Напоминание

" Изменение глаголов по числам"


Автор: Бутусова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " СОШ №13 им. А.Л.Широких"
Населённый пункт: город Сарапул
Наименование материала: Разработка конспекта урока по русскому языку
Тема: " Изменение глаголов по числам"
Раздел: начальное образование





Назад




УРОК

РУССКОГО

ЯЗЫКА

ФИО: Бутусова Елена Юрьевна

МАОУ СОШ №13 имени А. Л. Широких

Тема урока: «Изменение глаголов по числам»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: ознакомление младших школьников с изменениями глаголов по числам

Задачи урока:

Предметные:

- находить глаголы в тексте;

- определять число глаголов;

- изменять глаголы по числам.

Метапредметные:

1)

Познавательные

-

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных

признаков;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

2)

Коммуникативные

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для

решения

различных

коммуникативных

задач,

строить

монологическое

высказывание;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в

том числе в ситуации столкновения интересов.

3)

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения

новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Учебный комплект: УМК «Перспектива» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Класс: 3 класс

Оборудование, технические ресурсы: учебник, тетрадь, карточки с заданиями,

презентация, проектор, аудиозапись.

1.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Скажите, какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое

настроение вызывает у вас такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было

тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом,

ощутите тепло и свет, радость и счастье.

- Замечательно!

2.

Повторение, актуализация, целеполагание.

2.1. «Число» (орфографическая пропедевтика), «Классная работа», минутка чистописания (1- 2

строчки, обязательно с анализом элементов, способов соединения).

- Ребята, сегодня нас с вами ждет необычный урок! Нам прислали приглашение, но

прежде, чем узнать, к кому же в гости мы отправимся, нужно сделать отметку о дате и

месте начала нашего путешествия.

- Для начала предлагаю вам открыть тетради и записать сегодняшнюю дату.

- Скажите, какое сегодня число? (6)

- А какой месяц? (декабрь)

- Действительно, сегодня 6 декабря. Давайте подумаем, какие орфограммы

встречаются в этих словах.

- Рассмотрим первое слово. Назовите его. (шестое) Сколько в этом слове слогов? (3

слога) Какой слог ударный? (2 слог)

- Есть ли орфограмма в этом слове? (да) Назовите ее. (проверяемая безударная

гласная в корне слова) Как мы можем проверить написание? (подобрать проверочное

слово)

- Молодцы! Какое слово будет проверочным? (шесть)

- Обратите внимание, что на конце слова слияние буквы о и е.

- Замечательно! Теперь переходим к слову «декабря». Сколько в этом слове слогов?

(3 слога). Как вы это определили? (скандированием)

- Отлично! Скажите, какой слог ударный? (3 слог)

- Верно!

- Молодцы! Мы разобрали все орфограммы. Теперь вы можете записать число в

тетрадях, отступив от прошлой работы 2 строки. Обратите внимание, первое слово

необходимо написать с заглавной буквы. Не забудьте подчеркнуть орфограммы.

дети записывают число

- Справились? (да)

- Тогда мы можем продолжать. Скажите, где мы начинаем наше путешествие? (в

классе). Запишем в тетрадях «Классная работа».

- Но прежде разберем опасные места. Скажите, какая орфограмма встречается в

слове «Классная»? (удвоенная согласная в корне слова)

- Рассмотрим слово «работа».

- Сколько в этом слове слогов? (3 слога) Какой слог ударный? (2 слог)

- Какая орфограмма встречается в этом слове? (непроверяемая безударная гласная в

корне слова)

- Назовите букву, которую следует написать в первом слоге. (а)

- Как называются слова, правописание которых мы не можем проверить?

(словарные)

- Где мы можем уточнить их написание? (в словаре)

- Верно! Переходим к написанию.

- Скажите, как мы должны начать писать заголовок? (с заглавной буквы)

- Записываем в тетрадях «Классная работа».

дети записывают «Классная работа»

- Молодцы!

-

На следующей строчке пропишем целый ряд строчной буквы к. Именно эта буква

изображена на приглашении. Наверное, это неспроста.

- Прежде чем писать, вспомним, из каких элементов состоит буква к? (прямая

(наклонная) линия, плавная линия и прямая линия с закруглением с двух сторон)

- Верно! Теперь можно приступать к написанию.

- Справились? (да)

- Среди всех букв найдите букву-королеву.

- Молодцы!

2.2.

