Автор: Щербак Татьяна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 2" (корпус 1-22)
Населённый пункт: г. Истра, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Искусство общения с родителями»
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Искусство общения с родителями»
Воспитатель Щербак Татьяна Анатольевна
Изучение потребностей и интересов родителей в вопросах воспитания детей
сводятся в основном к следующим мероприятиям:
- родительские собрания;
- устные сообщения родителей;
- беседы, анкетирования;
- рекомендации.
В свою очередь родители делятся своим опытом, который очень сильно помогает в
адаптации и жизни ребенка в саду, а именно привычки ребенка, как он кушает – какие
блюда любит и не любит, как гуляет, как спит, с чем засыпает (любимая игрушка), как
формируется речь малыша, взаимодействие с другими детьми и взрослыми
(бабушками, дедушками, тетями, дядями и др.), на что может реагировать и каким
образом (капризами и т.д.), что больше всего любит из игр.
Эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие
педагога с родителями строится на основе партнерских отношений. Вовлечение
родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и
деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Положительный
результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного
пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами
дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые
родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически
образовательную, оздоровительную работу с детьми, групповые тематические
выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из
природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и
взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах,
выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными:
собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это
помогает лучше узнать наших воспитанников. Вместе с детьми учатся работе с
бумагой.
Организовывают
мастер-классы.
А
также
игротренинги,
досуговые
мероприятия.
В социальной сети родителями была создана группа, где по их просьбе я, педагог,
выкладываю фотографии образовательной деятельности, а также режимные моменты.
Во время адаптации детей к детскому саду многие мамы и папы переживали за своего
ребенка, как он поел, как уснул и, видя своего малыша сладко спящим, родители
успокаивались. А если на фото ребенок сам держал ложку и ел, пусть даже не совсем
аккуратно, многие взрослые не верили своим глазам.
В своей работе я стараюсь быть открытыми полностью для родителей. Родители
должны видеть, что я не только занимаюсь уходом и присмотром за их ребенком, но и
осуществляю его всестороннее развитие.
По желанию родители совместно с детьми ведут портфолио, в котором копится и
собирается вся информация о жизни ребенка дома и в детском саду. По каждой
проходящей теме предлагается оформить страничку рисунками и фотографиями. В
течение дня ребенок вместе с родителями дома может взять свое портфолио,
полистать.
Детям
очень
нравится
рассматривать
портфолио,
узнавать
своих
сверстников,
переживать
положительные
эмоции
от
различных
моментов
жизнедеятельности в саду!
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет
к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности
ребенка.
В
данном
процессе
немаловажную
роль
играет
профессиональная
компетентность педагогов, что подразумевает под собой не только совокупность
знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя. На сегодняшний день можно
сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители
из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками
воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего. В соответствии с законом «Об образовании» одной из основных
задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с
семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Самыми эффективными формами взаимодействия с родителями воспитанников
являются:
- беседы с родителями;
- близкое знакомство с семьей;
- опрос – анкетирование родителей;
- фотовыставки;
- смотры, конкурсы, выставки, выпуск газет к праздникам; привлечение родителей к
совместным мероприятиям;
- информационные стенды;
- консультации;
- родительские собрания;
- наглядно – консультативный материал: буклеты, памятки, рекомендации;
- обратная связь через интернет ресурсы (каждый родитель может задать вопрос
воспитателю через электронные системы и получить на него ответ).
- Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности
дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Мною разработаны и
проведены в жизнь многие проекты по темам «Адаптация к садику», «Мамочка»,
«Мамочка любимая», «Моя любимая семья», «Азбука ПДД», «Страна здоровья»,
«Скоро в школу», «Мое имя», «Растем здоровыми» в разных возрастных группах.
Проектную деятельность можно рассматривать, как вид культурной практики ребенка,
которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий
(умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех
обстоятельствах жизни и деятельности. Включение родителей в развивающее
педагогическое пространство как равноправных субъектов приводит к изменению всех
участников педагогического коллектива, самих родителей.
Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-
педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах
воспитания, развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, и как
результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию педагогического
потенциала родителей.