Напоминание

Преемственность работы классных руководителей начальной и основной школы


Автор: Некрасова Валентина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Красночикойская СОШ
Населённый пункт: Забайкальский край, с. Красный Чикой
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность работы классных руководителей начальной и основной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Преемственность работы классных руководителей

начальной и основной школы

А.П.Чехов сказал: «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он

может, как прекрасна была бы земля наша!» Перефразируя классика, я скажу так: «Если я,

как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне

класс стал коллективом, тогда каждому ребёнку будет более комфортно в школьной

среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я

сделаю его чуточку счастливее в этом мире». Преемственность предполагает плавный

переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений,

непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы,

не утратить интерес не только к обучению, но и к управленческой деятельности класса.

Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они

вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырёх лет.

Ещё классик советской педагогической науки В.А. Сухомлинский заметил, «в наших

воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и

историков, биологов и инженеров, мастеров творческого труда… Эти таланты раскроются

лишь тогда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту «живую воду», без

которой задатки засыхают… »)

И действительно, только искренняя заинтересованность проблемами детей, способность

понять и увлечь за собой, а значит обучать, развивать и воспитывать – ключ к росту

учащихся. Помочь ребёнку обрести свое лицо, сделать так, чтобы он ощутил свою

уникальность, осознал свои возможности, сформировать веру в успех и как следствие,

мотивацию на саморазвитие – вот основные задачи для классных руководителей. Те, кто

сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты

— психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо

знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные

составляющие классной жизни надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказывается от

классного руководства, понимает, какой большой объем работы выполняют классные

руководители. Как показывают социологические исследования, в неделю классный

руководитель затрачивает более 40 часов для организации полноценной внеурочной

работы в классе. Классный руководитель организует и направляет воспитательный

процесс, он непосредственный воспитатель и наставник, объединяющий усилия родителей

и общества, заботясь о всестороннем развитии учащихся, о трудолюбии, воспитании, о

повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе. Основное в его

деятельности –воспитание учащихся, сплочение их в дружеский коллектив и, конечно, в

центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с

обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного

ученика, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и

стимулирования познавательных интересов; через разнообразные методы и формы

индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности,

мировоззренческой

культуры,

навыков

созидательного

труда,

творческой

индивидуальности, формирования демократической культуры в системе самоуправления.

К

важнейшим

функциям

классного

руководителя

относятся:

развитие

познавательных интересов и способностей учащихся, забота об охране здоровья.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с

педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать

все

многообразие

системы

дополнительного

образования

детей

для

расширения

познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их

самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие

объединения

по

интересам

(кружки,

секции,

клубы),

действующие

как

в

общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования

детей.

В организации внеурочной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и

каникулярных

мероприятиях

классный

руководитель

активно

взаимодействует

с

педагогом-организатором.

Согласуя

совместную

деятельность,

по

проведению

мероприятий

внутри

класса,

организует

участие

обучающихся

своего

класса

в

общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время.

Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получают разнообразные

детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в

новые социальные отношения, их самореализации, проявлению и развитию гражданской и

нравственной позиции, социализации личности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что классный руководитель является

ключевой фигурой воспитательного процесса. 6 слайд

И для того, что бы воспитательный процесс протекал как можно более плодотворно,

классный руководитель должен не забывать:

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа

классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах

ребенка. К сожалению, не всегда удаётся привлечь родителей обучающихся к участию в

воспитательном

процессе,

что

способствовало бы

созданию благоприятного климата в семье, психологического и

эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. Таким образом, для успешного

решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо

активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Всякий раз, когда новые пятиклассники переступают порог основной школы, нас волнует

вопрос, как построить воспитательную работу, чтобы эти классы стали дружными,

сплоченными, организованными. Чтобы каждому ребенку было комфортно на уроках и во

внеурочное время, где они смогли бы раскрыть свои способности и найти им применение,

обрести себе друзей и самим стать хорошим другом.

В жизни любого человека переходные периоды всегда связаны с проблемами. А

переход учеников из начальной школы в основную — это сложный и ответственный

период; и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная

жизнь ребенка. 7 слайд

И педагогическая задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми,

что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую

реальную

помощь

мы

можем

оказать

школьникам.8

слайд

Ведь переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически

наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших

периодов школьного обучения.

Учителю и одновременно классному руководителю начальной школы предстоит

доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене и вооружил

их всеми необходимыми общеучебными знаниями, умениями, навыками.

Классному руководителю 5 класса необходимо за короткое время узнать детей и их

семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся; быть их проводником и

наставником. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие

подростки, и подходы к их воспитанию и обучению нужно строить в соответствие с этим

возрастным периодом.

В пятом классе ребёнка ждёт новая система обучения: классный руководитель и

учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах;

новые

требования

со

стороны

учителей-предметников,

смена

социальной

обстановки;

увеличение учебной нагрузки; изменение режима дня.

Чаще всего возникают следующие проблемы:

снижение успеваемости,

возникновение

негативного

психического

состояния,

чреватого

соматическими

и

психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся

вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе

на организационном, содержательном и методическом уровнях.9 слайд

Причины возникновения проблем:

- Изменение условий обучения

Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы, которая и

подскажет, и направит, появляется много учителей. Каждый предмет изучается в своём

кабинете, и таких кабинетов много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую

школу. Надо выучить всех новых учителей, расположение кабинетов, со многими

учителями выстроить свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься, а в итоге

повышается тревожность.

