Автор: Макарова Татьяна Изосимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ НАО "СШ №5"
Населённый пункт: г.Нарьян-Мар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Фразеологизмы"
Раздел: среднее образование
6 класс
Тема: «Чтоб не осталось в стороне никого»
Цель: повторить материал. Обобщить знания по теме: «Лексика и
фразеология»
Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок
КВН. Дверь в наш клуб веселых и находчивых вам откроет конкурс-разминка
«Знаешь ли ты?». Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить
их значение:
Водой не разольешь (неразлучные друзья)
Как в воду опущенный (грустный человек)
Толочь воду в ступе (бесполезная работа)
Носить воду решетом (бессмысленная работа)
Седьмая вода на киселе (дальний родственник)
Набрал в рот воды (молчаливый)
Как в воду глядел (угадал, предсказал)
Воды не замутит (тихий человек)
Как две капли воды (очень похожи)
Прошел огонь и воду (всё испытал).
- А сейчас отправляемся по стране, где все выражают свои мысли кратко,
метко, точно. Здесь понадобятся наши знания и «весёлое лукавство ума», как
поет в своей песне Высоцкий.
Ученик
Много прекрасного в странной стране.
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться.
Вот будет пропасть – и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело…
Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!
В этом-то всё и дело.
Учитель. Перед нами первое препятствие – пропасть, на дне которой
плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали
это слово. Ответьте, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит
слово вода.
1 вариант. Кто больше запишет слов
(утопить в ложке воды, концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, как
рыба в воде, много воды утекло)
2 вариант. Со словом «Нос»
(зарубить на носу, клевать носом, не показывать носа)
Учитель: обратите внимание, ребята, что многие из названных вами
сочетаний могут быть как устойчивые, так и свободные. Н-р, если мы скажем
: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение
понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечем напиться. Но вот
другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что
здесь идет речь не о жидкости, а о времени.
Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает
предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле.
Вторая команда составляет предложение с этим же сочетанием, но так, чтобы
оно выступало в роли фразеологизма.
- высунуть язык
гладить по головке
кормить завтраками
- намылить шею
прокладывать дорогу
протянуть руку
Учитель. Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди
карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с
ними. (поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за
помощью к своей команде)
На карточках написаны имена
Ерема (я ему про Фому, а он мне про Ерему)
Емеля (мели Емеля – твоя неделя)
Маланья (на Маланьину свадьбу)
Фома (Фома неверующий)
Макар (куда Макар телят не гонял)
Сидор (драть как сидорову козу)
Федот (Федот, да не тот)
Задание классу
Найти устойчивые обороты в отрывках, тексты заранее записаны на доске:
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
За домом едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
- Капитаны должны передать значение фразеологических оборотов с
помощью жестов. А команда должна назвать его.
(на карточках записано: водить за нос, дело в шляпе, льёт как из ведра,
связать руки, намылить шею, лить крокодиловы слезы, реветь в три ручья)
Задание командам
Подобрать синонимы к устойчивым оборотам:
•
Поминай как звали –
и след простыл
•
Куры не клюют –
хоть пруд пруди
•
Водить за нос –
морочить голову
•
Глядеть в оба –
держать ухо востро
- Следующее задание. Быстро и правильно назвать антоним к
фразеологизмам:
•
Жить душа в душу –
как кошка с собакой
•
Чуть свет –
на ночь глядя
•
Хоть пруд пруди –
кот наплакал
•
Рукой подать –
туда Макар телят не гонял
•
Дать волю языку –
держать язык за зубами
- Какие фразеологизмы имел в виду художник, создавая эти шутливые
рисунки? Составьте с ними предложения.
- Подведение итогов урока