Напоминание

«Единое образовательное пространство и реализация Федеральной образовательной программы в дошкольных учреждениях России»


Автор: Рева Альбина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №16 "Аленка"
Населённый пункт: РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АЗОВСКИЙ РАЙОН, КРУГЛОЕ
Наименование материала: «Единое образовательное пространство и реализация Федеральной образовательной программы в дошкольных учреждениях России»
Тема: «Единое образовательное пространство и реализация Федеральной образовательной программы в дошкольных учреждениях России»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад третьей категории № 16 «Аленка» с. Круглое

Доклад

«Программно-методическое сопровождение

образовательной деятельности по формированию

основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ»

Подготовила : Рева А.А

2025г

«Самое дорогое у человека- это жизнь»

Н. А. Островский

Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир,

дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и

здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам

безопасного поведения с дошкольного возраста.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях

дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой

проблемой,

поскольку

обусловлено

объективной

необходимостью

информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения

ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге.

Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, и в неё вошли

такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может

просто растеряться.

Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знания общепринятых

человеком нормах поведения.

Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной

обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения

дома, на улице, в парке, в транспорте.

В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта

в ОПДО «Детский сад №3». В программе: содержание психолого-

педагогической

работы

с

детьми

3-7

лет

осуществляется

по

пяти

образовательным

областям.

Формирование

основ

безопасности

жизнедеятельности определено в образовательной области «Социально-

коммуникативное развитие».

«Безопасность» в подгруппах 3-4 и 4-5 лет осуществляется в совместной

деятельности

педагога

с

детьми,

другими

детьми,

самостоятельной

деятельности при проведении режимных моментов ежедневно в различных

видах детской деятельности;

«Безопасность» в подгруппах 5-6 лет и 6-7 лет через занятие 1 раз в неделю.

Для реализации образовательной программы дошкольного образования

используются методические издания: К.Ю. Белая. «Формирование основ

безопасности у дошкольников»

Содержание

работы

ориентировано

на

разностороннее

развитие

дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических,

интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в

ходе

освоения

всех

образовательных

областей

наряду

с

задачами,

отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным

психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается

не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных

моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так в

самостоятельной деятельности дошкольников.

Основные цели и задачи

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и

сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных

действий;

развитие

социального

и

эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей

семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование

позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование

основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Безопасность (3- 4 года)

Безопасное поведение в природе.

Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и

неживой природе.

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности

растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Безопасность на дорогах.

Расширять ориентировку в окружающем пространстве.

Знакомить детей с правилами дорожного движения.

Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение

зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

Формировать первичные представления о безопасном поведении на

дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Знакомить с

работой водителя.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

Формировать

навыки

безопасного

передвижения

в

помещении

(осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила;

открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).

Формировать

умение

соблюдать

правила

в

играх

с

мелкими

предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

Развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком,

водой, снегом.

Безопасность (5 - 6 лет)

Безопасное поведение в природе.

Формировать

основы

экологической

культуры

и

безопасного

поведения в природе.

Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что

человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить

животному и растительному миру.

Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния,

радуга), с правилами поведения при грозе.

Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и

укусах насекомых.

Безопасность на дорогах.

Уточнять

знания

детей

об

элементах

дороги

(проезжая

часть,

пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе

светофора.

Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на

которых живут дети.

Знакомить

с

правилами

дорожного

движения,

правилами

передвижения пешеходов и велосипедистов.

Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка

автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской

помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен»,

«Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности.

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время

игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на

санках, коньках, лыжах и др.).

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы,

газовая плита, утюг и др.).

Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об

элементарных правилах поведения во время пожара.

Знакомить с работой службы спасения - МЧС. Закреплять знания о том,

что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02»,

«03».

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон

Безопасность (6- 7 лет)

Безопасное поведение в природе.

Формировать основы экологической культуры.

Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.

Знакомить

с

Красной

книгой,

с

отдельными

представителями

животного и растительного мира, занесенными в нее.

Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как

гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения

человека в этих условиях.

Безопасность на дорогах.

Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном

движении.

Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими,

запрещающими и информационно-указательными.

Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила

дорожного движения.

Расширять представления детей о работе ГИБДД.

Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном

транспорте.

Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому

саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в

детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

Формировать представления о

том, что полезные и необходимые

бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и

стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и

бытовые предметы).

Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.

Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время

года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках,

коньках, лыжах и др.).

Подвести

детей

к

пониманию

необходимости

соблюдать

меры

предосторожности,

учить

оценивать

свои

возможности

по

преодолению опасности.

Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома»,

«Потерялся», «Заблудился».

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы

скорой помощи.

Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.

Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят

по телефонам «01», «02», «03».

Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний

адрес, телефон.

Работа с детьми по ОБЖ должна проводиться систематически, весь учебный

год, при гибком распределении программного материала в течение недели.

Формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с

детьми:

-занятия, игры- занятия;

- праздники, развлечения, досуги;

- беседы;

- тренинги;

- дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;

- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,

- заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;

- отгадывание загадок, кроссвордов;

- чтение художественной литературы,

- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;

- сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;

- театрализованные представления,

- обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения) ;

- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС)

- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей,

так и педагогов,

- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать);

-работа над проектами.

Они должны быть яркими и привлекательными, заинтересовывать детей.

Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке, использовать

театрализованную деятельность.

Условия создания предметно-развивающей среды (согласно ФГОС ДО)

Для

формирования

навыков

безопасного

поведения

дошкольников

необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду в

группе. В неё входит:

- оформление уголка безопасности, который содержит материалы:

(план-схема района, где находится д/сад, макет улицы с дорожными знаками,

иллюстрации т. д.).

- подбор дидактических игр, демонстрационных пособий методической

литературы, детской художественной литературы по ОБЖ и ПДД,

Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно-

пространственной среды, играет огромную роль в успешном решении

образовательных задач. Привлечение родителей к совместной работе также

обеспечивает

возможность

достижения

успеха

по

овладению

детьми

необходимыми правилами и навыками раздела «Безопасность».

Представленная система работы по ОБЖ должна эффективно способствовать

выполнению задач образования детей.

Работа с родителями.

Работу с родителями необходимо планировать, ведь круг проблем связанный

с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому

необходим тесный контакт с родителями.

Нужно помнить, что главное- это личный пример родителей, воспитателей.

Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и

научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды.

Придерживаться системы педагогических условий, включающих поэтапное

взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (воспитатель –

дети - родители).

Важно уделять значительное внимание примеру взрослых. Необходимо,

чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо

правил поведения, если они сами не всегда им следуют.

Формы работы с родителями:

-

родительские

собрания;

круглые

столы;

консультации;

семинары;

дискуссии дни открытых дверей; оформление наглядной информации (папок-

передвижек, стендов, родительских уголков); совместные мероприятия с

приглашением: медицинских работников, полицейского, пожарника, смотры-

конкурсы (совместная работа детей и их родителей) работа над проектами;

анкетирование родителей;

Безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно

себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в

непредсказуемой ситуации на улице дома, поэтому главная задача педагога-

стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

В связи с этим внимание надо уделять организации различных видов

деятельности и приобретению детьми опыта.

Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на

практике.



В раздел образования