Словарная работа (списывание с различными установками (на определенную букву, с

определенным количеством слогов, по заданным грамматическим

или словообразовательным

признакам), зрительный диктант, предупредительный или объяснительный диктант, проверка по

эталону, взаимопроверка и т.д.), включая элементы развития речи (составление словосочетания,

предложения со словарными словами). Контрольный словарный диктант примерно 1 раз в две

недели. Ориентировочные нормы словарной работы: 1 класс – 3-6 слов, 2 класс – 6-9, 3 класс – 9-

12, 4 класс – 12-15.

- Ребята, в своем приглашении я обнаружила несколько картинок. На каждой из них

было зашифровано слово. Мне кажется, если мы разгадаем все ребусы, то сможем

узнать, в мир каких животных мы сегодня отправимся.

- Справимся с таким заданием? (да)

- Тогда начнем.

- Какое слово получилось? (воробей)

- Верно! Скажите, сколько слогов в слове воробей? (3 слога) Назовите ударный слог

(3 слог)

- Написание какой гласной нам нужно запомнить? (гласных о)

- Правильно! Запишите в тетрадях слово «воробей». Писать начинаем с новой строки

и с заглавной буквы. Ставим ударение, подчеркиваем непроверяемую гласную.

После слова ставим запятую.

- Разгадываем дальше.

- Что получилось? (ворона)

- Молодцы! Сколько слогов в слове ворона? (3 слога) Какой слог ударный? (2 слог)

- Написание какой гласной следует запомнить? (гласной о)

- Разделите слово на слоги (во-ро-на)

- Верно! Записываем слово «ворона», ставим ударение и выделяем орфограмму.

- Следующий ребус.

- Правильно! Сколько слогов в этом слове? (2 слога) Какой слог ударный? (1 слог)

- Написание какой буквы мы не сможем проверить? (е)

- Молодцы! Записываем слово «дятел». Не забываем про ударение и орфограмму.

- Идем дальше.

- Отгадали? (ласточка)

- Верно! Назовите количество слогов в этом слове. (3 слога) Какой слог ударный? (1

слог)

- Какая гласная в корне слова является непроверяемой? (о)

- Где еще в этом слове можно допустить ошибку? (в сочетании чк) Как мы его

напишем? (без мягкого знака)

- Правильно! Выписываем слово «ласточка», ставим ударение и выделяем

орфограмму.

- Готовы к следующему ребусу? (да)

- Какое слово получилось? (петух)

- Верно! Скажите, сколько слогов в слове воробей? (2 слога) Назовите ударный слог

(2 слог)

- Написание какой гласной нам нужно запомнить? (гласных е)

- Правильно! Запишите в тетрадях слово «петух».

- Продолжаем.

- Догадались? (да)

- Какое слово загадали? (синица)

- Верно ли, что в слове топор 2 слога? (нет) Сколько слогов в этом слове? (3 слога)

Какой слог ударный? (2 слог)

- Назовите гласную, написание которой мы не сможем проверить. (и)

- Вы правы! Записываем слово «синица», ставим ударение и подчеркиваем

орфограмму.

- Следующее слово.

- Догадались, что это? (соловей)

- Молодцы! В этом слове 3 слога? (да) Как вы узнали? (скандированием)

- Какой слог ударный? (3 слог)

- Назовите непроверяемые гласные в корне слова. (о)

- Запишите слово «соловей». Не забудьте поставить ударение и выделить

орфограмму.

- И последнее слово.

- Что за слова загадали? (сорока)

- Молодцы! Сколько слогов в слове ворона? (3 слога) Какой слог ударный? (2 слог)

- Написание какой гласной следует запомнить? (гласной о)

- Разделите слово на слоги (со-ро-ка)

- Верно! Записываем слово «сорока», ставим ударение и выделяем орфограмму.

- Ребята, что за слова мы записали? (словарные)

- Какова их особенность? (их написание мы не можем проверить)

- Что же объединяет все эти слова? (названия птиц)

- Верно! Значит, в гости к каким животным мы отправимся? (к птицам)

- Точно! Именно птицы пригласили нас к себе в гости.

- Но прежде чем отправиться в птичий мир, посмотрите еще раз на все эти слова.

Одно слово среди них лишнее. Назовите его. (петух) Почему? (это домашняя

птица, а остальные – нет- Верно подметили.

- Скажите, с точки зрения русского языка, на какие группы можно разделить эти

слова? ( 2 слога и 3 слога)

- Какие слова состоят из 2 слогов? (петух и дятел)

- Точно! В каком слове все согласные звуки – мягкие? (дятел)

- Молодцы!

