Напоминание

"СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ"


Автор: Чулакова Эльвира Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Колокольчик" общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Заинск, Заинский район, Республика Татарстан
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор Чулакова Э.В.

воспитатель первой квалификационной категории

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ В СИСТЕМЕ

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: В статье затронута проблема нравственно – патриотического

воспитания дошкольников через приобщение к семейным ценностям и

традициям. Автор раскрывает значимость этого процесса и акцентирует

внимание на тесном сотрудничестве ДОО и родителей воспитанников.

Ключевые

слова:

семья,

ценности,

традиции,

взаимодействие,

доверительный диалог.

Воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности - ключевая

задача современного дошкольного образования. В условиях реализации ФОП

ДО

содержание

образовательного

процесса

имеет

выраженную

патриотическую направленность. Одним из его важных компонентов является

формирование у дошкольников представлений о семейных ценностях и

традициях, играющих ключевую роль в формировании основ нравственного

сознания и социальной адаптации личности.

Как

известно,

семья

является

первым

источником

нравственных

представлений и патриотических понятий. Дети берут с родителей пример

взаимоотношений, уважения к старшим, оказания помощи и поддержки

младшим ее членам и тд. Благодаря ознакомлению с семейными ценностями, у

ребенка формируется мировосприятие, поведение в обществе, отношение к

окружающим его людям. При этом важно отметить, что семейные ценности в

разных семьях могут отличаться, однако базовые принципы, такие как любовь,

уважение, ответственность, поддержка и безопасность, остаются общими для

большинства.

Формируются представления о семейных ценностях как раз в период

дошкольного детства, в это время закладываются и основы морали и этики.

Воспитываясь в атмосфере любви и заботы, дети, учатся воспринимать мир

позитивно. Иными словами, семья воздействует на развитие эмоциональной

сферы ребенка, что, в свою очередь, оказывает мощное влияние на его

личностное становление.

Традиции являются частью семейных ценностей, и тоже имеют особое

значение в личностном развитии ребенка. Благодаря им создается устойчивый

каркас, на основе которого формируется детское восприятие семьи, общества и

страны в целом. Традиции включают в себя семейные праздники, встречи,

досуги, ритуалы, которые объединяют всех членов семьи и тем самым

развивают чувство принадлежности к этой социальной группе.

Привлечение к семейным традициям помогает сформировать у детей

привычку ценностного отношения к ближайшему окружению, зарождает

чувство гордости за свое наследие. Исследованиями доказано, что дети,

которых с дошкольного детства знакомят с традиционными ценностями и

обычаями семьи, становятся готовыми защищать и поддерживать их в

обществе.

Конечно, в воспроизводстве семейных ценностей и традиций важную

роль играет не только семья, но и образовательное учреждение. В условиях

современного образования чрезвычайно важно установить доверительные

отношения между педагогами и родителями, чтобы сообща создать наиболее

благоприятные условия для воспитания детей, в том числе для формирования у

них высоких нравственных основ и гражданских качеств.

Педагоги могут интегрировать семейные традиции в образовательный

процесс: через праздники, культурные мероприятия, тематические занятия. Это

взаимодействие помогает сохранять и развивать уникальные традиции каждой

семьи

в

контексте

образовательного

процесса,

что

делает

его

более

насыщенным и разнообразным.

В заключение стоит подчеркнуть, что патриотизм не возникает сам по

себе. Это долгий процесс, зарождение которого начинается в условиях семьи и

продолжается в стенах ДОО, где дошкольники учатся уважительно относиться

к членам своей семьи, чтить существующие в ней традиции. Результат этого

процесса неразрывно связан с тем, насколько сильными, достойными и

стойкими будут семейные ценности в каждой отдельной семье.

Список источников:

1.

Белоусова Р.Ю., Егорова А.Н., Калинкина Ю.С. Парциальная

программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым

сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО

«Русское слово — учебник», 2019. — 112 с.

2.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

– М.: ТЦ Сфера, 2023. - 208 с.



В раздел образования