Напоминание

Внутреннее раскрепощение


Автор: Пенская Ольга Эдуардовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 423
Населённый пункт: г.Екатеринбург, свердловская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Внутреннее раскрепощение
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Внутренне раскрепощение»

Цели:

накопление

эмоционально-положительного

опыта,

развитие

у

педагогов интереса к себе.

1.

Психологическое вхождение.

Игра-шутка «Передай хлопок».

Ведущий предлагает, оставаясь в креслах, передать хлопок, например,

влево. Не дождавшись вернувшегося хлопка, участник передает его еще,

(могут быть два хлопка одновременно). Неизбежны сбои, пока участники не

разберутся, что слушать надо только хлопок от партнера справа.

2.

Диагностика.

Тест «Молодого воспитателя ДОУ»

Из

приведенных

пословиц

и

поговорок

выберите

те,

которые

в

наибольшей

степени

отражают

особенности Вашей

жизни

в

качестве

молодого специалиста.

1.

Поступление на работу в детский сад:

а) Не ищи зайца во бору: на опушке сидит.

б) Ехал к вам, да заехал к нам.

в) Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

а) После не секу, не рубят, а только жалуют.

б) Летать летаю, а сесть не дают.

в) Напишешь пером, не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт работы:

а) Прежде веку не помрешь.

Мастер - класс"

б) Его пошли, да и сам за ним иди.

в) Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству более опытных педагогов:

а) Наука учит только умного.

б) Водящий ожидает здравия даже до смерти.

в) Кабы знать, где упасть, так соломки бы подослал.

5. Проведение занятий с детьми:

а) Не бьет стрела татарина.

б) Учи других – и сам поймешь.

в) Ехала кума неведома куда.

6. Проведение режимных моментов:

а) День в день, топор в пень.

б) Жив, жив курилка…

в) Что ни хвать, тот ѐрш да ѐж.

7. Родительские собрания:

а) Не трудно сделать, а трудно задумать.

б) Первый блин комом.

в) Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах ДОУ:

а) Живет и эта песня для почину.

б) Стрелял в воробья, а попал в журавля.

в) Фасон дороже приклада.

9. Конец учебного года:

а) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

б) За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

в) Вечер плач, а заутрене радость.

Ключ к тесту.

Если у Вас преобладают ответы:

Типа А – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как

«идеальном

педагоге»

(каким

бы

Вы

хотели

стать),

«потенциальном

педагоге» (Каким Вы могли бы стать) и «реальном педагоге» (Каким вы

себя оцениваете). Это позволяет вам уже сейчас учиться у более опытных

педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

Типа Б – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе

как

о

реальном

и

потенциальном

педагоге.

Вы

привыкли

учиться

и

работать, не задумываясь над тем, что меняется в ходе этого процесса.

Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и Вы увидите, что у Вас уже

вырабатывается

свой

собственный,

присущий

только

Вам

стиль

педагогической деятельности.

Типа В – у Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и

профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих

силах

и

пассивности.

Попробуйте

придумать

себе

идеальный

образ

педагога – и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и

желаниями немного меньше, чем Вам кажется!

3.Основная часть.

Упражнение «Раскраска».

Всем

участникам

раздаются

пластмассовые

подставки

из-под

яиц

«Киндер-сюрприз», бумага из коробок с конфетами и один прозрачный

колпачок. Задание заключается в следующем:

раскрасить формочки, как хочется;

перенести этот рисунок на бумагу;

закончить раскраску на колпачке.

Обсуждение:

Члены

группы

анализируют,

что

они

делали,

как

выбирали

и

реализовывали стратегии работы, как менялось их настроение, довольны

ли

результатом

работы.

Упражнение показывает,

как

опыт

может

не

только

помогать,

но

и

мешать;

демонстрирует,

как

разрушается

инертность мышления, стереотипы, шаблоны.

Игра «Если птичка, то какая?»

Один из играющих выходит за дверь. В это время группа выбирает из

присутствующих игрока, которого стоящему за дверью необходимо будет

угадать. Вернувшись в комнату, он начинает задавать группе вопросы,

предлагая сравнивать загаданного участника с различными животными,

растениями, птицами, рыбами, временами года, частями суток, странами

света. В результате у спрашиваемого постепенно начинает складываться

целостный образ этого человека. Каждая новая ассоциация уточняет и

конкретизирует его. Когда разгадывающий чувствует, что догадался, о

ком идет речь, он делает попытку назвать имя. Обычно разгадывающему

даются три попытки при численности более 15 человек. Если группа

меньше, то разумнее ограничиваться одной попыткой. Вопросы строятся

примерно так:

Если это цветок, то какой?

Если это дверь, то какая?

Если это линия, то какая?

Если это вид одежды, то какой?

Если это рабочий инструмент, то какой?

