Напоминание

Потенциал уроков русского языка и литературы в воспитании и социализации детей и подростков


Автор: Лумпова Надежда Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Карпинск, Свердловская область
Наименование материала: Представление педагогического опыта
Тема: Потенциал уроков русского языка и литературы в воспитании и социализации детей и подростков
Раздел: среднее образование





Назад




Потенциал уроков русского языка и литературы в воспитании и социализации

детей и подростков.

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ№2 г. Карпинска

Свердловской обл. Лумповой Надежды Николаевны)

Подводя итоги своей многолетней педагогической работы, я хочу поделиться опытом

использования воспитательного потенциала уроков русского языка и литературы в воспитании

и социализации детей и подростков. Русский язык и литература – это не просто одни из

школьных предметов, это не просто умение читать и писать. Это идеология, мировоззрение,

жизненная позиция. Это истоки нашего патриотизма.

Становление меня как педагога пришлось на конец 80-90-х годов. Время, так много

поменявшее в стране, в образовании, в каждой семье, время сомнений, открытий, прозрений.

Изменения повлекли за собой сложные духовные

проблемы, которые выразились в обесценивании многих

жизненных идеалов и образовании идеологической

пустоты.

От учителей очень многое зависело: как,

отвечая на вызовы времени, повысить уровень доверия

человека к жизни в России, к согражданам, обществу,

государству, настоящему и будущему своей страны.

Воспитывая детей, взрослый сам должен четко представлять, что он может «посеять» в

их головах и душах; задавая вопрос, учитель сам должен знать четкий ответ на него. Одним из

таких вопросов, столь любимых учителями в моем детстве, были слова песни «С чего

начинается Родина?» Все годы моего учительства я сама отвечаю на этот вопрос и побуждаю

детей искать ответ на него.

Главная задача педагогической деятельности – не

только дать определённую сумму знаний, но и

воспитать гражданина - патриота своей страны, научить

творчески мыслить, пробудить желание к дальнейшему

развитию собственных интеллектуальных и творческих

способностей. И наиболее значительную роль в

достижении этих задач играют нетрадиционные формы уроков, творческие работы, проектная

деятельность.

Применение метода проектной деятельности на уроках русского языка и литературы в

первую очередь имеет следующую цель – расширение границ содержания изучаемого

материала, привлечение личностно-значимого компонента. Начиная с малого (постановка

проблемных вопросов на уроке, работа в группах, первоначальное изучение этапов работы над

1

проектом, мини-проекты по теме урока), мы постепенно переходим к более сложному уровню

исследовательской творческой деятельности: подробное изучение структуры учебного

проекта→ поиск лично значимой темы для исследования → постановка проблемных

вопросов→ индивидуальный проект.

«С чего начинается Родина?»

Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города

или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде

родных мест, улиц, лесных тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства.

В своей работе по патриотическому воспитанию необходимо использовать

воспитательные возможности не только уроков литературы и русского языка, но и внеурочной

работы. Краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном

крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно

раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить

единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны. Эта

образовательная технология стимулирует творчество обучающихся, потребность в

самореализации, помогает накапливать жизненный опыт на основе изучения краеведческого

материала. Краеведение академик Д.С. Лихачев назвал «объединяющим началом всех наук».

«В родном краю живая связь времен и поколения» - так можно обозначить метод

воспитания на краеведческом материале.

Начинается эта работа в пятом классе и заканчивается в одиннадцатом. Существует

примерный план, поэтапно раскрывающийся в течение школьных лет. Он включает в себя

такие возможные исследования:

1. Литературно-краеведческий проект «Мы наследники».

2. Творческие проекты «Загадки родного города» и «Экскурсии по Карпинску».

3. Исследовательский проект «Родословная моей семьи»

4. Исследовательский проект «Мой прадед – труженик тыла» или «Участник Великой

Отечественной войны – мой прадед»

5. Исследовательский проект «Предприятия нашего города», «Трудовые традиции нашей

семьи»

6.Творческий проект «Виртуальная экскурсия по любимому городу и

его окрестностям».

7. Творческая работа «Дом, где наше детство остается».

