Напоминание

"Патриотическое воспитание младших школьников"


Автор: Лазарева Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Шарыпово Красноярского края
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Патриотическое воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




«Патриотическое воспитание младших школьников

через интеграцию урочной и внеурочной деятельности»

(СЛАЙД 1)

Добрый день уважаемые присутствующие, организаторы, коллеги.

«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» - гласит народная мудрость, а

будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего

народа.

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин

сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой

фундамент–это патриотизм».

(СЛАЙД 2)

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дано

определение слову ПАТРИОТИЗМ – это преданность и любовь к своему

Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя

интересов своей Родины.

В

Толковом

словаре

живого

великорусского

языка

Даля

В.А.

ПАТРИОТИЗМ – это любовь к Отчизне.

В словаре современного русского литературного языка ПАТРИОТИЗМ – это

любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

И как бы ни звучало определение данному слову, в нем заключается один и

тот же смысл: Родина, Отечество, подвиги, честь, народ.

Младший

школьный

возраст

наиболее

подходящий

возраст

для

формирования азов патриотического воспитания, интереса к общественным

явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого

в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и

сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без

уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя

вырастить достойных граждан.

Уже с младшего школьного возраста дети должны гордиться, что родились в

великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её

героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать

историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

(СЛАЙД 3) Патриотическое воспитание в начальной школе имеет несколько

основных направлений:

любовь к родителям и родному дому;

любовь к природе, её охрана и изучение;

любовь к родному краю, его изучение;

знакомство с национальной культурой;

воспитание чувства национальной гордости;

изучение государственной символики;

военно-патриотическое воспитание.

Решая

задачи

патриотического

воспитания,

строю

свою

работу

в

соответствии с местными условиями и особенностями детей. Применяю в своей

работе, как традиционные (урок, классный час, беседа, выставка рисунков и т.д.),

так и инновационные (проекты, встречи, экскурсии и т.д.) формы работы.

Патриотическое воспитание младших школьников в моем педагогическом

опыте уже систематическая

работа из одного набора детей и до другого.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности помогает воспитывать будущих

патриотов нашей Родины.

В

урочной

деятельности

особое

внимание

уделяется

на

уроках

литературного чтения и окружающего мира.

Это изучение стихотворений о Родине, о Победе, исторические события в

произведениях соотечественников, чтение произведений о Великой Отечественной

войне, о нашей России, красоте природы и самоотверженных героях и хороших

людях.

(СЛАЙД 2)

Уроки окружающего мира с первых дней способствуют

воспитанию патриотизма у младших школьников, это знакомство с символикой

нашей страны, региона, города, истории России, создание проектов о городе,

семейного древа, Красной книги растений и животных родного края, страниц

участия в военных действиях разных годов и специальной военной операции.

После изучения теоретического материала, просмотра фильмов, при содействии

родителей отправились в трех часовую автобусную экскурсию по шарыповской

земле «Моя малая родина». Много новой информации предоставила экскурсовод

Руднева Ирина Вячеславовна. Посетили Источник Святого Пантелеймона

в селе.

Большое озеро.

На уроках русского языка

формирую у школьников культуру

русского

речевого общения. На данных уроках прививаю любовь к русскому великому

слову, ребята выполняют

творческие задания (сочинения и изложения) по

произведениям о людях чести и долга, по картинам родной природы.

Уроки математики дают представления о развитии отечественной науки.

Ребята решают задачи, используя экономические данные страны, составляют

текстовые задачи на основе фактов из местных газет о нашем городе и районе.

Уроки изобразительного искусства напрямую воспитывают патриотические

чувства у младших школьников, иллюстрирование улиц города, природы родного

края,

рисование

по

представлению

православных

праздников:

«Пасха»,

«Рождество», «Масленица».

На уроках технологии

знакомство с

народными

промыслами района и края, с национальной культурой, изготовление подарков,

открыток к календарным праздникам для мам, пап и старшего поколения. Цикл

данных уроков развивает творческие способности детей, прививает чувство

прекрасного.