-

Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-

предметников.

Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к

выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое количество

учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают

«живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают

гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в

учебные

дискуссии,

отстаивают

свою

точку

зрения.

Другие

педагоги

отдают

предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких

споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их

должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную тетрадь –

справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной рабочей

тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать. Как выстроить

модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может

попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен

педагогом без соответствия с реальными возможностями.

-

Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и

личностные различия

между пятиклассниками и более старшими учащимися и

предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.

- Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и

реальных учебных результатах.

-Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как

следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного

возраста. Скачкообразный переход в сравнении с начальной школой к новым методам

обучения.

-Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они

вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и

проведение дней именинника, выпуск тематических классных газет, участие в различных

конкурсах, в которых они в начальной школе участвуют очень много и так далее.

Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся

сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в

соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников

мероприятия.

Отрицание

всего,

что

было

наработано,

не

принесёт

позитивных

результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с

педагогом.

-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании доброжелательной рабочей

атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения,

тревоги, раздражения.

-Отсутствие ситуации успеха для школьников.

Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации

успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к

нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников ситуация успеха и эмоциональные

переживания продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

-Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.

Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь они воспринимают

через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным

отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в

старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога,

его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного

характера – позволяет преемственность работы классных руководителей начальной и

основной школы. 11 слайд

Преемственность – понятие Преемственности в педагогике трактуется широко – как

непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические

цели для каждого возрастного периода, т.е. связь между различными ступенями развития,

сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных

характеристик при переходе к новому состоянию)12 слайд

На слайде вы можете увидеть примерный план работы по реализации преемственности в

начальной и основной школе:13 слайд

Содержание работы

Время

проведения

Ответственные

Предварительная

расстановка

кадров

в

будущем пятом классе

Январь

Администрация

Знакомство учащихся начальных классов с

учебным процессом в среднем звене

Январь-май

Классный руководитель

4 класса

Взаимопосещения

уроков

учителями-

предметниками.

Январь-

март

Зам. директора по УР

Диагностика готовности учащихся начальных

классов к переходу в среднее звено (ППк)

Апрель

Классные руководители

Знакомство классных руководителей, учителей

– предметников средней школы с учащимися

выпускных

классов

начальной

школы

(посещения уроков в 4-х классах учителями

средней

школы,

участие

преподавателей

средней

школы

и

будущих

классных

руководителей в работе родительских собраний

4-х классов)

январь-май

Администрация,

классные

руководители

Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе классных

руководителей начальной и основной школы:

1. Как можно раньше (за полгода) определить классных руководителей и учителей-

предметников

будущих

пятиклассников.

2.

Посещение

уроков

и

внеклассных

мероприятий

в

4-х

классах

классными

руководителями и учителями-предметниками. Изучение системы работы учителя,

выпускающего детей, его затруднений в работе с классом, особенностей детского

коллектива

и

отдельных

учащихся.

Чтобы

наладить

процесс

преемственности,

необходимо

создание

единого

образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между

педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения.

Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые

организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы.

Целенаправленная система педагогических мер и действий с учетом конкретных условий

школы обеспечивает преемственную деятельность классного руководителя 5-го класса и

способствует успешному вхождению детей в новую ситуацию образования.

Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми

объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том

случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом

тесном сотрудничестве.

Давайте укреплять мосты партнёрства,

Содружества, взаимопонимания.

Без лишней суеты или актёрства

Проявим и заботу и старание.

Давайте помогать в пути друг другу,

Ведь наша цель, по сути, благородна:

Растить детей. Не уповать на чудо,

А действовать и мудро и свободно…

В воспитательном процессе нашей школы немаловажную роль играет начальное звено.

Учитель начальных классов – это и учитель предметник, и классныйруководитель.

2. Я приглашаю к разговору классных руководителей 4х классов, которые поделятся

своим опытом работы, как им удается так ,чтобы дети и родители активно

принимали участия в различных конкурсах. И самое главное,когда дети перейдут в

среднее звено

не потерять их, а продолжить работу классных руководителей

начальной школы.

3. И заканчивая работу нашего педсовета, хочу рассказать Вам ещё одну притчу.

Умирал старый дервиш (бедняк – у мусульман). Позвал он к себе трёх своих сыновей и

сказал, что оставил им в наследство 17 своих верблюдов. Старшему сыну он завещал одну

вторую всех верблюдов, среднему – одну треть, и, наконец, младшему – одну девятую

часть этих 17 верблюдов.После смерти отца братья никак не могли поделить наследство.В

то время мимо их селения ехал старец на облезлом чёрном верблюде. Узнав причину их

спора, он сказал: “Я уже стар для путешествий. Возьмите себе моего облезлого верблюда,

и вы сможете поделить наследство”.Братья так и поступили. Верблюдов стало 18. И

старший брат отвёл в свой сарай 9 верблюдов, средний – 6, а младший – двоих. После

этого в стороне остался стоять облезлый чёрный верблюд…“Вам уже не нужен мой

верблюд? – спросил старец. – пожалуйста, верните мне его обратно, может, он послужит

ещё и мне, и другим…” И старец поехал дальше…

Несомненно, эта притча – о сути деятельности классного руководителя: присоединиться;

помочь; вовремя отойти в сторону, позволяя детям идти своим путём; следовать дальше,

чтобы помочь другим.



В раздел образования