Напоминание

« Патриотического воспитания в современном обществе».


Автор: Зубков Геннадий Федорович
Должность: Преподаватель-организатор ОБЗР
Учебное заведение: ОГАПОУ "Губкинский горно-политехнический колледж"
Населённый пункт: г.Губкин Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: « Патриотического воспитания в современном обществе».
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: « Патриотического воспитания в современном

обществе».

Проблема патриотического воспитания молодого поколения является очень

актуальным вопросом современного общества.

Патриотизм – это сознательная и добровольная позиция граждан, в которой

приоритет общественного и государственного выступает не ограничением, а стимулом

индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. На

личностном уровне патриотизм является важнейшей и устойчивой характеристикой

человека, выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и ценностях, нормах

поведения.

Патриотическое воспитание является одним из основных важнейших элементов в

системе воспитания и образования. Патриотическое воспитание - это формирование у

граждан общей ответственности, патриотического сознания, чувства верности своему

Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных

обязанностей по защите интересов своей Родины. Оно направлено на формирование и

развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота своей Родины,

который способен успешно выполнять гражданские обязанности как в мирное, так и в

военное время.

Патриотическое воспитание - это актуальная задача для общества в целом, для

школы, для семьи, для личности каждого человека.

Значение патриотического воспитания заключается в том, что в результате его

развития человек получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную

личность в различных областях жизни, сформировать ответственность за свою судьбу и

судьбу других людей. Поэтому государством уделяется большое внимание гражданскому

воспитанию нового поколения. А общеобразовательная школа выступает основной

площадкой его развития.

Патриотическое воспитание формирует у учащихся систему гражданских

ценностей, развивает критичность мышления и широту кругозора, способствует

признанию равноправия и равноценности различных точек зрения. Оно делает человека

способным защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова ,

решения, поступки. Развитие патриотизма способствует приобретению человеком

важнейших гражданских и личностных качеств: толерантности, умению критически

мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми,

уважать правам других, готовность к компромиссу, желание участвовать в общественно-

политической жизни.

Самым благодатным временем для заложения основ патриотического мышления

является детский и школьный возраст. Именно в этом возрасте гораздо лучше

воспринимается гражданско-патриотическое воспитание. Мероприятия по реализации

патриотического воспитания являются существенным источником знаний о развитии

человека и мира, интересов социальной и общественной жизни, идеалов и ценностей .

В современном обществе явно прослеживается проблема патриотической

составляющей жизни страны. В посдеднии десятилетия в российском обществе

наблюдается мощный духовный кризис. Причины этого обусловлены негативными

процессами в обществе за последние годы: снижение общего жизненного уровня ,

последующее расслоение общества, подверженность влиянию западных культурных

ценностей, обострение национального вопроса, утрата толерантности, трансформация

патриотизма в национализм, незнание своих корней, разрушение семейных и

коллективных традиций в молодёжной среде, непонимание роли и места России, своего

региона, родного города в историческом и культурном развитии общества и государства,

своей роли в обеспечении защиты Отечества.

Данные процессы повлекли за собой разрушение или утрату традиционно-

нравственные черт, таких как ответственность, романтизм, самоотверженность,

готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость,

стремление к правде.

В современном общественном сознании, особенно у молодежи, получили широкое

распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность,

неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к

наживе, невысокий культурный уровень. неуважительное отношение к родному

государству, окружающим людям.

Причиной столь заметного падения патриотизма в молодежной среде явилось

отсутствие патриотической идеи в обществе, отрицательное влияние друзей и

сверстников, утрата семейных ценностей, низкий уровень жизни населения.

Многовековая богатая история нашей страны свидетельствует, что без патриотизма

немыслимо создать сильную и достойную державу, невозможно привить людям

понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое

воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и

экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Современная ситуация ставит перед обществом острую необходимость

патриотического воспитания подрастающего поколения. Что в свою очередь занимает

важное место в общей системе обучения и воспитания, развития государства в целом .

Соответственно подталкивает общество к поиску новых форм воспитания. А школа и

учитель выступает в этом процессе одним из важнейших элементов.

Цель патриотического воспитания в колледже: формирование и развитие у

обучающихся уважения к своей Родине, гордости за свое отечество, чувства

принадлежности к обществу, в котором они живут, умение формулировать, высказывать и

отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности.

Данная цель охватывает весь школьный педагогический процесс: учебные занятия,

внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды кружковой, игровой деятельности.

Задача учителя, педагога - создать условия для социальной адаптации учащихся через

систему патриотического воспитания в школе, культивировать интерес у детей и

подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего

поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию

на благо общества и государства.

В итоге, у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы:

активная жизненная позиция, умение формулировать, высказывать, доказывать свое

мнение, толерантность, способность нести личную ответственность за себя, нравственные

ценности, уважение к своей родине, окружающим.

Следствием этого станет дальнейшее патриотическое формирование взрослого

человека, т.е. осознание себя частью общества, формирование ответственности за судьбу

своей семьи, города, отечества, верности Родине и готовности служить Отечеству.

Реализация патриотического воспитание в процессе обучения предполагает не

только правильное усвоение учащимися знаний об истории своего отечества, города,

края, общественной жизни, нормах поведения, но и обязательно требует формирования

социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым

мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы

патриотических взглядов и убеждений. Достижение этих задач может быть обеспечено

лишь активной, самостоятельной или коллективной, эмоциональной деятельностью

учащихся. Активная познавательная и практическая патриотическая деятельность

учащихся обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их

творческого применения и для дальнейшего развития.



В раздел образования