Напоминание

Подготовка концертного выступления, решение проблем и создания предпосылок для успешного исполнения программы


Автор: Васильева Элеонора Васильевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ГБУК "ХЕРСОНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТ"
Населённый пункт: г. Геническ
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Подготовка концертного выступления, решение проблем и создания предпосылок для успешного исполнения программы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ХЕРСОНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ И

ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ, РЕШЕНИЕ

ПРОБЛЕМ И СОЗДАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ УСПЕШНОГО

ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ»

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВАСИЛЬЕВОЙ Э В.

Рассмотрено на заседании

ПЦК специальности 53.0.2.03.

Инструментальное исполнительство

Протокол № 2 от 03.04.2025.

Зав. ПЦК

Васильева Э.В.

Херсон, 2025 г.

2

Содержание.

Введение. Цели и задачи подготовки музыканта профессионала

3

Глава 1. Поэтапная работа над музыкальным произведением

3

1.1.

Актуальность первоначального опыта, выступление на

сцене.

3

1.2.

Завершающий этап обучения при подготовке к

выступлению.

5

1.3.

Психологическая подготовка пианиста к концерту.

6

Глава 2. Предконцертное волнение и методы его преодоления.

12

2.1.

Творческое и паническое волнение.

12

2.2.

Влияние психотипа человека на сценическое поведение.

14

2.3.

Репетиционный период обучения.

18

Заключение. Роль педагога в подготовке успешного музыканта

пианиста.

22

Список использованной литературы.

23

3

Введение. Цели и задачи подготовки музыканта профессионала.

Каждый

человек,

который выбрал

профессию

музыканта-пианиста,

должен

понимать,

что

в

дальнейшем

вся

его

жизнь

будет

связана

с

концертными выступлениями. И уже в начале своего профессионального

обучения он должен задать себе вопрос: готов ли к этой деятельности? Ведь

это требует от музыканта определённых природных качеств: колоссальной

внутренней

энергии,

потребности

выступать.

исполнительской

воли,

артистизма и так далее, то есть это целый комплекс определённых качеств,

которыми обладает не каждый человек.

Глава 1. Поэтапная работа над музыкальным произведением.

1.1.

Актуальность первоначального опыта, выступление на сцене.

Поэтому, работая над музыкальным произведением, музыкант должен

помнить, что конечная цель этой работы – выступление на сцене. А тогда, в

связи с этим, возникает высокое чувство ответственности, которое должно

сподвигнуть человека на большие достижения. Ведь одно дело исполнять для

себя, в кругу друзей, что подвластно любителю музыки, и совсем другое дело

выступать на сцене, участвовать в конкурсах и фестивалях, что в настоящее

время является для каждого уважающего себя музыканта крайне актуальным.

Таким

образом,

мы

выяснили,

что

отличительной

особенностью

профессии музыканта является умение выступать на сцене. И уже с первых

шагов

в

музыке

маленького

человечка,

мы

начинаем

готовить

его

к

выступлениям: сначала учим правильно сидеть за роялем, красиво кланяться;

одеваться, согласно принятым правилам, достойно вести себя на сцене. С

ранних лет прививаем чувство ответственности за качество исполнения на

4

эстраде и любовь к игре на публике. Поведение на эстраде, самочувствие во

время игры, реакция на отношение аудитории – все это проявляется у каждого

по-разному.

Поэтому

выбирается

индивидуальный

подход

и

формы

подготовки к концертному выступлению. И вот так с самого раннего возраста

приучаем

маленького музыканта

к

сцене.

По

мере

взросления

ребёнка

требования

начинают возрастать.

Уже недостаточно внешне

правильного

поведения

на

сцене,

необходимо

демонстрировать

высокое

качество

исполнения, то есть ошибки, которые простительны малышам, недопустимы в

более старшем возрасте.

Когда же наступает следующий этап уже профессионального обучения в

училище, обучающийся уже обладает определённым опытом выступлений. В

это

время

происходит прощание

с

детством,

наступает

музыкальное

и

физиологическое взросление. Эти два компонента тесно связаны между собой,

так как в этот период происходит перестройка всего организма, и обучающийся

начинает осознавать, что профессия музыканта – это уже на всю жизнь,

соответственно этому меняется его отношение к музыкальному процессу в

целом.

В

процессе

обучения

в

училище

нарастает

объём

исполняемых

произведений, а также их сложность. Всё это требует от музыканта большой

выносливости, трудолюбия, развитого масштабного мышления, приобретения

и

выработки

профессиональных

навыков.

