Автор: Лазарева Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Шарыпово Красноярского края
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Патриотическое воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование
«Патриотическое воспитание младших школьников
через интеграцию урочной и внеурочной деятельности»
(СЛАЙД 1)
Добрый день уважаемые присутствующие, организаторы, коллеги.
«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» - гласит народная мудрость, а
будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего
народа.
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин
сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой
фундамент–это патриотизм».
(СЛАЙД 2)
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дано
определение слову ПАТРИОТИЗМ – это преданность и любовь к своему
Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя
интересов своей Родины.
В
Толковом
словаре
живого
великорусского
языка
Даля
В.А.
ПАТРИОТИЗМ – это любовь к Отчизне.
В словаре современного русского литературного языка ПАТРИОТИЗМ – это
любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.
И как бы ни звучало определение данному слову, в нем заключается один и
тот же смысл: Родина, Отечество, подвиги, честь, народ.
Младший
школьный
возраст
—
наиболее
подходящий
возраст
для
формирования азов патриотического воспитания, интереса к общественным
явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого
в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и
сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без
уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя
вырастить достойных граждан.
Уже с младшего школьного возраста дети должны гордиться, что родились в
великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её
героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать
историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
(СЛАЙД 3) Патриотическое воспитание в начальной школе имеет несколько
основных направлений:
любовь к родителям и родному дому;
любовь к природе, её охрана и изучение;
любовь к родному краю, его изучение;
знакомство с национальной культурой;
воспитание чувства национальной гордости;
изучение государственной символики;
военно-патриотическое воспитание.
Решая
задачи
патриотического
воспитания,
строю
свою
работу
в
соответствии с местными условиями и особенностями детей. Применяю в своей
работе, как традиционные (урок, классный час, беседа, выставка рисунков и т.д.),
так и инновационные (проекты, встречи, экскурсии и т.д.) формы работы.
Патриотическое воспитание младших школьников в моем педагогическом
опыте уже систематическая
работа из одного набора детей и до другого.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности помогает воспитывать будущих
патриотов нашей Родины.
В
урочной
деятельности
особое
внимание
уделяется
на
уроках
литературного чтения и окружающего мира.
Это изучение стихотворений о Родине, о Победе, исторические события в
произведениях соотечественников, чтение произведений о Великой Отечественной
войне, о нашей России, красоте природы и самоотверженных героях и хороших
людях.
(СЛАЙД 2)
Уроки окружающего мира с первых дней способствуют
воспитанию патриотизма у младших школьников, это знакомство с символикой
нашей страны, региона, города, истории России, создание проектов о городе,
семейного древа, Красной книги растений и животных родного края, страниц
участия в военных действиях разных годов и специальной военной операции.
После изучения теоретического материала, просмотра фильмов, при содействии
родителей отправились в трех часовую автобусную экскурсию по шарыповской
земле «Моя малая родина». Много новой информации предоставила экскурсовод
Руднева Ирина Вячеславовна. Посетили Источник Святого Пантелеймона
в селе.
Большое озеро.
На уроках русского языка
формирую у школьников культуру
русского
речевого общения. На данных уроках прививаю любовь к русскому великому
слову, ребята выполняют
творческие задания (сочинения и изложения) по
произведениям о людях чести и долга, по картинам родной природы.
Уроки математики дают представления о развитии отечественной науки.
Ребята решают задачи, используя экономические данные страны, составляют
текстовые задачи на основе фактов из местных газет о нашем городе и районе.
Уроки изобразительного искусства напрямую воспитывают патриотические
чувства у младших школьников, иллюстрирование улиц города, природы родного
края,
рисование
по
представлению
православных
праздников:
«Пасха»,
«Рождество», «Масленица».
На уроках технологии
знакомство с
народными
промыслами района и края, с национальной культурой, изготовление подарков,
открыток к календарным праздникам для мам, пап и старшего поколения. Цикл
данных уроков развивает творческие способности детей, прививает чувство
прекрасного.
