Напоминание

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС (на уроках русского языка и литературы)


Автор: Васильева Татьяна Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Елабужское суворовское военное училище МВД России
Населённый пункт: город Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС (на уроках русского языка и литературы)
Раздел: среднее образование





Назад




Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС

(на уроках русского языка и литературы)

Сегодня

встречается

всё

больше

технологий,

которые

делают

образовательный процесс увлекательным и познавательным для учащихся.

Современный

урок

русского

языка

или

литературы,

то

есть

урок,

отвечающий на вызовы времени, невозможен без

использования современных

педагогических технологий.

В практике своей работы на уроках русского языка и литературы уместно

использовать следующие педагогические технологии:

технология «критического мышления»;

технология проблемного обучения;

технология диалогового обучения;

технология исследовательского обучения;

технология игровая.

Все эти технологии очень разнообразны, но их объединяет идея активного

обучения.

Обучающиеся

добывают

знания

усилиями

своей

мысли, своих

эмоций. Успех урока зависит от правильно поставленных целей. Учитель должен

развивать умение учеников самостоятельно определять цели и задачи урока

через деятельность. Наиболее важными результатами уроков русского языка и

литературы являются метапредметные. В рамках введения ФГОС от выпускника

требуется

развитие

личностных,

метапредметных

и

предметных

результатов

обучения - это умение самостоятельно развивать свои творческие способности,

применять на практике усвоенные в процессе обучения знания, способность

саморазвиваться и самосовершенствоваться. В связи с этим в современной

системе

появилась

необходимость

уделять

особое

внимание

развитию

творческих способностей личности.

Каждый учитель должен уметь использовать на уроках способности

учащихся

для

глубокого

усвоения

учащимися

знаний,

для

формирования

самостоятельности,

коммуникативности,

креативности,

умения

работать

в

команде. В основе развития творческой активности учащихся лежит совместная

творческая

деятельность

педагогов

и

учащихся.

Творческая

активность

подростка предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти

обыденных представлений и запретов (часто неосознаваемых), искать новые

ассоциации

и

самобытные

пути,

а

с

другой

развитый

самоконтроль,

организованность, умение себя дисциплинировать.

Проблемно-диалогическое обучение – тип

обучения, обеспечивающий

творческое

усвоение

знаний

учениками

посредством

специально

организованного

учителем

диалога.

В сложном

прилагательном «проблемно-

диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала

должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск

решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока

или

вопроса

для

исследования.

Поиск

решения – это этап формулирования

нового

знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной

проблемы и

поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально

организованного учителем диалога.

Сначала учителем создается проблемная ситуация, а

затем произносятся

специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы

учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и

проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

помогает

ученикам

поставить

учебную проблему, т.е. сформулировать тему

урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с

мотивирующим

приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к

новому

материалу, бескорыстная познавательная мотивация.

Затем учитель

посредством

побуждающего

или

подводящего

диалога

организует

поиск

решения, т.е. «открытие» знания школьниками.

Как

в

школе

организовать

образовательный

процесс,

формирующий

и

оценивающий

метапредметные

результаты?

Каждая

школа

самостоятельно

разрабатывает

свою

модель,

ориентируясь на свои возможности и условия.

Но одно остается неизменным – от знаниевых технологий учитель

переходит

к

деятельностным.

При

знакомстве

с

художественными

произведениями

устного

народного

творчества

разных

народов,

поэзией

и

прозой классиков отечественной и зарубежной литературы ученики получают

сведения

о

нравственно-эстетических

ценностях,

культуре

своего

народа

и

народов других стран, о богатстве языка, речевой культуре.

Чтение

произведений

можно

сопровождать

соответствующей

теме

музыкой. Она помогает эмоционально пережить сюжет, определить характер

произведений, развивает эстетический вкус.

Очень

действенным

приемом

помимо

обучения

ребёнка

полному,

краткому, выборочному пересказу служит придумывание рассказов по опорным

словам, по пословице, на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных

картинок. Поэтому очень важен эмоциональный настрой учащихся на уроках.

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», –

писал В.А. Сухомлинский, поэтому игровая технология также востребована в

современной системе преподавания. Игры воздействуют на чувства ребенка,

активизируют мыслительную деятельность

независимо

от

способностей

и

интересов, способствуют созданию положительного отношения к правильному

употреблению слов русского языка. Мотивирующим началом урока может быть

разгадывание кроссворда

или ребуса. Поэтому, чтобы пробудить интерес к

русскому языку и чтению, к процессу обучения используются такие приемы

обучения,

которые повышают познавательный интерес к предметам и желание

развиваться.

В качестве разминки на уроке я использую грамматическую зарядку.

Грамматическая

зарядка

Задание: Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.

(мы используем комплекты карточек):А-О, Е-И, склонения, спряжение.

Прил…гать усилия.

Сл…жить вещи.

Отл…жить празднование.

Возл…гать надежды.

Предл…жить блины.

Безотл…гательное дело.

Радостное предпол…жение

Распол…житься у костра.

«Угадай-ка»

Объяснить,

о

ком

говорят:

«стреляный

воробей»,

«гусь

лапчатый»,

«собаку съел». «Собери пословицу»

1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново

расставить знаки препинания.

Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

Технология

«развития

критического

мышления»

предоставляет

учителю широчайшие возможности для включения каждого ученика в активный

познавательный процесс: он сам формулирует учебную проблему, осуществляет

сбор

и анализ необходимой ему информации,

планирует

варианты решения

проблемы, делает выводы, анализирует и контролирует свою деятельность.

Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков

учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.

ПЕРВЫЙ ЭТАП – «вызов». Его присутствие на каждом уроке обязательно.

Этот этап позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания

по данной теме или проблеме. На этом этапе ребёнок ставит перед собой вопрос

«Что я знаю по данному вопросу или проблеме?»

ВТОРОЙ ЭТАП -

«осмысление»

ставит другие задачи: помочь активно

воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми.

Этот этап позволяет ребёнку получить новую информацию, осмыслить её и

использовать имеющиеся знания.

ТРЕТИЙ

ЭТАП

рефлексия

(размышление).

На

этом

этапе

идёт

размышление и обобщение того, что ученик узнал на уроке по данной теме.

Создатель техники «Кубик Блума» — Бенджамин

Блум, американский

психолог,

педагог.

Суть

этого

педагогического

приема

заключается

в

следующем: после прочтения материала нужно бросить кубик,

похожий на

игральные кости. Он представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой

написаны слова. Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом,

ребенок

сам

ищет

пути

решения

проблемы

во

время ответа,

исходя

из

собственного опыта и познания. На каждой грани написан свой вопрос. Всего

их 6:

-почему

-придумай

-поделись

-назови

-предложи

-объясни.

«Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта игры:

Вопросы

формулирует

сам

педагог.

Это

более

легкий

способ,

используемый

на начальной стадии — когда необходимо показать детям

примеры, способы работы с кубиком.

Вопросы формулируют сами воспитанники.

«Кубик Блума» очень нравится детям, они быстро осваивают технику его

использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического

мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения

школьников.

Познакомимся поближе с технологией «Кроссенс».

Слово

«кроссенс»

означает

«пересечение

смыслов».

Этот

метод

был

разработан

нашими

соотечественниками Сергеем Фединым- математиком, педагогом, писателем, и

Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником. В 2002 году

читатели

журнала «Наука и жизнь» впервые прочитали статью о разработке

нового метода.

Кроссенс

представляет

собой

загадку,

ребус,

ассоциативную

цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков

Девять

изображений

расставлены

в

нём

таким

образом,

что

каждая

картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет

по смыслу сразу несколько. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо,

далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким

образом получается цепочка, завернутая «улиткой».

Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Связи

могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это

отличное упражнение для развития творческого мышления.

Проблема,

с

которой

часто

сталкиваются

ученики,

это

трактовка

изображений, которые могут быть не очень понятны или чересчур загадочны. В

таком случае даётся краткая текстовая подсказка – кто или что изображено

на

каждой

картинке,

а

задание

найти

связи

между

соседними

изображениями или дать название кроссенсу, отыскав единую нить ассоциаций.

Основные принципы использования метода «Кроссенс»:

-наличие обратной связи:

-непрерывный обмен знаниями и идеями;

-максимальная вовлечённость всех участников;

-воздействие на каждого обучающегося;

-формирование

обучающихся

самостоятельных

мнений

и

практических

навыков;

-нацеленность на эффективное усвоение материала;

-прямое взаимодействие обучающихся со своим опытом;

-интеграция учебных предметов.

Использовать такой метод можно:

-при изучении нового материала (изображения появляются на разных

этапах урока, а в конце по изображениям делается обобщающий вывод),

-выведении темы урока (найти связь между изображениями и определить

тему или цель урока),

-установки проблемной ситуации (схожие черты, что-то общее в образах и

символах),

-при

закреплении

и

обобщении

изученного

материала,

рефлексии

(составление кроссенсов по предложенным изображениям или сравнение разных

кроссенсов, созданных разными группами в классе)

Также можно использовать Кроссенс в качестве домашнего задания. Какая

информация может быть зашифрована в центральной ячейке Кроссенса?

-тема урока

-историческое событие

-основная мысль произведения

-проблема

-позиция автора литературный герой.

Перед вами кроссенс. Отгадайте зашифрованное слово.

Кроссенс - это универсальный приём, который можно использовать на

любом уроке в начальной школе и старших классах, на классном часе, во

внеурочной деятельности.

Он

позволяет на

практике

создать

условия

для

самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между

предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани

понимания привычных вещей. А составлять, и разгадывать кроссенсы – одно

удовольствие!

Кроссенс

методический

приём,

который

позволяет

на

практике

воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями

современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного

творческого поиска ученика.

Таким образом, для реализации познавательной и творческой активности

школьника

в

учебном

процессе

активно

используются

современные

образовательные

технологии,

дающие

возможность

повышать

качество

образования, более эффективно использовать учебное время. Современные

образовательные технологии позволяют учителю:

- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в

различных областях деятельности;

-

развивать

технологическое

мышление,

умения

самостоятельно

планировать учебную и самообразовательную деятельность;

- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической

дисциплины в организации учебных занятий;

- добиваться высоких результатов обученности учащихся.



В раздел образования