При

оценивании

выступления

обучающегося к нему уже предъявляются требования более высокого уровня,

чем в музыкальной школе.

А теперь рассмотрим из чего же складывается успешное выступление на

сцене. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать музыкант,

является

музыкальная

память,

которая

включает

целый

комплекс

её

5

разновидностей: слуховая, зрительная, мышечная, моторная, то есть память

уха, глаза, прикосновения и движения. Активное запоминание произведения

происходит во время предварительного анализа, сюда входит тональный план,

внутреннее строение и взаимоотношение частей. Без изучения структуры

музыкального материала, без

умения разбираться в

мельчайших деталях

запоминание

сводится

к

чисто

механическому выучиванию

пальцами,

и

закономерно, что при сильном волнении может закончиться неудачей. Н. А.

Римский-Корсаков говорил, что "Эстрадное волнение тем больше, чем хуже

выучено сочинение".

1.2.

Завершающий этап обучения при подготовке к выступлению.

Каковы же основные приёмы выучивания музыкального произведения

наизусть?

Необходимо

разделить

произведение

на

отдельные

эпизоды,

отрывки с завершенным логическим смыслом. Например: главная, побочная,

заключительная

партии;

и

более

крупные

части-экспозиция,

разработка,

реприза.

Важно

запоминать

осмысленно,

с

постепенным

объединением

мелких частей в более крупные. В процессе изучения произведения полезно

проводить сопоставление между собой характерных отличительных свойств

тонального

плана,

голосоведения,

мелодии,

сопровождения,

обращать

внимание на простые элементы музыкальной ткани – секвенции, интервалы,

аккорды. Работать надо на основе внимательного изучения нотного текста при

помощи внутреннего слуха, определяя характер и настроение произведения,

драматургию

развития,

средства

выразительности,

главную

идею

и

кульминацию.

Помогает

запоминанию

пение

голосом

мелодических

элементов. Заучивать текст необходимо в течение нескольких дней, а затем

регулярно

чередовать

игру

по

нотам

и

наизусть.

Обязательно

играть

6

произведение в медленном темпе, а также чередовать мысленную игру с

реальной игрой на инструменте.

Следующий необходимый компонент успешного выступления – это

техническое

оснащение

музыканта.

Для

этого

требуется

ежедневная

тренировка гамм, этюдов и других технических упражнений. Это как зарядка

для

пальцев.

Ведь

если

пальцы

неразвиты,

то

очень

сложно

передать

содержание

музыки.

Когда

обучающийся

ощущает

непреодолимые

технические трудности, это сковывает его руки, парализует мысль и является

отрицательным фактором, который мешает успешному выступлению. Поэтому

необходимо много внимания уделять техническим занятиям.

1.3.

Психологическая подготовка пианиста к концерту.

Одним из наиважнейших факторов исполнения произведения является

глубокое погружение

в

содержание

музыки,

как

эмоциональное,

так

и

рациональное, одно невозможно без другого невозможно. Легче всего мы

увлекаемся исполнением, когда находимся дома в привычной обстановке,

когда нас никто не слушает и, совсем другое дело, когда выступаем на сцене,

которая возвышается над зрительным залом при ярком освещении, и где нас

внимательно

слушает

большое

количество

незнакомых

людей.

Все

это

вызывает подсознательную тревогу и излишнее волнение.

Как

с

этим

бороться?

В

первую очередь уже

в

процессе

разбора

произведения необходимо уделять много внимания каждой мелкой детали:

аппликатуре, штрихам,

динамике

и

так

далее.

При

чём

работа

должна

происходить каждой рукой отдельно, дабы максимально сконцентрировать

своё

внимание

на

отдельных

элементах.

Затем

все

детали

постараться

7

объединить в единое целое. И ещё, очень важно особенно хорошо знать все,

что

происходит в

левой

руке,

ведь

зачастую

ей

уделяют

недостаточно

внимания, играет автоматически по инерции, заботясь, в основном, о главных

элементах. И вот именно такие упущения зачастую вылезают боком в момент

концертного выступления.

В голове у такого музыканта, в момент выступления на сцене, вдруг

возникает вопрос: "А какие ноты в левой руке?". Но ответа нет, так как левая

рука была недоучена и, соответственно, недослушана.

А вот технические места для успешного выступления нужно уметь

исполнять автоматически правильно, в быстром темпе размышлять о мелких

деталях некогда, пальцы сами должны выполнять своё дело, как хорошо

отлаженный механизм. Своё внимание при этом необходимо переключить на

противоположный голос, где нет быстрых построений, и в таком случае не

возникает почвы для излишнего волнения.

