Напоминание

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка у обучающихся с ОВЗ


Автор: Махмутова Салима Ильдусовна
Должность: учитель русского языка и чтения
Учебное заведение: ГБОУ"Верхнечелнинская школа -интернат для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: с.Красная Кадка Нижнекамского района РТ
Наименование материала: Выступление
Тема: Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка у обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Тема : « Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках

русского языка у обучающихся с ОВЗ»

Махмутова Салима Ильдусовна

учитель русского языка высшей кв.категории

ГБОУ «Верхнечелнинская школа-интернат для детей с ОВЗ»

Я - учитель русского языка и литературного чтения школы-интерната для

детей с ОВЗ. После многолетней работы в обычной школе продолжаю свою

преподавательскую деятельность в школе такого профиля. Хожу на работу с

желанием, взаимоотношения с учащимися доброжелательные.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать

приобретенные знания для решения жизненных задач в различных сферах

человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Особую роль в системе коррекционного образования занимает опорный

предмет - русский язык. Он носит практическую направленность и тесно связан

с другими учебными предметами, является одним из средств социальной

адаптации обучающихся с ОВЗ. В дальнейшем знания и умения, приобретенные

при изучении русского языка станут необходимыми для подготовки учащихся с

ОВЗ к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

На уроках русского языка работу следует направлять на развитие всех

компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов,

тесно связанных с речью, на развитие разных видов памяти, внимания, крупной

и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.

Другими словами, формирование функциональной грамотности на уроках

русского языка заключается в формировании у ребёнка правильных речевых

навыков и в выработке способности у учащегося эти речевые навыки применять

в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в

общении с окружающими.

Целью уроков русского языка по ФАООП (вариант 1) являются –

-

развитие

коммуникативно-речевых

навыков

и

коррекции

недостатков

мыслительной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталости

Задачи обучения:

- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого

общения;

- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на

этой

основе

грамматических

знаний

и

умений;

- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для

решения

практических

(коммуникативно-речевых)

задач;

- развитие положительных качеств и свойств личности.

Первостепенное внимание на уроках письма и развития речи следует уделять

таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающие

реализацию

коммуникативной

функции

речи

и

возможности

развёрнуто

выражать свои мысли и понимать высказывания других людей.

Для достижения этой цели в процессе обучения ставлю следующие задачи:

1.Учить

детей

правильно

читать

и

понимать

содержание

прочитанного,

воспитывать интерес к художественной и познавательной литературе.

2.Учить детей писать грамотно, разборчиво, аккуратно, в соответствии с ранее

усвоенными знаниями по грамматике и правописанию.

3.Учить детей правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и

письменной речи.

4.Решать

коррекционно-развивающие

задачи:

корректировать

недостатки

мыслительных

процессов,

развивать

внимание,

восприятие,

память,

воображение, формировать нравственно-волевые качества.

На уроках русского языка обучающиеся испытывают большие затруднения при

овладении навыками письма и связной речи. Причиной, прежде всего, является

аномалия психического развития школьников с ОВЗ, включающая недоразвитие

познавательных процессов, мышления, нарушение памяти, дефекты всех сторон

речи (фонетической, лексической, грамматической), недостатки внимания,

нарушения эмоционально-волевой сферы, а также

несформированность

навыков учебной деятельности.

Основой грамотного письма является письмо в соответствии с фонетическими,

морфологическими, синтаксическими и семантическими правилами языка.

Самыми

сложными

для

учащихся

школы

для

детей

с

ОВЗ

являются

морфологические написания слов, проверяемых произношением (правописание

безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и

т.д.).

Для этого с учащимися провожу следующие виды работ:

А) орфографическое проговаривание слов:

Орфографическое проговаривание — это произнесение слов так, как они

пишутся. Оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.

Проговаривание в классе проводится хором. Учитель читает слово или

сочетание слов, дети повторяют их в том же отрезке времени, не растягивая

слова на слоги.

Например: На тему «Школа»: ученик, ученица, доска, линейка, класс, ручка,

расписание ,кабинет, компьютер.

Б) использование таблиц родственных слов с выделением орфограмм:

Сначала объясняю правило. (»Корень и однокоренные слова» 8кл.-21-22 с.,

9кл.15-16 с.)

