Автор: Михайлова Галина Поликарповна
Должность: МАУ ДО ВИНЗИЛИНСКАЯ ДШИ МЕЧТА
Учебное заведение: МАУ ДО ВИНЗИЛИНСКАЯ ДШИ МЕЧТА
Населённый пункт: Тюменский район, п.Винзили
Наименование материала: «Музыка, фольклор как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ»
Тема: "Использование фольклора в развитии детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
«Музыка, фольклор как средство развития творческих способностей
детей с ОВЗ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение____________________________________________________2
Глава 1.
Развитие способностей средствами музыкального фольклора
Психолого-педагогический
аспект
развития
способностей
детей
дошкольного возраста__________________________________________3
Классификация и терминология детского музыкального фольклора___4
1.3.
Дидактическая
роль
фольклора
в
формировании
личности
дошкольника______________________________________________________9
Заключение_________________________________________________13
Список использованной литературы_____________________________14
1
Введение.
Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания
подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые
связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих
корней,
отказ
от
народности
в
воспитательном
процессе
ведет
к
бездуховности,
отбивает
желание
у
детей
проявить
себя
творчески.
Обращение
к
музыкальному
фольклору
в
воспитании
дошкольников
открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому
поиску инновационных методов обучения и воспитания.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания
дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к
народной
музыке,
начиная
с
самого-
раннего,
когда
еще
только
закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление,
развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие
дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное
искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе
нравственность,
эстетику,
элементы
народной
мудрости,
народной
педагогики.
Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания
школьников позволил выявить ряд противоречий между:
1.
потенциальными
возможностями
детей
в
проявлении
музыкальных способностей и невозможностью их реализации на практике;
2.
большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и
ограниченным его использованием в практике работы с детьми.
Выявленные
противоречия
позволили
определить
проблему
исследования:
поиск
психолого-педагогических
условий
музыкального
развития школьников через развитие у них музыкальных способностей
средствами музыкального фольклора.
2
Глава 1. Развитие способностей средствами музыкального фольклора.
1.1.
Психолого-педагогический аспект развития способностей детей
школьного возраста
Проблема природы человеческих способностей, их структуры и
механизма развития вплотную смыкается с классическими проблемами
человеческого
бытия,
волновавшими
мыслителей
на
протяжении
тысячелетий. Преемственная линия развития учения о способностях как
индивидуально психологических явлениях начинается с глубокой древности.
Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое
воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться
во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему
влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу. Самым
проникающим в глубь души видом искусства Платон считал «мистическое
искусство» (звучание песен), где ритм и гармония несут благообразие.
Ученый выделил две стороны творчества: творец, интуитивно создающий
произведение искусства, и зрители, воспринимающие и определяющие
ценность данного произведения с эстетической и реалистической точек
зрения.
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является
проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство,
качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы.
Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе
обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных
программах, и методах обучения мы видим у всех индивидуальные
особенности. И это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они
разные.
Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека
являются его способности, именно способности определяют становление
личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.
3
Способности - это внутренние условия развития человека, которые
формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.
«Человеческие способности, отличающие человека от других живых
существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт
истории, - писал C.JI. Рубинштейн. Природа человека формируется и
изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой
деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по
мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные,
музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов
искусства» [71, 248].
Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности.
Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу
развития способностей.
Способность
не
может
возникнуть
без
соответствующей
конкретной
деятельности. Способности не только проявляются в деятельности, но и
создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития.
По самому своему существу способность есть понятие динамическое -
существует только в движении, только в развитии. По мнению C.JI.
Рубинштейна развитие способностей совершается по спирали: реализация
возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает
новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей
более высокого уровня [71,251].
1.2.
Классификация
и
терминология
детского
музыкального
фольклора
Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-
XX веков велась довольно интенсивно, но теоретическое и классификация
начали складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени
никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем
объеме. Большое значение музыкальному фольклору было уделено уже в
4
1918 году в непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось
первостепенное место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов,
литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. По
научному уровню публикаций, исследований выделяются труды Чуковского
К.И., Капицы О.И., Виноградова Г.С., Аникина В.П. [5,35].
Горький A.M. писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав,
и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и
познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой» [26,
115]. Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров
детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми
действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука.
Не вызывает сомнений Правомерность выделения в детском фольклоре
поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это - поэзия пестования
(колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в
классификации
придерживаются
Аникин
В.П.
Данная
система
точно
улавливает многосоставность и генезис детского фольклора, но не может
быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского
фольклора, отнесенные им к третьей группе - собственному творчеству детей
(считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на
основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых.
Это вынужден признать сам автор Аникин В.П. [6, 26].
