Напоминание

"Современные методы и формы организации культурно-досуговой деятельности в системе дополнительного образования и их влияние на развитие личности учащегося"


Автор: Шаламай Евгений Владимирович
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО детей "Дворец детского и юношеского творчества города Донецка"
Населённый пункт: г. Донецк
Наименование материала: методическая разработка круглого стола для молодых педагогов
Тема: "Современные методы и формы организации культурно-досуговой деятельности в системе дополнительного образования и их влияние на развитие личности учащегося"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

БУДЁННОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»

(ЦДЮТ)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КРУГЛОГО СТОЛА

ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

«Современные методы и формы организации культурно-досуговой

деятельности в системе дополнительного образования и их влияние на

развитие личности учащегося»

Подготовил: Шаламай Е.В.,

методист

Донецк, 2023

Цель: поиск резервов для более эффективной работы молодых педагогов.

Задачи:

1.

Помочь

найти

наиболее

эффективные

формы

и

методы

организации

досуга

в

учреждении,

обеспечивающие

качественно

новый

уровень воспитанности и развития детей.

Содействовать сплочению всего коллектива сотрудников.

Совершенствовать умение работать в команде, аргументировано

отстаивать свою точку зрения.

Развивать способности привлекать из своего опыта необходимую

информацию, совершенствование ассоциативных механизмов мышления.

Распространение педагогического опыта .

План мероприятия:

1. Актуальность

2. Блок «Игры»

3. Блок «Обсуждение».

4. Принятие решения.

Актуальность

При планировании и организации досуговой деятельности перед педагогом в

современных условиях возникает множество проблем: какое время в

календарно-тематическом планировании выделить развлечениям? Какие

новые формы досуговой деятельности использовать, чтобы заинтересовать

детей и их родителей? Этими актуальными вопросами и обусловлен выбор

темы нашего «круглого стола».

Правила нашего «круглого стола»:

избегай общих фраз;

ориентируйся на цель (задачу);

умей слушать;

будь активен в беседе;

будь краток;

осуществляй конструктивную критику;

не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

Культурно-досуговая

деятельность

является

одним

из

важнейших

средств

воспитания.

Организация

содержательного

досуга

с

целью

формирования у подрастающих поколений эстетического вкуса и стремления

к самосовершенствованию - одна из ведущих задач учреждений образования.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и

юношеством

фундаментальных

человеческих

потребностей.

В

процессе

досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе,

даже

личные

недостатки

можно

преодолеть

посредством

досуговой

активности.

Досуг

в

существенной

степени

ответственен

в

части

формирования

характера

ребенка,

в

частности

таких

качеств

как

инициативность,

уверенность

в

себе,

сдержанность,

мужественность,

выносливость, настойчивость, искренность, честность и других.

Организатор

досуга

должен,

во-первых,

удовлетворить

социально-

культурные интересы и потребности учащихся, а, во-вторых, разрабатывать

инновационные

технологии,

которые

будут

способствовать

более

содержательному и развивающему досугу детей и подростков.

«Концепция

дополнительного

образования»

детей

в

качестве

приоритета

определяет

«превращение

жизненного

пространства

в

мотивирующее

пространство,

определяющее

самоактуализацию

и

самореализацию

личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к

познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям

многонациональной

культуры

российского

народа».

Реализация

поставленной

задачи

возможна

посредством

методически

грамотной

организации культурно-досуговых мероприятий.

Заметим, что под культурно-досуговым мероприятием понимается

массовое мероприятие, которое направленно на удовлетворение духовных,

эстетических, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере

культуры и досуга, способствующее приобщению человека к культурным

ценностям.

Особо

следует

акцентировать

внимание

на

том,

что,

благодаря

компьютерным технологиям, у современных детей и подростков появились

новые возможности для проявления и воплощения фантазии и инициативы

во время проведения культурно-досуговых мероприятий. Важно учитывать

ещё

один

неоспоримый

факт:

«главной

особенностью

формирования

культуры общения современной личности является то, что оно происходит,

опираясь на киберпространство и виртуализацию». Это ещё более расширяет

возможности

организации

культурно-досуговых

мероприятий,

позволяя

задействовать виртуальное пространство.

Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления

этого

процесса

в сфере

свободного

времени.

К методам

досуговой

педагогики

относятся

методы

игры

и игрового

тренинга,

методы

театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного

контакта,

методы

воспитывающих

ситуаций,

методы

импровизации»

(С. А. Шмаков).

Методы досуговой деятельности

Методы

театрализации.

Досуговая

деятельность

учащихся

имеет

огромное

множество

сюжетов

и социальных

ролей.

Непринуждённое

общение учащихся может быть в виде различных вечеринок, «капустника»,

«театральной

гостиной»,

русских

посиделок

«праздничного

вечера»

и др.

Метод театрализации реализуется через костюмированные сценки, обряды,

ритуалы, и т. п. Театрализация знакомит ребят с различными сюжетными

ситуациями из жизни.

Методы состязательности. Состязание — это внутренний толчок для

раскручивания

творческих

сил,

стимулирование

к поиску,

реализации

и открытию.

Школьники

должны

учиться

состязаться.

Досуговая

деятельность всегда очень эмоциональна, поэтому она стимулирует крайние

формы поведения: азарт, некое состояние эффекта, волнение, обиды и др.

Например, очень низка культура «боления» болельщиков в детском спорте,

состязаниях, коллективных играх. В этом случае нужно учить воспитанников

достойно принимать победу соперников.

Методы равноправного духовного контакта. Эти методы основаны на

совместной деятельности детей и взрослых, так сказать «на равных» во всем.

Учителя

и учащиеся —

считаются

равноправными

членами

школьных

клубов, объединений, творческих кружков. В организации совместной досуга

для детей и взрослых, которая основана на равноправном духовном контакте,

в то же время нельзя забывать о так называемой «красной линии».

Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация — это

специально

созданные

учителем

условия

для

детей

и подростков.

Такие

ситуации не должны быть надуманными. Они должны отражать жизнь со

всеми её сложностями и трудностями. Учитель должен специально создавать

условия для возникновения необходимой ситуации, но сама ситуация должна

быть естественной. Важную роль для использования такого метода играет

неожиданность.

Для

того

чтобы

воспитанник,

который

может

ожидать

определенной реакции педагога, заранее не готовил себя к сопротивлению и,

действия для него были неожиданными.

Методы

импровизации.

Импровизация —

это

действие,

которое

не

является

осознанным

и не

подготавливается

заранее,

действие,

которое

получается экспромтом. В импровизации заложено имитационное поведение.

Методы

импровизации

противопоставляются

школьным

методам

репетиционности.

Метод

импровизации

служит

для

порождения

азарта

ребенка, развивает творчество.

Метод

игры.

Наиболее

важными

функциями

игры

являются:

воспитательная функция; развивающая функция; функция межнациональной

коммуникации;

коммуникативная

функция;

диагностическая

функция;

функция коррекции в игре; развлекательная функция игры.

Большинству игр присущи четыре главные черты: свободная развивающая

деятельность; творческий, импровизационный характер этой деятельности;

эмоциональная приподнятость деятельности; наличие прямых или косвенных

правил.

К

организации

игр

предъявляются

следующие

педагогические

требования: 1) игра не должна включать в себя даже малейшую угрозу

жизни и здоровью ребенка;

2)

вещи

и предметы

должны

быть

безопасны

для

жизни

и здоровья

ребенка;

3) игра не должна унижать достоинство ребенка;

4) участники игры должны хорошо понимать ее смысл и содержание,

правила,

операции,

точное

обозначение

используемых

в ней

терминов,

понятий;

5) игра строится с учетом физических особенностей детей, их возраста,

широты кругозора;

6)

организатор

игры

должен

следить

за

тем,

чтобы

в соревнованиях

участвовали

равные

по

силам

дети,

все

участники

находились

в равных

условиях, периодически менялись ролями и игровыми позициями.