На

каждый

вопрос

разгадывающий

просит

сообщить

конкретную

ассоциацию,

возникающую

у

члена

группы.

При

этом

у

каждого

из

участников на один и тот же вопрос могут возникать совершенно непохожие

ассоциации. То

есть

каждый осознает, что

мыслит

отлично от

другого,

определяет сильные и слабые стороны своего ассоциативного мышления, а

опыт группы помогает его развитию.

Для «запуска» игры при самых первых попытках разгадать задуманного

игрока

ведущий

может

занимать

активную

позицию.

Он

может

помочь

разгадывающему придумывать вопросы ассоциации (но не подменять самого

разгадывающего!). Становиться разгадывающим самому ведущему в начале

игры не следует. Здесь важны обратные связи участников группы друг с

другом, их восприятие, направленность вопросов по визуальным параметрам,

а не мнение ведущего по их поводу. Кроме того, ведущий должен следить за

«техникой

безопасности»

во

время

игры,

предусматривать

и

отводить

возможные обидные ассоциации.

После того как разгадывание состоялось или не состоялось, загаданный

участник

дает

обратную

связь:

как

слушалось,

как

сиделось,

что

было

неожиданным,

что

ожидаемым,

что

обрадовало,

что

огорчило,

какие

ассоциации хотелось бы услышать, но они не прозвучали. Затем тот, кто

отгадывал,

делится

с

группой

секретом,

как

научится

быстро

отгадать

заданного

человека.

После

этого

члены

группы

добавляют

из

своего

ассоциативного опыта приемы и методы.

Тест «Опытного воспитателя ДОУ»

Отметьте,

какие

из

пословиц

русского

народа,

на

Ваш

взгляд,

в

наибольшей степени соответствуют представлениям о вашей деятельности.

1.

Воспитатель детского сада – это:

а) Добрая лошадка все свезет.

б) Без матки-пчелки пропавшие детки.

в)

Под

трубами

повиты,

под

шеломом

взлелеяны,

концом

копья

вскормлены.

2. Педагогический коллектив – это:

а) В мире, что в море.

б) У одной овечки да семь пастухов.

в) Склеенная посуда два века живет.

3. Обучать детей – значит…

а) Что посеешь, то и пожнешь.

б) Была бы нитка, дойдет и до клубка.

в) В дорогу идти – пятеро лапти сплести.

4. Воспитывать детей – значит…

а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.

б) Перемелется все – мука будет.

в) Наказом воевода крепок.

5. Развивать детей – значит…

а) Сей день не без завтрака.

б) Высоко летаешь, да низко садишься.

в) Палка о двух концах.

6. Работа с родителями – это…

а) Бумага не купленная, письмо домашнее.

б) В добрый час молвить, в худой промолчать.

в) По способу пешего хождения.

Ключ к тесту.

Типа

А

Вы

в

большей

степени

ориентированы

на

выполнение

преподавательской,

коррекционно-развивающей

и

культурно-

просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить

о

том,

что

Вы

уже

обладаете

собственным,

индивидуальным

стилем

психолого-педагогической

деятельности

и

правильно

выбрали

свою

профессию.

Типа Б – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми,

родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам

удается

реализация

научно-методической

и

воспитательной

функций

педагога. Значит, именно Вы сейчас больше всего нужны современному

дошкольному

образованию,

чтобы

сохранить

и

возродить

лучшие

традиции работы старшего воспитателя ДОУ.

Типа

В

приоритетным

направлением

Вашей

деятельности

в

ДОУ

являются

управленческая

и

социально-педагогическая.

Вам

стоит

задуматься над тем, не является ли Вашим призванием стать заведующим

детским садом.

Игра «Знаки внимания».

Участники – весь педагогический коллектив детского сада.

Условия игры – конфиденциальность.

Каждому

из

участников

игры

предлагается

вытянуть

карточку

с

фамилией. В течение недели он должен оказывать всевозможные знаки

внимания тому человеку, карточку с именем которого вытянул.

Обсуждение:

1.

Какие эмоции Вы испытывали, оказывая знаки внимания коллегам?

Вам

было

приятно

или

неприятно

вступать

в

контакт?

Как

это

отразилось на игре и на ваших взаимоотношениях?

2.

Что

для

Вас

было

легче,

принимать

или

делать

комплименты

и

приятные сюрпризы?

Игра «Ритуал прощания».

Все

участники

становятся

в

большой

круг

и

повторяют

за

ведущим

стихотворение. Необходимо все показывать жестами.

Я не спал, я не ел,

С тобой встретиться хотел.

Вот мы встретились глазами,

Вот мы встретились руками,

Обнялись, поцеловались

И на миг расстались.

4. Релаксация. «Вместе отдыхаем».

5.

Рефлексия. «Обратная мишень» (смотрите деловую игру «Когда

душа с душою говорит…»)



В раздел образования