- Ребята, чтобы попасть в мир птиц, нужно выполнить нелегкое задание. Вспомните,

правописание какой буквы мы с вами отрабатывали в начале урока? (к)

- Верно! Посетить страну птиц смогут ученики только того ряда, кто вспомнит птиц,

названия которых начинается с этой буквы.

- Итак, кто готов? (кряква, какаду, курица, клест, кукушка, коршун, королек,

куропатка, канарейка, кедровка)

- Отлично! Все 3 ряда справились с заданием, а значит, мы все вместе попадаем в

страну птиц.

включается аудиодорожка (каркают вороны, чирикают воробьи)

3.

Работа над новым материалом (открытие нового знания).

3.1 Наблюдение

над

языковым

материалом

(из

учебника

или

подобранного

учителем).

Целеполагание

(выявление

проблемы),

определение

деятельности

(выявление

обучающимися

затруднения,

проблемы

(Что

мы

еще

не

знаем,

не

умеем?),

попытка

обучающимися сформулировать тему и цель урока (Чему будет посвящен наш урок? Какую

проблему будем решать?), построение обучающимися плана деятельности (Как будем эту

проблему решать?).

- Ребята, кто издает эти звуки? (вороны, воробьи)

- Верно! Посмотрите на доску. В левом столбике появились 2 слова: воробей и

вороны. А в правом слова: каркает, чирикают.

Вороны

чирикают

Воробей

каркает

- Что за слова в левом столбике? (существительные)

- Что мы знаем о существительных? (это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: Кто? Что?)

- Верно!

- Определите, в форме какого числа стоит каждое существительное. (вороны – мн.ч.,

воробей – ед.ч.)

- Верно!

- Посмотрим на правый столбик. Слова какой части речи там представлены? (глагол)

- Охарактеризуйте глагол как часть речи. (обозначает действие предмета и

отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?)

- Для каждого существительного найдите подходящий по смыслу глагол. Составьте

предложения. (Вороны каркает. Воробей чирикают. )

- Получилось ли у вас составить полноценные предложения? (нет) Почему? (Форма

глагола не подходит к тем существительным, которые представлены) Как вы это

поняли? Воробей чирикают. Почему мы не можем так сказать? (воробей – один, а

чирикают – много воробьев; вороны – их несколько, а каркает – кто-то один)

- Точно! Что нам нужно сделать, чтобы глагол соответствовал представленным

существительным? (изменить глагол) Что у глагола нужно изменить? (число)

- Знаем ли мы, как это сделать? (нет)

- Значит, чему будет посвящен наш урок? Какую проблему будем решать? (будем

учиться изменять глаголы по числам)

- Как мы будем это проблему решать? (рассматривать различные примеры,

выполнять упражнения)

- Верно!

3.2 Обобщение наблюдений над языковым материалом (открытие нового знания), введение

нового

термина

(если

знакомимся

с

новым

лингвистическим

понятием)

или

типа

орфограммы (если это орфографический урок). Попытка самостоятельно сформулировать

определение или правило.

- Посмотрите на доску. Перед вами три пары предложений. Запишите их в тетрадь.

Соловей поет.

Соловьи поют.

Попугай повторял.

Попугаи повторяли.

Чайка летит.

Чайки летят.

- Назовите первую пару предложений. (соловей поет – соловьи поют)

- Чем похожи эти предложения? (в них говорится о соловьях, которые поют)

- Чем предложения отличаются? (в левом столбике соловей один, существительное

стоит в форме единственного числа, а в правом- соловьев много, существительное

стоит в форме множественного числа)

-Верно! Теперь обратите внимания на глаголы. В какой форме стоит глагол, который

употреблен с существительным соловей, стоящим в единственном числе? (поет)

- Выделите у него окончание. (ет)

- Действие сколько предметов обозначает глагол поет? (одного соловья)

- Как вы думаете, в каком числе стоит глагол, если он обозначает действие одного

предмета? (в единственном)

- Теперь посмотрим, как изменился глагол, когда существительное стало во

множественном числе. Какая форма глагола использована с существительным

соловьи, стоящим во множественном числе? (поют)

- Выделите окончание. (ют)

- Действие скольких предметов обозначает глагол поют? (нескольких)

- Как вы думаете, в каком числе стоит глагол, если он обозначает действие

нескольких предметов? (во множественном)

- Верно!

- Проделаем ту же самую работу с двумя остальными парами.

- Молодцы!

- Мы с вами понаблюдали за изменениями глаголов по числам. Давайте попробуем

сформулировать правило.

- Для этого ответьте на вопросы:

1) Как изменяются глаголы?