Наиболее

простыми

в организации

и проведении,

позволяющими

вовлечь

в игру

любую

аудиторию,

являются

игры

викторинного

типа,

построенные

как

ответы

на

вопросы.

Принцип

викторины —

назвать,

угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть на эрудицию, на

находчивость,

на

сообразительность.

Они

могут

быть

на

одну

тему

и различные по содержанию. Во всех случаях вопросы рассчитываются на

средний

и даже

немного

ниже

среднего

уровня

эрудиции.

Существует

множество игр, в которых обыгрываются веселые и смешные ситуации. Это

игры-розыгрыши. Здесь педагогу следует помнить о том, что никого нельзя

делать объектом смеха. Вовлекая ребенка в розыгрышную ситуацию, нельзя

строить

ее

на

демонстрации

его

неловкости,

несообразительности,

неуклюжести. Смех, рождаемый розыгрышем, не будет обидным лишь в тех

случаях,

когда

он

относится

к нелепостям,

пародийности,

слабостям,

абстрагированным

от

конкретного

лица.

Особый

интерес

в практике

организации досуговой деятельности подростков представляет игра-лотерея.

Это

вид

организованной

азартной

игры,

в которой

призы

достаются

владельцам

счастливых

выигрышных

билетов.

Использование

этого

принципа вполне приемлемо как одно из развлечений во время проведения

различных массовых форм досуговой деятельности.

Таким

образом,

культурно-досуговые

мероприятия

достаточно

многообразны, при их организации следует учитывать формы и методы,

возрастные особенности, создавать благоприятные условия для проведения.

Блок «Игры»

В

игре

дети

и подростки

обнаруживают

все

свои

личные

качества

и свойства.

Выявление

индивидуальных

особенностей

в процессе

игры

помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на его развитие.

Ни один вид деятельности так ярко и всесторонне не раскрывает характерные

черты личности, как игра. Увлеченный игрой, воспитанник обнаруживает все

стороны своего характера. Часто замкнутый ребенок совершенно по-иному

проявляет

себя

в игре.

Организатору

детского

досуга

в системе

дополнительного образования следует помнить, что игра является не только

средством развлечения и отдыха, но и средством физического, нравственного

и социального воспитания.

«Без маски». Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не

имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен

продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если

остальные

члены

группы

почувствуют

фальшь,

участнику

придется

выполнить шуточное задание коллектива.

Примерное содержание карточек:

1. «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»

2. «Иногда люди не понимают меня, потому что я...»

3. «Верю, что я...»

4. «Мне бывает стыдно, когда...»

5. «Особенно меня раздражает, что я...»

6. «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»

7. «Для достижения цели я…»

8. «Я очень не люблю, когда мне….»

9. «Иногда я заставляю себя…»

10. «Когда меня кто-то или что-то раздражает, я…»

11. «Что бы принять решение, мне нужно…»

12. «Больше всего я радуюсь, когда…»

13. «Легче всего в моей работе мне дается…»

14. «Своим достоинством я считаю…»

«Ассоциации».Все участники сидят в кругу. Необходимо, немного подумав,

сказать с кем или с чем ассоциируется его сосед справа. И так по кругу, пока

первый спикер не услышит ассоциацию с собой.

Блок «Обсуждение».

1.

В

каких

формах

культурно-досуговой

деятельности

вы

принимали

участие?

2.

Какие методы вы чаще всего используете при организации культурно-

досуговой деятельности в своих творческих объединениях?

3.

Повышение мотивации родителей к участию в культурно-досуговой

деятельности.

4.

Проведение «информационной атаки»: участники высказываются в

определенном порядке, оперируя убедительными фактами,

иллюстрирующими современное состояние проблемы;

5.

Выступления

диспутантов

и

выявление

существующих

мнений

на

поставленные

вопросы,

акцентирования

внимания

на

оригинальные

идеи;

6.

Ответы на дискуссионные вопросы;

7.

Подведение итогов, выработка рекомендаций, решений.



В раздел образования