Напоминание

"Использование ИКТ на уроках в ДШИ"


Автор: Сафонова Маргарита Владимировна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ МО "Барышский район"
Населённый пункт: р.п.Измайлово,Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ на уроках в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Сафонова М.В.

Обновление образования, развитие его в новых направлениях, требует от преподавателей школ искусств и детских музыкальных школ знания инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения. Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что у учащихся всех возрастных групп достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся школы искусств. Желание каждого педагога - привить любовь и интерес к своему предмету, сделать урок современным и привлекательным для учащихся. Как это можно достичь? Прежде всего, использование в своей работе современных образовательных и информационных технологий. Но каким бы высоким профессионализмом не обладал педагог в наше время, ему необходимо повышать собственную грамотность в области информационно – коммуникативных технологий, знать и использовать компьютерные программы на своих уроках. Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет
дает нам возможность эффективно ее использовать в образовательном процессе. Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для урока и позволит предоставить широкую информацию учащимся о предмете. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала. В своей работе с учащимися я активно использую цифровые и электронные ресурсы: аудио, видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы, возможности Интернет. Я использую их в своей работе для сбора, анализа информации учащимися, знакомства с видео- и аудиоматериалами. Данная работа организуется и контролируется мною как педагогом (даются ссылки на конкретные, изученные мною сайты). Это создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, понимание важности и необходимости собственной образованности. Основополагающим принципом своей работы я считаю личностно-ориентированный подход в обучении и развитии детей. Личность ученика, ее индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания педагога. Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход: учет уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других
музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; просмотреть портреты великих композиторов. Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, интересно может быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке мероприятий с использованием мультимедийной техники: подборка видеоряда, соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета, чтение стихов с музыкальным сопровождением. Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, тогда наша работа будет всегда успешной. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно для подготовки как к экзамену, классному или общешкольному концерту. Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и
творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, а также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Презентация позволяет преподавателю иллюстрировать свой рассказ, делает его более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на материале урока, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый материал. При создании слайдов, возможно, использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения содержания урока. С помощью анимации активируется внимание учащихся на главных моментах в изучаемом материале. Таким образом, одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики ХХI века (и это касается уже начального звена музыкального образования) является преподавание учащимся музыкальной информатики с целью овладения ими музыкально-компьютерными технологиями. Требования общества начала XXI века сводятся уже не к простой компьютерной грамотности, а к формированию информационной культуры музыканта. Применение компьютерных технологий на уроке музыки способствует: личностному развитию учащихся; повышению интереса к музыке; росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; повышению интереса к творческой деятельности; воспитанию активности и самостоятельности; формированию эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству; развитию теоретического мышления. Использование информационных технологий в образовательном процессе предоставляет преподавателю большие возможности при проведении урока, делает занятие более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и
видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Во время занятий музыкой, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего, – это повышение интереса к обучению и к учебно- познавательной деятельности, усвоение учебного материала, активизация познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся. Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует реалиям сегодняшнего дня. Грамотное и систематическое применение информационных компьютерных технологий дает обучающимся, преподавателям, научным работникам возможность более эффективного распределения времени, реализовывать творческий потенциал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. – М., 2000 2. Живайкин П. Музыкальные программы // Домашний компьютер - М., 1999.-№7,8 3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). 4. Устинов А., Ментюков А. Музыка и электроника на пороге нового тысячелетия: Проблемы и решения // Шоу-Мастер. - М., 1996.- №3 5.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008. 6.Лифановский Б. Интернет для музыканта. М., 2006
7.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования 8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Е.С. Полат и др. – М. изд.центр «Академия»,2001 г.


В раздел образования