Если на сцене исполняется кантиленная протяжная музыка, то здесь

перед исполнителем уже возникают другого рода сложности. Во-первых, в

медленном темпе сложнее удержать в голове наизусть нотный текст, особенно

это касается полифонической музыки. Здесь, в первую очередь, надо уметь

играть длинные построения и, даже разделы, на одном дыхании. Нельзя

зацикливаться на мелких деталях, а стараться двигаться, хотя и медленно, но

непрерывно вперёд к конечной цели. Это непросто, здесь важную роль играет

рациональное

мышление.

Начинать учить

надо постепенно

с

небольших

отрезков, затем постепенно укрупнять и, в конце концов, суметь сыграть на

одном дыхании от начала до конца. Чтобы это получилось, необходимо перед

началом мысленно охватить целиком всё произведение, как птица, которая

парит высоко в небе и может охватить своим взором невидимые дали. Таким

8

образом, каждое произведение имеет свои специфические сложности и задачи,

и о них надо всегда помнить. Поэтому каждое произведение надо выучивать

крепко и надёжно, как архитектурное здание, которые может простоять века и

не разрушиться.

Бывают произведения малой формы, а

бывают средней и

крупной

формы. Каждая форма имеет свои сложности для исполнения и скрытые

закономерности, которые могут как помочь успешно исполнять произведения,

так и навредить. Возьмём малые формы. Лучше всего, конечно же, начинать с

медленной пьесы. Начало выступления обычно наиболее волнительно. Так как

каждому музыканту всегда хочется показать себя с наилучшей стороны, это

может

вызвать

дополнительное

волнение

и,

чтобы

с

этим

справиться,

предпочтение отдаётся плавной неторопливой музыке.

Чем больше произведений требуется исполнить на сцене, тем сложнее

это выдержать и безупречно сыграть без сбоев и ошибок. Особенно это

касается

выступления

на

экзамене,

где

обычно

исполняются

пять

разнохарактерных

произведений.

Ещё

более

ответственным

является

выступление

на

сольном

концерте.

Такой

чести

обычно

удостаиваются

наиболее

одаренные

обучающиеся.

Да

и

подготовка

к

нему

потребует

огромного труда как от обучающегося, так и от преподавателя. Большая

концертная

программа

должна

быть

готова

как

минимум

за

месяц

до

выступления.

А

этот

месяц

необходимо

потратить

на

обыгрывание

и

окончательную шлифовку. В процессе предконцертного выступления нужно

чётко

уяснить

себе

в

каком стиле

исполняется

каждое

произведение

и

выработать умение быстро переключаться с одного стиля на другой. Ведь

очень важно, исполняя большой объём музыки, передать все характерные

черты каждого отдельно взятого произведения.

9

Обычно обыгрывание проводится между обучающимися в классе одного

преподавателя. Сначала все обучающиеся проигрывают свою программу, а

затем

проводится обсуждение с

участием

самих

исполнителей. В

конце

дебатов преподаватель делает свои замечания и подводит окончательные итоги

выступлений.

В

процессе

таких

обсуждений

обучающиеся

учатся

анализировать как своё исполнение, так и других ребят, благодаря таким

дебатам

вырабатывается

критическое

мышление,

что

очень

важно

для

дальнейшего

профессионального

развития

музыканта

и

его

умения

максимально объективно оценить свою игру на фортепиано. В дальнейшем

полезно проводить обыгрывание концертной программы со

обучающиеся

других

преподавателей.

Таким

образом,

возникает

соревнование

между

музыкантами, что создает дополнительный стимул для совершенствования

исполнения, так как каждому человеку свойственно стремление быть лучшим,

показывать максимально высокий результат. Особенно интересно наблюдать,

когда обучающиеся соревнуются, исполняя одно и то же произведение, тогда

градус конкуренции зашкаливает, и музыканты пытаются доказать, что именно

их исполнение является наилучшим.

Большое значение для успешного выступления имеет исполнительская

воля, которая приводит к победе. О. Бальзак сказал: "Не существует больших

талантов без большой воли. Воля может и должна быть предметом гордости

гораздо больше,

нежели

талант. Если

талант

это

развитая

природная

склонность, то твёрдая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над

инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над

прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями,

которые она преодолевает". А ведь, действительно, немалое число всех наших

достижений на жизненном пути, в конечном результате – это победа над собой,

10

над навыками преодолевать свои минутные слабости. Волевой человек может

заставить себя делать то, что он считает необходимым, а безвольный в этих же

обстоятельствах отступает. Каковы же характеристики волевых действий? Это

настойчивость,

целеустремлённость,

упорство,

смелость,

решительность,

самостоятельность, инициатива, самообладание и выдержка.

