Напоминание

"Изображение животных. Графика."


Автор: Бернацкая Светлана Станиславовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Радуга талантов"
Населённый пункт: Россия, г Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Изображение животных. Графика."
Раздел: дополнительное образование





Назад




г. ХАБАРОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА ТАЛАНТОВ»

(МАУ ДО ЦДТ «РАДУГА ТАЛАНТОВ»)

Методическая разработка занятия

на тему:

«Изображение животных. Графика»

Автор: Бернацкая Светлана Станиславовна

Педагог дополнительного образования

2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Аннотация

2.

Пояснительная записка

3.

Конспект занятия

4.

Физкультминутка

5.

Практическая работа

6.

Рефлексия

7.

Список литературы

8.

Приложение № 1 (рисунки учащихся)

1.

Аннотация

Учащиеся системы дополнительного образования. Возраст 6- 9 лет.

2.

Пояснительная записка

Вид занятия:

Изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, информационно-

рецептивный

Цель занятия:

Формирование приёмов графического изображения в

анималистическом жанре

Задачи занятия:

1. Научить создавать графическую работу для передачи образа по алгоритму

с применением графических техник.

2. Дать представление о выражении художником – анималистом характера

зверя через форму тела, движение.

3. Сформировать понятия «статика» и «динамика»

4. Развивать творческие способности, наблюдательность, внимание,

графические навыки, мелкую моторику рук.

5. Прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к

окружающему миру

Результат обучения:

Предметные:

Знание видов изобразительного искусства и умение определить особенности

приёмов в графике. Овладение начальными сведениями о понятии графика.

Умение решить проблему передачи фактуры простыми графическими

приёмами. Умение работать в коллективе, ценить каждое произведение,

анализировать полноту реализации поставленной цели.

Метапредметные:

Познавательные - научатся извлекать необходимую информацию,

расширяющую представление о технике рисования; находить решение

творческой задачи;

Личностные:

Формирование мотивации к учебной и творческой деятельности,

сориентированы на чуткое и бережное отношение к животным

Оборудование необходимое для занятий:

Для педагога:

Мультимедийный проектор,

интерактивная доска,

компьютерная презентация,

иллюстрации

Для обучающихся:

Бумага,

простой карандаш,

резинка

3.

Конспект занятия

Организационный момент:

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Дыхательная гимнастика.

Настраиваем ровное дыхание. (настрой обучающихся на получение новых

знаний: создать условия для возникновения у учеников внутренней

потребности включения в учебный процесс)

Сообщение темы и цели занятия:

Постановка цели и задач урока: Формирование приёмов графического

изображения в анималистическом жанре.

Актуализация ранее полученных знаний:

Урок изобразительного искусства. На доске представлены знаки, которыми

мы обозначаем виды изобразительного искусства. Назовите, какие виды они

изображают. Вспомните виды изобразительного искусства. Далее

проговариваем жанры изобразительного искусства. (отдельно

останавливаемся на Анималистическом жанре) Ответы учеников – переход к

теме урока «Изображение животных, графика» Графика говорит на языке

линий, точек, штрихов. Зачастую это упрощенное и стилизованное

изображение.

Объяснение нового материала:

Просмотр презентации. Обсуждение и закрепление полученной информации.

Можно ли графическими знаками передавать информацию, материал? В чем

отличие живописи и графики? Изображать можно с помощью линии и пятна.

Несмотря на то, что линия и пятно такие разные понятия, они тесно связаны

между собой.

Вспомните, на что указывает нам толщина линии. Толстые линии

указывают на то, что предмет тяжелый, плотный. Тонкие, наоборот,

указывают на его хрупкость. Линия, изменяющая толщину, указывает на

сложность характера предмета, его необычную пластику. Скользя линией по

силуэту животного, прерывая ее или напрягая, наращивая толщину или

увеличивая остроту, можно нарисовать животное в любом состоянии.

Различают два состояния: статика и динамика. Статика – это состояние

покоя, когда мышцы животного расслаблены – оно или спит, или отдыхает.

Животное в этом состоянии рисуют мягкими, вялыми линиями одной

толщины, линиями, полностью лишенными остроты. Змея, свернувшаяся

кольцом, дремлющая, опустив уши и хвост, собака – все это статика. Другое

дело – динамика. Это состояние настороженного прислушивания, момент

прыжка или просто ровного бега. В этом случае, меняя твердость карандаша,

нажим на линию, меняя ее характер, изгиб, остроту, вы можете нарисовать

животное в движении, попытаться передать беспокойство, возбуждение,

стремительность, силу. Линия, ее богатые возможности помогут вам

передать движение. Главное, не забывайте про нажим и характер линии. И,

если не получится с первого раза, не расстраивайтесь. Рисуйте снова и снова,

и у вас обязательно все получится. Помните, линия отвечает за пластику,

движение, характер. Пятно – за тон, фактуру, силуэт, объем. И когда мы с

вами сочетаем линию и пятно, тем самым вы делаем свой рисунок более

богатым, более выразительным, расширяем свои возможности.

