Напоминание

"Использование фольклора в развитии детей с ОВЗ"


Автор: Михайлова Галина Поликарповна
Должность: МАУ ДО ВИНЗИЛИНСКАЯ ДШИ МЕЧТА
Учебное заведение: МАУ ДО ВИНЗИЛИНСКАЯ ДШИ МЕЧТА
Населённый пункт: Тюменский район, п.Винзили
Наименование материала: «Музыка, фольклор как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ»
Тема: "Использование фольклора в развитии детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




«Музыка, фольклор как средство развития творческих способностей

детей с ОВЗ»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение____________________________________________________2

Глава 1.

Развитие способностей средствами музыкального фольклора

Психолого-педагогический

аспект

развития

способностей

детей

дошкольного возраста__________________________________________3

Классификация и терминология детского музыкального фольклора___4

1.3.

Дидактическая

роль

фольклора

в

формировании

личности

дошкольника______________________________________________________9

Заключение_________________________________________________13

Список использованной литературы_____________________________14

1

Введение.

Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания

подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые

связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих

корней,

отказ

от

народности

в

воспитательном

процессе

ведет

к

бездуховности,

отбивает

желание

у

детей

проявить

себя

творчески.

Обращение

к

музыкальному

фольклору

в

воспитании

дошкольников

открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому

поиску инновационных методов обучения и воспитания.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания

дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к

народной

музыке,

начиная

с

самого-

раннего,

когда

еще

только

закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление,

развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие

дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное

искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе

нравственность,

эстетику,

элементы

народной

мудрости,

народной

педагогики.

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания

школьников позволил выявить ряд противоречий между:

1.

потенциальными

возможностями

детей

в

проявлении

музыкальных способностей и невозможностью их реализации на практике;

2.

большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и

ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

Выявленные

противоречия

позволили

определить

проблему

исследования:

поиск

психолого-педагогических

условий

музыкального

развития школьников через развитие у них музыкальных способностей

средствами музыкального фольклора.

2

Глава 1. Развитие способностей средствами музыкального фольклора.

1.1.

Психолого-педагогический аспект развития способностей детей

школьного возраста

Проблема природы человеческих способностей, их структуры и

механизма развития вплотную смыкается с классическими проблемами

человеческого

бытия,

волновавшими

мыслителей

на

протяжении

тысячелетий. Преемственная линия развития учения о способностях как

индивидуально психологических явлениях начинается с глубокой древности.

Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое

воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться

во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему

влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу. Самым

проникающим в глубь души видом искусства Платон считал «мистическое

искусство» (звучание песен), где ритм и гармония несут благообразие.

Ученый выделил две стороны творчества: творец, интуитивно создающий

произведение искусства, и зрители, воспринимающие и определяющие

ценность данного произведения с эстетической и реалистической точек

зрения.

Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является

проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство,

качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы.

Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе

обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных

программах, и методах обучения мы видим у всех индивидуальные

особенности. И это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они

разные.

Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека

являются его способности, именно способности определяют становление

личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

3

Способности - это внутренние условия развития человека, которые

формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых

существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт

истории, - писал C.JI. Рубинштейн. Природа человека формируется и

изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой

деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по

мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные,

музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов

искусства» [71, 248].

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности.

Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу

развития способностей.

Способность

не

может

возникнуть

без

соответствующей

конкретной

деятельности. Способности не только проявляются в деятельности, но и

создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития.

По самому своему существу способность есть понятие динамическое -

существует только в движении, только в развитии. По мнению C.JI.

Рубинштейна развитие способностей совершается по спирали: реализация

возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает

новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей

более высокого уровня [71,251].

1.2.

Классификация

и

терминология

детского

музыкального

фольклора

Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-

XX веков велась довольно интенсивно, но теоретическое и классификация

начали складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени

никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем

объеме. Большое значение музыкальному фольклору было уделено уже в

4

1918 году в непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось

первостепенное место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов,

литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. По

научному уровню публикаций, исследований выделяются труды Чуковского

К.И., Капицы О.И., Виноградова Г.С., Аникина В.П. [5,35].

Горький A.M. писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав,

и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и

познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой» [26,

115]. Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров

детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми

действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука.

Не вызывает сомнений Правомерность выделения в детском фольклоре

поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это - поэзия пестования

(колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в

классификации

придерживаются

Аникин

В.П.

Данная

система

точно

улавливает многосоставность и генезис детского фольклора, но не может

быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского

фольклора, отнесенные им к третьей группе - собственному творчеству детей

(считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на

основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых.

Это вынужден признать сам автор Аникин В.П. [6, 26].

