Автор: Зубков Геннадий Федорович
Должность: Преподаватель-организатор ОБЗР
Учебное заведение: ОГАПОУ "Губкинский горно-политехнический колледж"
Населённый пункт: г.Губкин Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: « Патриотического воспитания в современном обществе».
Раздел: среднее профессиональное
Тема: « Патриотического воспитания в современном
обществе».
Проблема патриотического воспитания молодого поколения является очень
актуальным вопросом современного общества.
Патриотизм – это сознательная и добровольная позиция граждан, в которой
приоритет общественного и государственного выступает не ограничением, а стимулом
индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. На
личностном уровне патриотизм является важнейшей и устойчивой характеристикой
человека, выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и ценностях, нормах
поведения.
Патриотическое воспитание является одним из основных важнейших элементов в
системе воспитания и образования. Патриотическое воспитание - это формирование у
граждан общей ответственности, патриотического сознания, чувства верности своему
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите интересов своей Родины. Оно направлено на формирование и
развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота своей Родины,
который способен успешно выполнять гражданские обязанности как в мирное, так и в
военное время.
Патриотическое воспитание - это актуальная задача для общества в целом, для
школы, для семьи, для личности каждого человека.
Значение патриотического воспитания заключается в том, что в результате его
развития человек получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную
личность в различных областях жизни, сформировать ответственность за свою судьбу и
судьбу других людей. Поэтому государством уделяется большое внимание гражданскому
воспитанию нового поколения. А общеобразовательная школа выступает основной
площадкой его развития.
Патриотическое воспитание формирует у учащихся систему гражданских
ценностей, развивает критичность мышления и широту кругозора, способствует
признанию равноправия и равноценности различных точек зрения. Оно делает человека
способным защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова ,
решения, поступки. Развитие патриотизма способствует приобретению человеком
важнейших гражданских и личностных качеств: толерантности, умению критически
мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми,
уважать правам других, готовность к компромиссу, желание участвовать в общественно-
политической жизни.
Самым благодатным временем для заложения основ патриотического мышления
является детский и школьный возраст. Именно в этом возрасте гораздо лучше
воспринимается гражданско-патриотическое воспитание. Мероприятия по реализации
патриотического воспитания являются существенным источником знаний о развитии
человека и мира, интересов социальной и общественной жизни, идеалов и ценностей .
В современном обществе явно прослеживается проблема патриотической
составляющей жизни страны. В посдеднии десятилетия в российском обществе
наблюдается мощный духовный кризис. Причины этого обусловлены негативными
процессами в обществе за последние годы: снижение общего жизненного уровня ,
последующее расслоение общества, подверженность влиянию западных культурных
ценностей, обострение национального вопроса, утрата толерантности, трансформация
патриотизма в национализм, незнание своих корней, разрушение семейных и
коллективных традиций в молодёжной среде, непонимание роли и места России, своего
региона, родного города в историческом и культурном развитии общества и государства,
своей роли в обеспечении защиты Отечества.
Данные процессы повлекли за собой разрушение или утрату традиционно-
нравственные черт, таких как ответственность, романтизм, самоотверженность,
готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость,
стремление к правде.
В современном общественном сознании, особенно у молодежи, получили широкое
распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность,
неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к
наживе, невысокий культурный уровень. неуважительное отношение к родному
государству, окружающим людям.
Причиной столь заметного падения патриотизма в молодежной среде явилось
отсутствие патриотической идеи в обществе, отрицательное влияние друзей и
сверстников, утрата семейных ценностей, низкий уровень жизни населения.
Многовековая богатая история нашей страны свидетельствует, что без патриотизма
немыслимо создать сильную и достойную державу, невозможно привить людям
понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое
воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и
экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Современная ситуация ставит перед обществом острую необходимость
патриотического воспитания подрастающего поколения. Что в свою очередь занимает
важное место в общей системе обучения и воспитания, развития государства в целом .
Соответственно подталкивает общество к поиску новых форм воспитания. А школа и
учитель выступает в этом процессе одним из важнейших элементов.
Цель патриотического воспитания в колледже: формирование и развитие у
обучающихся уважения к своей Родине, гордости за свое отечество, чувства
принадлежности к обществу, в котором они живут, умение формулировать, высказывать и
отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности.
Данная цель охватывает весь школьный педагогический процесс: учебные занятия,
внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды кружковой, игровой деятельности.
Задача учителя, педагога - создать условия для социальной адаптации учащихся через
систему патриотического воспитания в школе, культивировать интерес у детей и
подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего
поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию
на благо общества и государства.
В итоге, у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы:
активная жизненная позиция, умение формулировать, высказывать, доказывать свое
мнение, толерантность, способность нести личную ответственность за себя, нравственные
ценности, уважение к своей родине, окружающим.
Следствием этого станет дальнейшее патриотическое формирование взрослого
человека, т.е. осознание себя частью общества, формирование ответственности за судьбу
своей семьи, города, отечества, верности Родине и готовности служить Отечеству.
Реализация патриотического воспитание в процессе обучения предполагает не
только правильное усвоение учащимися знаний об истории своего отечества, города,
края, общественной жизни, нормах поведения, но и обязательно требует формирования
социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым
мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы
патриотических взглядов и убеждений. Достижение этих задач может быть обеспечено
лишь активной, самостоятельной или коллективной, эмоциональной деятельностью
учащихся. Активная познавательная и практическая патриотическая деятельность
учащихся обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их
творческого применения и для дальнейшего развития.