2) В каком числе могут употребляться глаголы?

3) Действие скольких предметов обозначают глаголы в единственном числе? А

во множественном?

4) Какая часть слова меняется при изменении глаголов по числам?

3.3 Работа над определением или правилом в учебнике (сопоставление с тем определением или

правилом, которое сформулировали сами, отсечение несущественных и ложных признаков).

- Чтобы узнать, правильно ли мы сформулировали правило, давайте обратимся к

учебнику и прочитаем, что говорит автор об изменении глаголов по числам.

- Скажите, совпадает ли наше правило с авторским? (да)

- Назвали ли мы какие-то лишние признаки? (нет)

- Теперь мы знаем об изменении глаголов по числам и можем переходить к

выполнению упражнений для отработки.

3.4 Уточнение

и

конкретизация

(элементарные

упражнения

на

первичное закрепление с

проверкой по эталону).

- Чтобы проверить, хорошо ли вы разобрались с изменением глаголов по числам,

выполним несложное упражнение. На доске вы видите два существительных: сова и

совы. У меня на столе лежат карточки с глаголами в различном числе. Вам нужно

правильно соотнести существительные с глаголами. Свой выбор объяснить.

- Глаголы: летает, заботятся, ловят, охотятся, кормит, защищает, ухают, сидит.

Сова

Совы

летает

заботятся

кормит

ловят

защищает

охотятся

сидит

ухают

- Назовите глаголы, которые вы отнесли к слову сова (летает, кормит, защищает,

сидит)

- В каком числе употреблены все эти глаголы? (в единственном) Почему?

(обозначают действие одного предмета – одной совы).

- Какие глаголы отнесли к правому столбику? (заботятся, ловят, охотятся, ухают)

- К какому существительному они относятся? (совы) В каком числе стоит это

существительное? (во множественном)

- В каком числе стоят глаголы, подходящие к данному существительному? (во

множественном)

Как вы это определили? (обозначают действие нескольких

предметов – нескольких сов)

- Молодцы!

- Ребята, мудрая сова задает нам с вами вопрос. Скажите, если изменить число имени

существительного, изменится ли число глагола, обозначающего действие этого

существительно? Как вы думаете? (да, изменится)

- Верно! Именно это мы с вами сейчас и наблюдали. Молодцы!

ФИЗМИНУТКА

- Давайте немного отдохнем. Проведем игру на внимание.

- «Услышав глагол, хлопайте в ладоши».

- «…Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал,

носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг,

флажок, дружок».

-Поднимите руки те, кто ни разу не ошибся? Молодцы!

- Кто был самым внимательным? В каком числе стояли все глаголы? (в ед.ч.)

- Молодцы! Прошли проверку на внимательность.

4.

Включение новых знаний в систему изученного, закрепление (задания и упражнения

на закрепление, включая проблемные, поисковые, речевые, дифференцированные задания для

фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы).

- Ребята, теперь мы готовы переходить к более сложным заданиям и продолжать

наше путешествие по птичьей стране.

- Откройте учебник на странице 82. Выполним упражнение 141.

- Прочитайте текст. Как мы можем его озаглавить? (весна пришла, приход весны,

конец зимы)

- Определите тип текста: повествование, описание, рассуждение (повествование)

- Как вы догадались? (описываются действия, много глаголов)

- Верно! О каких птицах говорилось в тексте? (о журавлях) Что о них говорилось?

(летят караваном)

- О каких еще действиях птиц говорилось в тексте? (вьют гнезда)

- Молодцы! А теперь поработаем по вариантам.

- Первый вариант выписывает из стихотворения глаголы единственного числа, а

второй вариант – множественного. Над глаголом подписать число.

- Кто справится с заданием быстрее, может выбрать из тех глаголов, которые вы

выписали, один глагол, записать его еще раз на новой строчке и изменить его число.

- Справились? (да)

- Какие глаголы выписали ребята, сидящие на 1 варианте? (тает, улыбается)

Какого числа все эти глаголы? (единственного) Действие скольких предметов оно

обозначает? (одного) Какой вопрос мы задали ко всем этим глаголам? (что делает?)

- Верно!

- Какие слова выписали ребята, сидящие на 2 варианте? (шумят, летят, вьют,

льются) Действие скольких предметов оно обозначает? (нескольких) Какой вопрос

мы задали ко всем этим глаголам? (что делают?)

- Молодцы!

- Выпишите из текста 4 предложение. Подчеркните грамматическую основу.