8. Эссе «Лицо уральской национальности»

2

В 5 классе, продолжая знакомство со сказами П.П.Бажова, мы начинаем литературно-

краеведческий проект «Мы наследники». Вот отрывок из сочинения ученицы 5А класса « С

ощущения родного края начинается любовь к Родине, к родной земле, на которой родился и

живешь. Многое открыло мне для понимания особенности жизни и труда уральцев изучение

биографии и литературных произведений П.П.Бажова,

известного писателя-сказочника нашего края. Вместе с

классом не один месяц мы посвятили знакомству с его

творчеством, знакомству с особенностями нашей

природы. Я читала сказы, изучала биографию писателя,

карту бажовских мест, читала о богатствах уральской

земли и её мастеровых, даже изучала камни и пыталась

сделать «малахитовую шкатулку» и суперобложку к

бажовским сказам. Завершился этап защитой проекта-презентации на фестивале «Открытая

книга» в 5 классе и победой в муниципальном конкурсе «Лидер чтения» Этот проект открыл

для меня истину, что нам, уральцам, есть чем гордиться: чудесной природой могучих

Уральских гор, их богатствами, историей своего края, заводами, которые были построены на

Урале больше двухсот лет назад еще по приказу Петра I. Гордимся мы и своим земляком

Павлом Петровичем Бажовым - уральским сказочником, прославившим свой край, его людей,

легенды и предания горного Урала на весь мир».

Затем мы с ребятами знакомимся с нашим родным, таким знакомым и таким

неизвестным

городом. Ребятам на

уроках развития

речи нравится

проводить

продуманные в

домашнем задании

реальные экскурсии «Загадки родного города», каждый может представить свою, и после

уроков отправиться по городу находить разгадки. Вот примерные темы таких работ: «Что это

за памятники? Где они находятся? », «Кто автор необычной детской площадки машзавода?»,

«Узнай на фотографии памятник и составь его описание», «Почему это место так

называется?». Результаты оформляются в виде мини-исследования или сочинения.

3

Виртуальная

экскурсия —

это организационная

форма обучения,

отличающаяся от

реальной экскурсии

виртуальным

отображением реально существующих объектов (музея, парков, улицы города и пр.) с целью

создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Применяя

виртуальные экскурсии, мы вместе с учениками с помощью фотографий и презентаций

совершаем

путешествия

по значимым

местам

родного

города,

«посещаем»

известные

памятники и парки своего города. Виртуально можно сделать и экскурс в историю родного

края. Виртуальную экскурсию можно назвать одним из средств формирования гражданской

идентичности у ученика. Кроме этого, при создании даже самой простой виртуальной

экскурсии, у учеников формируются навыки анализа собственной исследовательской

деятельности. По сути, это интерактивная карта, которая наполняется фотопанорамами,

видеороликами, информативными текстами, ссылками и даже инфографикой.

С чего начинается Родина?

Чувство Родины начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке,

дедушке. Семья —

важная духовно-

нравственная

ценность, так как

именно в ней

закладываются

основы морали,

нравственности, духовные

ценности, нормы и

правила человеческого поведения, которыми человек будет руководствоваться всю жизнь.

4

Семья передаёт ребёнку духовные ценности, моральные нормы, образы поведения, свою

культуру и традиции. И родословная играет значимую роль в формировании духовно-

нравственных ценностей. Изучение родословной семьи способствует более тесному общению

её членов, развивает интерес к истории семьи, способствует укреплению духовных ценностей,

повышает её культурный уровень.

«Моё исследование началось с домашнего задания:

написать сочинение «Фотография, на которой меня ещё нет».

Нужно было найти самую старую фотографию нашей семьи.

Найдя её в бабушкиных альбомах, я уже не мог оставаться

спокойным. Стал подолгу рассматривать семейные

фотографии, с удовольствием слушать рассказы старших о

прошлом, о своих предках»,- пишут ребята. «Самым старым

был снимок 1929 года, где изображена родня по папиной линии. Я с удивлением рассматривала

эту фотографию. Постепенно, разглядывая людей на фото и слушая рассказ бабушки, я

узнавала не только имена и фамилии, изображённых на фото, но и их судьбы. Никого их

изображенных на фото я не знала лично. Теперь же мне предстояло с ними «познакомиться».

Задание написать сочинение «Фотография, на которой меня ещё нет» я даю всем своим

ученикам после 7 класса, объяснив и им, и родителям важность такого исследования.

В 8 классе, подводя итог, продолжаем изучение истории своего рода; пишем сочинения,

презентуем

их,

готовим

устные

выступления

на

уроках развития речи

по темам: «История

моей семьи в истории

моей страны», «Мой

прадед – труженик тыла», «Участники Великой Отечественной войны в моей семье»,

«Традиции нашей семьи». К Дню Победы шестиклассники выпускают плакаты «Военные песни

в

нашей

семье»,

сопровождая

текст

рисунками

и

комментариями,

мультемидийные

5

презентации «Мы потомки победителей!» - мои ученики готовят к 9 мая, представляя их на

уроках развития речи.

