Напоминание

"Воспитатель: от А до Я"


Автор: Федосова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 9 "Аленка"
Населённый пункт: город Вятские Поляны Кировской области
Наименование материала: Система наставничества в ДОУ
Тема: "Воспитатель: от А до Я"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Место реализации практики наставничества

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 9

«Аленка» города Вятские Поляны Кировской области

Название практики: «Воспитатель: от А до Я»

Вид наставничества, используемый в практике:

традиционная

форма наставничества («один – на - один»). Это взаимодействие между более

опытным

и

начинающим

работником

в

течение

определённого

продолжительного времени.

Актуальность

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается

напряженностью, важностью для его личностного и профессионального

развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный

воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного

образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Вместе с тем, в

ходе профессиональной деятельности, у начинающего педагога возникают те

или иные трудности. Молодые кадры приходят в детский сад неохотно. С

чем это связано? Со многими факторами: это и высокая утомляемость

педагогов на работе, и низкое материальное поощрение за работу, и большая

ответственность за жизнь и здоровье детей, и увеличение требований к

объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ. Причин

много, а вот решение проблемы найти крайне сложно.

К большому сожалению, педагогический состав многих дошкольных

учреждений стремительно «стареет». Отсутствие молодых педагогов с их

оптимизмом,

новыми

знаниями,

навыками

является

отрицательным

фактором. А если молодые воспитатели и придут в ДОУ, то нагрузка,

ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем

работ кажется им невыполнимым. Особенностью труда начинающих

педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые

обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним

стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них

столь же безупречного профессионализма. Если молодые воспитатели не

получают

поддержки

от

коллег

и

администрации,

чувствуют

себя

«брошенными на произвол судьбы».

Поэтому нужен «коуч», который будет работать в комплексном

подходе по преодолению возможных трудностей адаптации молодого

воспитателя к трудовой деятельности.

Цель:

создание условий для работы и профессионального роста

молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и

успешному

вхождению

в

профессиональную

деятельность

молодого

педагога.

Новизна: целесообразность и практическая значимость состоит в том,

что при взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит обмен

опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального

мастерства и самовыражения. Разработаны: модель наставничества, система

мотивации и стимулирования наставников, Программа наставничества и

методические

документы,

которые

могут

применяться

в

практике

учреждений.

Суть практики

состоит в передаче профессионального опыта от

педагога

наставника

молодому

педагогу,

формировании

интереса

к

профессиональному саморазвитию. Предполагает адаптивный и личностно-

ориентированный

подход

к

применению

традиционной

формы

наставничества в современных условиях.

Необходимые ресурсы для реализации практики:

- Материалы передового педагогического опыта наставника,

- примеры оформления деловой документации воспитателя,

- примерные модели наполнения развивающей предметно пространственной

среды,

- примеры оформления картотек дидактических игр,

- конспекты открытых занятий, разработки консультаций, рекомендаций,

буклетов для молодых педагогов.

Средства и способы реализации практики

Моя система работы с молодым педагогом включает формы и методы,

которые

содействуют

профессиональному

становлению

педагога

и

повышению его профессиональной компетентности, а именно:

составление дорожной карты по внедрению системы наставничества,

где указывается план действий по организации наставничества;

составление плана работы с наставляемым (приложение 1);

изучение

содержания

Федеральной

образовательной

программы,

Федерального государственного стандарта, ФЗ «Об образовании»;

совместное изучение педагогических технологий и применение их в

работе с детьми;

совместное проектирование образовательного процесса, составление

календарного и перспективного планов работы;

ознакомление

с

организацией

развивающей

предметно-

пространственной среды в группе;

изучение опыта работы коллег;

показ совместной деятельности, режимных моментов наставником;

консультации по работе с родителями;

посещение наставляемым открытых мероприятий разных уровней;

анализ результатов работы и подведение итогов работы за год

(обобщение опыта);

обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах и

конференциях.

