Автор: Лумпова Надежда Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Карпинск, Свердловская область
Наименование материала: Представление педагогического опыта
Тема: Потенциал уроков русского языка и литературы в воспитании и социализации детей и подростков
Раздел: среднее образование
Потенциал уроков русского языка и литературы в воспитании и социализации
детей и подростков.
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ№2 г. Карпинска
Свердловской обл. Лумповой Надежды Николаевны)
Подводя итоги своей многолетней педагогической работы, я хочу поделиться опытом
использования воспитательного потенциала уроков русского языка и литературы в воспитании
и социализации детей и подростков. Русский язык и литература – это не просто одни из
школьных предметов, это не просто умение читать и писать. Это идеология, мировоззрение,
жизненная позиция. Это истоки нашего патриотизма.
Становление меня как педагога пришлось на конец 80-90-х годов. Время, так много
поменявшее в стране, в образовании, в каждой семье, время сомнений, открытий, прозрений.
Изменения повлекли за собой сложные духовные
проблемы, которые выразились в обесценивании многих
жизненных идеалов и образовании идеологической
пустоты.
От учителей очень многое зависело: как,
отвечая на вызовы времени, повысить уровень доверия
человека к жизни в России, к согражданам, обществу,
государству, настоящему и будущему своей страны.
Воспитывая детей, взрослый сам должен четко представлять, что он может «посеять» в
их головах и душах; задавая вопрос, учитель сам должен знать четкий ответ на него. Одним из
таких вопросов, столь любимых учителями в моем детстве, были слова песни «С чего
начинается Родина?» Все годы моего учительства я сама отвечаю на этот вопрос и побуждаю
детей искать ответ на него.
Главная задача педагогической деятельности – не
только дать определённую сумму знаний, но и
воспитать гражданина - патриота своей страны, научить
творчески мыслить, пробудить желание к дальнейшему
развитию собственных интеллектуальных и творческих
способностей. И наиболее значительную роль в
достижении этих задач играют нетрадиционные формы уроков, творческие работы, проектная
деятельность.
Применение метода проектной деятельности на уроках русского языка и литературы в
первую очередь имеет следующую цель – расширение границ содержания изучаемого
материала, привлечение личностно-значимого компонента. Начиная с малого (постановка
проблемных вопросов на уроке, работа в группах, первоначальное изучение этапов работы над
1
проектом, мини-проекты по теме урока), мы постепенно переходим к более сложному уровню
исследовательской творческой деятельности: подробное изучение структуры учебного
проекта→ поиск лично значимой темы для исследования → постановка проблемных
вопросов→ индивидуальный проект.
«С чего начинается Родина?»
Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города
или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде
родных мест, улиц, лесных тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства.
В своей работе по патриотическому воспитанию необходимо использовать
воспитательные возможности не только уроков литературы и русского языка, но и внеурочной
работы. Краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном
крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно
раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить
единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны. Эта
образовательная технология стимулирует творчество обучающихся, потребность в
самореализации, помогает накапливать жизненный опыт на основе изучения краеведческого
материала. Краеведение академик Д.С. Лихачев назвал «объединяющим началом всех наук».
«В родном краю живая связь времен и поколения» - так можно обозначить метод
воспитания на краеведческом материале.
Начинается эта работа в пятом классе и заканчивается в одиннадцатом. Существует
примерный план, поэтапно раскрывающийся в течение школьных лет. Он включает в себя
такие возможные исследования:
1. Литературно-краеведческий проект «Мы наследники».
2. Творческие проекты «Загадки родного города» и «Экскурсии по Карпинску».
3. Исследовательский проект «Родословная моей семьи»
4. Исследовательский проект «Мой прадед – труженик тыла» или «Участник Великой
Отечественной войны – мой прадед»
5. Исследовательский проект «Предприятия нашего города», «Трудовые традиции нашей
семьи»
6.Творческий проект «Виртуальная экскурсия по любимому городу и
его окрестностям».
7. Творческая работа «Дом, где наше детство остается».
