Автор: Тараненко Анна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ црр №17
Населённый пункт: Забайкальский край, Поселок Горный
Наименование материала: Мастер класс для педагогов
Тема: "Блоки Дьенеша"
Раздел: дошкольное образование
Слайд 1 заставка
Слайд 2 Дьенеш Золтон
В своей работе я использую технологию всемирно-известного профессора,
специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики
обучения детей. Которая способствует развитию таких мыслительных
операций, как классификация, группировка предметов по свойствам,
исключение лишнего, анализ, синтез.
Коллеги вы догадались какую технологию я использую в работе?
Слайд 3 блоки
Правильно это учебно – игровое пособие «блоги Дьенеша.»
Создатель этой технологии наш современник Золтон Дьенеш
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических
блоков, которые различаются по четырьмя свойствами
(Слайд 4 набора Блоков Дьенеша):
а) формой (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные);
б) цветом (красные, синие, желтые)
в) двух размеров (большой, маленький);
г) толщиной (толстые, тонкие).
Слайд 5 карточки
К набору блоков прилагаются также карточки символы
Цвет – изображается пятном
Форма – контурами фигур
Толщина – условное обозначение человеческой фигуры; тонкий, толстый
Размер – силуэты домиков, большой, маленький.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Актуальность
Слайд 6
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования в области Познавательного развития предполагает развитие
интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
(форме, цвете, размере, др.), "Логические блоки Дьенеша" полностью
соответствует современным требованиям.
Значимость использования
Слайд 7
Используется в разных видах деятельности (вы их видите на слайдах)
- Игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, строительно-
конструктивная, подвижная и другие)
- Общение со взрослыми и сверстниками
Речевая деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность
А также во всех режимных моментах и самостоятельной деятельности.
Позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или
упрощения заданий.
А так же можно использовать эту технологию в современном направление
«Финансовая грамотность»
К конце мастер класса я вам это продемонстрирую.
Огромным плюсом данной технологии является то, что ее можно применять
с детьми с самого раннего возраста (начиная с 2-х лет).
Для начала предлагается самые простые игры, цель которых освоение
основных свойств. (цвет, форма, размер)
1. Покажите блок такого же цвета как этот.
2. Найди блок такой же формы.
3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.
5. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но
другого размера.
Вторым этапом – дети знакомятся с символами свойств (4-5 лет)
(карточки-символы вывести на экран)
Знакомятся с понятием «НЕ»
ВИДЕО:
Далее идет следующий этап – для детей 6-7 лет - все задания усложняются
Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу
быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать
свойства любого блока с противоположной стороны.
Давайте свами попробуем
Например, что можно рассказать о желтом прямоугольнике с
противоположной стороны (ответы присутствующих). Ответ: он не красный,
не синий, некруглый, не треугольный, не квадратный, не толстый, не
маленький.
Практическая часть «Кондитерская фабрика»
- Дорогие коллеги, приглашаю вас поиграть. (пригласить 4 человека)
Материал: две коробки, блоки, бейджик двух стороний
Краткий сценарий. – Здравствуйте гости! Я директор кондитерской фабрики.
У нас на фабрике сломалась машина, которая раскладывает конфеты по
коробкам. Помогите, пожалуйста, разложить конфеты.
В первую коробку надо положить «конфеты»- маленькие, не прямоугольные,
не синие, а во вторую – треугольные, не красные.
Обосновать свой выбор и сосчитать, сколько «конфет» в каждой коробке.
Молодцы! Справились с заданием. Теперь коробки упакованы и их можно
отправить в магазин, интересно ли вам побывать в нашем магазине
сладостей?
Игровая ситуация «Магазин сладостей» (название магазина вывести на
экран)
если ещё желающие посетить наш магазин?
- У вас есть блоки, которые обозначают деньги. На них вы можете купить
любую сладость.
У каждого продукта есть свой ценник, вам нужно будет ………..
Покупатели встают в очередь и выбирают товар.
Не забудьте пройти на кассу
Благодарим вас за покупки! Ждем вас еще в нашем магазине.
Рефлексия
1.
Вам было интересно на мастер – классе? Почему?
2.
Как вы считаете, это технология полезна в детском саду?
3.
Какие трудности были?
Уважаемые коллеги, надеюсь и вы заинтересовались данной
технологией, и мой мастер – класс стал для вас полезен.
Я желаю вам творческих успехов в освоении блоков Дьенеша и других
технологиях.