Автор: Чулакова Эльвира Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Колокольчик" общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Заинск, Заинский район, Республика Татарстан
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ"
Раздел: дошкольное образование
Автор Чулакова Э.В.
воспитатель первой квалификационной категории
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ В СИСТЕМЕ
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация: В статье затронута проблема нравственно – патриотического
воспитания дошкольников через приобщение к семейным ценностям и
традициям. Автор раскрывает значимость этого процесса и акцентирует
внимание на тесном сотрудничестве ДОО и родителей воспитанников.
Ключевые
слова:
семья,
ценности,
традиции,
взаимодействие,
доверительный диалог.
Воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности - ключевая
задача современного дошкольного образования. В условиях реализации ФОП
ДО
содержание
образовательного
процесса
имеет
выраженную
патриотическую направленность. Одним из его важных компонентов является
формирование у дошкольников представлений о семейных ценностях и
традициях, играющих ключевую роль в формировании основ нравственного
сознания и социальной адаптации личности.
Как
известно,
семья
является
первым
источником
нравственных
представлений и патриотических понятий. Дети берут с родителей пример
взаимоотношений, уважения к старшим, оказания помощи и поддержки
младшим ее членам и тд. Благодаря ознакомлению с семейными ценностями, у
ребенка формируется мировосприятие, поведение в обществе, отношение к
окружающим его людям. При этом важно отметить, что семейные ценности в
разных семьях могут отличаться, однако базовые принципы, такие как любовь,
уважение, ответственность, поддержка и безопасность, остаются общими для
большинства.
Формируются представления о семейных ценностях как раз в период
дошкольного детства, в это время закладываются и основы морали и этики.
Воспитываясь в атмосфере любви и заботы, дети, учатся воспринимать мир
позитивно. Иными словами, семья воздействует на развитие эмоциональной
сферы ребенка, что, в свою очередь, оказывает мощное влияние на его
личностное становление.
Традиции являются частью семейных ценностей, и тоже имеют особое
значение в личностном развитии ребенка. Благодаря им создается устойчивый
каркас, на основе которого формируется детское восприятие семьи, общества и
страны в целом. Традиции включают в себя семейные праздники, встречи,
досуги, ритуалы, которые объединяют всех членов семьи и тем самым
развивают чувство принадлежности к этой социальной группе.
Привлечение к семейным традициям помогает сформировать у детей
привычку ценностного отношения к ближайшему окружению, зарождает
чувство гордости за свое наследие. Исследованиями доказано, что дети,
которых с дошкольного детства знакомят с традиционными ценностями и
обычаями семьи, становятся готовыми защищать и поддерживать их в
обществе.
Конечно, в воспроизводстве семейных ценностей и традиций важную
роль играет не только семья, но и образовательное учреждение. В условиях
современного образования чрезвычайно важно установить доверительные
отношения между педагогами и родителями, чтобы сообща создать наиболее
благоприятные условия для воспитания детей, в том числе для формирования у
них высоких нравственных основ и гражданских качеств.
Педагоги могут интегрировать семейные традиции в образовательный
процесс: через праздники, культурные мероприятия, тематические занятия. Это
взаимодействие помогает сохранять и развивать уникальные традиции каждой
семьи
в
контексте
образовательного
процесса,
что
делает
его
более
насыщенным и разнообразным.
В заключение стоит подчеркнуть, что патриотизм не возникает сам по
себе. Это долгий процесс, зарождение которого начинается в условиях семьи и
продолжается в стенах ДОО, где дошкольники учатся уважительно относиться
к членам своей семьи, чтить существующие в ней традиции. Результат этого
процесса неразрывно связан с тем, насколько сильными, достойными и
стойкими будут семейные ценности в каждой отдельной семье.
Список источников:
1.
Белоусова Р.Ю., Егорова А.Н., Калинкина Ю.С. Парциальная
программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым
сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО
«Русское слово — учебник», 2019. — 112 с.
2.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
– М.: ТЦ Сфера, 2023. - 208 с.