Родственные (Однокоренные) слова — это близкие по смыслу слова, имеющие

один корень.

Главный признак родственных слов — наличие одного и того же корня,

который даёт словам схожий смысл. Затем упражняемся на примерах на доске и

в тетрадях, выполняя упражнения по учебнику и дополнительные карточки.

1. Выдели корень во всех словах.

Берёзка, берёзовый, берёза, подберёзовик.

Местечко, место, местный (житель), поместить.

Море, моряк, морской, заморский, мореход.

Водичка, вода, водный, водяной.

Чтобы проверить, поняли ли учащиеся тему, предлагаю задание «Найди лишнее

слово». Например:

Рис, рисовать, рисунок, рисование.

Сыр, сырник, сырость, сырок.

В) зрительный диктант:

Зрительный диктант — это система предложений, не связанных по смыслу,

но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые нужно

запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать.

Такая

работа

помогает:

развить

память;

тренировать

внимание;

усвоить

элементарные правила грамматики; быстрее научиться читать.

Такие диктанты разработаны, например, профессором И. Т. Федоренко.

Текст для диктанта пишется на доске заранее. По усмотрению учителя берутся

1, 2, 3 предложения. Для лучшего восприятия текста учащимися каждое

предложение начинается с новой строки. По ходу работы запись закрывается, но

не стирается, так как она понадобится учащимся для самоконтроля и анализа.

Например:

1.Весело бегут ручьи.

2.В лесу много берез.

3.Я хочу посадить цветы.

Г) письмо по памяти;

Письмо по памяти — это воспроизведение заранее выученного текста

небольшого объёма (на уроке или дома).

Этот приём помогает воспитать внимание к написанному, напечатанному

слову, развить орфографическую зоркость и пунктуационные навыки учащихся.

Также

письмо

по

памяти способствует

тренировке

памяти (образной,

ассоциативной, зрительной) и обогащению словарного запаса. В памяти

остаются словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические

строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы,

состояние души.

Подготовка к письму по памяти может проводиться на двух уроках: на первом —

комплексная работа с текстом, дома учащиеся учат текст наизусть, на втором —

письмо по памяти. Либо при несложном тексте (не больше 4-х строк) подготовка

проводится на одном уроке. Я даю домашним заданием, на уроке затем это как

проверка домашнего задания. Потихоньку учу самостоятельно проверять свою

работу

по

учебнику.

В

старших

классах

уже

идет

взаимопроверка

и

самостоятельное оценивание работы друга.

Этот вид работы начинаю с 5-го класса. Учащимся это нравится, дома учат текст

и на уроке пишут по памяти. Не все одинаково запоминают, но стараются. Если

даже напишут две строчки, это уже успех. В наших учебниках таких упражнений

много. В основном эти тексты отрывки из стихотворений, загадки.

Например:

Прочитать отрывок из стихотворения бодро, радостно. Скажи, как

называются часы на кремлёвской башне в Москве.

Бьют часы кремлёвской башни,

Гаснут звёзды, тает тень.

До свиданья, день вчерашний.

Здравствуй, новый, светлый день!

Выучи стихотворение наизусть. Приготовься писать его по памяти.

В учебнике 8 класса Э.В.Якубовской, Н.Г.Галунчиковой 2020 г. для письма по

памяти можно использовать следующие

упражнения: № 15,

№57,

№61,№78,№105,№133,№149,№214,№273,№309,№323 .

Д) работа с таблицами.

Вот некоторые простые, красочные таблицы по темам нашей программы. Эти

таблицы использую на уроках дополнительно при объяснении теории, а в наших

учебниках теория дается в рамках.

Разобрать слова по составу многие обучающиеся умеют. В основном, такое

задание

часто

задаётся

после

контрольных

диктантов.

Главные

члены

предложения

находят

по

вопросам

-

Кто

главный

в

предложении?

(подлежащее) и Что делает этот главный? (сказуемое).

Части речи находим по такой цепочке:

Кто?,Что?- предмет (сущ.), предмет имеет признак , отвечает на вопрос- Какой?

(прил.), предмет совершает какое-то действие (Что делает?) (гл.), предмет имеет

количество и вопрос –Сколько?(числ.) и сущ. заменяем по лицам, то это-

местоимение.

