Автор: Пенская Ольга Эдуардовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 423
Населённый пункт: г.Екатеринбург, свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар "Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование
"Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ
в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Цель: повышение
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
к о м п е т е н т н о с т и
педагогов
в применении
и г р о в ы х
технологий
в
о б р а з о в а т е л ь н о м
п р о ц е с с е ;
р а з в и т и е
творческого
потенциала, установить тесное сотрудничество между педагогами ДОУ
Теоретическая часть. Игровые технологии, с и т у а ц и
в
ДОУ.
Ход семинара
Уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности
дошкольников является
игра.
А
фундаментом всего
дошкольного
образования
являются игровые технологии. В свете ФГОС личность ребенка выводится на
первый план и всё дошкольное детство должно быть посвящено игре. С каждым
новым поколением детей меняется и игровое пространство детства.
В условиях введения и реализации ФГОС ДО для педагогов важно понять:
что
представляют
собой
игровые
технологии
и
как
их
использовать
в
образовательном процессе?
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве. Педагогическая технология - это совокупность психолого-
педагогических
установок,
определяющих
специальный
набор
форм,
методов,
способов,
приёмов
обучения,
воспитательных
средств.
Уважаемые
педагоги,
скажите, пожалуйста какие виды педагогических технологий вы знаете?
Ситуацией называют какое-либо положение в обществе, социальной или
профессиональной группе,
которое
явл.
результатомвзаимодействия множества
факторов, событий, людей.
Ситуацией называют стечение обстоятельств, которое требует от кого-либо
каких-либо действий.
Виды педагогических технологий:
«Здоровьесберегающая» технология;
«Игровая» технология»;
Технология проектной деятельности;
Информационно-коммуникативные технологии;
Личностно-ориентированные технологии;
Технология «ТРИЗ»;
Технология «Проблемного обучения»;
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не
учить
его
каким-то
специальным
поведенческим
навыкам,
а
дать
возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и
сопереживании взрослого.
Понятие «игровые
педагогические
технологии» включает
достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в
форме различных педагогических игр. В отличие от игр - педагогическая игра
обладает
четко
поставленной
целью
обучения
и
соответствующим
ей
педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном
виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Существует несколько классификаций игр детей дошкольного возраста
(по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).
Игры, возникающие по инициативе детей:
Игра – экспериментирование, сюжетно – ролевые
,
режиссёрские
,
театрализованные.
Игры, возникающие по инициативе взрослого:
Игры обучающие, интеллектуальные, дидактические,
подвижные,
музыкально-дидактические
,
игры – развлечения
,
театрально – постановочные игры.
Игры,
идущие
от
исторически
сложившихся
традиций:
традиционные
или
народные игры.
Игровая деятельность выполняет несколько функции: развлекательная
(это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить,
пробудить интерес);
коммуникативная: освоение диалектики общения;
самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в
других видах жизнедеятельности;
диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных
показателей;
межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-
культурных ценностей;
функция социализации: включение в систему общественных отношений,
усвоение норм человеческого общежития.
По
виду
деятельности
игры
можно
разделить
на
физические,
интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются
следующие группы игр:
а)
познавательные
направленные
на
расширение
кругозора,
познавательной
деятельности;
формирование
определенных
знаний,
умений
и
навыков,
необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.
б)
воспитательные
направленные
на
воспитание
самостоятельности,
воли;
формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и
мировоззренческих
установок;
воспитание
сотрудничества,
коллективизма,
общительности, коммуникативности.
в) развивающие направленные на развитие внимания, памяти, речи, мышления,
воображения,
фантазии,
умений
сравнивать,
сопоставлять,
находить
аналогии,
развитие
творческих
способностей,
эмпатии,
рефлексии,
умения
находить
оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
г)
социализирующие
направленные
на
приобщение
к
нормам
и
ценностям
общества; адаптацию к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция;
обучение общению; психотерапия.
д) обучающие, тренировочные;
е) продуктивные, творческие;
ё) коммуникативные, диагностические.
Позволю
себе
напомнить,
что
согласно ФГОС ДО
содержание
образовательной
программы
в
ДОУ
должно
обеспечивать
развитие
личности
ребенка
по
пяти
образовательным
областям.
Предлагаю
вам
подробнее
рассмотреть
применение
игровых
технологий
в
образовательном
процессе
по
каждому направлению развития.
Социально-коммуникативное развитие
направлено
на
усвоение
норм
и
ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со
взрослыми
и
сверстниками;
развитие
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие осуществляется с помощью игровых
технологий, которые включают в себя:
• Сюжетно – ролевые игры.
• Театрализованные игры.
В
театрализованной
деятельности
раскрывается
творческий
потенциал
ребёнка,
здесь
дети
учатся
замечать
в
окружающем
мире
интересные
идеи,
воплощать
их,
создавать
свой
художественный
образ
персонажа,
у
них
развиваются
творческое
воображение, мышление,
умение видеть
необычное в
обыденном. Для развития речевой и творческой активности ребенка в каждой
возрастной группе нашего детского сада оформлена театрализованная зона, где
представлены различные виды театров: кукольный, настольный, плоскостной, на
фланелеграфе,
вязанный,
пальчиковый,
театр
на
ложках,
на
палочках,
на
стаканчиках, на дисках, би-ба-бо.
Познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
детей,
любознательности и познавательной мотивации. Здесь следует выделить игровые
технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так
называемые
обучающие
игры,
проблемные игровые
ситуации
и
игровые
технологии,
направленные
на
закрепление
полученных
знаний,
развитие
познавательных способностей.
Речевое
развитие
включает
владение
речью
как
средством
общения
и
культуры.
Применение
игровых
технологий
в
работе
позволяет
повышать
успешность обучения детей с речевыми нарушениями. Так в своей работе можно
использовать следующие игровые технологии:
- Игровые технологии направленные на развитие мелкой моторики и тактильной
чувствительности.
- Игровые технологии направленные на развитие артикуляционной моторики.
- Игровые
технологии направленные
на
развитие
дыхания
и
голоса.
Демонстрация пособий.
Художественно-эстетическое
развитие
предполагает
развитие
предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах
искусства;
восприятие
музыки,
художественной
литературы,
фольклора,
изобразительного искусства.
В физическом развитии мы используем здоровьесберегающие технологии,
игровые тренажеры и игры для развития и коррекции движений, способствующие
физическому развитию. Демонстрация пособий.
Здоровьесберегающие технологии —
это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в
образовательном учреждении. К ним относят педагогические,
психологические, медицинские программы и подходы, которые
обеспечивают безопасный для педагогов и детей учебный процесс.
Таким
образом, игровые
технологии тесно
связаны
со
всеми
сторонами
воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных
задач.
Использование
игровых
технологий
в
совместной
и
самостоятельной
деятельности ребенка
является
одним из
эффективных
способов мотивации и
индивидуализации образования, развития творческих способностей и
создания
благоприятного эмоционального фона в дошкольном учреждении.