Автор: Дыхановская Инна Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР Северный УВК № 16
Населённый пункт: Луганская Народная Республика Краснодонский м о пгт Северный
Наименование материала: конспект урока по литературе
Тема: Любимые поэты 19 века
Раздел: среднее образование
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ 19 ВЕКА
Цель:
Углубить знания учащихся о фактах из биографий ярких поэтических
личностей начала 19 века;
развивать познавательный интерес, прививать
любовь к поэзии .
Задачи:
- повысить мотивацию обучающихся к чтению и изучению творческого
наследия русских поэтов;
- формировать нравственно-мировоззренческие позиции обучающихся через
обращение к лучшим текстам классической поэзии;
- развивать артистические способности и литературный вкус;
-помочь осознать своеобразие лирики каждого поэта, попытаться осмыслить
вклад каждого из них в поэзию и литературу.
-развивать наблюдательность, бережное отношение к слову;
-учить детей чувствовать лирическое произведение.
Оборудование:
Портреты поэтов, сборники стихов, выставка книг, филборды, листы для
рефлексии.
Эпиграф на доске:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
В.А.Жуковский.
Вчерашний день, минувший год
Не умирают в человеке.
Прошедший век – он в нашем веке
Ещё звенит, ещё поёт.
А. С. Пушкин.
Ход урока
1.Слово учителя.
В I половине 19 века, русская литература могла бы о себе сказать словами
А.С.Пушкина: « Я чувствую, что мои духовные силы достигли совершенной
зрелости, я могу творить». Яркий термин «Золотой век» относится к первой
половине, а точнее к первым сорока годам XIX века. Этот период
примечателен беспрецедентным всплеском творчества, освещенным гением
Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Николая
Некрасова и многих других. Русскую поэзию 19 века кратко можно описать
цитатой : «Искусство вобрало в себя все самое прекрасное и доброе, могучее
и неповторимое, что есть в русской душе, в русском народе».
Поэзия I половины 19 века представлена также светилами: А.С.Пушкиным,
которого критики нарекли «солнцем русской поэзии и М.Ю.Лермонтовым –
«высокой думы властелином».
Ребята, на сегодняшнем уроке мы поговорим на тему: «Творчество поэтов
19 века». Поразмышляем о таком понятии, чувстве как любовь. Эта тема
очень важна в жизни каждого человека. И сегодняшний урок не просто про
любовь, а про те отношения, участниками которых вы уже являетесь. Вы уже
подошли к тому прекрасному возрасту, когда в состоянии понять, что
стукнуть девочку портфелем по голове не лучший способ выразить свою
симпатию. Возможно, вы уже продвинулись дальше и понимаете, что
лучший способ добиться взаимности – доброжелательность, искренность и
мужественность (для парней), женственность (для девушек). Мы изучаем с
вами множество произведений поэтов, писателей, которые поднимают тему
любви, тему взаимоотношений. Это неспроста, потому что это вечная тема,
это одна из основных ценностей в жизни каждого из нас
.
Основная тема
поэзии 19 века- любовь (к Родине, семье, женщине).
Притча.
Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные
ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все
ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она
ждала до последнего, но, когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть
с острова.
Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство
ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет
места».
Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила:
«Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в
одиночестве».
Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала,
что Любовь нарушит гармонию на её корабле.
Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не
услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась.
Но вдруг она услышала голос где-то позади: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с
собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда
старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда
она обратилась к Познанию:
– Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
Познание посмотрело на Любовь:
– Это было Время.
– Время? – переспросила Любовь. – Но почему оно спасло меня?
Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
– Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.
2. Основная часть урока.
…Итак, сегодняшнюю встречу, мы посвящаем извечной теме – теме любви в
поэзии. Мы говорим сегодня о большой любви, естественной и долгожданной, как
солнце. О любви написано множество стихов. Поэты всех времён и народов
писали о любви.
Посмотрим, как справились те, кому я давала задание найти определение
поэзии…(обучающиеся отвечают)
Выступления обучающихся (сообщения, стихи наизусть).
Обсуждения. Беседа.
Работа с филбордами. Проверка.
3.Рефлексия. /Учащиеся работают с карточками/
Выводы. Выставление оценок.
Слово учителя. Если мы читаем и чувствуем стихи поэтов, о которых мы
сегодня говорили - то они вечны! Это были лучшие люди России начала 19
века.
Домашнее задание. Подготовка к контрольной работе.
Всем спасибо! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча поможет вам найти
в творчестве поэтов начала 19 века что-то свое, неповторимое…