Названия падежей запоминаем следующим образом:

Иван (и.п.) рубит (р.п.) дрова (д.п.), Ваня (в.п) топит (т.п.) печь (п.п).

В контрольном диктанте правильно

подчеркнул

(Миннебаев

Л.9

кл.)

прилагательные и сделал разбор по

составу.

В этапе формирования грамотного письма я использую на уроках

дидактические игры,

которые привлекают внимание детей к определённой теме

и создают положительные условия для мотивации в учении.

Например, 5кл.

Тема: «Имя существительное»

Игра «Кто больше?».

Цель: закрепление и повторение знаний об имени существительном.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог вывешивает на доску любую

сюжетную картину. Учащимся нужно найти на картине изображения

предметов и записать их названия в тетрадь. Побеждает тот, кто за 5 минут

найдет на картине и запишет наибольшее число названий предметов.

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Игра «Кто? Что?».

Цель: развитие навыка различения одушевленных и неодушевленных

предметов.

Содержание игры: играют две команды (по вариантам). Одна команда

записывает слова, отвечающие на вопрос «кто?», другая – слова, отвечающие

на вопрос «что?». Игра проводится в форме диктанта «Молчанка».

Учитель показывает предметные картинки (ёж, шары, дом, лиса, мяч, заяц,

жук, стол, гусь, юла, часы, рак, утка, роза, петух, кошка, щука, лыжи, собака,

арбуз). Дети записывают название предмета в зависимости от своей команды.

Побеждает команда, которая правильно запишет все нужные слова.

Игра «Грамматическая эстафета».

Цель: развитие навыка изменения имен прилагательных по родам.

Содержание игры: играют три команды (по рядам). На доске – три столбика

сочетаний прилагательных с существительными. Игроки, выходя по очереди к

доске, вставляют по одному пропущенному окончанию. Побеждает команда,

которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Материал для игры:

Красн… мак

Зимн… стужа

Нов… пальто

Мягк… мох

Летн… время

Тёмн… туча

Стар… платье

Син… платок

Залён… трава

Свеж… мясо

Громк… музыка

Тема «Второстепенные члены предложения»

Игра «Кто последний?»

Цель: закрепление навыка распространения предложения.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог показывает классу картинку и

составляет короткое предложение из двух слов. Затем предлагает детям

дополнить (распространить) его, каждый раз удлиняя на одно слово.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет

все предложение правильно.

Материал для игры: сюжетные картинки.

Для реализации уровня формирования функциональной грамотности на

уроках русского языка ещё использую богатый дидактичесекий и речевой

материал,

который

способствует

повышению

мотивации

обучающихся,

поддержке интереса к предмету. Это:

1.Диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка

со сверстниками, родителями и учителями;

Например:

Упражнение 38. 8кл. «Правописание приставок».(с.32-33).

Составь разговор старика со старухой, употребляй выделенный глагол с разными

приставками. Прочитай получившийся

диалог

одноклассникам. Кому из

участников диалога можно посочувствовать? Запишите диалог в тетрадь.

2.Вопросы и задания, требующие от обучающихся самостоятельного ответа.

Тема: «Значение существительных в речи». 8кл. Упражнение 64.(с.53).

Прочитай

описание

леса.

Докажи,

что

данный

текст

состоит

из

существительных. Продолжи описание, запиши 2-3 предложения.

В учебнике 5 класса Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской 2014 г. для развития

функциональной грамотности можно использовать упражнения 26 (с.17), 56 и 57

(с.34,35), 69 (с.45), 96 (с.61), 123 (с.76), 127 (с.78), 133 (с.82), 139 (с.84), 142

(с.86).

При проверке усвоения знаний учащимися на уроках обобщающего

повторения и закрепления применяю фронтальный, индивидуальный опрос,

самостоятельные работы по темам «Контрольные вопросы и задания», данные в

учебниках после каждой темы, а также КИМы по каждому классу и другие виды

работ.

Основные виды работ:

Списывание с различными заданиями (определить грамматическую категорию,

изменить форму слова, вставить по смыслу нужное слово или словосочетание и

т.д.),

Тема:»Значение признака предмета» 9кл.Упражнение 66(с.59).Запиши

текст. Подчеркни прилагательные. Упр.68(61). Выпиши предложения, в

которых прилагательные употреблены в переносном смысле.