Особое внимание патриотическому воспитанию младших школьников
уделяется во внеурочной деятельности. В тесном сотрудничестве с родителями
использую такие формы работ, как экскурсии, классные часы, встречи с
ветеранами боевых действий, участниками СВО, уроки мужества, просмотры
фильмов.
В организации и проведении занятий внеурочной деятельности «Разговоры о
важном»
особое внимание определено патриотическому воспитанию младших
школьников.
Как и во всех школах России, в нашей школе «Разговоры о важном»
начинаются с исполнения Гимна Российской Федерации. В школе он обозначен,
как день парадной формы. Мои ученики с нетерпением ждут этих занятий, все
знают слова гимна, выполняют требование школы, по графику участвуют в
поднятии флага.
Знакомство с такими темами, как «День Отечества», «Союзники России»,
«Новогодние традиции», «Что такое Родина?», «Непокоренные» (о блокаде
Ленинграда), прививают любовь к Родине, к ее героям, способствуют развитию
чувства гордости за нашу могучую страну.
(СЛАЙД 5) Занятия внеурочной деятельности «Орлята России» играют не
маловажную роль в патриотическом воспитании младших школьников. Эти
занятия начинаются с орлятского гимна и девиза классного коллектива. Кстати,
коллектив моего 3 «А» класса с первого дня обучения в школе выбрал название
ЮНЫЙ ПАТРИОТ.
Особое внимание уделяется изучению трека «Орленок – хранитель
исторической памяти». Вместе с наставниками – старшеклассниками и родителями
организуются выходы в библиотеки, музей, реализуются краткосрочные проекты,
проводятся
коллективно
творческие
дела.
Участие
в
проекте
ранней
профориентации
«Орлята
учатся
летать».
Школьники
младших
классов
познакомились с профессиями Шарыповского многопрофильного колледжа, в
котором учились их родители.
(СЛАЙД
6)
Традиционное
мероприятие,
которое
дети
посещают
с
удовольствием при изучении тем по ОРКСЭ, это экскурсия в храм. Дети не только
могут увидеть, то о чем изучали в учебниках, но и подняться на звонницу,
поставить свечи. Задолго до начала изучения курса проводятся систематические
встречи родителей и школьников со священниками Свято-Троицкого храма,
родительские собрания по выбору модуля курса ОРКСЭ
(СЛАЙД 7) В тесном сотрудничестве со специалистами детской библиотеки
имени
Н.Носова
воспитываем
чувства
патриотизма
младших
школьников,
проводим встречи, мероприятия, беседы, чтение вслух.
(СЛАЙД 8) 9 декабря 2024 года в День героев Отечества, ученики моего
класса Хлынов Никита и Фалилева Арина были удостоены чести принимать
участие при открытии Парты героя. Назарец Владислав и Синтха Тимур, участники
СВО, за отвагу и самоотверженность, безграничную преданность Родине и своему
народу наши земляки награждены Орденами мужества посмертно.
Со
своими
учениками
любого
выпуска
участвуем
в
мероприятиях
городского уровня: Парад Победы, Ленинградский хлеб, Масленица. Из года в год
являемся победителями школьного уровня, смотра песни и строя, инсценированной
песни, конкурса чтецов произведений о Победе.
(СЛАЙД 9) С 2022 года по сложившейся традиции собираем и отправляем
посылки, письма участникам СВО и (СЛАЙД 10)
ребятам – срочникам
в
Ужурскую Краснознаменную ракетную дивизию.
(СЛАЙД 11) В этом учебном году младшие школьники приняли участие в
Акции «Отцам – защитникам Родины», собрали посылки и написали письма»
(СЛАЙД 12) Ежегодно в школе проводится ряд мероприятий, направленных
на патриотическое воспитание подрастающего поколения: школьные линейки,
смотры песня и строя, инсценированные песни военных лет и другие.
(СЛАЙД 13) 2024 год был объявлен годом семьи, осеннюю выставку
пополнили творческие работы родословными древами.