- Назовите подлежащее (подснежник). Как вы его подчеркнули? (одной чертой) Чем

выражено подлежащее? (существительным) В каком числе оно стоит? (в

единственном)

- Разберите данное слово по составу (снеж – корень, под – приставка, ник –

суффикс и нулевое окончание).

- Назовите однокоренные слова к слову подснежник (снег, снежный, снеговик,

снегурочка, снежинка, снежок)

- Будет ли слово подснежники являться однокоренным? (нет, это формы одного

слова)

- Верно!

- Назовите сказуемое (улыбается) Как подчеркнули? (двумя чертами) Чем

выражено сказуемое? (глаголом) В каком числе стоит глагол? (в единственном)

Докажите (обозначает действие одного предмета)

- Измените предложение так, чтобы глагол стоял во множественном числе (Первые

подснежники улыбаются солнцу). Изменили ли вы существительное? (да) Как?

(поменяли его число)

- Отлично! О ком мы обычно говорим, используя глагол улыбается? (о человеке)

- Верно! Скажите, какой литературный прием использовал автор в данном

предложении? (олицетворение)

- Молодцы!

- Составьте словосочетание со словом улыбается (улыбается солнцу). Какой вопрос

мы зададим к слову солнцу? (улыбается кому? солнцу) В каком падеже стоит это

существительное? (в дательном)

- Какая орфограмма встретилась в слове солнцу? (непроизносимая согласная в корне

слова) Сколько букв и звуков в этом слове (6 букв и 5 звуков).

- Точно! И с этим заданием вы справились.

- Дальше - еще интереснее.

- Ребята, мы уже с вами с многими птицами познакомились, узнали о повадках

некоторых их них, вспомнили их действия и услышали голоса. Следующее задание

будет необычным. Мы посмотрим, как о птицах пишут поэты.

- Работать будем в группах. У каждого в группе будет своё задание, которое

написано на листах. Вы распределите, кто какое задание будет выполнять. После

проверки работы всей группы, вы оцените свою работу. (Лист оценивания с

критериями)

Задание понятно? (да)

Лист желтеет тополиный,

Улетают птицы клином.

След теряется вдали.

До свиданья, журавли.

1 Прочитай стихотворение выразительно.

2. Выпиши из стихотворения все глаголы.

3. У глаголов определи число.

4. Измени у глаголов число.

Оценивание работы в группе

1

Стихотворение прочитано выразительно, без

запинок.

Стихотворение прочитано с ошибками.

1 балл

0 баллов

2

Из текста выписаны все глаголы.

Из текста выписаны не все глаголы.

2 балла

1 балл

3

У всех глаголов правильно определено число.

Не у всех глаголов правильно определено число.

2 балла

1 балл

4

Все глаголы правильно изменены по числам.

Глаголы изменены по числам, но есть ошибка.

2 балла

1 балл

Всего:

- Молодцы!

- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Вот только чтобы вернуться в школу,

нужно

выполнить

тест,

который

покажет,

насколько

хорошо

вы

усвоили

сегодняшний материал.

Тест

В каждой строке найдите и подчеркните лишнее слово.

1)

Журавли: машут, клюёт, кричат, кружатся.

2)

Соловей: поёт, вьет, свистит, приносят.

3)

Птицы: воркуют, ищет, летают, кружатся.

- Закончили? (да) Работы сдаем.

5.

Рефлексивное подведение итогов урока, д/з

- Ребята, на этом наше путешествие в страну птиц подходит к концу.

- Скажите, с каким правилом мы сегодня познакомились? (изменение глаголов по

числам)

- Удалось ли вам запомнить правило? (да) Давайте еще раз его повторим.

- Что помогло вам его запомнить?

- Какое задание показалось вам самым трудным? Как вам удалось преодолеть

трудности?

- Молодцы!

- Дома я предлагаю вам выполнить упражнение 144 на странице 83. Задание понятно?

(да)

- На этом наш урок подошел к концу. Впереди еще много нового и интересного!

- Спасибо за урок!

РЕЗЕРВ

- Посмотрите на экран. Что мы видим?

- Кто изображен на картинке? (дети, птицы, собака)

- Что ребята делают? (устанавливают скворечники) Для чего они это делают?

(скворечники помогают птицам устроить свои гнёзда и служат укрытием для

птиц)

- Почему это так важно? (в городе мало мест, где птицы могут устроить свои

гнезда и найти укрытия)

- Верно! А как еще мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)

- Молодцы!

- А теперь давайте составим предложения по этой картинке, в которых будем

употреблять глаголы в единственном и множественном числе.

- Молодцы!



В раздел образования