Автор: Рева Альбина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №16 "Аленка"
Населённый пункт: РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, АЗОВСКИЙ РАЙОН, КРУГЛОЕ
Наименование материала: «Единое образовательное пространство и реализация Федеральной образовательной программы в дошкольных учреждениях России»
Тема: «Единое образовательное пространство и реализация Федеральной образовательной программы в дошкольных учреждениях России»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад третьей категории № 16 «Аленка» с. Круглое
Доклад
«Программно-методическое сопровождение
образовательной деятельности по формированию
основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ»
Подготовила : Рева А.А
2025г
«Самое дорогое у человека- это жизнь»
Н. А. Островский
Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир,
дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и
здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам
безопасного поведения с дошкольного возраста.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой
проблемой,
поскольку
обусловлено
объективной
необходимостью
информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения
ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге.
Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, и в неё вошли
такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может
просто растеряться.
Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знания общепринятых
человеком нормах поведения.
Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной
обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения
дома, на улице, в парке, в транспорте.
В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта
в ОПДО «Детский сад №3». В программе: содержание психолого-
педагогической
работы
с
детьми
3-7
лет
осуществляется
по
пяти
образовательным
областям.
Формирование
основ
безопасности
жизнедеятельности определено в образовательной области «Социально-
коммуникативное развитие».
«Безопасность» в подгруппах 3-4 и 4-5 лет осуществляется в совместной
деятельности
педагога
с
детьми,
другими
детьми,
самостоятельной
деятельности при проведении режимных моментов ежедневно в различных
видах детской деятельности;
«Безопасность» в подгруппах 5-6 лет и 6-7 лет через занятие 1 раз в неделю.
Для реализации образовательной программы дошкольного образования
используются методические издания: К.Ю. Белая. «Формирование основ
безопасности у дошкольников»
Содержание
работы
ориентировано
на
разностороннее
развитие
дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических,
интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в
ходе
освоения
всех
образовательных
областей
наряду
с
задачами,
отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным
психологическим сопровождением.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается
не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных
моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так в
самостоятельной деятельности дошкольников.
Основные цели и задачи
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Безопасность (3- 4 года)
Безопасное поведение в природе.
Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и
неживой природе.
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности
растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Безопасность на дорогах.
Расширять ориентировку в окружающем пространстве.
Знакомить детей с правилами дорожного движения.
Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение
зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
Формировать первичные представления о безопасном поведении на
дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Знакомить с
работой водителя.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).
Формировать
навыки
безопасного
передвижения
в
помещении
(осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила;
открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
Формировать
умение
соблюдать
правила
в
играх
с
мелкими
предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).
Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
Развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком,
водой, снегом.
Безопасность (5 - 6 лет)
Безопасное поведение в природе.
Формировать
основы
экологической
культуры
и
безопасного
поведения в природе.
Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что
человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить
животному и растительному миру.
Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния,
радуга), с правилами поведения при грозе.
Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и
укусах насекомых.
Безопасность на дорогах.
Уточнять
знания
детей
об
элементах
дороги
(проезжая
часть,
пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе
светофора.
Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на
которых живут дети.
Знакомить
с
правилами
дорожного
движения,
правилами
передвижения пешеходов и велосипедистов.
Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка
автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской
помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен»,
«Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности.
Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время
игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на
санках, коньках, лыжах и др.).
Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы,
газовая плита, утюг и др.).
Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об
элементарных правилах поведения во время пожара.
Знакомить с работой службы спасения - МЧС. Закреплять знания о том,
что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02»,
«03».
Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон
Безопасность (6- 7 лет)
Безопасное поведение в природе.
Формировать основы экологической культуры.
Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
Знакомить
с
Красной
книгой,
с
отдельными
представителями
животного и растительного мира, занесенными в нее.
Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как
гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения
человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах.
Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном
движении.
Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими,
запрещающими и информационно-указательными.
Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила
дорожного движения.
Расширять представления детей о работе ГИБДД.
Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном
транспорте.
Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому
саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в
детский сад на схеме местности.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
Формировать представления о
том, что полезные и необходимые
бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и
стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и
бытовые предметы).
Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время
года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках,
коньках, лыжах и др.).
Подвести
детей
к
пониманию
необходимости
соблюдать
меры
предосторожности,
учить
оценивать
свои
возможности
по
преодолению опасности.
Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома»,
«Потерялся», «Заблудился».
Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы
скорой помощи.
Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.
Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят
по телефонам «01», «02», «03».
Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний
адрес, телефон.
Работа с детьми по ОБЖ должна проводиться систематически, весь учебный
год, при гибком распределении программного материала в течение недели.
Формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с
детьми:
-занятия, игры- занятия;
- праздники, развлечения, досуги;
- беседы;
- тренинги;
- дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;
- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,
- заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;
- отгадывание загадок, кроссвордов;
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;
- сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;
- театрализованные представления,
- обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения) ;
- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС)
- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей,
так и педагогов,
- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать);
-работа над проектами.
Они должны быть яркими и привлекательными, заинтересовывать детей.
Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке, использовать
театрализованную деятельность.
Условия создания предметно-развивающей среды (согласно ФГОС ДО)
Для
формирования
навыков
безопасного
поведения
дошкольников
необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду в
группе. В неё входит:
- оформление уголка безопасности, который содержит материалы:
(план-схема района, где находится д/сад, макет улицы с дорожными знаками,
иллюстрации т. д.).
- подбор дидактических игр, демонстрационных пособий методической
литературы, детской художественной литературы по ОБЖ и ПДД,
Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно-
пространственной среды, играет огромную роль в успешном решении
образовательных задач. Привлечение родителей к совместной работе также
обеспечивает
возможность
достижения
успеха
по
овладению
детьми
необходимыми правилами и навыками раздела «Безопасность».
Представленная система работы по ОБЖ должна эффективно способствовать
выполнению задач образования детей.
Работа с родителями.
Работу с родителями необходимо планировать, ведь круг проблем связанный
с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому
необходим тесный контакт с родителями.
Нужно помнить, что главное- это личный пример родителей, воспитателей.
Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и
научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды.
Придерживаться системы педагогических условий, включающих поэтапное
взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (воспитатель –
дети - родители).
Важно уделять значительное внимание примеру взрослых. Необходимо,
чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо
правил поведения, если они сами не всегда им следуют.
Формы работы с родителями:
-
родительские
собрания;
круглые
столы;
консультации;
семинары;
дискуссии дни открытых дверей; оформление наглядной информации (папок-
передвижек, стендов, родительских уголков); совместные мероприятия с
приглашением: медицинских работников, полицейского, пожарника, смотры-
конкурсы (совместная работа детей и их родителей) работа над проектами;
анкетирование родителей;
Безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно
себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в
непредсказуемой ситуации на улице дома, поэтому главная задача педагога-
стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
В связи с этим внимание надо уделять организации различных видов
деятельности и приобретению детьми опыта.
Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на
практике.