Напоминание

Сотрудничество учитель-родитель-ученик в проблеме становления навыка чтения в начальной школе


Автор: Ибрагимова Татьяна Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ “Средняя школа № 53 Г.О. Макеевка“
Населённый пункт: город Макеевка, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Статья
Тема: Сотрудничество учитель-родитель-ученик в проблеме становления навыка чтения в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Сотрудничество учитель-родитель-ученик в проблеме становления

навыка чтения в начальной школе

Татьяна Ибрагимова

учитель начальных классов

СШ № 53 г.Макеевки

Пожалуй, первая и важная задача школы - научить ребёнка грамоте,

чтению, письму. От того, насколько хорошо это будет сделано, во многом

зависит дальнейшие успехи ребёнка в школе.

Задачи, стоящие перед учителем начальных классов многообразны. Дети

должны

научиться

осмысленно

читать,

писать

и

говорить,

должна

развиваться и обогащаться их речь. На уроках им сообщают начальные

сведения по языку и литературному чтению. У них должен быть пробуждён

интерес к языку и чтению - чтению, которое позволяет обогащать

представление

об

окружающем

мире.

Вспоминаются

слова

В.А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев

математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Кому недоступно

искусство

чтения

-

невоспитанный

человек,

нравственный

невежда.

Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от

умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и

осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя,

переживая за него. В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать - это означает

быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам».

Язык для ребёнка - живое. Каждое слово для него огромно, неведомо и

вместе с тем близко и понятно, потому что в нём - мир, который ребёнок

впервые открывает и узнаёт. Недаром говорят, что только поэты и дети

способны воспринимать слова с той силой, яркостью, которая им изначально

присуща. Каждое слово для него ощутимо, осязаемо, имеет, как говорят, свой

цвет, запах, вкус, вес… Только тот ученик «читает», в сознании которого

слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями

окружающего

мира.

Это

возможно

только

при

условии

овладения

синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и

понимания. Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и

пониманию текста - одна из самых острых и постоянных проблем школьного

обучения и её успешное решение во многом зависит от первых шагов

ребёнка, обучающегося читать.

Из своей практики я знаю, что хорошо работается с успешным,

вдумчивым читателем. А что же делать со слабочитающим учеником? Как

помочь ему и его родителям? Хочу предложить несложные упражнения:

а) разминка ( артикуляционная гимнастика):

- вдох носом, выдох через рот;

- вдох, задержка дыхания, выдох;

- вдох, выдох порциями.

б) упражнения для развития четкости произношения:

- самолёты взлетают: -у-у-у,

- машины едут: ж-ж-ж,

- лошадки поскакали: цок-цок-цок,

- рядом ползёт змея: ш-ш-ш,

- муха бьётся в стекло: з-з-з-з,

в) чтение шепотом и медленно:

- ра-ра-ра -начинается игра,

- ры-ры-ры- у нас в руках шары,

- ру-ру-ру- бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умеренно:

- арка арца;

- арта арда;

- арла арча;

- арса аржа.

д) чтение громко и быстро:

- гарь-парь-жарь

- дверь-червь-зверь

е) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.

Часто на уроках предлагаю такой вид работы, как чтение трудных слов с

доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов

наоборот:

- ецнлос;

- ансев;

- цясем.

ж) чтение зашумленных слов:

- снег зима;

- мороз вьюга.

Найдя

в

интернете

статьи

профессора

И.П.

Федоренко,

я

заинтересовалась методикой работы результативного обучения чтению. Она

гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а

частота тренировочных упражнений. Наша память устроена таким образом,

что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то

есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Потому, если

мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня

навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по

времени: мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с

большей частотой. Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа

или мама усаживают своего сынишку - первоклассника, который плохо

читает, у которого чтение вызывает затруднение, и говорит следующее:

«Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи.» При

той низкой технике чтения, которой у первоклассника, ему необходимо

больше часа, чтобы одолеть даже маленькую сказку или рассказ. Родители

допускают

огромную

ошибку,

подавляя

у

ребёнка

желание

читать.

Правильно было бы разделить чтение на три равных порции по 5-7 минут.

Читая, ребёнок должен пересказать прочитанное (например, 1 абзац). Через

час - вторая порция и заключительная перед сном. Эффективность такой

тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один приём. Можно

назвать это - режим щадящего чтения. Это когда ребёнок прочитает одну-две

фразы или строчки и только после этого получит кратковременный отдых.

Этот приём можно рекомендовать родителям, дети которых читают слабо

или неохотно.

Говоря о проблеме вдумчивого чтения на родительском собрании, я

предложила родителям новый для них вид чтения - ролевой. Он вызывает

массу положительных эмоций, радость общения, сотрудничества. Я была в

роли мамы, а родители - дети. Первая игра «Игра в прятки» вызвала

затруднение. Не все сразу поняли условия игры. « Игра в прятки»: начинала

читать не сначала текст, а где попало, называя только страницу, остальные

должны найти и подстроиться под моё чтение. Родители очень радовались,

когда первыми успевали найти нужный абзац, который я читала. Вторая игра

была посложнее. «Мнимое слово»: мама - учитель в ходе чтения произносят

неправильное слово «дети» прерывают чтение и прочитывают слово с

исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют

возможность поправить маму, что поднимает их собственный авторитет и

придаёт уверенность в своих силах. Слабочитающему ученику больше

помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть

любой член семьи. Можно тренировать навыки осмысленного чтения

используя записи произведения в исполнении материалов художественного

слова. Здесь уместно сказать вот о чём, если ребёнок слышит выразительное

чтение учителя, родителей, одноклассников, он обязательно начинает

подражать, старается читать так же хорошо. Вот почему очень важно,

подчёркиваю, дома стараться читать «с выражением». Все мы понимаем, что

родители заняты, они не мастера художественного слова, не актёры, но на

осознанное чтение способен, пожалуй, каждый. Во всяком случае, надо

стараться.

Очень

полезно

попросить

ребёнка

после

чтения

рассказа

или

стихотворения нарисовать иллюстрацию к прочитанному. Только, конечно,

не нужно подсказывать, что именно нужно нарисовать. Сам рисунок

поможет вам понять, насколько понят общий смысл произведения.

Писательница из Америки Эмили Бухвальд писала, что ребёнок

становится читателем на коленях родителей. Поэтому учителям начальных

классов необходимо прививать любовь к чтению, умение правильно

выбирать книги, чтобы в будущем ученики смогли и передали свои знания,

чувства своим детям, а дети - своим, и так, чтобы эта связь не прерывалась

никогда.

В конце хочется сказать, что дети 6-10 лет очень чутки к языку,

необычайно впечатлительны ко всему, что открывает им слово, прочитанное

ими или учителем, родителями. Не только от школы и от вас, родители, во

многом зависит. Чтобы те огромные возможности, заложенные природой в

каждого ребёнка, были использованы и развиты как можно полнее. Дерзайте!

Поддерживайте учителей! И наш совместный труд даёт отличный результат -

поколение грамотных, читающих, здравомыслящих детей.



В раздел образования