8. Эссе «Лицо уральской национальности»
2
В 5 классе, продолжая знакомство со сказами П.П.Бажова, мы начинаем литературно-
краеведческий проект «Мы наследники». Вот отрывок из сочинения ученицы 5А класса « С
ощущения родного края начинается любовь к Родине, к родной земле, на которой родился и
живешь. Многое открыло мне для понимания особенности жизни и труда уральцев изучение
биографии и литературных произведений П.П.Бажова,
известного писателя-сказочника нашего края. Вместе с
классом не один месяц мы посвятили знакомству с его
творчеством, знакомству с особенностями нашей
природы. Я читала сказы, изучала биографию писателя,
карту бажовских мест, читала о богатствах уральской
земли и её мастеровых, даже изучала камни и пыталась
сделать «малахитовую шкатулку» и суперобложку к
бажовским сказам. Завершился этап защитой проекта-презентации на фестивале «Открытая
книга» в 5 классе и победой в муниципальном конкурсе «Лидер чтения» Этот проект открыл
для меня истину, что нам, уральцам, есть чем гордиться: чудесной природой могучих
Уральских гор, их богатствами, историей своего края, заводами, которые были построены на
Урале больше двухсот лет назад еще по приказу Петра I. Гордимся мы и своим земляком
Павлом Петровичем Бажовым - уральским сказочником, прославившим свой край, его людей,
легенды и предания горного Урала на весь мир».
Затем мы с ребятами знакомимся с нашим родным, таким знакомым и таким
неизвестным
городом. Ребятам на
уроках развития
речи нравится
проводить
продуманные в
домашнем задании
реальные экскурсии «Загадки родного города», каждый может представить свою, и после
уроков отправиться по городу находить разгадки. Вот примерные темы таких работ: «Что это
за памятники? Где они находятся? », «Кто автор необычной детской площадки машзавода?»,
«Узнай на фотографии памятник и составь его описание», «Почему это место так
называется?». Результаты оформляются в виде мини-исследования или сочинения.
3
Виртуальная
экскурсия —
это организационная
форма обучения,
отличающаяся от
реальной экскурсии
виртуальным
отображением реально существующих объектов (музея, парков, улицы города и пр.) с целью
создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Применяя
виртуальные экскурсии, мы вместе с учениками с помощью фотографий и презентаций
совершаем
путешествия
по значимым
местам
родного
города,
«посещаем»
известные
памятники и парки своего города. Виртуально можно сделать и экскурс в историю родного
края. Виртуальную экскурсию можно назвать одним из средств формирования гражданской
идентичности у ученика. Кроме этого, при создании даже самой простой виртуальной
экскурсии, у учеников формируются навыки анализа собственной исследовательской
деятельности. По сути, это интерактивная карта, которая наполняется фотопанорамами,
видеороликами, информативными текстами, ссылками и даже инфографикой.
С чего начинается Родина?
Чувство Родины начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке,
дедушке. Семья —
важная духовно-
нравственная
ценность, так как
именно в ней
закладываются
основы морали,
нравственности, духовные
ценности, нормы и
правила человеческого поведения, которыми человек будет руководствоваться всю жизнь.
4
Семья передаёт ребёнку духовные ценности, моральные нормы, образы поведения, свою
культуру и традиции. И родословная играет значимую роль в формировании духовно-
нравственных ценностей. Изучение родословной семьи способствует более тесному общению
её членов, развивает интерес к истории семьи, способствует укреплению духовных ценностей,
повышает её культурный уровень.
«Моё исследование началось с домашнего задания:
написать сочинение «Фотография, на которой меня ещё нет».
Нужно было найти самую старую фотографию нашей семьи.
Найдя её в бабушкиных альбомах, я уже не мог оставаться
спокойным. Стал подолгу рассматривать семейные
фотографии, с удовольствием слушать рассказы старших о
прошлом, о своих предках»,- пишут ребята. «Самым старым
был снимок 1929 года, где изображена родня по папиной линии. Я с удивлением рассматривала
эту фотографию. Постепенно, разглядывая людей на фото и слушая рассказ бабушки, я
узнавала не только имена и фамилии, изображённых на фото, но и их судьбы. Никого их
изображенных на фото я не знала лично. Теперь же мне предстояло с ними «познакомиться».
Задание написать сочинение «Фотография, на которой меня ещё нет» я даю всем своим
ученикам после 7 класса, объяснив и им, и родителям важность такого исследования.
В 8 классе, подводя итог, продолжаем изучение истории своего рода; пишем сочинения,
презентуем
их,
готовим
устные
выступления
на
уроках развития речи
по темам: «История
моей семьи в истории
моей страны», «Мой
прадед – труженик тыла», «Участники Великой Отечественной войны в моей семье»,
«Традиции нашей семьи». К Дню Победы шестиклассники выпускают плакаты «Военные песни
в
нашей
семье»,
сопровождая
текст
рисунками
и
комментариями,
мультемидийные
5
презентации «Мы потомки победителей!» - мои ученики готовят к 9 мая, представляя их на
уроках развития речи.