Волевые качества могут проявляться по-разному. Один может показать

высокую

настойчивость

и

целеустремленность,

пытаясь

справиться

с

техническими трудностями, а другой проявляет решительность и смелость,

выходя

первым

на

ответственное

публичное

выступление.

Тренировка

подобных качеств происходит только с практикой.

При подготовке к выступлению полезно применять метод предельной

концентрации внимания.

Для

этого

внимание

направляется

на

слуховые

ощущения и тогда улавливаются все переходы звуков из одного в другой;

интонации, возникающие из соединения звуков между собой. Звуки словно

пробуются на вкус, цвет, аромат, твёрдость и мягкость. Погружение в музыку

происходит

при

выполнении

различных

упражнений:

пропевание

обучающимся мелодии без

поддержки фортепиано, пропевание вместе

с

инструментом, пропевание про себя мысленно.

Затем

направляем

внимание

на

двигательные

ощущения,

чтобы

почувствовать характер прикосновения пальца к клавише, проверить свободу

движений, наличие в мышцах ненужных зажимов, которые должны быть

сброшены.

Предельная концентрация внимания с проигрыванием произведения

осуществляется в медленном темпе так, чтобы не было ни одной посторонней

мысли. Медленная игра на пианиссимо тренирует концентрацию внимания и

11

усиливает

тормозные

процессы.

Их

ослабление

во

время

выступления

провоцирует громкую и неуправляемую игру в быстром темпе.

Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с

участием

в

роли

ансамблистов,

концертмейстеров.

Играя

в

коллективе,

обучающиеся чувствуют себя гораздо спокойнее, и, если такие выступления

проводить регулярно, сценического стресса не будет.

Прекрасный эффект дают коллективные уроки. Легендарные уроки у Г.

Г. Нейгауза всегда проходили в публичной обстановке при большом количестве

слушателей. Приглашение к роялю поступало от преподавателя в любой

момент. Такая форма урока – отличная школа для обучающегося.

Дальше

наступает следующий этап

репетиции в

зале.

Во

время

репетиции очень важно, в первую очередь, адаптироваться к окружающей

обстановке: походить по сцене, по залу, а затем уже репетировать за роялем.

Выходя на сцену, необходимо помнить, что то, что хорошо звучит в классе, в

зале может быть недостаточно выразительным. Большое помещение требует

более яркого, масштабного звучания, динамические градации должны быть

более

контрастные,

необходимо стремиться

играть

глубоким,

объёмным

звуком. Следует исполнять так, чтоб слышно было в последнем ряду.

Накануне выступления не нужно заниматься по многу часов, необходимо

накапливать силы,

энергию,

душевный

подъём дабы

иметь

возможность

максимально выложиться на концерте. У некоторых нерадивых обучающихся

как

раз

незадолго

до

выступления

вдруг

появляется

жгучее

желание

заниматься как можно больше, вносить какие-то изменения в исполнение или

менять аппликатуру. Ну вот этого делать ни в коем случае нельзя, потому что

приводит

как

раз

к

обратному

результату:

появляется

дополнительное

12

волнение,

возникают

непредвиденные

сбои

и

ошибки.

В

музыке

долго

вырабатываются рефлексы, но когда уже заучено в каком-то виде, то за

несколько занятий переучить по-другому практически невозможно, так как на

сцене всё равно срабатывает рефлекс того, как было ранее заучено.

Глава 2. Предконцертное волнение и методы его преодоления.

2.1.

Творческое и паническое волнение.

При

подготовке к

концертному выступлению

важную

роль

играет

психологическая подготовка пианиста. И этому необходимо уделять довольно

много внимания. Обучающемуся нужно объяснить, что каждому музыканту

свойственно волноваться, и это естественное чувство, которое возникает перед

ответственным мероприятиям. Существует заблуждение, что выдающиеся

музыканты никогда не волнуются. Это совершенно не так, ведь если человек

не испытывает волнения – значит, ему всё равно, как он исполняет свои

произведения. А вот это очень плохо. Равнодушное выступление убивает

музыку, лишает её всякой прелести, возвышенности и содержательности.

Поэтому выдающиеся музыканты, всякий раз выходя на сцену, испытывают

волнение и не стесняются в этом признаваться.