Проговариваем информацию про амурского тигра из видеоролика в

презентации. Тигр в движении – в статике. Общая информация про

животного. А как называются художники, которые изображают животных?

Художники, которые специализируются в этом жанре, называются –

анималисты. Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Еще

первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, сцены

охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками

животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном

искусстве. - А знаете ли вы, что многие животные, которых художники

анималисты, фотографы изображали, исчезли с лица Земли? А некоторые

виды животных на грани исчезновения. Так появилась Красная книга.

4. Физкультминутка

5. Практическая работа

Творческая практическая деятельность.

Изобразить животное, показав его характер и настроение: веселое,

стремительное, угрожающее, трусливое.

- Основные этапы работы художника – анималиста над изображением

животного:

1. Анализ основных форм, частей тела.

2.Уточнение пластики, характерных движений.

3. Ознакомление с поведением и способами передвижения.

4.Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья, чешуя и т.д.).

5.Изучение среды.

Выполнение рисунка на формате А4, при помощи графических материалов:

грифельного (простого) карандаша.

Выполнение рисунков различных

животных с передачей фактуры.

Этапы работы:

Определяем композицию. Композиция рисунка – это расположение на листе

бумаги персонажей и предметов. Сюжет подскажет вам, как надо

расположить лист бумаги: горизонтально или вертикально. (лист

располагаем горизонтально). Теперь определите главное в своем рисунке и

поместите это главное в середину листа, легко наметив контуры карандашом.

Для этого предварительно нужно легкими касаниями карандаша наметить

границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину. (находим

линию горизонтали и вертикали). Когда вы проверите все пропорции и

поправите детали, можно будет начать окончательную прорисовку. Сначала

продумай пропорции персонажа и, представ, как он будет двигаться.

Наметьте скелет и объем. Помните! В движении формы тела и его частей

могут меняться: сжиматься, вытягиваться. Тело может менять форму, но

всегда сохранять свой объем.

В процессе работы не следует

сосредотачивать свое внимание на кончике

карандаша, проводимых линиях, а нужно ориентироваться на всю

изображаемую форму в целом. Когда уточнены намеченные формы и

выявлены отдельные части и мелкие детали,

необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания ему

выразительности.

-Легкими штрихами намечаем границы рисунка, устанавливаем размеры

головы, шеи, туловища и хвоста, выполнение первоначального наброска

общей формы начинают с туловища, как самой крупной части. Домашняя

кошка типичный представитель семейства кошачьих. Она имеет удлиненное

туловище и невысокие ноги. На короткой шее

посажена широкая, короткая голова. Хвост

средней длины, волосяной покров равномерно

покрывает туловище, шерсть короткая и

гладкая.

- Приступаем к уточнению форм,

прорабатываем светотени, начиная с самых

темных областей.

Требования к работам:

1) анатомические верные;

2) соблюдение пропорций;

3) передача движений;

4) прорисовка мелких деталей (шерсть, глаза и др.);

5) общая завершенность, выразительность;

Под вашими карандашами может ожить любой предмет. И не просто жить.

Персонажи в ваших рисунках должны чувствовать и действовать. Сказочные

персонажи, предметы и животные могут походить на людей, носить одежду и

даже двигаться, как люди. Но, достоверность важна не меньше, чем

творческая фантазия. Например, лося надо рисовать так, чтобы он не был

похож на собаку с рогами. Желаю, чтобы в каждой созданной вами работе

просматривалась личность, отражались лучшие стороны вашей души.

6.

Рефлексия

Оцените свою работу в группе пословицей, поговоркой или изречением.

Обведите пословицу или поговорку:

1.Терпение дает умение.

2. Захотел – сделал.

3. Перо пишет, а ум водит.

4. Нерадивый дважды дело делает.

5. Не будь тороплив, а будь терпелив.

- Что самое интересное было на уроке?

- Самое трудное?

- Самое важное?

- Нужен вам был наш урок?

Почему?

Подведение итогов урока. Экспресс – выставка - Оценка выполненных

работ. - Что нового вы узнали на уроке, чему научились? Заключительное

слово учителя. - Посмотрите, ребята, какие разные и интересные получились

у вас животные. Сколько вас в классе – столько и видений различных

животных. В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к

изображаемому. Выразительные композиции, оригинальные подходы

придали неповторимость вашим работам, вашим произведениям. - По вашим

работам видно, что вы сегодня сделали первые шаги в освоении техники

изображения животного. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно

четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая каких –

либо животных, вы сможете научиться правильно, изображать их, добиваясь

сходства. Очень рада, что все хорошо усвоили выразительные особенности

при изображении животных. Вы все успешно справились со своими

задачами.

6.

Список использованной литературы:

Готтфрид Баммес - «Изображение животных».

Дэвид Уэбб - «Пособие по анималистическому рисунку. 8 пошаговых

уроков.

Елена Лапидус - «Основы рисования животных. Более 50 проектов.

Полная энциклопедия».

Пушкарева О. А. - «Приёмы изображения животных».

Приложение 1 (рисунки учащихся)



В раздел образования