Работа со словосочетаниями, умение составлять предложения с ними.

Тема:» Несклоняемые существительные».9кл.Упр.53(с.46-47).Запиши

словосочетания, вставляя вместо вопросов несклоняемые существительные,

данные в рамке. «Сообщили (по чему?) по радио…

Самостоятельный подбор примеров (слов, словосочетаний, предложений по

заданию учителя). Это способствует развитию речи и мыслительных процессов

школьников с ОВЗ. Беру задания из книги Дорофеевой Г.В. «Большая книга

заданий по русскому языку».М.2013г., где подобраны упражнения разного

уровня сложности. Учащимся работать по этой книге нравится, гордятся, что

они справляются сложными заданиями. В 9 классе Сарынин Сергей просится в

роль учителя. Вполне правильно диктует предложения, одноклассники под

диктовку пишут, и после некоторые работы проверяет сам.

Составление предложений по схемам.

Тема:

»Однородные

члены

предложения.8кл.

Упр.8.(с.9).Найди

в

предложения однородные члены. Нарисуй схемы.

Тема:»Составление

сложных

предложений

с

союзами

И,А,НО»8кл..Упр.319.(с.228).Составь сложные предложения.

«Мой собеседник улыбался, но глаза у него были грустные"

Работа с деформированными предложениями и деформированным текстом.

Например:

1.Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

г...зета, в...гон, к...мбайн, тракт...р, м...даль, р...кета, авт...м...биль, тра...вай,

с...молет, т...пор, м...л...ток, кр...вать, м..л..к.., м…р…оз. (карточка).

Такие задания в учебнике 8кл.Упр.13.(с15), Упр.61(с.52),Упр.82(с.71) и другие.

2.Запиши предложение. Раскрой скобки.

Лодка (от)плыла (от)берега.

Тема:»Предложение» 9кл.Упр.211(с.177).Простые предложения объедини по

смыслу в пары, чтобы получились сложные.

Исправьте предложения, если в них есть ошибки.

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял

библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку.

На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег

засыпало пышным лесом. (Мальчик мячом разбил стекло. )

Текст.

«

Пришли на полянку ребята. Подошли к берёзке и вонзили топор в

ствол. Выросла на полянке стройная берёзка. Наступило лето. Берёзка

стояла грустная, печальная. Упали на землю прозрачные капельки. А на

берёзке появились уже желтые листья. Подставили ребятишки к ране

желобок, и полился в банку сок».

-

Можно ли эту запись назвать текстом? Почему?

- Ничего не понятно, предложения не дружат.(Нет связи между предложениями).

Запишите правильный текст.

КИМы (контрольно-измерительные материалы). Контрольные диктанты

(разноуровневые) с грамматическими заданиями, контрольные работы по

темам.

Учитывая особенности обучающихся с умственной отсталостью

(недостаточно быстрый темп работы, замедленность переключения с одного

вида работы на другой), количество видов работ на уроке ограничивается в

пределах 5-7 видов. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности

учащихся одного класса, поэтому материал на уроке подбирается по группам

различной сложности.

Например: Контрольная работа по теме «Повторение. Предложение». 8

класс. Дается текст «Сентябрь» (77 слов) 1-2 уровень и грамматическое задание,

где нужно разобрать предложение по членам и составить схему (простого

предложения с однородными членами), разбор по составу слово «перелётные» и

к глаголу запасаются (заготовляют) подобрать из текста близкий к значению

глагол.

Для 3 уровня дается текст по той же теме, состоит из 34 слов. Грамматическое

задание – в 1-ом предложении подписать вопросы к словам и разобрать по

составу слово «берёзка». У меня в 8классе все пишут под диктовку, поэтому

диктовала текст для 1-2 уровня. Справляются по-разному. Якимова Е.( почерк не

очень) и Туктыев А. пишут на «5» и занимают призовые места в олимпиадах.

Садриева А.старается также писать под диктовку, но у

неё свои специфические ошибки – где не нужно,

добавляет гласные.