Только при этом своё волнение опытный музыкант умеет направлять в

нужное русло. Оно помогает наполнить выступление особым вдохновением,

прибавляет силы, даёт энергию, вводит человека в особое экстатическое

состояние, которое я называю "измененное состояние сознания". В процессе

нахождения на сцене у музыканта кардинально меняется ощущение времени,

всё

как будто сжимается в

одно мгновение, также

меняется

восприятие

окружающей

обстановки,

весь

организм

превращается

в

звучащий

13

инструмент. Выдающийся театральный режиссёр М. Захаров в своей книге

"Суперпрофессия" писал, что у талантливых артистов во время выступления

на сцене меняется состав крови на клеточном уровне, настолько глубоко они

погружаются

в

свою

роль.

То

же

самое

происходит

и

у

талантливых

музыкантов.

Конечно, ожидать, что у обычного обучающегося в момент выступления

произойдёт такое же "чудо", не стоит, но рассказывать об этом и стремиться

войти в это состояние обязательно нужно. И если пианист действительно

увлечён музыкой, отдаёт своему делу все мысли, чувства и много над этим

трудится, то рано или поздно он войдёт в это состояние. Стоит только один раз

испытать такое чувство, или, хотя бы, приблизиться к нему, как потом хочется

снова и снова его повторять, так как это приносит особое чувство полного

удовлетворения, счастья

и

наслаждения

самим

музыкальным

процессом.

Посещая других музыкантов, а также артистов, полезно наблюдать за их

поведением на сцене и представлять себя на их месте.

За неделю-две до выступления рекомендуется мысленно проигрывать

всю программу. Лучше всего это делать вечером перед сном: выключить свет

и в темноте (это способствует лучшему сосредоточению) постараться про себя

исполнить концертную программу.

Следует отметить, что сразу от начала до конца сыграть даже одно

произведение мысленно в голове чрезвычайно сложно, это требует ежедневной

тренировки. Ну и результат такое проигрывание приносит ощутимый. Кроме

того,

для

начала

необходимо

представить

концертный

зал,

где

будет

происходить выступление, публику, тишину, в котором придётся играть, сцену,

возвышающуюся над зрительным залом, яркое освещение и большой рояль,

который надо подчинить своей воле. При этом важно представлять всю

14

обстановку

исключительно

с

положительной

стороны,

а

слушателей

воспринимать как своих лучших друзей, которые пришли на концерт, чтобы

получить удовольствие от прекрасной музыки, а не считать ошибки, которые

совершит исполнитель и злорадствовать по этому поводу. Таким образом,

пианист себя психологически готовит к встрече с публикой, заранее тренирует

нервную систему и преодолевает психологический барьер.

Часто бывает, что чем больше пианист отдаётся своему любимому делу,

чем лучше готов, тем сильнее его волнение, так как и ожидания успеха у него

завышены.

В

итоге,

выходя на

сцену, обучающийся

зажимается,

мысль

парализуется, и он как бы выпадает из музыкального процесса. На этот счёт

существует знаменитое выражение: "Любить музыку в себе, а не себя в

музыке". Некоторые пианисты, выходя на сцену, хотят покрасоваться, показать

какая у них великолепная техника, что они лучше всех, то есть занимаются на

сцене самолюбованием. И задача преподавателя активно бороться с этим

пороком, объяснять суть выступления, да и у публики такая игра не вызывает

восхищения, не может тронуть сердца людей. Если пианист не погружается

глубоко в содержание, а думает о том, как сыграть все ноты, то в таком случае

на сцене бывают неожиданные срывы, появляется необузданное волнение, а, в

итоге, процесс выходит из-под контроля.

2.2.

Влияние психотипа человека на сценическое поведение.

Мы знаем, что каждый музыкант – это неповторимая индивидуальность,

которая

имеет

свои

характерные

особенности.

Встречаются

различные

психотипы людей и,

в

зависимости от

этого, в

экстремальной ситуации

проявляют себя по-разному.

Меланхолик перед выступлением зачастую сильно теряется, испытывает

чувство

неуверенности,

даже

может заплакать. И

такому

обучающемуся

15

преподаватель

должен

помочь

обрести

уверенность

в

себе,

всячески

поддерживать, внушать, что у него все великолепно получается. В моей

практике встречались обучающиеся, которые отлично исполняли программу в

классе и абсолютно терялись на сцене, не могли даже воспроизвести текст

наизусть, имея при этом отличную память. Это было очень обидно и досадно.