Особое внимание патриотическому воспитанию младших школьников

уделяется во внеурочной деятельности. В тесном сотрудничестве с родителями

использую такие формы работ, как экскурсии, классные часы, встречи с

ветеранами боевых действий, участниками СВО, уроки мужества, просмотры

фильмов.

В организации и проведении занятий внеурочной деятельности «Разговоры о

важном»

особое внимание определено патриотическому воспитанию младших

школьников.

Как и во всех школах России, в нашей школе «Разговоры о важном»

начинаются с исполнения Гимна Российской Федерации. В школе он обозначен,

как день парадной формы. Мои ученики с нетерпением ждут этих занятий, все

знают слова гимна, выполняют требование школы, по графику участвуют в

поднятии флага.

Знакомство с такими темами, как «День Отечества», «Союзники России»,

«Новогодние традиции», «Что такое Родина?», «Непокоренные» (о блокаде

Ленинграда), прививают любовь к Родине, к ее героям, способствуют развитию

чувства гордости за нашу могучую страну.

(СЛАЙД 5) Занятия внеурочной деятельности «Орлята России» играют не

маловажную роль в патриотическом воспитании младших школьников. Эти

занятия начинаются с орлятского гимна и девиза классного коллектива. Кстати,

коллектив моего 3 «А» класса с первого дня обучения в школе выбрал название

ЮНЫЙ ПАТРИОТ.

Особое внимание уделяется изучению трека «Орленок – хранитель

исторической памяти». Вместе с наставниками – старшеклассниками и родителями

организуются выходы в библиотеки, музей, реализуются краткосрочные проекты,

проводятся

коллективно

творческие

дела.

Участие

в

проекте

ранней

профориентации

«Орлята

учатся

летать».

Школьники

младших

классов

познакомились с профессиями Шарыповского многопрофильного колледжа, в

котором учились их родители.

(СЛАЙД

6)

Традиционное

мероприятие,

которое

дети

посещают

с

удовольствием при изучении тем по ОРКСЭ, это экскурсия в храм. Дети не только

могут увидеть, то о чем изучали в учебниках, но и подняться на звонницу,

поставить свечи. Задолго до начала изучения курса проводятся систематические

встречи родителей и школьников со священниками Свято-Троицкого храма,

родительские собрания по выбору модуля курса ОРКСЭ

(СЛАЙД 7) В тесном сотрудничестве со специалистами детской библиотеки

имени

Н.Носова

воспитываем

чувства

патриотизма

младших

школьников,

проводим встречи, мероприятия, беседы, чтение вслух.

(СЛАЙД 8) 9 декабря 2024 года в День героев Отечества, ученики моего

класса Хлынов Никита и Фалилева Арина были удостоены чести принимать

участие при открытии Парты героя. Назарец Владислав и Синтха Тимур, участники

СВО, за отвагу и самоотверженность, безграничную преданность Родине и своему

народу наши земляки награждены Орденами мужества посмертно.

Со

своими

учениками

любого

выпуска

участвуем

в

мероприятиях

городского уровня: Парад Победы, Ленинградский хлеб, Масленица. Из года в год

являемся победителями школьного уровня, смотра песни и строя, инсценированной

песни, конкурса чтецов произведений о Победе.

(СЛАЙД 9) С 2022 года по сложившейся традиции собираем и отправляем

посылки, письма участникам СВО и (СЛАЙД 10)

ребятам – срочникам

в

Ужурскую Краснознаменную ракетную дивизию.

(СЛАЙД 11) В этом учебном году младшие школьники приняли участие в

Акции «Отцам – защитникам Родины», собрали посылки и написали письма»

(СЛАЙД 12) Ежегодно в школе проводится ряд мероприятий, направленных

на патриотическое воспитание подрастающего поколения: школьные линейки,

смотры песня и строя, инсценированные песни военных лет и другие.

(СЛАЙД 13) 2024 год был объявлен годом семьи, осеннюю выставку

пополнили творческие работы родословными древами.

