Напоминание

" Формы и методы педагогической поддержки младшего школьника, испытывающего трудности в обучении"


Автор: Кожевникова Надежда Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ №3"
Населённый пункт: городского округа город Урюпинск Волгоградской области
Наименование материала: Методическая статья
Тема: " Формы и методы педагогической поддержки младшего школьника, испытывающего трудности в обучении"
Раздел: начальное образование





Назад




«Формы и методы педагогической

поддержки

младшего

школьника,

испытывающего

трудности в обучении»

I Общая характеристика гиперактивного ребёнка

Р. Р. обучается в 1 «Б» классе МАОУ «СШ№3» городского округа город

Урюпинск

Волгоградской области с 01 сентября 2023 года.

С первых дней обучения в школе у Р. появились проблемы, связанные с

поведением, а вместе с тем и трудности в обучении. Он постоянно

возбужден, невнимателен, непоседлив и криклив, постоянно требует к себе

внимания учителя, мешает одноклассникам. На уроках Р. постоянно занят

своими делами, его трудно удержать на месте, заставить выслушать задание

и тем более выполнить его до конца. Мальчик не может спокойно сидеть на

месте, постоянно совершает беспокойные движения руками и ногами, легко

отвлекается, с трудом дожидается своей очереди во время игр, на вопросы

часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца, выкрикивает ответ.

Учителя он «не слышит», много болтает, пристаёт к окружающим, на

переменах вмешивается в игры других детей, не может играть тихо,

спокойно. На рабочем месте у Р. постоянная неразбериха, не убрав одни

учебные принадлежности, достаёт из портфеля другие. Он постоянно всё

теряет, всё забывает.

Современная школа представляет собой систему норм, правил,

требований,

регламентирующих

жизнь

ребенка,

а

из-за

чрезмерной

активности и импульсивности Р. не может выполнить эти требования и

правила.

Следующей

проблемой

является

противоречие

между

импульсивностью его поведения и нормативностью отношений на уроке, что

проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме:

вопрос учителя – ответ ученика. Как правило, Р. не ждет, пока учитель

разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до

конца, и часто кричит с места.

Большой проблемой является неустойчивая работоспособность Р., что

является причиной нарастания количества ошибок при ответах и выполнении

письменных заданий при наступлении состояния утомления.

Навыки чтения и письма у Р. значительно ниже, чем у сверстников, и не

соответствуют его интеллектуальным способностям.

Письменные работы

выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом

ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Однако дело здесь

не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма

и чтения у Р. Р., как у большинства гиперактивных детей, возникают из-за

1

недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия,

речевого развития.

II Изучение причин трудности.

Выявляем негативные внутрисемейные социально-психологические

факторы.

Со слов матери беременность протекала с осложнениями, с сильным

токсикозом. Мать находится в никотиновой зависимости, поэтому не смогла

бросить

курить

даже

во

время

беременности.

Ребёнок

родился

недоношенным, ослабленным. В детстве был беспокойным, очень плохо

спал.

Из беседы с бабушкой, которая является опекуном ребёнка, узнаём, что Р.

Р. воспитывается в неполной семье. Семья распалась ещё до рождения

ребёнка. В настоящее время мальчика воспитывает одна мать, отец не

поддерживает никаких отношений с Р.. Мать занимается воспитанием

ребёнка на расстоянии, так как работает

и живёт в Москве. У обоих

родителей новые семьи.

Р. бывает у мамы

во время каникул, а мама

приезжает к сыну только во время отпуска. Мальчик очень скучает по маме,

отца он даже не знает, а отчим не проявляет к нему никакого интереса. Зато

для бабушки и дедушки Р. является «центром вселенной». Воспитывается

ребёнок в

материальном достатке. Таким образом, делаем вывод, что

внутрисемейные

факторы

полностью

отразились

на

ребёнке

и

его

психическом развитии.

Проводим первичную диагностику гиперактивности Р.Р. по методике

Д.Коннерса. Эту анкету

после четырехнедельного периода наблюдений

заполнили как родители, так и учителя, работающие в классе. У всех

участников анкетирования сумма набралась более 15 очков. А это дает

основание предполагать наличие у ребенка гиперкинетического синдрома.

Анкета для определения гиперактивности

Ф.И.О_______________________________________

Возраст______________________________________

Дата________________________________________

Степень проявления признака:

Оценка 0 – отсутствует

Оценка 1 – низкая

Оценка 2 – довольно высокая

Оценка 3 – очень высокая

Наблюдаемые признаки

Степень

проявления

признака

(оценка от 0 до 3)

1.

Двигательное

беспокойство

(постоянно

находится в движении)

2

2.

Раздражительность, импульсивность

3.

Вмешательсто в занятия других детей

4.

Частая и быстрая переключаемость внимания

5.

Постоянное ёрзанье на месте

6.

Невнимательность, отвлекаемость

7.

Нетерпеливость и быстрое разочарование

8.

Плаксивость

9.

Быстрая и резкая смена настроения

Склонность к проявления ярости, взрывное,

непредсказуемое поведение

ОБЩАЯ СУММА

В конце I полугодия проводим исследование по изучению самоанализа

поведения. В ходе беседы с учащимся выясняем, какие правила поведения

он знает, выполняет ли их. Затем задаём вопрос: "Задумываешься ли ты над

своим поведением (часто, почти всегда, иногда, никогда не задумываешься)».