Такие пианисты требуют особого психологического подхода, который поможет

им в дальнейшем максимально раскрывать свои музыкальные способности на

любой концертной эстраде.

Для

этого

я

подбираю

ключевое

слово,

которое подходит именно

данному пианисту и его нужно произносить каждый день помногу раз и

наедине

вслух

перед

зеркалом,

и

на

уроке,

и

перед

близкими

людьми.

Например, я применяла такие слова, как "богатырь", "танк", "мужик" и так

далее. Стоя

перед зеркалом, обучающийся должен несколько раз подряд

произнести: "Я – богатырь!". При чем это надо говорить громко, чётко, не

торопясь и искренне верить в то, что он произносит. Сложность состоит в том,

чтобы подобрать для конкретного человека именно то слово, которое будет

вызывать эмоциональный отклик в его душе. Результат появляется не сразу, а

постепенно, но через год-два такой музыкант в итоге преодолевает свою

неуверенность и начинает успешно выступать. Конечно же, эти слова особенно

часто надо произносить незадолго до выступления и непосредственно перед

ним.

Таким образом, задача преподавателя состоит не только в том, чтобы

научить

пианиста

выразительно

играть,

но

также

выступать

и

в

роли

психолога. Тут можно взять за образец спортсменов высшей лиги. Тренер для

них является и отцом, и матерью, оказывает сильнейшее влияние на всю их

жизнь. Точно также и настоящий преподаватель оказывает большое влияние на

16

своих обучающихся, на формирование их личности в качестве музыканта,

являясь,

в

первую

очередь,

для

них

образцом

для

подражания.

И

это

замечательно! Сначала пианист старается подражать манере выступления

своего преподавателя, а со временем, на основе этого, вырабатывает уже свой

стиль исполнения, свою индивидуальную манеру. И в ответственный момент

выступления преподаватель становится опорой и поддержкой пианиста, в

такой ситуации каждое его слово имеет важное значение для поддержания

нужного подъёма и вдохновения пианиста.

Рассмотрим

теперь

прямо

противоположный

психотип

человека-

холерика. Он,

в

отличие

от

меланхолика, сам

рвётся

на

сцену, жаждет

выступать, но при этом не всегда может собраться с мыслями и всё продумать.

Пианист-холерик,

увлекаюсь

музыкальным

процессом,

зачастую

берёт

завышенные темпы и при этом пропускает мелкие детали, из-за чего страдает

содержание музыки. Такого обучающегося надо стараться сдерживать перед

выступлением

и

убирать

излишнюю

экзальтированность,

которая может

привести к резкому звучанию и грубой игре.

А вот флегматики любят осторожничать на сцене и берут замедленные

темпы,

долго

настраиваются,

не

любят

ярко

проявлять

эмоции.

Таких

пианистов надо сильно активизировать перед сценой, пробуждать их эмоции и

не бояться активно воздействовать на них.

Ну и, наконец, последний психотип – сангвиник. Такие музыканты

наиболее предсказуемы в своём поведении на сцене. Они сами достаточно

хорошо умеют управлять своими эмоциями, настроением и не теряют в момент

выступления

рационального

чувства,

которое

способствует

разумной,

содержательной игре. Но, тем не менее, у каждого музыканта есть свои

слабости и недочёты. Поэтому преподаватель должен быть, как хороший

17

"настройщик",

уметь

вдохновить

пианиста

на

достойное

исполнение

программы, а также успокоить его, морально поддержать. Хорошо помогает

тактильный контакт: можно обнять, погладить по спине, проследить, чтоб руки

не

были

холодные. Таким

образом,

преподаватель

создаёт

максимально

позитивную атмосферу для успешного выступления. Ни в коем случае нельзя

перед

выступлением

ругать

пианиста,

вспоминать

какие-то

недостатки,

отвлекать

его

на

посторонние

темы.

Самое

лучшее,

когда исполнитель

уединяется и старается сосредоточиться на исполняемой музыке.

После выступления полезно проанализировать результаты концертного

выступления. Непосредственно после выступления необходимо похвалить и

поздравить

исполнителя

независимо

от

того,

насколько

удачным

было

выступление. А вот уже на следующий день, когда страсти улеглись, следует

сделать "разбор полетов", то есть отметить, что получилось удачно, а над чем

ещё требуется поработать. Благодаря этому пианист всегда будет идти вперёд

и добиваться лучших результатов.

Для удачного выступления на сцене важную роль может сыграть метод

самовнушения.