(СЛАЙД

14)

Проводятся

традиционные

встречи

с

воинами

интернационалистами, солдатами – срочниками, участниками СВО, они являются

членами жюри конкурса чтецов, конкурса инсценированной песни, гостями многих

мероприятий

(СЛАЙД 15)

Впервые на территории школы проведены масленичные

гуляния,

которые

способствуют

формированию

у

младших

школьников

представления о традициях русского народа. Привитие интереса, воспитание

любви и бережного отношения к российской истории, традициям своей страны и

малой Родины.

(СЛАЙД 16) Систематические мероприятия ко дню победы. В прошлом

году был организован и проведен на достойном уровне квест победы.

(СЛАЙД 17) Ребята и родители нашей школы, в том числе и моего класса

активные участники муниципальных мероприятий: Парад Победы, Бессмертный

полк, краеведческая игра «Мой микрорайон», открытые мероприятия по курсы

ОРКСЭ в рамках ГМО и другие.

(СЛАЙД 18)

Ежегодно провожу беседы о блокадном Ленинграде, в

прошлом году дети и родители моего класса приняли участие в муниципальном

мероприятии «Блокадный хлеб»

(СЛАЙД 19) В городе работает военно-патриотический клуб «Смерч»,

который посещают мальчики моего класса. Было решено организовать экскурсию.

Руководитель клуба Пермяков Андрей Викторович, воин – интернационалист в

доступной форме рассказал детям о деятельности клуба и волонтерской группы

«Своих не бросаем»

(СЛАЙД 20) В октябре 2024 года ученица Фалилеева Арина с братом

Артемом

приняли

участие

в

международном

конкурсе

«Сказки

народов

Красноярского края», учрежденного Домом дружбы народов Красноярского края

«Родина». А в конце ноября Арина стала участником и дипломантом первой

степени Международного диджитал фестиваля "Мир рисует счастье" отправилась

за наградой в г. Москву. К слову, в отборочном туре приняли участие более 11

тысяч работ.

Программа фестиваля была насыщенной и познавательной, на очном этапе в

Москве участники:

подготавливали и защищали проект на тему "Что такое счастье",

проходили мастер классы в Академии Игоря Крутого,

встречались с космонавтом Бабкиным Андреем Николаевичем.

Вся команда фестиваля посетила ряд музеев: Бородинская панорама, музей

ВДНХ, музей космонавтики, Роботостанцию, Крутитское подворье.

(СЛАЙД 21) В 2024 году в городе при поддержке станицы «Назаровская»

создали общественную организацию казаков, в которую вошли и воспитанники

военно-патриотического клуба «Смерч», это мои ученики.

(СЛАЙД 22)

Результатом своего труда в патриотическом направлении,

считаю то, что выпускники начальной школы поступают в кадетский корпус,

именно в стенах корпуса воспитывают патриотов Родины на основе православия.

Урочная и внеурочная деятельность перекликается в любом мероприятии.

Перед проектом, обязательное изучение информации, после экскурсии всегда

сочинение или беседа, делимся впечатлениями. Лучшие чтецы на уроках

литературного чтения, выбираются на конкурс чтецов и так далее.

(СЛАЙД 23) Лучшая форма воспитания – это личный пример, именно на его

основе педагоги школы работают по патриотическому воспитанию младших

школьников.

(СЛАЙД 24)

2025

год президентом России объявлен годом защитника

Отечества. Мною и группой инициативных родителей планируется реализация

проекта «Мы помним ваши имена», результатом которого будет классная книга

памяти о родных и близких героях Великой Отечественной войны.

Патриотическое воспитание – важнейшее направление воспитательной

работы с детьми любого возраста, важно, чтобы эта работа соответствовала уровню

развития

ребёнка,

его

представлениям

об

окружающем

мире.

Говоря

о

патриотическом

воспитании,

надо

сказать,

что

здесь

важна

ежедневная,

ежеурочная работа.

(СЛАЙД 25)



В раздел образования