Исследовательские проекты, мультимедийные материалы, сочинения о трудовой славе
предков на темы
«Предприятия
нашего города»,
«Трудовые
традиции нашей
семьи»,
«Трудовая слава
моих прадедов»
воспитывают в ребятах не только гордость за успехи, трудовые подвиги родных, но и учат их
ответственному отношению к выбранной профессии.
Анализируя трудовой путь своих родных, ребёнок
убеждается, что человек может жить и приносить
пользу не только своей семье, но и родному городу,
стране, что по его судьбе и судьбе его близких, можно
изучать историю нашего края, Отечества.
Ученица 9 класса так написала о завершении
своего почти двухлетнего исследования: «За время
реализации проекта «Я богатая наследница» я узнала много нового о своей семье; в процессе
работы над проектом мы с родителями совместно исследовали жизненный путь предков, их
трудовые и боевые подвиги, их увлечения, таланты; я изготовила генеалогическое древо семьи,
рода и поняла, что моё наследное богатство бесценно. Это любовь в семье, верность, доверие,
забота друг о друге. Это отношение к труду, к своим обязанностям. Это любовь к Родине,
забота о её процветании и защита её».
С чего начинается Родина?
«С картинки в твоём букваре…». Многое в судьбе человека начинается со школы.
Школа - это целый мир со своими законами и традициями, праздниками и буднями, это особая
неповторимая атмосфера. Для кого-то школа - это второй дом, а школьные годы - время,
которое хочется запомнить навсегда и вспоминать потом с любовью и благодарностью. В конце
второй четверти 9 класса мои ученики пишут мега-сочинение: сочинение - воспоминание,
сочинение – эссе по предложенному плану.
«Дом, где наше детство остается»
6
I. «В первый погожий сентябрьский денёк» (1 сентября и расставание с садиком,
ожидания от учебы, оправдались они или нет).
1. «Учительница первая моя».
2. Новые друзья ( о одноклассниках, с кем сдружились).
3. Окончание начальной школы (выпускной, впечатления).
II. «Вот и стали мы взрослей»
1. Крутые перемены. (Открытия хорошие и не очень. Новые предметы, новые учителя).
2. " Ровесники, ровесницы, мальчишки и девчонки" (о классном коллективе и его
сплочённости, новенькие).
3. Новые увлечения (кружки, секции и т.п.).
III. Из детей в недоросли. Ох уж этот трудный возраст!
IV. " Прекрасное делеко, не будь ко мне жестоко" (о предстоящих экзаменах, выпускном,
выборе профессии, мечтах и целях).
Ребята сами выбирают формат сочинения, им предлагается писать в будущее, чтобы
сохранить в памяти этот во многом замечательный период их жизни, их взросления. На
последнем уроке я вручаю детям пакеты с их творческими работами за пять лет средней школы
(с 5 по 9 класс). Многое они уже забыли, тем
интереснее просматривать, прочитывать вместе с
родителями свои «произведения».
Образовательные технологии, о которых я
рассказала, стимулируют творчество обучающихся,
потребность в самореализации, помогают накапливать
жизненный опыт на основе изучения краеведческого
материала. Кроме того, авторы проектно-
исследовательских работ постоянно участвуют в конкурсах, многие из которых получают
заслуженные награды, что очень важно для обучающихся. Сочинения, эссе, мультимедийные
материалы не раз отмечались на различных фестивалях, конкурсах.
С чего начинается Родина? С кого начинается Родина?
Эссе «Лица уральской национальности» (размышление о людях родного края ) пишут
одиннадцатиклассники, размышляя об особенности характеров людей родного края, и
совершают ещё одно важное для себя открытие: « … за все годы формирования характера
уральцев, по моему мнению,- пишет выпускница,- сложился определенный культурный тип
людей – талантливых, мужественных, умеющих «сметь свое суждение иметь».
7
Так постепенно, восхищаясь, радуясь, узнавая, становишься гражданином, любящим
«малую» Родину и великое Отечество, гордясь людьми, трудами и талантами которыми славен
твой город, славна Россия.
Ведь то историческое и природное пространство, которое рассматривается при изучении
краеведческого материала, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его семьи,
знакомых, его улицы, села или города. Оно ему так близко и понятно, что обойти эти вопросы
было бы ошибкой. Использование краеведческого материала способствует формированию
мотивационных основ обучения, познавательно - коммуникативной деятельности, развитию
наблюдательности, исследовательско - информационных умений, формированию ключевых
компетенций, социализации в обществе.
И родной дом, двор, где ты не раз гулял, и вид из окна квартиры и детский сад, и школа,
где получаешь первый радостный опыт от общения со сверстниками, и родная природа – все
это Родина. Родина начинается с восхищением тем, что видишь перед собой с малых лет.
8