Данная классификация опирается на открытия Виноградова Г.С.,
Капицы О.И., Науменко Г. [62, 58].
Все образцы были разделены на III раздела:
I
- Календарный фольклор
II
- Потешный фольклор
III
- Игровой фольклор
I. Календарный фольклор
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с
природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный
5
характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых
колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный
фольклор - заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам,
животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у
детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее
элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.
Раздел детского календарного фольклора - один из самых поэтических
страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию
окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского
труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и
наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую
окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.
Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от
него по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он
лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для
взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей
это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и
воспринимается большинство календарных песен - их привлекает момент
ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок,
величальных песен -пожеланий.
В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета,
таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.
В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные
образцы, сходные с детскими дразнилками.
В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как,
например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но
есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно -
егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.
Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и
праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких
6
обрядов от детей записать не удалось - они их не знают, а семицкие песни про
березку поют, не связывая их с праздником.
К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам
детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к
различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в
себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых
верований звучит обращение "ее деток", которым холодно и которые просят
солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру,
морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней
традиции. Близко к закличкам примыкает еще один жанр - приговорки,
представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым,
растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо;
к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы Та заменила выпавший
зуб новым и крепким.
Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен,
естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют
быстрому,
легкому
запоминанию,
усвоению
календарных
образцов
маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или
интонировать говорком [62, 63].
II. Потешный фольклор
Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие
самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить,
потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое
событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.
Небылицы - особый вид песен со смещением в содержании всех
реальных связей и отношений - основанная на вымысле (мужик пашет на
свинье, медведь по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не
совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем
мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить
7
чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения,
юмор, рождающие радостные эмоции.
Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В
них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека.
В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.
Прибаутки - короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего
рода ритмизованные сказочки.
Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к
рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы,
дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым
словообразованиям.
Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и
увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются
созвучные слова: Федя - медя, муха - комуха и другие. Встречаются
звукоподражания различным явлениям - игре на дудочке (ай - ду - ду), щебету
птиц (чики - чики - чикалочки), ударам колокола (дон - дон, дили - бом) [62,
68].
III. Игровой фольклор
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве.
Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с
определенным кругом игр. "Ребенок, лишенный элементарных знаний,
которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы
безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения" [62,
72].
Науменко
Г.
выделил
III
основные
типологические
группы:
драматические, спортивные, хороводные.
Основой драматических игр является воплощение художественного
образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального
припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного
драматического действа. Спецификой спортивных игр является спортивное
8
соревнование, их цель - победа в соревновании, усовершенствование тех или
иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые
моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые,
хороводы и шествия. Большое место в играх детей занимают считалки,
"Игровые прелюдии", имеющие различные названия: счетки, сосчиталки,
гадалки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный
фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка
дошкольного
возраста.
Это
подтверждается
многочисленными
исследованиями отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими
классификациями [84, 25].
1.3. Дидактическая роль фольклора в формировании личности
дошкольника
Фольклор является действенным средством воспитания национального
характера
мышления,
нравственности,
патриотизма,
эстетического
самосознания. На волне возрождения интереса к фольклору среди различных
социальных слоев населения остаются без надлежащего внимания наша
школа и внешкольные учреждения, призванные воспитывать подрастающее
поколение. Овладение родной речью должно происходить одновременно с
обучением родному музыкальному языку. Творческая природа фольклора
велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий
стимул к его развитию. Младенческие колыбельные песни («Баю, баюшки,
баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это своеобразный клад народной
педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические
образы.
«Особенностями детской психики определяется выбор поэтических
образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие
столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно
приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам
9
детской эстетики» - отмечает Мельников М.Н. [60, 1]. Педагог Покровский Е.
А. рассматривал детские игры как незаменимую школу физического,
умственного
и
нравственного
воспитания.
Кроме
того,
считалки,
скороговорки, дразнилки — это песни и стихи, иногда не имеющие смысла,
но благодаря рифме используемые в детских играх [67, 39].
В
детском
фольклоре
есть,
наконец,
жанры,
имеющие
полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную
функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки,
заклички, приговоры, обрядовые песни.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по
тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру
исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4
лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более
стихов),
которые
доступны
детям
старшего
возраста.
Песни
могут
исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом,
полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов
[67, 47].
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их
исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные
костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми
разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного
исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.
Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе
синтеза
основных
форм
художественной
деятельности
-
музыки,
хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного
искусства, труда.
Приведем характеристику жанра сказки, данную Аникиным В. П.:«...
Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и
резкие В сказке идет речь о «темной ночи», о «белом свете», о «красном
солнышке», о «синем море», о «белых лебедях», о «черном вороне», о
10
«зеленых лугах». Таков и весь фольклор» [32, 357]. Фольклор является
исключительно
ценным
дидактическим
материалом
в
эстетическом
воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях,
сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети
не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они —
участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических
композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе
дошкольника;
в
процессе
игры
ребенок
органично
познает
новые
музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою
фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в
занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный
процесс назидательности [44, 13].
Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам
возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы,
способствующих
установлению
необходимых
взаимоотношений
с
партнерами по игре.
Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом:
явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им,
прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для
развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность
детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это
характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как
наиболее склонных к игровому самовыражению. В этом плане фольклор как
искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое
начало, может служить базисной почвой для всестороннего развития
личности: нравственного, эстетического, интеллектуального и физического.
Игра помогает развитию творческой личности индивидуума, реализации
механизмов, заложенных природой в виде задатков в каждом. Это наиболее
доступный путь к освоению через игру среды обитания, овладению
11
поэтическим
словом,
это
форма
самопознания
и
самовыражения
одновременно.
Творческий процесс активно вмешивается в процесс обучения по
предмету «фольклорный театр».
Дети учатся владеть своим телом, изображая под музыку «Скачущую
лошадку», «Летящего жука», • «Птичку», «Тающую Снегурочку» и многое
другое
Уроки
изобразительного
искусства
поддерживают
творческую
атмосферу обучения. Например, педагог читает детям сказки или описание
праздника «Масленица», а дети сами переносят сказочные образы и игровые
ситуации на бумагу, причем в красках создавая самостоятельно прекрасные
картины (гуашь, акварель) [44, 16].
Таким образом, творчество входит в обучение через игру, через сказку
и,
главное,
формирует
творческую
личность,
которая,
по
мнению
современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в
жизни в любой сфере практической и художественной деятельности — ив
математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи. Теория «переноса»
творческих способностей позволяет нам надеяться на положительный
педагогический эффект, который отдален от воспитателей определенным
временным пространством, но будет востребован если не сейчас, то в XXI
веке обязательно. Таким образом, проанализировав полученные результаты,
мы пришли к следующим выводам: 1. Мелодический слух.
Дети умеют слушать мелодическую линию, определять характер ее
движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией.
Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое
исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения
мелодии.
2.
Тембровый слух.
Дети без особого труда могут различать разные тембры, дают им
образную характеристику.
3.
Творческие навыки.
12
Творческие навыки не вызывали у детей затруднения. В сочинениях
детей присутствовало разнообразие характеров и образов, созданных
различными средствами выразительности мелодии - ритмического строения,
динамики, своеобразия движения мелодической линии.
Заключение
Теоретическое
изучение
проблемы
исследования
педагогической
работы позволили сформировать следующие выводы:
1.
Конкретизировано понятие «музыкальные способности», которое
было выбрано в качестве рабочего.
2.
Выделены
компоненты
музыкальных
способностей
(музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное
движение, творческие навыки), критерии оценки музыкальных способностей.
Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных
способностей.
3.
Разработана технология развития музыкальных способностей
детей младшего школьного возраста, которая включала в себя II этапа.
I
этап: развивающий - направлен на накопление умений и навыков
развития музыкальных способностей, формирование интереса к дальнейшей
музыкальной деятельности.
II
этап: репродуктивно - творческий - носит более сложный и
насыщенный характер. Он направлен на самостоятельное использование
опыта музыкальной деятельности.
13
Список использованной литературы
1.
Актуальные
проблемы
художественного
воспитания
детей
дошкольного и школьного возраста: Сборник. -М., 1983.
2.
Алексеев В В. Русская народная песня в начальной школе. - Оса:
Росстанина-Каме, 1994. -78 с.
3.
Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. - М.,
Советский композитор, 1988.
4.
Алякринский Б.С. О таланте и способностях. - М., 1971.
5.
Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов ЮГ.
Русское народное поэтическое творчество. - Л.: Просвещение, 1983.
6.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и
детский фольклор. - М., 1957.
7.
Аристотель. Собрание сочинений в 4-хх т. Т.З. Перевод. -М.:
Мысль, 1981. - 613 с.
8.
Артемьева
Т.П.
Методологический
аспект
проблемы
способностей. - М.: Наука, 1977. - с.5.
9.
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и
образовании. - Л.: Музыка, 1973.
10.
Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский,
А.Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987.
11.
Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. - Л.:
Детская литература, 1982.
12.
Бессонов П.А. Детские песни. -М., 1968.
13.
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.:
Искусство , 1971.
14.
Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. - М., 1981.
15.
Василенко В.А. Детский фольклор.Русское народное поэтическое
творчество. - М.: Педагогика, 1969.
16.
Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.:
Педагогика, 1988.
14