(СЛАЙД
14)
Проводятся
традиционные
встречи
с
воинами
–
интернационалистами, солдатами – срочниками, участниками СВО, они являются
членами жюри конкурса чтецов, конкурса инсценированной песни, гостями многих
мероприятий
(СЛАЙД 15)
Впервые на территории школы проведены масленичные
гуляния,
которые
способствуют
формированию
у
младших
школьников
представления о традициях русского народа. Привитие интереса, воспитание
любви и бережного отношения к российской истории, традициям своей страны и
малой Родины.
(СЛАЙД 16) Систематические мероприятия ко дню победы. В прошлом
году был организован и проведен на достойном уровне квест победы.
(СЛАЙД 17) Ребята и родители нашей школы, в том числе и моего класса
активные участники муниципальных мероприятий: Парад Победы, Бессмертный
полк, краеведческая игра «Мой микрорайон», открытые мероприятия по курсы
ОРКСЭ в рамках ГМО и другие.
(СЛАЙД 18)
Ежегодно провожу беседы о блокадном Ленинграде, в
прошлом году дети и родители моего класса приняли участие в муниципальном
мероприятии «Блокадный хлеб»
(СЛАЙД 19) В городе работает военно-патриотический клуб «Смерч»,
который посещают мальчики моего класса. Было решено организовать экскурсию.
Руководитель клуба Пермяков Андрей Викторович, воин – интернационалист в
доступной форме рассказал детям о деятельности клуба и волонтерской группы
«Своих не бросаем»
(СЛАЙД 20) В октябре 2024 года ученица Фалилеева Арина с братом
Артемом
приняли
участие
в
международном
конкурсе
«Сказки
народов
Красноярского края», учрежденного Домом дружбы народов Красноярского края
«Родина». А в конце ноября Арина стала участником и дипломантом первой
степени Международного диджитал фестиваля "Мир рисует счастье" отправилась
за наградой в г. Москву. К слову, в отборочном туре приняли участие более 11
тысяч работ.
Программа фестиваля была насыщенной и познавательной, на очном этапе в
Москве участники:
подготавливали и защищали проект на тему "Что такое счастье",
проходили мастер классы в Академии Игоря Крутого,
встречались с космонавтом Бабкиным Андреем Николаевичем.
Вся команда фестиваля посетила ряд музеев: Бородинская панорама, музей
ВДНХ, музей космонавтики, Роботостанцию, Крутитское подворье.
(СЛАЙД 21) В 2024 году в городе при поддержке станицы «Назаровская»
создали общественную организацию казаков, в которую вошли и воспитанники
военно-патриотического клуба «Смерч», это мои ученики.
(СЛАЙД 22)
Результатом своего труда в патриотическом направлении,
считаю то, что выпускники начальной школы поступают в кадетский корпус,
именно в стенах корпуса воспитывают патриотов Родины на основе православия.
Урочная и внеурочная деятельность перекликается в любом мероприятии.
Перед проектом, обязательное изучение информации, после экскурсии всегда
сочинение или беседа, делимся впечатлениями. Лучшие чтецы на уроках
литературного чтения, выбираются на конкурс чтецов и так далее.
(СЛАЙД 23) Лучшая форма воспитания – это личный пример, именно на его
основе педагоги школы работают по патриотическому воспитанию младших
школьников.
(СЛАЙД 24)
2025
год президентом России объявлен годом защитника
Отечества. Мною и группой инициативных родителей планируется реализация
проекта «Мы помним ваши имена», результатом которого будет классная книга
памяти о родных и близких героях Великой Отечественной войны.
Патриотическое воспитание – важнейшее направление воспитательной
работы с детьми любого возраста, важно, чтобы эта работа соответствовала уровню
развития
ребёнка,
его
представлениям
об
окружающем
мире.
Говоря
о
патриотическом
воспитании,
надо
сказать,
что
здесь
важна
ежедневная,
ежеурочная работа.
(СЛАЙД 25)