Недели

за

две

до

выступления

нужно

начинать

этим

заниматься. Например: я вижу зал, в котором буду выступать, могу чётко

представить

сцену, рояль,

слушателей

и

комиссию, перед

которой

буду

выступать. Мне очень нравится играть, Я уверенно и радостно начинаю, у меня

прекрасная техника, всё получается. Какое наслаждение-красиво и хорошо

играть! Я – народный артист. Моё волнение приносит мне только вдохновение.

С каждым разом самовнушение будет помогать мне всё больше и больше.

Хочется отметить, что сила самовнушения – великая вещь и польза от

неё гораздо больше, чем от всех таблеток вместе взятых. Очень полезно

повторять

про

себя

и

вслух:

с

нетерпением

жду

концерта,

жажду

18

выступать". И постепенно страх перед выступлением будет уступать чувству

уверенности в своих силах.

В 1932 году известная пианистка Маргарита Лонг выступала по Европе

с

выдающимся

французским

композитором

Морисом

Равелем.

Его

присутствие на концертах не давало ей раскрыться на сцене. Зная это, она

стала репетировать концерт для детских кукол. Входя в зал, она здоровалась со

всеми, а с одной куклой особенно, – представляя её М. Равелем. Первый опыт

был неудачен, второй и последующие уже лучше. В конце концов, с помощью

обычных кукол, она привыкла к осознанию того, что за исполнением следит

сам М. Равель. После этих тренировок на концерте она сыграла блестяще и

присутствие М. Равеля ей не помешало.

Вспоминается

ещё

один

необычный

эпизод,

когда я

оказалась

на

представлении гипнотизёра. Он предложил желающим выйти на сцену и

принять участие в его экспериментах. Моя подруга пианистка, страдающая

повышенным сценическим волнением, решила испытать на себе его влияние.

Когда её ввели в глубокий гипноз, экспериментатор предложил пианистке

сыграть что-нибудь на рояле. Она с радостью подошла к инструменту и,

находясь под гипнозом, очень успешно исполнила сонату Н. Метнера. Публика

была

в

полном восторге.

После

сеанса

гипноза

эта

пианистка

навсегда

избавилась от сценического волнения. Вот такие интересные "исцеления"

встречаются в жизни.

2.3.

Репетиционный период обучения.

Хочется наметить несколько этапов эстрадной готовности:

1) играть не отдельные пьесы, а всю программу, как на концерте.

При чём только с одной попытки, ни в коем случае не переигрывать.

19

2)

Репетиции

должны

проходить

с

полной

отдачей

и

ответственностью.

3) Репетировать желательно перед специально приглашёнными

слушателями.

Не стоит проводить такие репетиции ежедневно, ведь это отбирает много

энергии. Обычно считается, что игра на репетиции всегда лучше, чем на

концерте,

но

наблюдения

показывают,

что

большую

содержательность

исполнения

даёт

контакт

с

аудиторией, ведь

она

пришла

не

усмотреть

недостатки, а слушать музыку. "Волнуйся не за себя, а за композитора", - висел

плакат за кулисами Малого зала Петербургской консерватории. Надо уже

заранее полюбить публику, видеть в ней позитив, и это будет взаимно.

"Публика для исполнителя является самым тонким барометром того, в

какой форме он находится в данное время", – писал Л. Коган. Кто боится

аудитории – редко находит с ней контакт. Важно волнение, как боязнь или

страх заменить на творческое вдохновение, потому как при полном отсутствии

приподнятого возбуждения игра становится бесцветной и неинтересной. Успех

там, где интеллект обучающегося, эмоции и двигательные функции в согласии,

находятся в балансе между собой.

Во

время

работы

между

репетициями

необходимо

продумать

те

моменты, которые не дали удовлетворения на репетиции. Кроме того, нужно

учиться отрабатывать сначала мысленно, а потом на рояле те места, где не

было полного технического владения, а также отработать игру отдельных

партий, игру в медленном темпе и многократные повторения мелких звеньев.

Этими способами укрепляются те места, где на репетиции было чувство

неуверенности. Необходимо проигрывать в уме без усилий любое место

20

произведения.

Во

время

исполнения

нельзя

играть

на

пределе

своих

возможностей, должен быть запас сил, беглости и выносливости. На концерте

силы всегда расходуются больше, чем на репетиции.

На всём протяжении игры должно быть ощущение удобства движений,

отсутствие скучных мест, приподнятость, умение слушать себя как бы со

стороны. Выдающийся пианист Г. Коган писал: "Три главных звена в цепи

психологических предпосылок успешности пианистической работы: ясное

видение цели, сосредоточенное внимание к ней и настойчивая воля к её

достижению. Врата к этому мастерству открывается лишь тому, кто работает,

соблюдая эти условия".