Результаты от реализации практики:

Для молодого педагога:

- педагог самостоятельно планирует, разрабатывает и проводит занятия, без

затруднений организовывает образовательную деятельность с детьми;

- принимает активное участие в педагогических мероприятиях различного

уровня;

- получила высшее педагогическое образование;

- реализация компетенций в профессиональной деятельности;

- аттестация на первую квалификационную категорию.

Для наставника:

- систематизируются и структурируются собственные знания и опыт (одно

дело знать, другое - уметь ими поделиться);

- расширяется набор используемых инструментов в своей практике при

передаче знаний и опыта;

- происходит рост самооценки наставника.

Для дошкольной организации:

- сокращает срок адаптации новых сотрудников;

- способствует стабильному профессиональному росту членов

коллектива;

- создает благоприятную среду для саморазвития сотрудников;

- способствует развитию навыков коммуникаций;

- улучшает морально-психологический климат внутри коллектива.

Приложение 1

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-

НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

1.

Помощь

в

изучении

федерального

закона

«Об

образовании»,

ФГОС,

санитарно-эпидемиологических

правилах и нормативов для ДОУ

Оформление документации группы

Мониторинг детского развития.

Консультации и ответы на

интересующие вопросы.

Подбор

диагностического

материала.

Сентябрь

2.

Оказание

помощи

в

организации

качественной работы с документацией:

изучение

программы

учреждения,

участие

молодого

педагога

в

составлении

перспективного

и

календарного

планов,

плана

по

самообразованию.

Родительское

собрание

Консультация,

оказание

помощи.

Знакомство

с

основными

документами,

регламентирующими

деятельность ДОУ. Помощь

в организации и проведении

собрания,

обсуждение

собрания.

Октябрь

3.

Изучение методики проведения НОД,

совместная

разработка

конспектов

НОД,

эффективное

использование

дидактического материала в работе.

Посещение

молодым

специалистом

НОД

и

режимных

моментов

у

наставника.

Ноябрь

4.

Просмотр

конспекта

и

проведение

организованной

образовательной

деятельности молодым специалистом

Психолого-педагогические

основы

установления

контактов

с

семьей

воспитанников.

Подготовка

к

новогодним

мероприятиям.

Посещения

НОД

и

режимным

моментов

молодого

педагога.

Обсуждение.

Составление

плана

предварительной

работы

с

детьми

и

родителями.

Декабрь

5.

Анализ

педагогических

ситуаций,

стилей

педагогического

общения

с

детьми.

Углубленное

знакомство

с

локальными документами, приказами

ДОУ.

Дискуссия на тему: «Трудная

ситуация в работе с детьми и

ваш

выход

из

нее».

Знакомство

с

основными

документами,

регламентирующими

деятельность ДОУ.

Январь

6.

Основные проблемы в педагогической

деятельности

молодого

специалиста.

Использование

современных

технологий

в

воспитательном

процессе.

Использование

в

работе

проектов.

Проект

«Защитники

отечества»,

«Милая мама»

Консультация,

планирование,

обмен

опытом, помощь наставника.

Консультация и ответы на

интересующие вопросы.

Февраль

7.

Нетрадиционные

формы Консультация

наставника,

Март

взаимодействия с родителями , участие

молодого

педагога

в

подготовке

материала для родителей.

участие молодого педагога в

разработке материалов

для

родителей.

8.

Самостоятельная

организация

и

руководство

творческими

играми

детей.

Роль

игры

в

развитии

дошкольников.

Причины

возникновения

конфликтных

ситуаций

и

их

урегулирование

в

процессе

педагогической деятельности.

Консультация

наставника,

наблюдение

за

работой

молодого

специалиста

(совместной

игровой

деятельности).

Обсуждение

и

консультирование

молодого педагога по этой

теме.

Апрель

9.

Знакомство с мониторингом, изучение

методик проведение и обследования

воспитанников. Подготовка к летне-

оздоровительному периоду.

Проведение итогов работы.

Консультация и ответы на

интересующие

вопросы,

оказание

помощи.

Самоанализ

молодого

специалиста.

Май



В раздел образования