Ответ был «иногда».

Предлагаем ребёнку подумать и ответить на вопрос, в каких случаях он

задумывается над своим поведением. Из шести предложенных надо было

выбрать три карточки.

1. Когда за тобой наблюдают.

2. Когда хочешь стать лучше.

3. Когда можешь получить замечание.

4. Когда стыдно за свое поведение.

5. Когда требуют взрослые.

6. Привык обдумывать свое поведение.

Обработка данных.

Р.Р. выбрал 1, 3, 5 суждения, а это свидетельствует о наличии жёсткой

ориентации на внешний контроль, о слабом уровне личного контроля, о

низком уровне самоанализа. Поэтому в работе обращаем внимание на

нравственную сторону этого аспекта.

III Формы и методы педагогической поддержки.

1) Методы и формы работы учителя с гиперактивными детьми

1.

Повышаем

учебную

мотивацию:

применяем

систему

поощрения,

отмечаем хорошее поведение и успехи в учебе, хвалим ребенка, если он

успешно

справился

даже

с

небольшим

заданием.

используем

нетрадиционные формы работы (например, возможность выбрать зверушку,

которую дети будут изготавливать на уроке) ;

3

2.

Организуем

учебный

процесс

с

учетом

психофизиологических

особенностей учащихся:

- меняем виды деятельности в зависимости от утомляемости ребенка, делим

работу на более короткие, но более частые периоды, уменьшаем рабочую

нагрузку,

используем

физкультминутки,

выполняем

упражнения

на

релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая

гимнастика и другие);

-используем физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве

поощрения и снятия напряжения, при разговоре с ребёнком опускаемся на

уровень его глаз, смотрим ему в глаза, учим ребёнка правильно выражать

свои эмоции;

-

реализуем двигательные потребности ребенка (предлагаем выполнить

поручения учителя, требующие двигательной активности: раздать бумагу,

стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);

- снижаем требования к аккуратности в начале работы, создаём ситуацию

успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные

стороны (пусть он станет отличным экспертом по отдельным областям

знаний);

-

инструктируем

ребёнка по выполнению заданий четко, понятно и

немногословно,

учим

гиперактивного

ребенка

планировать

свою

деятельность, пользоваться специальным дневником или календарем;

- избегаем категорических запретов, учимся с ребёнком договариваться,

предоставляем ребенку право выбора, когда это необходимо, по возможности

игнорируем

вызывающие

поступки

ребенка

с

синдромом

дефицита

внимания;

- правильно определяем место ребенка во время занятия, по возможности,

рядом с учителем, чтобы ребёнок имел возможность обращаться к учителю

за помощью в случаях затруднений;

3.

Вводим

проблемное

обучение,

повышаем

мотивацию

учеников,

используем в процессе обучения элементы игры, соревнования, больше даём

творческих, развивающих заданий и наоборот, избегаем монотонной

деятельности.

4

4. Совместно с психологом помогаем ребенку адаптироваться в условиях

школы и классном коллективе - воспитываем навыки работы в школе,

обучаем необходимым социальным нормам и навыкам общения.

2)Упражнения

для

гиперактивных

детей,

развивающие

внимание,

усидчивость или же, снимающие лишнюю энергию. Вот некоторые из

них:

"Найди отличие"

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает

ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько

деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в

рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно

проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске

какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не

ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув

на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Ласковые лапки"

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить

чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и

взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек

меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается

на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель

объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками.

Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасается к руке -

отгадать

предмет.

Прикосновения

должны

быть

поглаживающими,

приятными. Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену,

ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

"Передай мяч"

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее

передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе

бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и

убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с

закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

"Запрещенное движение"

Цель: игра с чёткими правилами организует, дисциплинирует детей,

сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый

эмоциональный подъём.

5

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они

повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно

движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещённое

движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух

цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной,

запрещённой, например, цифры «5». Когда дети её услышат, они должны

будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

«Ловим комаров»

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность

гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла

форточку и к нам в класс налетело много комаров. По команде «Начали!» вы

будете ловить комаров. Вот так!» Педагог в медленном или среднем темпе

делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки,

то поочерёдно, то одновременно. Каждый ребёнок будет «ловить комаров» в

своём темпе и своём ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде

«Стой!» вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть ( на своё

усмотрение). Готовы? «Начали!»… «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали.

Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями.

Пусть руки отдыхают. А теперь- снова за работу!»

3)Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания:

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели».

Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте

успехи. Это поможет закрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно,

спокойно и мягко.

3. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени,

чтобы он мог его завершить. Для подкрепления устных инструкций

используйте зрительную стимуляцию.

4. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации

внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

5. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи,

выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому

распорядку.

6. Избегайте по возможности скоплений людей. Во время игр ограничивайте

ребенка лишь одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

6

Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению

самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

7. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна

ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки,

бег, спортивные занятия.

8. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом

дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может

удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

7



В раздел образования