Автор: Федосова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 9 "Аленка"
Населённый пункт: город Вятские Поляны Кировской области
Наименование материала: Система наставничества в ДОУ
Тема: "Воспитатель: от А до Я"
Раздел: дошкольное образование
Место реализации практики наставничества
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 9
«Аленка» города Вятские Поляны Кировской области
Название практики: «Воспитатель: от А до Я»
Вид наставничества, используемый в практике:
традиционная
форма наставничества («один – на - один»). Это взаимодействие между более
опытным
и
начинающим
работником
в
течение
определённого
продолжительного времени.
Актуальность
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается
напряженностью, важностью для его личностного и профессионального
развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный
воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного
образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Вместе с тем, в
ходе профессиональной деятельности, у начинающего педагога возникают те
или иные трудности. Молодые кадры приходят в детский сад неохотно. С
чем это связано? Со многими факторами: это и высокая утомляемость
педагогов на работе, и низкое материальное поощрение за работу, и большая
ответственность за жизнь и здоровье детей, и увеличение требований к
объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ. Причин
много, а вот решение проблемы найти крайне сложно.
К большому сожалению, педагогический состав многих дошкольных
учреждений стремительно «стареет». Отсутствие молодых педагогов с их
оптимизмом,
новыми
знаниями,
навыками
является
отрицательным
фактором. А если молодые воспитатели и придут в ДОУ, то нагрузка,
ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем
работ кажется им невыполнимым. Особенностью труда начинающих
педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые
обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним
стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них
столь же безупречного профессионализма. Если молодые воспитатели не
получают
поддержки
от
коллег
и
администрации,
чувствуют
себя
«брошенными на произвол судьбы».
Поэтому нужен «коуч», который будет работать в комплексном
подходе по преодолению возможных трудностей адаптации молодого
воспитателя к трудовой деятельности.
Цель:
создание условий для работы и профессионального роста
молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и
успешному
вхождению
в
профессиональную
деятельность
молодого
педагога.
Новизна: целесообразность и практическая значимость состоит в том,
что при взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит обмен
опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального
мастерства и самовыражения. Разработаны: модель наставничества, система
мотивации и стимулирования наставников, Программа наставничества и
методические
документы,
которые
могут
применяться
в
практике
учреждений.
Суть практики
состоит в передаче профессионального опыта от
педагога
наставника
молодому
педагогу,
формировании
интереса
к
профессиональному саморазвитию. Предполагает адаптивный и личностно-
ориентированный
подход
к
применению
традиционной
формы
наставничества в современных условиях.
Необходимые ресурсы для реализации практики:
- Материалы передового педагогического опыта наставника,
- примеры оформления деловой документации воспитателя,
- примерные модели наполнения развивающей предметно пространственной
среды,
- примеры оформления картотек дидактических игр,
- конспекты открытых занятий, разработки консультаций, рекомендаций,
буклетов для молодых педагогов.
Средства и способы реализации практики
Моя система работы с молодым педагогом включает формы и методы,
которые
содействуют
профессиональному
становлению
педагога
и
повышению его профессиональной компетентности, а именно:
составление дорожной карты по внедрению системы наставничества,
где указывается план действий по организации наставничества;
составление плана работы с наставляемым (приложение 1);
изучение
содержания
Федеральной
образовательной
программы,
Федерального государственного стандарта, ФЗ «Об образовании»;
совместное изучение педагогических технологий и применение их в
работе с детьми;
совместное проектирование образовательного процесса, составление
календарного и перспективного планов работы;
ознакомление
с
организацией
развивающей
предметно-
пространственной среды в группе;
изучение опыта работы коллег;
показ совместной деятельности, режимных моментов наставником;
консультации по работе с родителями;
посещение наставляемым открытых мероприятий разных уровней;
анализ результатов работы и подведение итогов работы за год
(обобщение опыта);
обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах и
конференциях.