Данная классификация опирается на открытия Виноградова Г.С.,

Капицы О.И., Науменко Г. [62, 58].

Все образцы были разделены на III раздела:

I

- Календарный фольклор

II

- Потешный фольклор

III

- Игровой фольклор

I. Календарный фольклор

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с

природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный

5

характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых

колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный

фольклор - заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам,

животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у

детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее

элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора - один из самых поэтических

страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию

окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского

труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и

наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую

окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от

него по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он

лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для

взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей

это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и

воспринимается большинство календарных песен - их привлекает момент

ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок,

величальных песен -пожеланий.

В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета,

таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.

В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные

образцы, сходные с детскими дразнилками.

В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как,

например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но

есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно -

егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и

праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких

6

обрядов от детей записать не удалось - они их не знают, а семицкие песни про

березку поют, не связывая их с праздником.

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам

детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к

различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в

себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых

верований звучит обращение "ее деток", которым холодно и которые просят

солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру,

морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней

традиции. Близко к закличкам примыкает еще один жанр - приговорки,

представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым,

растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо;

к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы Та заменила выпавший

зуб новым и крепким.

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен,

естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют

быстрому,

легкому

запоминанию,

усвоению

календарных

образцов

маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или

интонировать говорком [62, 63].

II. Потешный фольклор

Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие

самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить,

потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое

событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Небылицы - особый вид песен со смещением в содержании всех

реальных связей и отношений - основанная на вымысле (мужик пашет на

свинье, медведь по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не

совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем

мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить

7

чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения,

юмор, рождающие радостные эмоции.

Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В

них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека.

В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.

Прибаутки - короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего

рода ритмизованные сказочки.

Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к

рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы,

дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым

словообразованиям.

Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и

увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются

созвучные слова: Федя - медя, муха - комуха и другие. Встречаются

звукоподражания различным явлениям - игре на дудочке (ай - ду - ду), щебету

птиц (чики - чики - чикалочки), ударам колокола (дон - дон, дили - бом) [62,

68].

III. Игровой фольклор

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве.

Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с

определенным кругом игр. "Ребенок, лишенный элементарных знаний,

которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы

безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения" [62,

72].

Науменко

Г.

выделил

III

основные

типологические

группы:

драматические, спортивные, хороводные.

Основой драматических игр является воплощение художественного

образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального

припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного

драматического действа. Спецификой спортивных игр является спортивное

8

соревнование, их цель - победа в соревновании, усовершенствование тех или

иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые

моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые,

хороводы и шествия. Большое место в играх детей занимают считалки,

"Игровые прелюдии", имеющие различные названия: счетки, сосчиталки,

гадалки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный

фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка

дошкольного

возраста.

Это

подтверждается

многочисленными

исследованиями отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими

классификациями [84, 25].

1.3. Дидактическая роль фольклора в формировании личности

дошкольника

Фольклор является действенным средством воспитания национального

характера

мышления,

нравственности,

патриотизма,

эстетического

самосознания. На волне возрождения интереса к фольклору среди различных

социальных слоев населения остаются без надлежащего внимания наша

школа и внешкольные учреждения, призванные воспитывать подрастающее

поколение. Овладение родной речью должно происходить одновременно с

обучением родному музыкальному языку. Творческая природа фольклора

велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий

стимул к его развитию. Младенческие колыбельные песни («Баю, баюшки,

баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это своеобразный клад народной

педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические

образы.

«Особенностями детской психики определяется выбор поэтических

образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие

столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно

приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам

9

детской эстетики» - отмечает Мельников М.Н. [60, 1]. Педагог Покровский Е.

А. рассматривал детские игры как незаменимую школу физического,

умственного

и

нравственного

воспитания.

Кроме

того,

считалки,

скороговорки, дразнилки — это песни и стихи, иногда не имеющие смысла,

но благодаря рифме используемые в детских играх [67, 39].

В

детском

фольклоре

есть,

наконец,

жанры,

имеющие

полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную

функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки,

заклички, приговоры, обрядовые песни.

Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по

тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру

исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4

лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более

стихов),

которые

доступны

детям

старшего

возраста.

Песни

могут

исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом,

полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов

[67, 47].

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их

исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные

костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми

разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного

исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.

Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе

синтеза

основных

форм

художественной

деятельности

-

музыки,

хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного

искусства, труда.

Приведем характеристику жанра сказки, данную Аникиным В. П.:«...

Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и

резкие В сказке идет речь о «темной ночи», о «белом свете», о «красном

солнышке», о «синем море», о «белых лебедях», о «черном вороне», о

10

«зеленых лугах». Таков и весь фольклор» [32, 357]. Фольклор является

исключительно

ценным

дидактическим

материалом

в

эстетическом

воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях,

сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети

не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они —

участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических

композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе

дошкольника;

в

процессе

игры

ребенок

органично

познает

новые

музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою

фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в

занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный

процесс назидательности [44, 13].

Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам

возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы,

способствующих

установлению

необходимых

взаимоотношений

с

партнерами по игре.

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом:

явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им,

прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для

развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность

детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это

характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как

наиболее склонных к игровому самовыражению. В этом плане фольклор как

искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое

начало, может служить базисной почвой для всестороннего развития

личности: нравственного, эстетического, интеллектуального и физического.

Игра помогает развитию творческой личности индивидуума, реализации

механизмов, заложенных природой в виде задатков в каждом. Это наиболее

доступный путь к освоению через игру среды обитания, овладению

11

поэтическим

словом,

это

форма

самопознания

и

самовыражения

одновременно.

Творческий процесс активно вмешивается в процесс обучения по

предмету «фольклорный театр».

Дети учатся владеть своим телом, изображая под музыку «Скачущую

лошадку», «Летящего жука», • «Птичку», «Тающую Снегурочку» и многое

другое

Уроки

изобразительного

искусства

поддерживают

творческую

атмосферу обучения. Например, педагог читает детям сказки или описание

праздника «Масленица», а дети сами переносят сказочные образы и игровые

ситуации на бумагу, причем в красках создавая самостоятельно прекрасные

картины (гуашь, акварель) [44, 16].

Таким образом, творчество входит в обучение через игру, через сказку

и,

главное,

формирует

творческую

личность,

которая,

по

мнению

современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в

жизни в любой сфере практической и художественной деятельности — ив

математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи. Теория «переноса»

творческих способностей позволяет нам надеяться на положительный

педагогический эффект, который отдален от воспитателей определенным

временным пространством, но будет востребован если не сейчас, то в XXI

веке обязательно. Таким образом, проанализировав полученные результаты,

мы пришли к следующим выводам: 1. Мелодический слух.

Дети умеют слушать мелодическую линию, определять характер ее

движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией.

Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое

исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения

мелодии.

2.

Тембровый слух.

Дети без особого труда могут различать разные тембры, дают им

образную характеристику.

3.

Творческие навыки.

12

Творческие навыки не вызывали у детей затруднения. В сочинениях

детей присутствовало разнообразие характеров и образов, созданных

различными средствами выразительности мелодии - ритмического строения,

динамики, своеобразия движения мелодической линии.

Заключение

Теоретическое

изучение

проблемы

исследования

педагогической

работы позволили сформировать следующие выводы:

1.

Конкретизировано понятие «музыкальные способности», которое

было выбрано в качестве рабочего.

2.

Выделены

компоненты

музыкальных

способностей

(музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное

движение, творческие навыки), критерии оценки музыкальных способностей.

Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных

способностей.

3.

Разработана технология развития музыкальных способностей

детей младшего школьного возраста, которая включала в себя II этапа.

I

этап: развивающий - направлен на накопление умений и навыков

развития музыкальных способностей, формирование интереса к дальнейшей

музыкальной деятельности.

II

этап: репродуктивно - творческий - носит более сложный и

насыщенный характер. Он направлен на самостоятельное использование

опыта музыкальной деятельности.

13

Список использованной литературы

1.

Актуальные

проблемы

художественного

воспитания

детей

дошкольного и школьного возраста: Сборник. -М., 1983.

2.

Алексеев В В. Русская народная песня в начальной школе. - Оса:

Росстанина-Каме, 1994. -78 с.

3.

Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. - М.,

Советский композитор, 1988.

4.

Алякринский Б.С. О таланте и способностях. - М., 1971.

5.

Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов ЮГ.

Русское народное поэтическое творчество. - Л.: Просвещение, 1983.

6.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и

детский фольклор. - М., 1957.

7.

Аристотель. Собрание сочинений в 4-хх т. Т.З. Перевод. -М.:

Мысль, 1981. - 613 с.

8.

Артемьева

Т.П.

Методологический

аспект

проблемы

способностей. - М.: Наука, 1977. - с.5.

9.

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и

образовании. - Л.: Музыка, 1973.

10.

Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский,

А.Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987.

11.

Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. - Л.:

Детская литература, 1982.

12.

Бессонов П.А. Детские песни. -М., 1968.

13.

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.:

Искусство , 1971.

14.

Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. - М., 1981.

15.

Василенко В.А. Детский фольклор.Русское народное поэтическое

творчество. - М.: Педагогика, 1969.

16.

Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.:

Педагогика, 1988.

14



В раздел образования