В предконцертные дни не стоит напрягать внимание, заниматься надо

меньше. Если программа не готова, учить её слишком поздно. А за два дня до

концерта

нужно

отвлечься

от

забот

и

волнений,

настрой

должен

быть

позитивный,

нужно

сходить

прогуляться

в

парк,

на

природу, почитать

интересную

книгу

и

искать повод для

вдохновения. Накануне

концерта

поиграть всё в сдержанном темпе, спокойно, не выдавать эмоции, посмотреть

играемое по нотам, спать лечь пораньше и хорошо выспаться, много не

заниматься, чтобы по словам Г. Нейгауза, не было "душевой изношенности"

из-за переутомления.

В день концертного выступления необходимо разыграться, размять свой

пианистический

аппарат.

Затем

не

быстро

проиграть

свою

программу.

Немаловажным фактором является состояние рук. Важно, чтоб они были

тёплые, разогретые, можно для этого приготовить перчатки или варежки.

Часто у молодых музыкантов руки бывают влажные от пота, для этого нужно

предусмотреть платочек.

21

Перед выходом на сцену А. Щапов советовал заставлять себя спокойно

сидеть в удобной позе при расслабленной мускулатуре, тренируя необходимую

для выступления волевую выдержку. Перед выступлением нельзя фиксировать

внимание пианиста на проблемах волнения, гораздо важнее мобилизовать его

волю. Для снятия стресса можно съесть кусочек шоколада, чтобы получить

гормон

счастья.

Таким

способом

пользовались

С.

Рихтер,

Д.

Ойстрах.

Известно, что глюкоза расслабляет мышцы желудка, который при стрессе

испытывает спазмы. Перед выступлением преподаватель советует пианисту

сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, сердцебиение приходит в норму.

Важно удобно сесть за инструмент, для этого необходимо отрегулировать

высоту банкетки, обувь должна быть удобная без высоких каблуков, одежда

также не должна сковывать движений. Выходить на сцену надо не торопясь,

спокойно и легко. Перед тем, как начать играть, надо мысленно проиграть про

себя начало и держать красивую осанку во время выступления.

Заключение. Роль педагога в подготовке успешного музыканта-пианиста.

И в заключение хочется привести слова Г. Г. Нейгауза, который был

убеждён, что "достигнуть успехов в работе над художественным образом

можно, лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально,

артистически, а следовательно, и пианистически, иначе воплощения не будет.

Чтобы осуществить личностный рост ученика, педагогу надо развивать его

фантазию поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни,

развивать любовь к искусствам – поэзии, живописи, архитектуре, а главное –

дать ему почувствовать этическое достоинство художника, его обязанности,

ответственность и права. Не только научить ученика хорошо играть, но сделать

22

его более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более

стойким". Важно строить свои отношения с обучающимся на основе диалога,

сотрудничества, а не авторитарного приказа и принуждения. Педагог должен

совершенствовать своё мастерство, обновлять методы работы, искать пути

раскрытия индивидуальности – лишь тогда можно говорить о достойном

воспитании музыканта.

23

Список использованной литературы.

1.

Алексеев А. Д. Методика обучения игры на фортепиано. М., 1978.

2.

Бочкарёв

Л.

Л.

Психологические

аспекты

публичного

выступления

музыкантов исполнителей. – «Вопросы психологии», 1975, №1.

3.

Выгодский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

4.

Ковалёв А. Г. Психология личности. М., 1970.

5.

Назайкинский Е. О. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

6.

Смирнов А. А. Психология запоминания. М. – Л., 1948.

7.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. – Л., 1947.

8.

Токина Н. Н. Вопросы музыкально-исполнительского творчества. Издание

Саратовского университета, 1972.

9.

Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.

Сов. комп., 1981.

10.

Вопросы фортепианного исполнительства. Составитель и редактор

М.

Соколов. Вып. 1-4. М., 1965, 1968, 1973, 1976.

11.

Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Составитель

и редактор С. Хентова. М. – Л., 1966.

12.

Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.

13.

Коган Г. У врат мастерства. М., 1977.

14.

Кременштейн Б. Педагогика Г. Нейгауза. М., 1984.

15.

Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд.5.М.: Музыка, 1988.

16.

Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. М.: Сов. комп., 1989.

17.

Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1968.

18.

Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 1947.



В раздел образования