Напоминание

Семинар "Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"


Автор: Пенская Ольга Эдуардовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 423
Населённый пункт: г.Екатеринбург, свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар "Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ

в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский

Цель: повышение

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

к о м п е т е н т н о с т и

педагогов

в применении

и г р о в ы х

технологий

в

о б р а з о в а т е л ь н о м

п р о ц е с с е ;

р а з в и т и е

творческого

потенциала, установить тесное сотрудничество между педагогами ДОУ

Теоретическая часть. Игровые технологии, с и т у а ц и

в

ДОУ.

Ход семинара

Уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности

дошкольников является

игра.

А

фундаментом всего

дошкольного

образования

являются игровые технологии. В свете ФГОС личность ребенка выводится на

первый план и всё дошкольное детство должно быть посвящено игре. С каждым

новым поколением детей меняется и игровое пространство детства.

В условиях введения и реализации ФГОС ДО для педагогов важно понять:

что

представляют

собой

игровые

технологии

и

как

их

использовать

в

образовательном процессе?

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве. Педагогическая технология - это совокупность психолого-

педагогических

установок,

определяющих

специальный

набор

форм,

методов,

способов,

приёмов

обучения,

воспитательных

средств.

Уважаемые

педагоги,

скажите, пожалуйста какие виды педагогических технологий вы знаете?

Ситуацией называют какое-либо положение в обществе, социальной или

профессиональной группе,

которое

явл.

результатомвзаимодействия множества

факторов, событий, людей.

Ситуацией называют стечение обстоятельств, которое требует от кого-либо

каких-либо действий.

Виды педагогических технологий:

«Здоровьесберегающая» технология;

«Игровая» технология»;

Технология проектной деятельности;

Информационно-коммуникативные технологии;

Личностно-ориентированные технологии;

Технология «ТРИЗ»;

Технология «Проблемного обучения»;

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не

учить

его

каким-то

специальным

поведенческим

навыкам,

а

дать

возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и

сопереживании взрослого.

Понятие «игровые

педагогические

технологии» включает

достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в

форме различных педагогических игр. В отличие от игр - педагогическая игра

обладает

четко

поставленной

целью

обучения

и

соответствующим

ей

педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном

виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Существует несколько классификаций игр детей дошкольного возраста

(по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).

Игры, возникающие по инициативе детей:

Игра – экспериментирование, сюжетно – ролевые

,

режиссёрские

,

театрализованные.

Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Игры обучающие, интеллектуальные, дидактические,

подвижные,

музыкально-дидактические

,

игры – развлечения

,

театрально – постановочные игры.

Игры,

идущие

от

исторически

сложившихся

традиций:

традиционные

или

народные игры.

Игровая деятельность выполняет несколько функции: развлекательная

(это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить,

пробудить интерес);

коммуникативная: освоение диалектики общения;

самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в

других видах жизнедеятельности;

диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения,

самопознание в процессе игры;

функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных

показателей;

межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-

культурных ценностей;

функция социализации: включение в систему общественных отношений,

усвоение норм человеческого общежития.

По

виду

деятельности

игры

можно

разделить

на

физические,

интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются

следующие группы игр:

а)

познавательные

направленные

на

расширение

кругозора,

познавательной

деятельности;

формирование

определенных

знаний,

умений

и

навыков,

необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.

б)

воспитательные

направленные

на

воспитание

самостоятельности,

воли;

формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и

мировоззренческих

установок;

воспитание

сотрудничества,

коллективизма,

общительности, коммуникативности.

в) развивающие направленные на развитие внимания, памяти, речи, мышления,

воображения,

фантазии,

умений

сравнивать,

сопоставлять,

находить

аналогии,

развитие

творческих

способностей,

эмпатии,

рефлексии,

умения

находить

оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

г)

социализирующие

направленные

на

приобщение

к

нормам

и

ценностям

общества; адаптацию к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция;

обучение общению; психотерапия.

д) обучающие, тренировочные;

е) продуктивные, творческие;

ё) коммуникативные, диагностические.

Позволю

себе

напомнить,

что

согласно ФГОС ДО

содержание

образовательной

программы

в

ДОУ

должно

обеспечивать

развитие

личности

ребенка

по

пяти

образовательным

областям.

Предлагаю

вам

подробнее

рассмотреть

применение

игровых

технологий

в

образовательном

процессе

по

каждому направлению развития.

Социально-коммуникативное развитие

направлено

на

усвоение

норм

и

ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со

взрослыми

и

сверстниками;

развитие

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания,

формирование

готовности

к

совместной

деятельности

со

сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие осуществляется с помощью игровых

технологий, которые включают в себя:

• Сюжетно – ролевые игры.

• Театрализованные игры.

В

театрализованной

деятельности

раскрывается

творческий

потенциал

ребёнка,

здесь

дети

учатся

замечать

в

окружающем

мире

интересные

идеи,

воплощать

их,

создавать

свой

художественный

образ

персонажа,

у

них

развиваются

творческое

воображение, мышление,

умение видеть

необычное в

обыденном. Для развития речевой и творческой активности ребенка в каждой

возрастной группе нашего детского сада оформлена театрализованная зона, где

представлены различные виды театров: кукольный, настольный, плоскостной, на

фланелеграфе,

вязанный,

пальчиковый,

театр

на

ложках,

на

палочках,

на

стаканчиках, на дисках, би-ба-бо.

Познавательное

развитие

предполагает

развитие

интересов

детей,

любознательности и познавательной мотивации. Здесь следует выделить игровые

технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так

называемые

обучающие

игры,

проблемные игровые

ситуации

и

игровые

технологии,

направленные

на

закрепление

полученных

знаний,

развитие

познавательных способностей.

Речевое

развитие

включает

владение

речью

как

средством

общения

и

культуры.

Применение

игровых

технологий

в

работе

позволяет

повышать

успешность обучения детей с речевыми нарушениями. Так в своей работе можно

использовать следующие игровые технологии:

- Игровые технологии направленные на развитие мелкой моторики и тактильной

чувствительности.

- Игровые технологии направленные на развитие артикуляционной моторики.

- Игровые

технологии направленные

на

развитие

дыхания

и

голоса.

Демонстрация пособий.

Художественно-эстетическое

развитие

предполагает

развитие

предпосылок

ценностно-смыслового

восприятия

и

понимания

произведений

искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах

искусства;

восприятие

музыки,

художественной

литературы,

фольклора,

изобразительного искусства.

В физическом развитии мы используем здоровьесберегающие технологии,

игровые тренажеры и игры для развития и коррекции движений, способствующие

физическому развитию. Демонстрация пособий.

Здоровьесберегающие технологии —

это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в

образовательном учреждении. К ним относят педагогические,

психологические, медицинские программы и подходы, которые

обеспечивают безопасный для педагогов и детей учебный процесс.

Таким

образом, игровые

технологии тесно

связаны

со

всеми

сторонами

воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных

задач.

Использование

игровых

технологий

в

совместной

и

самостоятельной

деятельности ребенка

является

одним из

эффективных

способов мотивации и

индивидуализации образования, развития творческих способностей и

создания

благоприятного эмоционального фона в дошкольном учреждении.



В раздел образования