Результаты от реализации практики:
Для молодого педагога:
- педагог самостоятельно планирует, разрабатывает и проводит занятия, без
затруднений организовывает образовательную деятельность с детьми;
- принимает активное участие в педагогических мероприятиях различного
уровня;
- получила высшее педагогическое образование;
- реализация компетенций в профессиональной деятельности;
- аттестация на первую квалификационную категорию.
Для наставника:
- систематизируются и структурируются собственные знания и опыт (одно
дело знать, другое - уметь ими поделиться);
- расширяется набор используемых инструментов в своей практике при
передаче знаний и опыта;
- происходит рост самооценки наставника.
Для дошкольной организации:
- сокращает срок адаптации новых сотрудников;
- способствует стабильному профессиональному росту членов
коллектива;
- создает благоприятную среду для саморазвития сотрудников;
- способствует развитию навыков коммуникаций;
- улучшает морально-психологический климат внутри коллектива.
Приложение 1
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-
НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ
№
Содержание работы
Форма проведения
Сроки
1.
Помощь
в
изучении
федерального
закона
«Об
образовании»,
ФГОС,
санитарно-эпидемиологических
правилах и нормативов для ДОУ
Оформление документации группы
Мониторинг детского развития.
Консультации и ответы на
интересующие вопросы.
Подбор
диагностического
материала.
Сентябрь
2.
Оказание
помощи
в
организации
качественной работы с документацией:
изучение
программы
учреждения,
участие
молодого
педагога
в
составлении
перспективного
и
календарного
планов,
плана
по
самообразованию.
Родительское
собрание
Консультация,
оказание
помощи.
Знакомство
с
основными
документами,
регламентирующими
деятельность ДОУ. Помощь
в организации и проведении
собрания,
обсуждение
собрания.
Октябрь
3.
Изучение методики проведения НОД,
совместная
разработка
конспектов
НОД,
эффективное
использование
дидактического материала в работе.
Посещение
молодым
специалистом
НОД
и
режимных
моментов
у
наставника.
Ноябрь
4.
Просмотр
конспекта
и
проведение
организованной
образовательной
деятельности молодым специалистом
Психолого-педагогические
основы
установления
контактов
с
семьей
воспитанников.
Подготовка
к
новогодним
мероприятиям.
Посещения
НОД
и
режимным
моментов
молодого
педагога.
Обсуждение.
Составление
плана
предварительной
работы
с
детьми
и
родителями.
Декабрь
5.
Анализ
педагогических
ситуаций,
стилей
педагогического
общения
с
детьми.
Углубленное
знакомство
с
локальными документами, приказами
ДОУ.
Дискуссия на тему: «Трудная
ситуация в работе с детьми и
ваш
выход
из
нее».
Знакомство
с
основными
документами,
регламентирующими
деятельность ДОУ.
Январь
6.
Основные проблемы в педагогической
деятельности
молодого
специалиста.
Использование
современных
технологий
в
воспитательном
процессе.
Использование
в
работе
проектов.
Проект
«Защитники
отечества»,
«Милая мама»
Консультация,
планирование,
обмен
опытом, помощь наставника.
Консультация и ответы на
интересующие вопросы.
Февраль
7.
Нетрадиционные
формы Консультация
наставника,
Март
взаимодействия с родителями , участие
молодого
педагога
в
подготовке
материала для родителей.
участие молодого педагога в
разработке материалов
для
родителей.
8.
Самостоятельная
организация
и
руководство
творческими
играми
детей.
Роль
игры
в
развитии
дошкольников.
Причины
возникновения
конфликтных
ситуаций
и
их
урегулирование
в
процессе
педагогической деятельности.
Консультация
наставника,
наблюдение
за
работой
молодого
специалиста
(совместной
игровой
деятельности).
Обсуждение
и
консультирование
молодого педагога по этой
теме.
Апрель
9.
Знакомство с мониторингом, изучение
методик проведение и обследования
воспитанников. Подготовка к летне-
оздоровительному периоду.
Проведение итогов работы.
Консультация и ответы на
интересующие
вопросы,
оказание
помощи.
Самоанализ
молодого
специалиста.
Май