В 9 классе 12 учащихся, 10 из

которых пишут под диктовку, а 2

ученика

списывают

без

грамматического

задания.

Два

ученика (Никитина Е. и Миннебаев

Л.) с 5-го класса диктанты пишут на

«5»

и

правильно

выполняют

грамматические задания.

Наши учащиеся каждый год участвуют в олимпиадах разного уровня и

занимают призовые места (за последние 4 года).

№ Уровень

Результат

год

ФИ ученика, класс

1

Региональная по русскому языку для

уч-ся с ОВЗ (очная)

Призер

2021г.

Якимова Е.5кл.

2

Региональная

«Проверь

себя»

(очная)

Диплом 1место

2022г.

Якимова Е.6кл.

3

Региональная по русскому языку для

уч-ся с ОВЗ (очная)

Диплом 1место

2022г.

Никитина Е.7кл.

4

Региональная по чтению (очная)

Диплом 1 место

2022г.

Никитина Е.7кл.

5

Республиканская «Эстафета знаний»

Победитель

1место

2023г.

Якимова Е.6кл.

6

Республиканская «Эстафета знаний»

Победитель

1место

2023г.

Туктыев А.6кл.

7

Республиканская «Эстафета знаний»

Победитель

1место

2023г.

Никитина Е.7кл.

8

Республиканская «Марафон знаний-

2023» (очная)

Сертификат

2023г.

Никитина Е.8кл.

9

Республиканская «Марафон знаний -

2024» (очная)

Диплом 1место

2024г.

Туктыев А.8кл.

Формирование функциональной грамотности у детей с нарушением

интеллекта осуществляется и

в процессе обучения и воспитания, которая

включает

внеклассную работу по русскому языку. Внеклассная работа

позволяет

обучающимся

применить

свои

знания

и

умения

в

новых,

нестандартных ситуациях, полученных детьми на уроках. В этом случае

правильная

и

целенаправленная

организация

внеклассной

деятельности

учеников с нарушениями интеллекта помогает воспитать у детей привычки

правильного

поведения

в

обществе

и

трудовой

деятельности,

в

учёбе

самостоятельность и инициативность, способствуют дальнейшей успешной

социализации в обществе. Практическая направленность в обучении выражается

в том, что основным принципом занятий по указанному предмету является

работа над развитием речи обучающихся.

Ежегодно обучающиеся 5-9 классов принимают участие в предметной неделе

по русскому языку. Тематика мероприятий разнообразна. Например:

1.Пишем Поздравления мамам, папам.

2.»Грамотным быть модно!». Нестрашный диктант. Пишут все классы.

3.Конкурс «Красивое и грамотное письмо». Выставка тетрадей.

4.Деформированные предложения. Исправь ошибки.

5.Занимательная грамматика. Мини-тесты.

6.Карточки со словарными словами. Командное задание.

7.Конкурс «Театральный». (Изобразить походки людей).

8.Конкурс «Ситуация». И другие.

Учащиеся работают в команде, поддерживают друг - друга, справляются с

заданиями, и всё это им нравится.

В течение учебного года проводим все праздники, и учащиеся активно

выступают на этих мероприятиях. Хочу отметить особенность наших детей в

том, что многие быстро учат наизусть и выразительно рассказывают. Каждый

год проводятся различные фестивали («Салават купере») акции («Письмо из

дома», «80 шагов к Победе», «Читаем о блокаде», «Читаем Джалиля» и др.), где

наши учащиеся активно принимают участие.

Таким образом, внеклассная работа по русскому языку предоставляет

большие возможности для практического использования речи обучающихся.

Обучающиеся, опираясь на полученные уже ранее знания по русскому языку на

уроках, выполняют на внеклассных занятиях упражнения, основанные на

занимательности.

Это

способствует

пробуждению

у

школьников

непосредственного интереса к предмету и стремления к получению знаний.

В заключение хочу сказать, что научить наших детей правильной речи –

большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм

литературного языка дает положительные результаты.

Я своем выступлении смогла рассказать, как формируются правильные

речевые навыки у обучающихся и

каким образом

применяются ими в

самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроках и в общении

с окружающими.

Все наши выпускники продолжают учёбу в училищах, устраиваются на работу,

создают семьи и воспитывают детей.



В раздел образования