Исследовательские проекты, мультимедийные материалы, сочинения о трудовой славе

предков на темы

«Предприятия

нашего города»,

«Трудовые

традиции нашей

семьи»,

«Трудовая слава

моих прадедов»

воспитывают в ребятах не только гордость за успехи, трудовые подвиги родных, но и учат их

ответственному отношению к выбранной профессии.

Анализируя трудовой путь своих родных, ребёнок

убеждается, что человек может жить и приносить

пользу не только своей семье, но и родному городу,

стране, что по его судьбе и судьбе его близких, можно

изучать историю нашего края, Отечества.

Ученица 9 класса так написала о завершении

своего почти двухлетнего исследования: «За время

реализации проекта «Я богатая наследница» я узнала много нового о своей семье; в процессе

работы над проектом мы с родителями совместно исследовали жизненный путь предков, их

трудовые и боевые подвиги, их увлечения, таланты; я изготовила генеалогическое древо семьи,

рода и поняла, что моё наследное богатство бесценно. Это любовь в семье, верность, доверие,

забота друг о друге. Это отношение к труду, к своим обязанностям. Это любовь к Родине,

забота о её процветании и защита её».

С чего начинается Родина?

«С картинки в твоём букваре…». Многое в судьбе человека начинается со школы.

Школа - это целый мир со своими законами и традициями, праздниками и буднями, это особая

неповторимая атмосфера. Для кого-то школа - это второй дом, а школьные годы - время,

которое хочется запомнить навсегда и вспоминать потом с любовью и благодарностью. В конце

второй четверти 9 класса мои ученики пишут мега-сочинение: сочинение - воспоминание,

сочинение – эссе по предложенному плану.

«Дом, где наше детство остается»

6

I. «В первый погожий сентябрьский денёк» (1 сентября и расставание с садиком,

ожидания от учебы, оправдались они или нет).

1. «Учительница первая моя».

2. Новые друзья ( о одноклассниках, с кем сдружились).

3. Окончание начальной школы (выпускной, впечатления).

II. «Вот и стали мы взрослей»

1. Крутые перемены. (Открытия хорошие и не очень. Новые предметы, новые учителя).

2. " Ровесники, ровесницы, мальчишки и девчонки" (о классном коллективе и его

сплочённости, новенькие).

3. Новые увлечения (кружки, секции и т.п.).

III. Из детей в недоросли. Ох уж этот трудный возраст!

IV. " Прекрасное делеко, не будь ко мне жестоко" (о предстоящих экзаменах, выпускном,

выборе профессии, мечтах и целях).

Ребята сами выбирают формат сочинения, им предлагается писать в будущее, чтобы

сохранить в памяти этот во многом замечательный период их жизни, их взросления. На

последнем уроке я вручаю детям пакеты с их творческими работами за пять лет средней школы

(с 5 по 9 класс). Многое они уже забыли, тем

интереснее просматривать, прочитывать вместе с

родителями свои «произведения».

Образовательные технологии, о которых я

рассказала, стимулируют творчество обучающихся,

потребность в самореализации, помогают накапливать

жизненный опыт на основе изучения краеведческого

материала. Кроме того, авторы проектно-

исследовательских работ постоянно участвуют в конкурсах, многие из которых получают

заслуженные награды, что очень важно для обучающихся. Сочинения, эссе, мультимедийные

материалы не раз отмечались на различных фестивалях, конкурсах.

С чего начинается Родина? С кого начинается Родина?

Эссе «Лица уральской национальности» (размышление о людях родного края ) пишут

одиннадцатиклассники, размышляя об особенности характеров людей родного края, и

совершают ещё одно важное для себя открытие: « … за все годы формирования характера

уральцев, по моему мнению,- пишет выпускница,- сложился определенный культурный тип

людей – талантливых, мужественных, умеющих «сметь свое суждение иметь».

7

Так постепенно, восхищаясь, радуясь, узнавая, становишься гражданином, любящим

«малую» Родину и великое Отечество, гордясь людьми, трудами и талантами которыми славен

твой город, славна Россия.

Ведь то историческое и природное пространство, которое рассматривается при изучении

краеведческого материала, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его семьи,

знакомых, его улицы, села или города. Оно ему так близко и понятно, что обойти эти вопросы

было бы ошибкой. Использование краеведческого материала способствует формированию

мотивационных основ обучения, познавательно - коммуникативной деятельности, развитию

наблюдательности, исследовательско - информационных умений, формированию ключевых

компетенций, социализации в обществе.

И родной дом, двор, где ты не раз гулял, и вид из окна квартиры и детский сад, и школа,

где получаешь первый радостный опыт от общения со сверстниками, и родная природа – все

это Родина. Родина начинается с восхищением тем, что видишь перед собой с малых лет.

8



В раздел образования