

будет

способствовать созданию доверительных отношений.

Шаги по формированию коллектива многие исследователи рассматривают как

стадии (А. С. Макаренко, В. П. Сергеева, М. И. Скаткин, З.М.Шилина; в системе

коррекционного

воспитания

-

И.Г.Еременко)

или

как

этапы

(Л.Я.Коломинский,

В.А.Караковский, Е.Н.Степанова; в олигофренопедагогике - А.С.Белкин, Г. М.Дулънев, Т.

И. Пороцкая). Их четыре.

Необходимо знать, что стадии (этапы) развития коллектива в специальной

(коррекционной) школе более длительны, а сам переход от одной стадии к другой

намного сложнее, чем в массовой школе. Нередко приходится наблюдать, что по

определенным показателям коллектив коррекционной школы может находиться на первой

стадии, по другим — на третьей, а в некоторых случаях - и на четвертой. Вот как может

быть представлена характеристика этапов развития коллектива в общеобразовательной и

специальной системах воспитания.

Коррекционно-воспитательные возможности коллектива учащихся велики, они

обусловлены личностными качествами членов данного коллектива, что, естественно, надо

учитывать при работе с воспитанниками.

Наиболее действенно на личность ребенка влияет трудовая и игровая деятельность.

Именно в процессе трудовой и игровой деятельности создаются условия, способствующие

формированию у детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомощи,

умения выполнять требования коллектива, у них развиваются коммуникативные

возможности. Но нет готовых рецептов работы воспитателя с детским коллективом, тем

более в условиях коррекционного воспитания.

Ученический коллектив специального (коррекционного) обучения вида имеет

довольно сложную структуру. Это определено двумя причинами:

разновозрастным составом учащихся в классном коллективе;

неодинаковой тяжестью и структурой дефекта.

Основной формой ученического коллектива специального (коррекционного)

обучения является учебная или воспитательная группа- класс с небольшим количеством

детей.

Микрогруппы среди детей с умственной недостаточностью возникают редко, в

основном в старшей школе на основе бытовых, социальных объединений (живут в одном

доме, занимаются в одном кружке, родители работают на одном предприятии, а иногда

закончили ту же школу, где учатся в данный момент дети). Возникновение микрогрупп в

условиях коррекционной школы не имеет никакого ценностного значения, обусловлено

чисто эмоциональными факторами. Действия микрогруппы не всегда совпадают с

действиями классно-группового коллектива. Задача воспитателя — как можно раньше

выявить эти микрогруппы, особенно возникающие в старшей школе, выяснить причины

объединения и включить юношей и девушек в коллективные действия класса, группы,

параллельно выяснив у родителей мотивы организации конкретной микрогруппы,

причины объединения.

В условиях специального обучения встречаются дети, которые по объективным

причинам не могут находиться в детском коллективе, дети-одиночки (И. Г. Еременко). В

основном это дети со сложной структурой дефекта, резкими нарушениями поведения,

расстройствами эмоционально-волевой сферы. Но это не значит, что эти дети не имеют

права быть членами детского коллектива. Именно воспитатель должен создать такую

обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, мог общаться со сверст-

никами, радоваться своим успехам и успехам товарищей.

В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта так же,

как и в общеобразовательной школе, хорошим средством сплочения ученического

коллектива является школьное самоуправление, где вся деятельность осуществляется

детьми, а учитель (воспитатель) берет на себя педагогическое руководство. Структура

самоуправления в коррекционной школе включает две подсистемы: внутриклассную и

общешкольную. Внутри классное управление осуществляют избранные ученическим

коллективом или назначенные учителем учащиеся под руководством старосты класса

(группы). Каждому избранному на соответствующий пост определены обязанности,

которые согласовываются со всеми учащимися, учителем, воспитателем и вывешиваются

в классном групповом уголке.



В раздел образования